Понимает ли душа что тело умерло. Что чувствует человек, когда умирает? Клиническая смерть

Понимает ли душа что тело умерло. Что чувствует человек, когда умирает? Клиническая смерть


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).

Со времен сотворения мира каждого на этой планете человека мучает сакральный вопрос: а есть ли жизнь после смерти? На него пытаются ответить лучшие умы человечества: ученые и эзотерики, маги и скептики до мозга костей – хотя бы единожды вопросом возможности бессмертия задавался каждый.

В этой статье

Как долго умирает человек

Быстрая смерть – высшее благо, к сожалению, не любому дано им воспользоваться. В зависимости от причины гибели процесс угасания функций организма может произойти мгновенно или растянуться на часы, дни и даже месяцы.

Ни один специалист не назовет точного времени гибели головного мозга: классические учебники по физиологии указывают на интервал в 3–4 минуты. Но на практике удавалось «воскрешать» людей и через 10–20 минут после остановки сердца!

Существует целая наука, посвященная ритуалам и особенностям прощания с жизнью – танатология. Танатологи выделяют 3 типа смерти:

  1. Клиническая смерть – сердце и дыхание человека уже остановились, но у организма остается резерв для медицинского вмешательства, из этого состояния можно выйти.
  2. Биологическая смерть – смерть мозга, сегодня это необратимое явление, хотя ряд функций организма сохраняется, еще не исчезла клеточная память.
  3. Информационная смерть – окончательная точка невозврата, тело полностью умерло.

Сегодня врачи в состоянии вернуть человека из клинической смерти, а новейшие разработки ученых уже через 10 лет достигнут такого уровня развития, что человека выведут и из смерти биологической. Возможно, когда-нибудь смерть перестанет считаться необратимым явлением.

Человека из состояния клинической смерти могут вывести врачи, если прошло не слишком много времени

Чувства каждого перед последним вздохом исключительно индивидуальны. Человек остается наедине с самим собой и своими мыслями: мы приходим в мир в одиночестве, и уходим из него одни. Каждый переживет свои, ни на что не похожие ощущения, но стадии до окончания жизни примерно одинаковы.

Процесс физической смерти по стадиям, их длительности и симптомам приведен в таблице.

Стадии смерти Что происходит с телом Симптомы наступления Длительность
Предагоническое состояние Тело пытается снизить мучения организма, вызванные причиной умирания Нарушаются функции ЦНС, дыхание становится частым и нерегулярным, притупляется боль, возможна потеря сознания От нескольких минут до нескольких часов, в некоторых случаях фаза отсутствует
Агония Последняя попытка организма выжить, сосредоточение всех сил на борьбе за жизнь Учащенное сердцебиение, сознание возвращается к человеку, тяжелое дыхание От 5 до 30 минут
Клиническая смерть Тело не подает видимых признаков жизни, но еще живо Прекращение биения сердца, кислород больше не поступает к мозгу От 5 до 15 минут в зависимости от причин смерти и возраста пациента
Диагностирование смерти Тело мертво Остановка дыхания и сердцебиения, ЦНС не подает признаков жизни 5–10 минут

О процессе смерти и биологического умирания, отделения души от тела расскажет Лама Оле Нидал: кроме того, он поделится полезной практикой, которая сделает сложный процесс легче.

Человек чувствует свою смерть

Многие люди действительно способны почувствовать ледяное дыхание смерти за годы и месяцы до ее физического наступления. Но чаще смерть предсказывают за несколько дней, это можно объяснить простыми изменениями в организме:

  1. Во внутренних органах отсутствуют болевые рецепторы, но они могут дать знать о себе, сигнализируя о скором прекращении функционирования.
  2. Человек ощущает даже надвигающуюся простуду, неудивительно, что он может почувствовать нечто более серьезное.
  3. Организм во многом мудрее сознания, а его нежелание угасать колоссально.

Не стоит паниковать из-за внезапного ухудшения здоровья и сразу писать завещание. А вот поход к доктору окажется как нельзя кстати.

За несколько часов до ожидаемой кончины можно предсказать скорый исход по следующим симптомам:

  • боль в груди, дышать тяжело и от недостатка воздуха грудную клетку как будто разрывает изнутри;
  • головокружение – человек становится частично невменяем, за свои действия и слова он больше не отвечает;
  • страх – даже если человек полностью готов к происходящему, чувство страха витает где-то рядом;
  • жар – температура тела не увеличивается, но человеку кажется, что в комнате душно.

Некоторые художники и поэты предсказали свою гибель в творчестве задолго до ее фактического наступления: например, А.С. Пушкин описал гибель своего литературного прототипа Ленского на дуэли за 11 лет и 11 дней до рокового выстрела Дантеса.

Знаменитости, которые предсказали свою смерть

Психологический аспект смерти

Смерть относится к тем явлениям, ожидание которых гораздо страшнее самого процесса: многие люди отравляют свое существование постоянными мыслями об ужасах перехода в мир иной. Особенно тяжело пожилым людям и тем, кто смертельно болен: постоянные мысли о физической смерти способны привести к тяжелой депрессии.

Не стоит паниковать и чрезмерно много сил посвящать вопросам об изучении механизмов смерти. Это способно привести к панике и общему ухудшению самочувствия.

Смерть – неизбежный процесс, это часть жизни, поэтому надо относиться к ней спокойно. Нельзя расстраиваться из-за того, чего нельзя изменить. Если не получается смотреть на смерть с оптимизмом, хотя бы стоит постараться сохранить присутствие духа. В итоге никто с полной уверенностью не может сказать, что ждет человека за пределами жизни. Но многие показания переживших клиническую смерть настраивают на позитивный лад.

Что после смерти

Сказать с уверенностью о том, что ждет человека, невозможно, однако большинство сходится во мнении, что смерть – это далеко не конец. Это лишь расставание с физической оболочкой и переход его на новый уровень.

Отделение души от тела

Разница во взглядах на смерть и ее последствия религии и науки отражена в сводной таблице.

Вопрос Ответ религии Ответ ученых
Смертен ли человек? Тело физическое смертно, но бессмертна душа Человек не существует вне своей физической оболочки
Что ждет человека после смерти? В зависимости от деяний при жизни душа человека продолжит бытие в раю или аду Смерть необратима и является концом бытия
Реально ли бессмертие? Бессмертие обретет каждый – единственный вопрос в том, будет ли оно полно радости или мучений Единственное возможное бессмертие в оставлении потомства и воспоминаниях близких
Что есть земная жизнь? Земная жизнь лишь миг перед бесконечной жизнью души Жизнь физическая – все, что есть у человека

После смерти физической душа не сразу отправляется в мир иной: некоторое время она привыкает к новой форме и продолжает находиться в человеческом мире. В это время сознание практически не меняется, эфирная душа продолжает ощущать себя той же личностью, что и при жизни. Лишь на 3-й день душа окончательно отделяется от тела и готова к переходу в мир иной.

Что с душой после смерти в разных религиях

Развивавшиеся в культурной изоляции народы демонстрируют удивительно похожие системы организации загробной жизни: для праведников есть место вечного блаженства – Рай, для грешников приготовлены бесконечные страдания в Аду. Такая пересекаемость сюжетов говорит о чем-то большем, чем бедное воображение: древние могли обладать более обширными сведениями о загробном царстве, чем современный человек, а их записи могут оказаться не просто сказкой, а реальностью.

О тайнах потусторонней жизни подробно расскажет фильм телеканала Рен ТВ – оказывается, существуют подтверждения того, что Рай и Ад реальны:

Христианство

Концепция Рая напоминает настоящее государство – не зря его называют Царством Небесным, у ангелов есть своя иерархия, во главе священной обители Отец, Сын и Святой дух. Попавшие в рай души находятся в состоянии блаженного покоя и радости. Противоположный Раю мир – Ад – это место для тех, кто много грешил и не раскаивался в этом.

Иудаизм

Древняя религия не обладает единой концепцией загробной жизни. Но описания из Священного Талмуда говорят о том, что это место совершенно отлично от реальности. Люди, удостоенные райских кущ, не знают человеческих чувств: между ними нет раздоров и ссор, зависти и влечения. Они не знают жажды и голода, единственное занятие праведной души – наслаждение истинным светом Бога.

Ацтеки

Верования сводятся к трехуровневой системе организации Рая:

  1. Низший уровень – сюда попадают те, кто грешил. Больше всего напоминает земную реальность. Души покойных не знают нужды в пище и воде, много поют и танцуют.
  2. Средний уровень – Тлиллан-Тлапаллан – рай для жрецов и постигших истинные ценности. Здесь больше ублажают дух, а не тело.
  3. Высший уровень – Тонатиухикан – в Дом Солнца попадают только самые просветленные и праведные, они проведут вечность бок о бок с божествами, не зная забот о материальном мире.

Греки

Душу, покинувшую физическое тело, ожидало мрачное царство Аида: вход туда даже можно отыскать на безбрежных просторах Эллады. Попавших не ждало ничего хорошего: лишь бесконечное уныние и стенания о прошедших прекрасных днях. Иная участь постигала души героев и облеченных славой и талантом людей. Они попадали на знаменитые Елисейские поля для бесконечных пиров и бесед о вечном.

Харон перевозит душу в царство мертвых

Буддизм

Одна из наиболее популярных религий в мире благодаря идее реинкарнации. Чтобы определить, какого тела заслуживает конкретная душа, Яма Раджа заглядывает в зеркало истины: все злые дела отразятся в виде черных камней, а добрые – в виде белых. Исходя из количества камней, человеку дается та телесная оболочка, которую он заслужил.

Буддизм не отрицает концепции Рая – но попасть туда можно только после длительного процесса реинкарнации, когда душа достигает наивысшей точки развития. В Раю нет места скорби и печалям, а все желания удовлетворяются мгновенно. Но это непостоянная обитель души – отдохнув в райских кущах, она вернется на землю для дальнейших перерождений.

Индийские мифы

Индия – страна яркого солнца, вкусной пищи и «Камасутры». Именно из этих составляющих складывается представление о загробной обители для храбрых воинов и чистых душ. Вождь мертвых – Яма – доставит достойных в Рай, где их ждут бесконечные чувственные удовольствия.

Нордическая традиция

Скандинавы пророчили райские кущи только прославленным воинам. Души павших в битвах мужчин и женщин собирали прекрасные Валькирии и уносили прямиком в Вальхаллу, где обретшего вечную жизнь ждали бесконечные пиры и наслаждения, недоступные при жизни.

Представления скандинавов о загробном царстве примитивны и основаны на доминирующей части быта древних племен – военных действиях.

Египетская культура

Появлением в мировых религиях описания страшного суда человечество обязано именно египтянам: знаменитая «Книга мертвых», датированная 2400 г. до н. э. подробно обрисовывает этот леденящий душу процесс. После смерти физической душа египтянина попадала в Зал Двух Истин, где ее взвешивали на двусторонних весах.

Фрагмент Книги Мертвых – суд в Зале Двух Истин

Если душа оказывалась тяжелее пера богини Справедливости Маат, ее пожирало чудовище с головой крокодила, а если грехи не тянули душу вниз – ее забирал с собой Осирис в царство вечного блаженства.

Египтяне рассматривали жизнь как суровое испытание и практически ждали своей смерти с первых дней существования – именно там предполагалось постичь настоящее блаженство.

Мусульманство

Чтобы человеческая душа обрела вечный покой и вкусила радости эдема, ей предстоит пройти суровое испытание – пересечение моста Сират. Мост этот настолько узок, что по толщине не достигает и человеческого волоса, а его острота сопоставима с самым острым земным лезвием. Осложняет дорогу шквальный ветер, без устали дующий навстречу эфирному телу. Только праведнику удастся преодолеть все препятствия и перейти в райское царство, грешник же обречен на падение в адскую бездну.

Зороастризм

Судьбу вечной души по этому религиозному мировоззрению решит справедливый Рашну: ему предстоит разделить все поступки человека на дурные и достойные уважения, а затем уже назначить испытание. Душе покойного предстоит перейти Мост Разделения для того, чтобы попасть в царство вечного блаженства: но тем, чьи прегрешения были велики, этого сделать не удастся – неправедные души подхватит демоническое существо по имени Визарш и унесет в место вечных мучений.

Может ли душа застрять в этом мире

После смерти эфирное тело человека находится в состоянии стресса, а перед ним открывается много путей. Иногда душа не решается отправиться по одному из них и остается между мирами, что равносильно бесконечным страданиям и мукам, по сравнению с которыми ад – увеселительное заведение.

Оказаться заключенным между миров и испытывать страшные муки до скончания времен может даже самый ярый праведник, если его дух недостаточно крепок.

Физическая смерть продолжается отделением души от телесной оболочки: несколько дней уходит на прощание с материальным миром. Но этим все не заканчивается, а душе предстоит начать путешествие по миру невидимому. Но если человек был безынициативным, вялым и нерешительным при жизни, ему и после смерти не удастся измениться: именно такие души рискуют не сделать выбор и остаться между миров.

Мир и спокойствие

Люди, которым удалось продолжить земной путь после клинической смерти организма, много рассказывают о том, что им удалось пережить за считанные минуты пребывания по ту сторону. Более половины спасенных говорят о знакомстве с некоей нематериальной сущностью, имеющей человеческие очертания. Кто-то уверяет, что это Творец Вселенной, кто-то говорит об ангеле или Иисусе Христе – но одно остается непреложным: рядом с этим существом охватывает полнейшее понимание смысла бытия, всеобъемлющая любовь и безграничное умиротворение.

Звуки

В момент отделения эфирной сущности от физической оболочки человек может слышать неприятные и тревожные звуки, похожие на шум разбушевавшегося ветра, назойливое жужжание и даже звон сродни колокольному. Дело в том, что эфирное тело в момент отделения от физической оболочки отправляется в совершенно иное пространство по тоннелю: иногда перед смертью человек к нему подключается бессознательно, тогда умирающий говорит о том, что слышит голоса родственников, которых нет в живых и даже ангельскую речь.

Свет

Фраза «свет в конце тоннеля» может служить не только красивым оборотом речи, именно ее использует каждый, кто пережил состояние клинической смерти и фактически вернулся с того света. Эфирная сущность реанимированных людей видела ослепительный поток, созерцание которого сопровождалось необыкновенным спокойствием и умиротворением, принятием новой формы существования.

После смерти человек видит ярко освещенный тоннель

Никто не скажет точно, есть ли жизнь после смерти физического тела: но многочисленные свидетельства людей, побывавших по ту сторону, внушают оптимизм и надежду на то, что земной путь – это лишь начало длинного путешествия, срок которого – бесконечность.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

Потусторонний мир - весьма интересная тема, о которой каждый задумывается хоть раз в жизни. Что после смерти происходит с человеком и его душой? Может ли он наблюдать за живыми людьми? Эти и многие вопросы не могут не волновать. Самым интересным является то, что существует немало различных теорий о том, что после смерти происходит с человеком. Попробуем в них разобраться и ответить на вопросы, волнующие многих людей.

«Тело твоё умрет, а душа будет жить вечно»

Этими словами обращался в своем письме к умирающей сестре епископ Феофан Затворник. Он, как и другие православные священники, верил в то, что умирает только тело, а вот душа живет вечно. С чем это связано и как это объясняет религия?

Православное учение о жизни после смерти слишком велико и объемно, поэтому рассмотрим лишь некоторые его аспекты. В первую очередь для того, чтобы понять, что после смерти происходит с человеком и его душой, необходимо выяснить, какова же цель всей жизни на земле. В Послании к евреям Святого Апостола Павла есть упоминание о том, что каждый человек должен когда-то умереть, а после этого будет суд. Именно так сделал Иисус Христос, когда добровольно отдался врагам на смерть. Тем самым он смыл грехи многих грешников и показал, что праведных так же, как и его, однажды ждет воскрешение. Православие считает, что если бы жизнь не была вечной, то она бы не имела смысла. Тогда бы люди действительно жили, не зная ради чего они рано или поздно умрут, не было бы смысла делать добрые дела. Именно поэтому душа человека бессмертна. Иисус Христос открыл для православных и верующих врата Небесного Царства и смерть является лишь завершением приготовления к новой жизни.

Что такое душа

Душа человека после смерти продолжает жить. Она является духовным началом человека. Упоминание об этом можно встретить в Бытие (2 глава), а звучит оно примерно следующим образом: «Бог создал человека из земного праха и в лицо его подул дыханием жизни. Теперь человек стал живой душой». Священное писание «говорит» нам о том, что человек двусоставен. Если тело способно умереть, то душа живет вечно. Она - живая сущность, наделенная способностью мыслить, помнить, чувствовать. Иными словами, душа человека после смерти продолжает жить. Она все понимает, чувствует и - самое главное - помнит.

Духовное видение

Для того чтобы убедиться в том, что душа действительно способна чувствовать и понимать, необходимо лишь вспомнить случаи, когда тело человека на некоторое время умирало, а душа все видела и понимала. Подобные истории можно прочитать в самых различных источниках, например, К. Икскуль в своей книге «Невероятное для многих, но истинное происшествие» описывает, что происходит после смерти с человеком и его душой. Все, что написано в книге, является личным опытом автора, который заболел тяжелой болезнью и испытал на себе клиническую смерть. Практически все, что можно прочитать на эту тему в различных источниках, очень схоже между собой.

Люди, которые испытали на себе клиническую смерть характеризуют её белым окутывающим туманом. Внизу виднеется тело самого человека, рядом - его близкие и врачи. Интересно, что душа, отделившаяся от тела, может перемещаться в пространстве и все понимает. Некоторые утверждают, что после того, как тело перестает подавать какие-либо признаки жизни, душа проходит по длинному тоннелю, в конце которого горит яркий белый цвет. Затем, как правило, в течение некоторого времени душа снова возвращается в тело, и сердце начинает биться. А если человек умирает? Что тогда происходит с ним? Что делает душа человека после смерти?

Встреча с себе подобными

После того как душа отделяется от тела, она может видеть духов, как плохих, так и хороших. Интересно то, что, как правило, она притягивается к себе подобных, и если при жизни какая-либо из сил имела на нее влияние, то и после смерти она будет к ней привязана. Этот период времени, когда душа выбирает себе «компанию», называют Частным Судом. Именно тогда становится совершенно понятно, напрасно ли прошла жизнь этого человека. Если он выполнял все заповеди, был добр и щедр, то, несомненно, рядом с ним будут находиться такие же души - добрые и чистые. Противоположная ситуация характеризуется обществом падших духов. Их ждут вечные муки и страдания в аду.

Первые несколько дней

Интересно, что происходит после смерти с душой человека в первые несколько дней, ведь этот период является для нее временем свободы и наслаждения ею. Именно в первые три дня душа может свободно перемещаться по земле. Как правило, она находится в это время возле своих родных людей. Она даже пытается с ними говорить, но получается это с трудом, ведь человек не способен видеть и слышать духов. В редких случаях, когда связь между людьми и умершими очень велика, они чувствуют присутствие родной души рядом, но не могут этого объяснить. По этой причине погребение христианина совершается именно спустя 3 дня после смерти. Кроме того, именно этот период необходим душе для того, чтобы осознать, где она теперь находится. Ей приходится нелегко, она, возможно, не успела с кем-либо попрощаться или что-либо кому-то сказать. Чаще всего человек не готов к смерти, и эти три дня нужны ему, чтобы понять суть происходящего и попрощаться.

Однако в каждом правиле бывают исключения. Например, К. Икскуль начал свое путешествие в другой мир в первый день, поскольку так велел ему Господь. Большинство святых и мучеников были готовы к смерти, и для того, чтобы перейти в другой мир, им понадобилось всего лишь несколько часов, ведь это и была их основная цель. Каждый случай совершенно разный, а сведения поступают лишь от тех людей, которые испытали «посмертный опыт» на себе. Если же говорить не о клинической смерти, то здесь все может быть совершенно по-другому. Доказательством того, что в первые три дня душа человека находится на земле, служит и то, что именно в этот период времени родственники и друзья усопших чувствуют их присутствие рядом.

Следующий этап

Следующая ступень перехода в загробный мир очень сложная и опасная. На третий-четвертый день душу ожидают испытания - мытарства. Их насчитывают около двадцати, и все их нужно преодолеть, чтобы душа смогла продолжить свой путь. Мытарства - это целые столпотворения злых духов. Они преграждают путь и обвиняют её в грехах. В Библии также рассказывается об этих испытаниях. Мать Иисуса - Пречистая и Преподобная Мария, - узнав о скорой смерти от Архангела Гавриила, просила сына о том, чтобы он избавил её от бесов и мытарств. В ответ на её просьбы Иисус сказал, что после смерти он за руку отведет её на Небеса. Так и произошло. Данное действо можно видеть на иконе «Успение Богородицы». На третий день принято усердно молиться за душу усопшего, таким образом можно помочь ей пройти все испытания.

Что происходит через месяц после смерти

После того как душа прошла мытарства, она поклоняется Богу и отправляется снова в путешествие. На этот раз её ожидают адские бездны и небесные обители. Она смотрит, как мучаются грешники и как радуются праведники, но собственного места у нее еще нет. На сороковой день душе назначается место, где она, как и все, будет ждать Высшего Суда. Существуют также сведения о том, что только до девятого дня душа видит небесные обители и наблюдает за праведными душами, которые живут в счастье и радости. Остальное время (около месяца) ей приходится смотреть на муки грешников в аду. В это время душа плачет, скорбит и покорно ждет своей участи. На сороковой день душе назначается место, где она будет ждать воскресения всех мертвых.

Кто и куда попадает

Конечно же, только Господь Бог вездесущ и точно знает, куда попадает душа после смерти человека. Грешники попадают в ад и проводят там время в ожидании еще больших мук, которые настанут после Высшего Суда. Иногда такие души могут приходить во снах к друзьями и родственникам, прося о помощи. Помочь в такой ситуации можно, помолившись за грешную душу и попросив у Всевышнего отпущения её грехов. Известны случаи, когда искренняя молитва за усопшего человека действительно помогала ему перейти в лучший мир. Так, например, в 3 столетии мученица Перпетуя увидела, что судьба её брата похожа на наполненный водоем, который был расположен слишком высоко, чтобы он мог до него дотянуться. Дни и ночи она молилась о его душе и со временем увидела, как он дотрагивается к водоему и переносится в светлое чистое место. Из вышесказанного становится понятно, что брат был помилован и отправлен из ада в рай. Праведники же, благодаря тому, что прожили свою жизнь не зря, попадают в рай и с нетерпением ждут Судного дня.

Учение Пифагора

Как уже было сказано ранее, существует огромное количество теорий и мифов относительно загробного мира. На протяжении многих столетий ученые и духовенство изучали вопрос: как узнать куда попал человек после смерти, искали ответы, спорили, искали факты и доказательства. Одной из таких теорий было учение Пифагора о переселении душ, так называемой реинкарнации. Этого же мнения придерживались такие ученые, как Платон и Сократ. Огромное количество информации о реинкарнации можно встретить и в таком мистическом течении, как Каббала. Суть её состоит в том, что у души есть определенная цель, или урок, который она должна пройти и выучить. Если в течение жизни человек, в котором живет данная душа, не справляется с этой задачей, она перерождается.

Что происходит с телом после смерти? Оно умирает и воскресить его невозможно, а вот душа ищет себе новую жизнь. В данной теории интересным является и то, что, как правило, все люди, которые состоят в семейном родстве, связаны совершенно не случайно. Если говорить конкретнее, то одни и те же души постоянно ищут друг друга и находят. Например, в прошлой жизни ваша мама могла быть вашей дочерью или даже вашим супругом. Поскольку душа не имеет пола, она может иметь как женское начало, так и мужское, все зависит от того, в какое она попадет тело.

Бытует мнение, что наши друзья и вторые половинки - это также родственные души, которые связаны с нами кармически. Есть и еще один нюанс: например, у сына и отца постоянно возникают конфликты, никто не хочет уступать, до последних дней два родных человека буквально воюют между собой. Скорей всего, в следующей жизни судьба снова сведет эти души вместе, как брата и сестру или как мужа и жену. Так будет продолжаться до тех пор, пока они оба не найдут компромисс.

Квадрат Пифагора

Сторонники теории Пифагора чаще всего интересуются не тем, что происходит с телом после смерти, а тем, какое воплощение проживает их душа и кем они были в прошлой жизни. Для того чтобы выяснить данные факты, был составлен квадрат Пифагора. Попробуем в нем разобраться на примере. Допустим, вы родились 03 декабря 1991 года. Нужно записать полученные цифры в строчку и провести с ними некоторые манипуляции.

  1. Необходимо сложить все числа и получить основное: 3 + 1 + 2 + 1 + 9 + 9 + 1 = 26 - это будет первое число.
  2. Далее необходимо сложить предыдущий результат: 2 + 6 = 8. Это будет второе число.
  3. Для того чтобы получить третье, из первого необходимо вычесть удвоенную первую цифру даты рождения (в нашем случае 03, ноль мы не берем, вычитаем тройку, умноженную на 2): 26 - 3 х 2 = 20.
  4. Последнее число получаем путем складывания цифр третьего рабочего числа: 2+0 = 2.

Теперь запишем дату рождения и полученные результаты:

Для того чтобы узнать, какое воплощение проживает душа, необходимо посчитать все числа, кроме нулей. В нашем случае душа человека, родившаяся 3 декабря 1991 года, проживает 12 воплощение. Составив из этих чисел квадрат Пифагора, можно узнать, и какими характеристиками она обладает.

Некоторые факты

Многих, конечно же, интересует вопрос: есть ли жизнь после смерти? Ответ на него пытаются дать все мировые религии, но однозначного до сих пор нет. Вместо этого в некоторых источниках можно встретить некоторые интересные факты касательно этой темы. Конечно же, нельзя сказать, что утверждения, которые будут приведены ниже, являются догмой. Это, скорей всего, лишь некоторые интересные размышления на эту тему.

Что такое смерть

Сложно ответить на вопрос, есть ли жизнь после смерти, не выяснив основные признаки этого процесса. В медицине под этим понятием понимают остановку дыхания и сердцебиения. Но не следует забывать, что это есть признаки смерти тела человека. С другой стороны, существуют сведения о том, что мумифицированное тело монаха-священника продолжает подавать все признаки жизни: мягкие ткани продавливаются, суставы сгибаются, от него исходит благоухание. В некоторых мумифицированных телах даже растут ногти и волосы, что, возможно, подтверждает тот факт, что определенные биологические процессы в почившем теле все-таки происходят.

А что происходит через год после смерти обычного человека? Конечно же, тело разлагается.

В заключение

Учитывая все вышенаписанное, можно сказать, что тело - это всего лишь одна из оболочек человека. Помимо него, существует и душа - вечная субстанция. Практически все мировые религии сходятся на том, что после смерти тела, душа человека еще живет, кто-то считает, что она перерождается в другом человеке, а кто-то - что она живет на Небесах, но, так или иначе, она продолжает существовать. Все мысли, чувства, эмоции - духовная сфера человека, которая живет, несмотря на физическую смерть. Таким образом, можно считать, что жизнь после смерти существует, однако она больше не взаимосвязана с физическим телом.

На Пасху, совпавшую с Днем космонавтики, многочисленные интернет-сайты вспомнили о том, что идея воскрешения популярна даже среди ученых. И проиллюстрировали ее "космической" гипотезой профессора Роберта Ланца (Robert Lanza) - о параллельных мирах, в которых жизнь не заканчивается со смертью тела. О чем речь?

Вне времени и пространства

Свои идеи Ланца изложил в книге "Биоцентризм: жизнь и сознание - ключи к пониманию истинной природы Вселенной" (Biocentrism: How Life and Consciousness are the Keys to Understanding the True Nature of the Universe), которая вышла еще несколько лет назад. С тех пор она периодически - примерно раз в два года - и будоражит интернет. Поскольку содержит весьма привлекательные заверения, что жизнь продолжается вечно, хоть и в другом месте, передает Day.Az со ссылкой на "Комсомольскую правду ".

Предыдущий всплеск популярности случился в 2013 году. С тех пор ничего не изменилось. Разве что у профессора прибавилось сторонников. В том числе и среди коллег.

Роберт Ланца - профессор в Университете Уэйк Форест, специалист по регенеративной медицине и научный руководитель компании Advanced Cell Technology. Прежде был известен своими исследованиями в области стволовых клеток, на его счету несколько успешных экспериментов по клонированию исчезающих видов животных. Но несколько лет назад ученый увлекся физикой, квантовой механикой и астрофизикой. Из этой гремучей смеси родилась теория так называемого нового биоцентризма, проповедником которой профессор и стал.

Согласно биоцентризму, смерти нет. Она - иллюзия, которая возникает в сознании людей. Возникает потому, что люди отождествляют себя со своим телом. Знают, что тело рано или поздно умрет. И думают, что умрут вместе с ним. На самом же деле, сознание существует вне времени и пространства. Способно находиться где угодно: в человеческом теле и вне его. Что хорошо вписывается в основы квантовой механики, согласно которой некая частица может оказаться и там и сям, а некое событие - развиваться по нескольким - порою бесчисленным - вариантам.

Робер Ланца, биоцентрист.

Ланца верит, что существует множество вселенных. В них-то и реализуются все вероятные варианты развития событий. В одной вселенной тело умерло. А в другой - продолжило жить, вобрав сознание, которое в эту вселенную перетекло.

Иными словами, умирающий, проносясь по тому самому тоннелю, оказывается не в аду или в раю, а в таком же мире, в котором он жил, но живым. И так - до бесконечности.

Сознание, - проповедует профессор, - как энергия. Не исчезает и не может быть уничтожено.

Некоторые, совсем уж оголтелые, биоцентристы вообще полагают, что материального мира нет, а есть лишь его виртуальный образ, генерируемый сознанием. Или мир все-таки существует, но предстает в том виде, в котором нам позволяют увидеть и ощутить его наши органы чувств. А были бы у нас другие органы и чувства, то и видели бы мы совсем другое.

У Ланца умеренные взгляды. Он верит в реальность. Но считает ее процессом, который требует участия сознания. Мол, человек одновременно и наблюдатель, и творец.

Параллельно нам

У обнадеживающей, но весьма спорной теории Ланца есть много невольных сторонников - не только простые смертные, желающие жить вечно, но и известные ученые. Это те физики и астрофизики, рассуждающие о параллельных мирах, то есть, предполагающие, что вселенных много. Multiverse (мультивселенная) - так называется научная концепция, которую они отстаивают. И уверяют: нет физических законов, которые бы запрещали существование других вселенных.

Первым о параллельных мирах в 1895 году землянам сообщил писатель-фантаст Герберт Уэллс в своем рассказе "Дверь в стене". А спустя 62 года его идею развил в докторской диссертации выпускник Принстонского университета Хью Эверетт. Ее суть: каждый миг вселенная расщепляется на бесчисленное количество себе подобных. А уже в следующий миг эти "новорожденные" расщепляются точно таким же образом. В каком-то из этих миров существуете вы. В одном - читаете эту статью, едете в метро, в другом - лежите на диване и смотрите телевизор.

Толчком к размножению миров служат наши поступки, - объяснял Эверетт. - Стоит нам сделать какой-нибудь выбор, как в мгновение ока из одной вселенной получаются две. С разными вариантами судьбы.

В какой-то из вселенных люди не полетели в Казань на самолете, а поехали поездом. И остались живы.

В 1980-е годы теорию множественности мироздания развил Андрей Линде - бывший соотечественник, сотрудник Физического института имени Лебедева (ФИАН). Ныне - профессор физики Стэнфордского университета.

Космос, - рассказывал Линде, - состоит из множества раздувающихся шаров, которые дают начало таким же шарам, а те, в свою очередь, рождают подобные шары в еще больших количествах, и так до бесконечности. В пространстве они разнесены. И не чувствуют присутствия друг друга. Но они - части одного и того же физического мира.

О том, что наша Вселенная не одинока, свидетельствуют и данные, полученные с помощью космического телескопа Планка. На их основе ученые создали самую точную карту микроволнового фона - так называемого реликтового излучения, сохранившегося с момента зарождения нашего мироздания. И увидели, что она изобилует темными провалами - некими дырами и протяженными прорехами.


Гипотеза о том, что вселенных много, популярна среди ученых. Некоторые физические теории даже основаны на том, что вселенных много - бесконечно много.

Физик-теоретик Лаура Мерсини-Хоутон из Университета Северной Каролины и ее коллеги доказывают: аномалии микроволнового фона возникли из-за того, что на нашу Вселенную оказывают влияние другие, расположенные рядом.

По мнению ученых, дыры и прорехи - "синяки" как их называют, " возникли от непосредственных ударов соседних вселенных по нашей.

Физики предполагают, что вселенные возникают словно пузыри пара в кипящей жидкости. А возникнув, сталкиваются. И отскакивают друг от друга, оставляя следы.

Кванты души

Итак, мест - иных вселенных, куда бы могла, согласно теории нового биоцентризма, отлететь душа, полно. А сама-то она есть?

В существовании вечной души не сомневается профессор Стюарт Хамерофф из отделения анестезиологии и психологии Университета Аризоны и по совместительству директор Центра изучения сознания при том же университете. Еще в прошлом году он заявил, что нашел доказательства того, что сознание человека не исчезает после его смерти.

По мнению Хамероффа, человеческий мозг - это совершенный квантовый компьютер, душа или сознание - информация, накопленная на квантовом уровне. Она не может быть уничтожена. Но может быть передана.

Анестезиолог считает: после того, как тело погибает, квантовая информация сознания сливается с нашей Вселенной и там существует бесконечно долго. А биоцентрист Ланца доказывает, что она улетает в другую вселенную. Чем и отличается от своего коллеги.

В соратниках у Хамероффа сэр Роджер Пенроуз - известный британский физик и математик из Оксфорда, который тоже нашел в нашей Вселенной следы соприкосновения с другими. Вместе ученые развивают квантовую теорию сознания. И полагают, что обнаружили носители сознания - элементы, которые при жизни накапливают информацию, а после смерти тела куда-то ее "сливают". Это расположенные внутри нейронов белковые микротрубочки (microtubules), которым прежде отводили скромную роль арматуры и транспортных внутриклеточных каналов. Микротрубочки по своей структуре лучше всего подходят для того, чтобы быть носителями квантовых свойств в мозге. Поскольку они могут длительное время сохранять квантовые состояния - то есть, работать элементами квантового компьютера.


Умерев в нашей вселенной, человек перемещается в параллельную - по тому самому тоннелю.

ИТОГО

По воле Бога - программиста

Ничего совсем уж принципиально нового в биоцентризме Ланца нет. Но научная основа, подведенная им и коллегами, не может не радовать. Получается, что загробный мир - это не выдумки, а вполне вероятная реальность. Ученому остается примирить его концепцию с религией. Ведь пока роль Господа Бога в ней не просматривается. Хотя...

Некто Сет Ллойд из Массачусетсского технологического института прикинул, до каких приделов можно совершенствовать квантовый компьютер. Очевидно, что наимощнейшим станет устройство, в котором будут задействованы все частицы во Вселенной. А их - протонов, нейтронов, электронов и прочей мелочи, по подсчетам ученого, где-то 10 в 90-й степени. И если бы эти частицы были задействованы с момента Большого Взрыва, то уже совершили бы 10 в 120-й степени логических операций. Это так много, что невозможно даже представить. Для сравнения: все компьютеры за время своего существования произвели менее 10 в 30-й степени операций. А вся информация о человеке с его многочисленными индивидуальными причудами записана примерно 10 в 25 степени битами.

И тут Ллойд подумал: что если Вселенная это уже чей-то компьютер? Тогда, рассудил он, все, что внутри, включая нас, - часть вычислительного процесса. Или его продукт... Значит, где-то должен быть и Программист. То есть, Бог.


Сотворил же весь сложнейший мир некий гениальный программист.

А если обойтись без вселенского компьютера? И ограничиться куда более совершенным Творцом. Тогда может оказаться, что все кругом существует лишь в Его сознании. А не в нашем, как уверяют биоцентристы. Но тут, наверное, нужна совсем другая теория. Совсем новый биоцентризм.

Куда уходит душа человека после смерти?

  1. Я могу ошибаться, но логика мне подсказывает, что если бы душа переселялась в новое тело, как считают многие, то население Земли наверное не увеличивалось?
  2. никуда. Души нет.
  3. Душа это тело человека. А Бог образовал человека из земной пыли. И когда человек умирает он
    возвращаетса обратно в землю.
  4. В Тонкий Мир
  5. Души не ходят 🙂
  6. Люди, вы не знаете Библию. У Бога нет мртвых, у Него все живы. Дух человеческий вечен. Есть смерть физическая это когда плоть умирает, а духовная смерть, это когда человеческий дух мертв для общения с Живым Богом, и возрождается дух человеческий Духом Святым, после покаяния. Вс просто. Человек становиться заново духовно возроджнным, то есть христианином.
  7. Бога нет, души нет! Иуды сраные
  8. Переселяется в новое тело.
  9. Правду о том, что происходит с человеком после смерти, знает Бог наш Создатель. В своем Слове, Библии, он объясняет, в каком состоянии находятся умершие. Библия учит: когда человек умирает, он перестает существовать. Смерть это противоположность жизни. Мертвые не могут видеть, слышать и думать. В человеке нет бессмертного начала, которое продолжает жить после смерти тела. У нас нет бессмертной души или духа.
    Соломон сказал: Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают. Он объяснил, что мертвые не могут любить и ненавидеть, потому что в могиле.. . нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (Екклесиаст 9:5, 6, 10). Также в Псалме 145:4 сказано, что со смертью исчезают все помышления человека. Люди смертны и не могут жить после того, как умирает тело. Нашу жизнь можно сравнить с пламенем свечи. Если свечу погасить, пламя просто исчезнет. Оно не будет гореть где-то в другом месте.
  10. У кого души нет, он это свидетельствует сам, то не о чем и говорить. А вот кто имеет душу я знаю точно, что она вечна, как мир, как Бог. И после ухода с земного плана бытия душа идет домой к небесным родителям, сбросив свою земную оболочку.
  11. В Навь уходит, к Пращурам нашим!
  12. Библия утверждает, что душа умирает. " Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет. " (Иезекииль 18:4)
  13. В тонкий мир. Розенкрейцеры например утверждают, что сначало душа отдыхает в небытие, потом, если очень был привязан к своему прошлому существованию на земле (тоесть к греховному) , начинает строить свои новые тела, физическое, ментальное и пр. Если человек при жизни на земле отрекается от всего физического, тоесть своего рода умирает, тогда душа направляется напрямик к Богу.
  14. Да никуда, душа это церковная выдумка и ничего больше.
  15. Вы можете это проверить на себе. Во время сна отсутствует ваша память. Вы помните, когда засыпаете, но не помните это во сне. Память физического сознания блокирована, потому что ДУША (перемещение души в сон) имеет собственное Сознание. Вы живте "во сне" полноценной жизнью и осознате это, лишь после своего пробуждения. На самом же деле, сон является частью перехода вашей души в следующее измерение (Тонкий мир) . Но разве вы себя во сне ЧУВСТВУЕТЕ бестелесным? - Нет. Вы точно также ощущаете себя в материальном плотном теле, как и после пробуждение. То есть я хочу сказать, что ваше тело всегда соответствует материальному в том измерении, куда перемещается ваша душа. Так вот, по дизайну Создателя (Бога) , человек, когда приходит его время, должен был уходить душой через сон, душа отрывается от физической белковой шкуры и человек, живя во сне, даже не знает, что близкие плачут за ним, видя его мртвое физическое тело. И не нужно думать, что сон - это вымысел иллюзорной жизни, и что это отражение мозга. Само по себе отражение не имеет чувств. Если вы смотритесь в зеркало и видите сво отражение, то оно (отражение) АБСОЛЮТНО НИЧЕГО НЕ ЧУВСТВУЕТ. Во сне же, напротив, вы Чувствуете абсолютно вс. Но поскольку глаза человека верят, что оторвавшийся хвост ящерицы, потерявшего его и есть она сама мртвая (это, как пример) , а на самом деле ящерица продолжает жить, то поэтому переход души человека в другое измерение происходит болезненно и мучительно, раздвоенным сознанием недовольного человека (землянина) , что он должен умереть без права его возрождения сознательного "я".

    РАЗУМ - это Чувства Творчества. Во что вы ВЕРИТЕ (Вера - это Чувства) в такое измерение вы переместитесь душой. Если ВЕРИТЕ внутри себя в ад и считаете, что его заслуживаете, признавая СТРАХ, вместо Творца-БОГА, то попадте в ад. Если ВЕРИТЕ внутри себя в Жизнь БОГА, переместитесь душой туда, где будут вести беседы только о БОГЕ. Вс зависит от ваших ЧУВСТВ. Каждому по ВЕРЕ его.. .

просмотров