Различие существительных в разговорной и книжной речи. Разговорный или книжный: поговорим о языке

Различие существительных в разговорной и книжной речи. Разговорный или книжный: поговорим о языке

Понятие о современном русском литературном языке и

Тенденциях его развития

Язык, русский язык

Когда мы говорим о современном русском литературном языке , то имеем в виду, во-первых, состояние языка в определенный исторический период и, во-вторых, название основного языковедческого курса среди филологических дисциплин.

Язык - это форма отражения реальной действительности в сознании человека, которая выражается естественной, исторически сложившейся и развивающейся в человеческом обществе системой звуковых, лексических (словесных) и грамматических средств, предназначенных для общения (коммуникации).

Язык раскрывает функциональные потребности личности в обществе: формирует сознание, хранит и передает опыт поколений, объединяет людей в их практической деятельности, является материальной основой художественных произведений

Русский язык сформировался как язык русской нации, исторически сложившейся общности людей, объединенных единством территории, экономики, психологического уклада и языка. Русский язык имеет длительную и сложную историю. По своему происхождению он относится к индоевропейской семье языков, славянской ветви, восточнославянской группе (русский, украинский, белорусский ), западная группа (польский, чешский, словацкий, лужицкий ), южная группа (болгарский, македонский, сербско-хорватский, словенский ). Образование русского языка из древнерусского относится к 14 в. Этот период характеризуется оформлением языка, ориентированного на говор Москвы и окружающих ее поселений. А завершение оформления русского языка относится к первым десятилетиям 19 в.

Современный русский язык

Понятие современный русский язык употребляется в разных значениях. В широком понимании термина «современный», которое в лингвистической литературе преобладает, это язык «от А.С. Пушкина до наших дней». Роль великого русского поэта в становлении современного русского литературного языка объясняется тем, что он не только упорядочил художественные средства русского национального языка, но и существенно обогатил его лексические, грамматические и стилистические ресурсы.

Творчество А. С. Пушкина - действительно определенный рубеж в истории русского литературного языка. Его произведения и сейчас читаются легко и с удовольствием, тогда как произведения его предшественников и даже многих современников - с некоторым трудом: чувствуется, что они писали языком, который ныне выглядит устаревшим.

При чтении произведений А.С. Пушкина переводчики нам не нужны. Речевое общение сохраняет свою непосредственность, это - прямое общение. Поэтому вполне реально мнение о современном русском языке от эпохи Пушкина до наших дней.

Сторонники таких хронологических рамок современного русского языка аргументируют это принадлежностью языка к числу очень устойчивых явлений.

В последние годы появились точки зрения на возможность сужения исторического периода, к которому принято относить современный русский литературный язык. Так, известный ученый М.В. Панов предлагает считать современным язык середины - второй половины XX в. Вне сомнения, язык конца 20 в. Отличается от языка пушкинской эпохи фонетически, лексически, семантически и грамматически.

В ряде лингвистических работ современным называют язык XX в., разграничивая в нем два хронологических периода: с октября 1917 г. по апрель 1985 г. и с апреля 1985 г. по настоящее время.

Октябрьская революция привела к коренным преобразованиям в государственном и экономическом устройстве страны. Было создано мощное тоталитарное государство - СССР. Это нашло отражение и в языковых процессах: с одной стороны, многие слова в одночасье становятся историзмами, уходя в пассивный запас языка (царь, дворянин, купец, лавочник, городовой, волость, уезд и т.п.); с другой - словарный состав русского языка начинает интенсивно пополняться новыми словами, отражающими новые государственные и общественные реалии (РСДРП, НКВД, НЭП, большевик, пионер, комсомол, колхоз и т.п.). Активно переименовываются многие топонимы (города, улицы). Эти и другие факты должны были свидетельствовать о полнейшем обновлении жизни страны.

Все эти перемены не могли не затронуть и языковую систему. Следует отметить значительное пополнение словарного состава русского языка новыми словами и процесс актуализации большого количества слов, относящихся ранее к пассивному запасу (бизнес, коммерциализация, менеджмент, риэлтор, компьютер, дискета, файл, консенсус, губернатор, забастовка, частник, благотворительность, гимназия, лицей и мн. др.).

Литературный язык

Основой современного русского языка является литературный язык, система норм которого считается общеобязательной, закрепленной в словарях.

Русский литературный язык сложился в результате взаимодействия русифицированного варианта древнего славянского литературного языка (церковно-славянского) и литературного языка, развившегося из живой русской народной речи.

Совр. рус. литературный язык – это общеобязательный, закрепленный в употреблении, «образцовый» язык. Лит. язык – это язык письменности, науки, культуры, худ. литературы, школьного и высшего образования. Лит. язык буквально означает письменный язык.

Литературный язык – это исторически сложившаяся, обработанная форма языка народности, или национального языка, понимаемая говорящими на том или ином языке как образцовая.

Одним из важнейших признаков литературного языка как высшей формы общенародного языка является:

1) его нормативность;

кроме того, к признакам относят:

2) обработанность;

3) полифункциональность;

4) наддиалектность;

5) стандартность;

6) наличие устной и письменной форм реализации речи.

1) Нормы существуют как для устной, так и для письменной речи. Например, нормы акцентологические (ударение), орфоэпические (произношение) относятся к устной речи; нормы орфографические (правописание), пунктуационные характерны для письменной речи. Нормы словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические должны соблюдаться в устной и письменной речи.

2) Обработанность. «первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин, – писал А.М. Горький, – он же первый и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надо обрабатывать его». А.С. Пушкин считал, что любое слово допустимо, если оно точно, образно выражает понятие, передает смысл.

И в дальнейшем в обогащении лит-го языка принимали участие русские писатели и поэты: Крылов, Грибоедов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов и др. В обработке рус.лит-го языка участвуют ученые, деятели культуры и искусства, журналисты, работники радио и телевидения.

3) Полифункциональность: лит.язык должен передавать весьма разную по содержанию информацию: от бытового рассказа до сложного научного сообщения;

4) Наддиалектность, т.к. лит.язык получает повсеместное распространение, становится общеобязательным для всех членов данного коллектива.

5) Стандартность: лит.язык сохраняет внутреннее единство и целостность, иначе он утратит свою общеобязательность.

6) Литературный язык: устная и письменная формы, книжная и разговорная речь

Литературный язык имеет две формы - устную и письменную, которые характеризуются особенностями как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматической стороны грамматической структуры, поскольку рассчитаны на разные виды восприятия – слуховое и зрительное. Письменный литературный язык отличается от устного большей сложностью синтаксиса, преобладанием отвлеченной лексики, а также лексики терминологической.

Книжная и разговорная речь как разновидности совр. рус. лит. языка

Современный русский литературный язык принято членить на две разновидности: книжная речь и разговорная речь.

Книжная речь по преимуществу – письменная, разговорная – устная.

В современных исследованиях книжная речь определяется как литературная, в основном письменная речь, которой свойственны:

(I) общелитературные и специфические книжно-письменные языковые средства;

(2) кодификация (от лат. Codex - книга и codification – систематизация ) - описание свода правил употребления единиц языка, упорядочивание их и систематизация в учебниках, словарях, справочниках, пособиях и т.п.;

(3) функциональные стили речи: официально-деловой, научный и публицистический.

Разговорная речь - это речь носителей литературного языка, функционирующая в устной форме в условиях непринужденного, неподготовленного общения. Для нее характерны:

(I) экспрессивные языковые средства: здоровяга, забываха, наезжать, давить, большенный;

(2) экстралингвистические приметы: неподготовленность, неофициальность ситуации речи, жесты и мимика.

И книжная, и разговорная речь могут быть представлены и в устной, и в письменной формах, несмотря на изначальное преобладание: книжная речь - письменная, разговорная - устная.

Так, научная статья для журнала - книжная речь в письменной форме. Выступление на конференции с этой же статьей – книжная речь в устной форме. Письмо коллеге с впечатлениями о конференции - разговорная речь в письменной форме. Рассказ в кругу коллег о поездке на конференцию - разговорная речь в ее устной форме.

Следует различать понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы». Литературный язык – это нормированная книжно-письменная речь в своих функциональных стилях. Язык художественной литературы – это авторская речь, в которую м.б. включены и диалектная, и просторечная речь, авторские новообразования, изменения и приращения значений слов и т.д. (М.Шолохов, В.Шукшин).

Из многочисленных свойств современного русского литературного языка прежде всего нужно выделить следующие:

(1) способность выразить все знания, накопленные человечеством во всех областях его деятельности, из чего следует, что литературный язык применим во всех сферах общения;

(2) общеобязательность его норм;

(3) стилистическое богатство.

Новые условия функционирования современного русского литературного языка в конце XX - начале XXI вв. определяют его новые свойства и тенденции:

(1) Многочисленность и разнообразие состава участников массовой коммуникации (по возрасту, образованию, служебному положению, религиозным и общественным взглядам).

(2) Значительное ослабление официальной цензуры, что позволяет более непринужденно, свободно, открыто выражать свое мнение, мысли и чувства.

(3) Преобладание устной («не по-написанному»), зачастую спонтанной речи, чему способствуют ситуации общения: митинги, переговоры, диспуты и пр. Неподготовленность, самопроизвольность речи, в том числе людей, публично выступающих, приводят к снижению речевой культуры.

(4) Заметной тенденцией является снижение интереса к русскому языку в странах бывшего СССР, ставших самостоятельными государствами, сокращение его изучения и функционирования в качестве языка межнационального общения.


Похожая информация.


При реализации каждой из форм пишущий или говорящий отбирает для выражения своих мыслей слова, сочетания слов, составляет предложения. В зависимости от того, из какого материала строится речь, она приобретает книжный или разговорный характер. Сравним для примера пословицы: Желание сильнее принуждения и Охота пуще неволи . Мысль одна и та же, но оформлена по-разному. В первом случае использованы отглагольные существительные на -ние (желание, принуждение), придающие речи книжный характер. Во втором - слова охота, пуще, придающие речи оттенок разговорности. Нетрудно предположить, что в научной статье, дипломатическом диалоге будет использована первая пословица, а в непринужденной беседе - вторая. Следовательно, сфера общения обусловливает отбор языкового материала, а он в свою очередь формирует и определяет тип речи.

Итак, отбор языкового материала, осуществляющийся в процессе общения, обусловливается, в первую очередь, содержанием речи, ее темой или предметом. Разговор о покупке одежды или предметов утвари требует не таких слов и выражений , которые необходимы в научном докладе или в заявлении о приеме на работу. Содержательная (тематическая) сторона речи не лингвистический фактор, но при изучении речевых стилей ее нельзя не учитывать. В этом плане важно представить тематику общения в виде достаточно широких и вместе с тем относительно ограниченных тем, обладающих большой социальной значимостью.

На первый взгляд реальные (естественные) сообщения, рассказы, беседы, письма, статьи, документы, выступления и т. д. беспредельно многообразны по содержанию, в действительности же типизация всех разновидностей общения возможна. Так, бытовая сторона жизни общества, несомненно, представляет собой большую, весьма важную тему, которая может быть достаточно четко противопоставлена другим темам. С ней связан многочисленный разряд слов, выражений, несколько меньшее количество форм слов и конструкций. Не менее важной темой для общения является общественно-политическая сфера жизни общества. И эта тема располагает довольно большим набором специфических слов и выражений. Далее выделяется тема, отражающая научную деятельность общества. К ней относится огромное количество научных терминов, а также своеобразные средства морфологии и синтаксиса. Многообразные факты делового общения относятся к еще одной большой теме, для которой в языке имеются свои специфические средства.

Связь отдельных разрядов языковых средств с соответствующими темами не носит абсолютного характера: такая связь не исключает использования единиц того или иного разряда в других стилях. Можно, следовательно, говорить о закрепленности разряда за темой и стилем, имея в виду наиболее типичные случаи его употребления.

Тема общения, вне всякого сомнения, оказывает сильное влияние на манеру речи, на ее тональность, или окраску. Например, изложение фактов в деловых документу кажется нам сухим, кратким и точным, беседы на бытовые темы, как правило, непринужденны, отличаются эмоциональной окрашенностью и т. д.

Однако принципы отбора языкового материала обусловливаются не только содержанием речи. Выбор тех или иных средств языка нередко зависит и от цели речи. Одна и та же тема сообщения (рассказа, выступления и т.д.) может быть использована в разных целях: что-то разъяснить слушателю или читателю: поднять настроение, ободрить его, заставить о чем-то серьезно подумать, разжалобить, повеселить и т. д. Изменение цели сообщения неизбежно сопровождается использованием иных слов, выражений и (в отдельных случаях) грамматических средств. Таким образом, лингвистический фактор (окраска речи) связан с еще одним нелингвистическим фактором - целью речи.

В несколько меньшей степени влияют на отбор языковых средств условия общения и отношение говорящего или пишущего к тем, к кому он обращается с сообщением. Однако и данные факторы (также нелингвистические) должны учитываться при изучении речевых стилей. «Речевое поведение» (т.е. тон речи, ее стилевая манера, состав лексики и т.д.) человека на серьезном совещании или в часы отдыха, конечно, не одинаково. Домашняя или служебная обстановка требуют, безусловно, разных средств языка. С другой стороны, в речи почти всегда в той или иной мере отражается отношение говорящего к собеседнику: ср., например, общение с родственниками и с незнакомыми людьми.

Указанные факторы оказывают влияние на характер языковых средств любой речи, следовательно, именно с ними связаны те общие нелингвистические принц ипы, благодаря которым регулируется отбор языкового материала в процессе общения.

Книжный язык -- достижение и достояние культуры. Он - основной хранитель и передатчик культурной информации. Все виды непрямого (дистантного) общения осуществляются средствами книжного языка. Научные труды, художественную и учебную литературу, дипломатическую и деловую переписку, газетно-журнальную продукцию и многое другое нельзя себе представить без книжно-литературного языка. Функции его огромны и с развитием цивилизации еще более усложняются.

Современный русский книжно-литературный язык -- это мощное орудие общения. В нем есть все средства, необходимые для разнообразных целей коммуникации, и прежде всего для выражения абстрактных понятий и отношений. Сложные связи, прослеживаемые учеными и писателями в материальном и духовном мире, описываются книжным языком. Устная, разговорная речь для этого не годится: невозможно передавать из уст в уста синтаксически громоздкие тексты, насыщенные специальной терминологией и сложные в смысловом отношении. Свойство книжно-письменной речи сохранять текст и тем самым усиливать способность литературного языка быть связью между поколениями -- одно из главных свойств книжного языка. Книжная речь (как устная, так и письменная) строится по нормам литературного языка, их нарушение недопустимо; предложения должны быть закончены, логически связаны друг с другом. В книжной речи не допускаются резкие переходы от одной мысли, которая не доведена до логического конца, к другой. Среди слов встречаются отвлеченные, книжные слова, в том числе научная терминология, официально-деловая лексика.

Разговорная (устная) речь не столь строга в соблюдении норм литературного языка. В ней разрешается использовать формы, которые квалифицируются в словарях как разговорные. В тексте такой речи преобладает общеупотребительная лексика, разговорная; отдается предпочтение простым предложениям, избегаются причастные и деепричастные обороты.

Для книжной речи характерны

Для разговорной речи характерны

Конструкции с союзом без - «без такого понимания»

Такие конструкции используются в три раза реже; заменяются конструкциями «если нет такого понимания»

Конструкции «при соответствующих обстоятельствах»

Практически отсутствуют

Деепричастные обороты с условным значением: «борясь в одиночку, невозможно добиться цели»

Практически отсутствуют

Сложноподчиненные предложения с союзом если

В 1, 5 раза больше

Сложноподчиненные предложения с союзами оттого что, поскольку, ибо

Не используются

Конструкции по требованию, по предложению, в связи с

В 2,5 раза меньше

Согласованные определения и приложения с союзом как: «как редактор он ответил на вопросы»

Не используются

Конструкции со словами вследствие, в результате, по причине…

Используются намного реже, заменяются придаточными

Конструкции не только…, но и…; как…, так и…, в то время как

Не используются

Причастные обороты

Заменяются придаточными

Используются реже

Риторические вопросы

Используются реже

Лексические, синтаксические повторы

Контрольные вопросы и задания

Что такое общенародный язык?

Проследите взаимосвязь понятий национальный язык, общенародный язык, литературный язык.

Назовите и охарактеризуйте формы существования общенародного языка.

Что такое «литературный язык»? Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает?

Назовите основные признаки литературного языка.

Чем устная речь отличается от письменной?

Книжный стиль.

Книжная речь обязательно строится по нормам литературного языка, их нарушение недопустимо; предложения должны быть закончены, логически связаны друг с другом. Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения.

Разговорно - обиходный стиль . Используется нейтральная лексика, хотя есть и разговорные слова. Слова разговорного стиля отличаются большой смысловой емкостью и красочностью, придают речи живость и экспрессивность.

Разговорная речь не столь строга в соблюдении норм литературного языка. В ней разрешается использовать формы, которые квалифицируются в словарях как разговорные. Разговорная речь используется на полуофициальных заседаниях, совещаниях и т.д. Книжная и разговорная речь имеют письменную и устную формы .

Научный стиль. Преобладает абстрактная, терминологическая лексика: теория, проблемы, функция, процесс, структура, механизмы, методика, содержание, принципы, формы, методы, приемы. Ее назначение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о теоретических понятиях. Слова употребляются в прямом, номинативном значении. Отсутствуют образные средства языка, эмоциональность. Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов. Как разновидность научного - нередко рассматривается технический стиль . Примером технических терминов являются слова: биметалл, центрифуга, стабилизатор; медицинских терминоврентген, ангина, диабет; лингвистических – морфема, аффикс, флексия и др.

Газетно - публицистический стиль - это острота и яркость изложения, авторская страстность. Цель - оказать воздействие на разум и чувства читателя, слушателя. Используется разнообразная лексика: термины литературы и искусства, общелитературные слова. Активно применяются средства речевой выразительности, художественное определение, инверсия. Преобладают развернутые стилистические конструкции, употребляются вопросительные и восклицательные предложения. Используется весьма разнообразная лексика: термины литературы и искусства (поэт, произведение, образ, поэзия, художественное достоинство) ; общелитературные слова (тайна, личность, творение, чтение ). Для публицистического стиля характерны отвлеченные слова с общественно‑политическим значением: гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый. Многие слова имеют окраску высокого стиля: предчувствовать, облекать, предощущать, восхищаться. Активно применяются средства речевой выразительности, например, художественное определение (истинный поэт, живые формы, ясный образ, общечеловеческое содержание, предощущали смутно и неопределенно ), инверсия (Что должно делать для этого при изучении произведений его? ), преобладают развернутые стилистические конструкции, употребляются вопросительные и восклицательные предложения.



Официально - деловой стиль - это сжатое, компактное изложение, экономное использование языковых средств. Используются клише (с благодарностью подтверждаем; сообщаем, что…; в случае проявления; сообщим дополнительно ), отглагольные существительные (получение, рассмотрение, проявление ). Документ характеризуется «сухостью» изложения, отсутствием выразительных средств, употреблением слов в прямом значении: пленум, сессия, решение, постановление, резолюция. Особую группу в составе официально‑деловой лексики образуют канцеляризмы: заслушать (доклад), зачитать (решение), препровождать, входящий (номер).

Литературный язык как высшая форма языка

Высшей формой национального русского языка является литературный язык. Литературный язык - это язык, обрабо танный «мастерами слова» и нормированный.

Он является важнейшим для жизни страны: на нем осуществляется вся государственная деятельность, работа административных и законодательных структур, суда, средств массовой информации, все образование. Именно литературный язык всегда является государственным языком.

Литературный язык имеет две формы - устную и письменную. Основное их различие в том, что устная форма представляет собой звучащую речь, а письменная - графически (с помощью знаков) оформленную. Изначальна устная форма. Она предполагает наличие собеседника, слушателя. Говорящий создает, творит свою речь сразу, одновременно работая и над содержанием, и над формой. Нередко говорящий и его собеседник не только слышат (как при разговоре по телефону), но и видят друг друга. Реакция слушателя (вербальная и невербальная) может повлиять на характер речи, а то и прекратить ее.

Письменная речь обычно обращена к отсутствующему собеседнику. Пишущий не видит своего читателя, он может только мысленно представлять его. На письменную речь не влияет реакция того, кто ее читает. Помимо этого, пишущий имеет возможность возвращаться к написанному тексту, исправлять и совершенствовать его.

Современный русский литературный язык принято членить на две разновидности: книжная речь и разговорная речь.

Книжная речь по преимуществу - письменная, разговорная - устная.

В современных исследованиях книжная речь определяется как литературная, в основном письменная речь, которой свойственны: (I) общелитературные и специфические книжно-письменные языковые средства; (2) кодификация - описание свода правил употребления единиц языка, упорядочивание их и систематизация в учебниках, словарях, справочниках, пособиях и т.п.; (3) функциональные стили речи: официально-деловой, научный и публицистический.

Разговорная речь - это речь носителей литературного языка, функционирующая в устной форме в условиях непринужденного, неподготовленного общения. Для нее характерны: (I) экспрессивные языковые средства; (2) экстралингвистические приметы: неподготовленность, неофициальность ситуации речи, жесты и мимика.

И книжная, и разговорная речь могут быть представлены и в устной, и в письменной формах, несмотря на изначальное преобладание: книжная речь - письменная, разговорная - устная.

Так, научная статья для журнала - книжная речь в письменной форме. Выступление на конференции с этой же статьей - книжная речь в устной форме. Письмо коллеге с впечатлениями о конференции - разговорная речь в письменной форме. Рассказ в кругу коллег о поездке на конференцию - разговорная речь в ее устной форме.



Языковая норма. Речевая деятельность людей регулируется нормами, которые складываются исторически и в значительной степени обусловлены культурной традицией.

Языковая норма - это совокупность явлений, разрешенных системой языка, отраженных и закрепленных в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех владеющих литературным языком в определенный период времени.

Существуют нормы русской речи, объединяющие всех говорящих и пишущих на русском языке: наличие категорий рода, числа, склонение, спряжение и т.д. Это общенациональные нормы. От общенациональных норм следует отличать нормы литературного языка, противостоящие диалектам и просторечию.

Соблюдение этих норм - признак носителя литературного языка.

И отечественными, и зарубежными лингвистами бесспорно признается тот факт, что норма - это основной признак литературного языка. В то же время однозначного определения языковой нормы до сих пор не существует.

Энциклопедия «Русский язык» определяет языковую норму как принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления. Литературная норма складывается как результат социально-исторического отбора языковых элементов из числа сосуществующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого и возводимых в ранг правильных, при­годных и общеупотребительных .

В отечественном языкознании долгое время норма понималась как образцовое, закрепленное литературными произведениями, охраняемое наукой и государством правило, регулирующее произношение, ударение, образование слов и их форм, построение предложений и их интонацию. Это «правило» надо понимать прежде всего как объективную закономерность самой структуры и системы языка, а затем уже как ее описание, формулирование в грамматиках и словарях. В этом втором случае норму теперь называет кодификацией.

Обобщая данные формулировки, можно определить литературно-языковую норму как исторически и эстетически обусловленные средства языка, словарно кодифицированные и социально принятые, обеспечивающие речевые потребности народа. Норма литературного языка - социально-историческая категория. Каждой эпохе свойственен свой ЯЗЫКОВОЙ стиль.

Норма - одно из важнейших условий стабильности, устойчивости языка. Если бы нормы не были устойчивыми, языковая связь между поколениями была бы нарушена. Но устойчивость норм не абсолютна, а относительна. Норма, как и все в языке, медленно, но непрерывно развивается, меняется - под влиянием разговорной речи, диалектов, заимствований и т.п. Изменения в языке влекут за собой появление вариантов некоторых норм.

Варианты, или вариативные нормы, - это формальные видоизменения одной и той же единицы, обнаруживаемые на различных уровнях языка (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом).

В каждый период жизни языка существуют хронологические варианты нормы: устаревающий (и даже устаревший), рекомендуемый и новый (в словарях обычно квалифицируемый как допустимый). При наличии нескольких вариантов рекомендуемым считается тот, который может быть использован во всех стилях речи.

Человек, считающий себя культурным, должен соблюдать рекомендуемые нормы (при этом следует ориентироваться на словари, изданные после 1985 г.).

Хронологические варианты норм создают вариативность норм литературного языка, но, кроме того, существует и вариативность норм, связанная с функционально-стилистической дифференциацией литературного языка и с наличием профессиональных норм. Так, при общелитературной норме употребления вещественных существительных в форме единственного числа (белая глина, горячий песок) в научном стиле возможно использование формы множественного числа (белые глины, зыбучие пески). Известны профессионально ограниченные нормы ударения.

Семь типов языковых норм

(1) Нормы орфоэпические (произносительные) - регулируют выбор вариантов фонемы.

Следует произносить: а [т] елье, нельзя: а [т"] елье; следует: ло [п], нельзя: ло [б] и т.д.

(2) Нормы акцентологические (постановка ударения) - регулируют выбор вариантов размещения ударного слога. Следует произносить: позвони т, звони шь, нельзя: позво нит, зво нишь; можно: краси вее, нельзя, красиве е; следует: свёкла, нельзя свекла и т.п.

(3) Нормы словообразовательные - регулируют выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова. Следует: наблюдатель, нельзя: наблюдальщик; следует: грузчик, нельзя, грузитель; надо: речной, лесной, нельзя, рековой, лесовой и т.п.

(4) Нормы морфологические - регулируют выбор вариантов морфологической нормы слова и вариантов ее соединения с другими словами.

Надо: инженеры, нельзя, инженера; можно: много дел, нет мест, нельзя, много делов, нет местов; можно: крепкий кофе, нельзя, крепкое кофе и т.д.

(5) Нормы синтаксические - регулируют выбор вариантов построения предложений.

(Можно: Когда я подъезжал к станции и глядел в окно, у меня с головы слетела шляпа. Нельзя. Подъезжая к станции и глядя в окно, шляпа слетела с моей головы).

(6) Нормы лексические - запрещают употребление слов, применение которых исключено литературным языком.

(7) В современной лингвистической литературе иногда говорят и о нормах стилистических, имея в виду, прежде всего, несоответствие выбранного слова и синтаксической конструкции стилю изложения.

Существование вариантов, изменение литературных норм определяются внешними (социальными) факторами и внутренними тенденциями развития фонетической, лексической, грамматической, стилистической систем.

В последние годы в лингвистике стали говорить о существовании различных факторов нормы. Сюда относят литературно-художественную употребимостъ данной формы, приемлемость для большинства говорящих на этом языке как родном, словарную кодифицированность, востребованность в повседневном общении; языковую нравственность, закрепившуюся в исторической памяти народа .

Пример - из воспоминаний К.И. Чуковского:

Один из переводчиков принес в издательство «Всемирная литература» такой перевод романтической сказки:

«За неимением красной розы жизнь моя будет разбита». Когда ему сказали, что канцелярский оборот «за неимением» неуместен в романтической сказке, переводчик согласился и написал по-другому: «Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита», чем доказал свою непригодность для перевода романтических сказок.

Развитие литературного языка есть, в сущности, становление, развитие и совершенствование его норм в соответствии с потребностями общества и в силу внутренних закономерностей языкового развития.

Русский национальный язык неоднороден по своему составу. Прежде всего в нём выделяется язык литературный - мешая форма национального языка. Литературный язык - это язык государственных и культурных учреждений, школьного обучения, радио и телевидения, науки, публицистики, художественной литературы, то есть всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме. Литературный язык существует в двух формах - устной и письменной.

Основным признаком литературного языка является нормативность. Целая система норм охватывает все стороны литературного языка: произношение, лексику, словообразование, морфологию, синтаксис, правописание.

Литературный язык превосходит все остальные разновидности национального языка широтой своего применения (функционирования). Диалекты, городское просторечие и т.д. обслуживают в основном потребности бытового, устного общения, а литературный язык используется и как» язык литературы и искусства, и в бытовом, и в научном, и в официально - деловом, и в межнациональном общении. Иначе говоря, литературный язык полифункционален.

Литературный язык принимается обществом как образцовая форма национального языка, и поэтому именно используется во всех сферах общения.

Функциональный стиль - это разновидность литературного языка, которая обслуживает ту или иную сферу общественной жизни и характеризуется определённым своеобразием отбора и использования языковых средств в зависимости от условий и целей общения.

Выделяются разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и художественный стили.

Каждый стиль характеризуется следующими признаками: а) условия общения; б) цель общения; в) формы (жанры), в которых он существует; г) набор языковых средств и характер их использования.

Разговорный (разговорно-бытовой) стиль - функциональный стиль, который обслуживает сферу повседневно-бытового частного, неофициального общения.

Основными признаками речевой ситуации, формирующий этот стиль, являются неофициальность и непринуждённость общения; непосредственность общения; неподготовленность речи; тесная связь с ситуацией (многие элементы сообщения могут быть не выражены словесно, так как непосредственно содержатся в ситуации, сопровождающей речь), большая роль мимики и жестов. Цель - общение, обмен мыслями, впечатлениями.

Наиболее ярко проявляется в устной форме речи, причём обычно диалогической. В письменной форме разговорный стиль используется в области неофициальной переписки (частные письма, записки) и в дневниках. Основными чертами разговорного стиля являются непринуждённый и даже фамильярный характер речи; прерывистость и непоследовательность её с логической точки зрения; эмоциональность и оценочность речи. Разговорный стиль характеризуется широким использованием обиходно-бытовой и эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии, частиц, междометий, вводных слов, неполных предложений различного типа, слов-предложений, обращений, повторов слов, присоединительных конструкций и т.д.

Художественный стиль (стиль художественной литературы - функциональный стиль, который обслуживает этическую сферу общения.

Основная цель - освоение мира по законам красоты, удовлетворение эстетических потребностей как автора художественного произведения, так и читателя, эстетическое воздействие на читателя при помощи художественных образов. Используется в литературных произведениях разных родов и жанров: рассказах, повестях, романах, стихах, поэмах, трагедиях, комедиях и т.д. Художественный стиль отличается от других функциональных стилей тем, что в нём используются языковые средства всех других стилей, однако эти средства выступают здесь в изменённой функции - в эстетической. Кроме того, в художественной речи могут использоваться не только строго литературные, но и внелитературные средства языка - просторечные, жаргонные, диалектные и т.д., которые также используются не в первичной функции, а подчиняются эстетическому заданию.

просмотров