Как повысить грамотность по русскому языку: советы и сервисы помощники, твоя настольная книга. Как улучшить грамматику по русскому языку

Как повысить грамотность по русскому языку: советы и сервисы помощники, твоя настольная книга. Как улучшить грамматику по русскому языку

Если сомневаетесь, как писать то или иное слово, вы всегда можете проверить его на старом и уважаемом портале «Грамота.ру». Для этого на сайте есть форма поиска по веб-словарям. Кроме того, «Грамота.ру» предлагает посетителям текстовый курс «Репетитор онлайн » с правилами орфографии и пунктуации, а также интерактивными диктантами и другими заданиями для закрепления пройденного материала.

2. «Глазарий языка»

Эта программа, в создании которой участвовали преподаватели СПбГУ, представляет собой оригинальный сборник кратких статей об истории, синтаксисе, фонетике, стилистике и других разделах русского языка.

Из-за гиперссылок, которые связывают тексты, формат справочника напоминает «Википедию». После запуска программы в глаза бросается её чудесное оформление: она выглядит непривычно стильно для своей тематики.

«Верные слова» - детский интерактивный учебник русского языка. Доступные и нескучные материалы этого ресурса, написанные профессиональными педагогами, помогут вашему чаду заполнить пробелы в знаниях школьной программы.

Сайт использует игровые механики и яркое оформление, чтобы втянуть ребёнка в образовательный процесс и научить писать без ошибок. Система оценивает учеников с помощью тестов и предоставляет родителям статистику о прогрессе. Сайт платный, но пробные уроки лежат в свободном доступе.

4. «Русский язык - грамотей»

Внутри этой программы - более 16 000 тестовых заданий по орфографии, пунктуации и не только. Как утверждает разработчик, в составлении вопросов принимали участие специалисты по русскому языку. Столкнувшись с трудным тестом, вы можете запросить помощь - программа отобразит связанный с вопросом теоретический раздел.

«Орфограммка» позволяет совершенствовать владение русским языком на практике. Если вам приходится писать много текстов, то вы можете проверять их в этом сервисе. Система анализирует написанное с учётом многочисленных норм языка, указывает на ошибки и отображает связанные с ними правила. Сервис работает по платной подписке, но стоимость тарифов вряд ли отпугнёт заинтересованного пользователя.

6. «Пунктуация»

С помощью этой программы вы можете проверить и, если необходимо, подтянуть знания пунктуации. Работает она следующим образом: вам показывают предложения из известных книг, а вы расставляете знаки препинания. Система оценивает результат и комментирует ошибки.

Бесплатно можно обработать лишь 20 предложений, ещё 200 доступны за символическую цену.


На этом ресурсе Городского методического центра Департамента образования Москвы появляются диктанты, основанные на произведениях выдающихся русских писателей. В каждом тексте есть пропуски - вам нужно вставлять недостающие символы, выбирая их из предложенных вариантов. По завершении система подсчитывает количество допущенных ошибок и выдаёт результат.

8. «Орфография»

Судя по всему, «Орфография» - программа от разработчика уже упомянутой «Пунктуации». Приложения очень похожи, но если предыдущее было посвящено знакам препинания, то «Орфография» помогает прокачать навык правописания.

Система показывает предложения с пропущенными буквами. Вы заполняете пропуски, а приложение указывает на ваши ошибки и приводит связанные с ними правила орфографии.

25 предложений доступны каждому пользователю бесплатно. Ещё несколько сотен можно купить за небольшую сумму.

Экология жизни: Что же такое грамотность. Только ли безошибочное написание слов и правильное употребление знаков препинания? Уверена, что это нечто большее.

Важна ли грамотность для человека? А для писателя? Идти ли в писатели, если имеются проблемы с грамотностью – ошибки в словах и знаках препинания, сумбур в формулировке мыслей на бумаге?

Данная статья о том, что чаще всего умение красочно и точно излагать на бумаге мысли идет рука об руку с грамотностью..

Важно понять, как подтянуть личную грамотность, можно ли это сделать, какие шаги для это предпринять. Польза грамотности очевидна, так как в век небывалого развития технологий и виртуального общения люди частично утратили чувство родного языка, забыли языковые правила.

Этот текст призван напомнить о пользе чтения, о важности поддержки чистоты языка; расскажет о способах повышения собственной грамотности не только для того, чтобы начать писать корректные статьи, а также для общего личностного развития. Без высокого уровня знания родного языка нет полноценного, состоявшегося и культурного человека.

«Если культура – это дом, говорил он, то язык – ключ и

к входной двери, и ко всем комнатам внутри.

Без языка, говорил, заплутаешь, останешься бездомной,

без полноценной самоидентичности».

Х. Хоссейни «И это летит по горам»

В конце прошлого года коллега спросила меня, как же стать грамотной. Она пытается писать посты для социальных сетей, у нее всегда много интересных идей роится в голове, но с грамотностью заметны огромные проблемы! И не только со знаками препинания, но и с формулировкой самих фраз. И насколько я вижу по тем людям, с кем общаюсь на работе, это общее больное место.

К сожалению, сегодняшняя тенденция – люди все чаще и чаще ошибаются, все чаще и чаще не могут быстро и четко сформулировать свои мысли для того, что изложить их на бумаге. Люди не умеют писать лаконичные письма, а потом удивляются, что им на эти письма никто так и не ответил. Общая грамотность сильно ухудшилась.

У меня был «смешной» случай. Когда почти 10 лет назад мы в отделе ЗАГС с будущим мужем заполняли заявление на вступление в брак, работник загса не смогла скрыть своего восторга и удивления, приняв наше заполненное заявление. Видя наше недоумение, она сразу пояснила, что за долгое время мы – первая пара, которая с первого раза корректно заполнила заявление. Грустно.

Вспомним наш главный вопрос – стоит ли начинать что-то писать, задумываться о будущем писательстве, если ты не в ладах с грамотностью? Мой однозначный ответ – стоит. Но только начинать нужно писать для себя, не грезя славой писателя. Для начала нужно обязательно прийти в определенную форму (как у спортсменов), которая позже позволит уже писать для других, а не в стол. Но чтобы в форму войти, нужно серьезно, до седьмого пота, трудиться.

И прежде чем перейти к сути нашего вопроса, я предлагаю сформулировать для себя, что же такое грамотность. Только ли безошибочное написание слов и правильное употребление знаков препинания? Уверена, что это нечто большее.

Да, отсутствие ошибок важно, безусловно. И желательно иметь врожденную грамотность или какое-то внутреннее чутье, которое помогает правильно писать слова и верно выбирать запятые. Но это еще не всё, что для меня входит в обширное понятие «грамотность. Важно чувствовать язык, понимать, в каких ситуациях или контекстах нужно и можно употреблять те или иные слова, фразы и выражения. Также сюда входит жизненный опыт, начитанность, наблюдательность, любознательность. Без этого человек не может быть всецело грамотным.

Итак, можно ли повысить свой уровень грамотности и как это сделать?

Да, можно и нужно это делать на протяжении всей своей жизни.

Я предлагаю следующие 10 шагов для повышения личной грамотности:

1. Постоянно обращаться к специальным ресурсам-помощникам.

3. Завести себе в формате настольной книги словарь русского языка.

4. Решать кроссворды и головоломки.

5. Писать диктанты.

6. Посещать курсы для повышения грамотности.

7. Запускать написанные тексты на проверку грамотности

8. При сомнении в написании слов лучше заменить слово , фразу на близкую по смыслу, или уточнить написание у коллег, друзей.

9. Нужно много тренироваться в написании текстов. Начинать лучше с простых коротких рассказов обо всем. Тут можно взять правило акына – что вижу, то пою. Главное, простота. Не выдумывайте темы, не берите слишком сложные предметы для описания, просто оглянитесь вокруг. Для разнообразия можно свои сны записывать. Это вдвойне полезно

10. Пишите изложения. Помните из школы, что это такое? Это письменный пересказ короткого рассказа собственными словами. Полезно совмещать чтение с изложением. Прочитали небольшой по объему рассказ, переписали его своими словами, потом сравнили с оригиналом.

Главное, упражняться ежедневно, тогда прогресс не заставит себя ждать. Успехов!

Давно не секрет, что грамотность устной и письменной речи человека – это его своеобразная визитная карточка. Будет довольно непросто претендовать на престижную высокооплачиваемую работу, если пишешь с ошибками типа «незнаю, экзамин, здавать» , а говоришь пОняла, звОните, брАла, спАла, квАртал. Тем более возникнут трудности при сдаче выпускных и вступительных экзаменов. Поэтому повышение грамотности – важная задача для школьника, а часто и для взрослого, работающего человека. Конечно, некоторые от природы пишут грамотно, у кого-то талант к созданию письменных творений, а кому-то сложно и два слова связать, и с этим трудно что-то поделать. А если для человека русский язык не является родным, то у него возникает еще больше сложностей.

Что же делать, чтобы начать писать без ошибок или уменьшить их количество? Многие советуют больше читать. Это действительно работает, если помнить о том, что читать и как читать.

Читайте любую литературу, главное, чтобы Вам было интересно. Конечно, желательно выбирать все-таки литературу классическую, изданную в советские времена. Тогда гораздо тщательнее подходили к проверке грамотности. К тому же можно быть уверенным в качестве стиля признанного классика. Поверьте, и Пушкин, и Булгаков, и Толстой создали много увлекательных, захватывающих, забавных произведений, не включенных в школьную программу, но действительно интересных для чтения. Мне, например, очень нравятся «Записки юного врача» М.А. Булгакова.

Читайте везде и как можно больше. Читая, Вы сразу убиваете нескольких зайцев. Во-первых, работает зрительная память. У большинства людей этот вид памяти наиболее развит. Вы запоминаете правильное написание слов и потом можете применять следующий метод проверки написания слова: «нравится – не нравится». Что это значит? Вы пишете два варианта слова, в правописании которого сомневаетесь, и выбираете тот вариант, который Вам больше нравится. Говорят, что интуиция подсказывает, но это откуда-то из зрительной памяти выплывает правильное написание слова. Осторожно!!! Любителям «олбанского» языка!! Помните, что Ваша память может подсказать вариант, принятый в этом языке.

Но грамотность письменного текста это не все. Читая, Вы также почувствуете стилистику текста, сочетаемость слов, пунктуационные нюансы. А словарный запас ничто так не расширит, как чтение.

Используйте методику орфографического чтения. Особенно хорошо работает во время диктантов, изложений, сочинений. Теория орфографического чтения принадлежит методисту Дмитрию Ивановичу Тихомирову ; за эту теорию ему в 1888 году Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. «Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают: мы говорим не так, как пишем» , – писал Д.И. Тихомиров.

Что это значит? Когда Вы читаете, заостряйте внимание на длинных, сложных словах, про-го-ва-ри-ва-я их по слогам так, как они написаны. Так одновременно Вы задействуете и зрительную, и слуховую память. А если Вы так будете делать при написании слова, тогда еще и моторная память подключится!

Купите орфографический словарь

В доме обязательно должен быть словарь или Интернет, где словарь можно скачать. Одно из важнейших правил: «Если сомневаешься – не пиши!». Всегда можно заменить другим словом или перестроить предложение, заглянуть в словарь, спросить у учителя и, конечно, прийти к нам, на Tutoronline.ru.

Пишите неторопливо. Старайтесь писать каллиграфическим почерком: это помогает сосредоточиться, зафиксировать в памяти форму слова, позволяет вспомнить соответствующее правило правописания. Это же относится и к печати на компьютере. Не торопитесь, думайте.

Аудиокниги для языковой интуиции

Часто говорят: «Здесь просится запятая». Действительно, это так. Только почему просится? Потому что ритмика предложения и текста, логика содержания подсказывает, что в этом месте нужен знак препинания. Знаки препинания вообще зачем нужны? Только чтобы выделить, передать смысл высказывания, интонацию, ритмику устной речи.

Чтобы овладеть этой ритмикой, слушайте аудиокниги. Прислушивайтесь к тому, как произносятся фразы, в каких местах делаются пунктуационные паузы. Вам будет гораздо легче в дальнейшем при написании собственных текстов ставить запятые в тех местах, где «знаки препинания просятся».

Интернет

Это и помощник, и большой враг для грамотности. Почему помощник – понятно: сейчас можно найти почти все для обучения, если есть желание: тесты ЕГЭ, программы-тренажеры, репетиторов онлайн и т. д. А почему же враг? Все мы встречались с языком, на котором вместо фразы «очень смешно» пишут «ваще пацталом»? Нарочно безграмотно писать, конечно, можно, если ты знаешь правильный вариант. Только беда в том, что «превед медвед» врезается в память, и невольно начинаешь сомневаться в самомочевидном.

Писать с ошибками опасно, потому что формируется первичный, очень крепкий навык. Считается, надо написать слово правильно около ста раз, чтобы избавиться от последствий первоначального ошибочного написания.

Отсюда совет: старайтесь даже на форумах, даже в чате общаться грамотно, выбирайте грамотных собеседников.

Удачи Вам!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Я допускаю много ошибок, вполне возможно и в этой статье будет 20 и более ошибок, но одна из моих избавиться от этой проблемы. Для этого мне очень нужно улучшить грамматику, особенно расстановка запятых, ибо Chrome помогает избегать самых примитивных ошибок.

В LinguaLeo есть изучение английского языка с интерактивными грамматическими курсами. Очень жаль, что нет такого же сервиса и для русского языка. Как бы намекаю, делайте стартап для изучения русского языка! Я бы и сам сделал, но я не стартапер.

Так вот, в интернете не так много сайтов, где бы обучали интересно грамматике. Я нашел несколько действенных способов изучения грамматики с помощью интернета и в оффлайне. Возможно, русский язык надо не в интернете учить, а в школе просто? Риторический вопрос, мне самому жаль, что я плохо учился на уроках русского и литературы. Сейчас вот изучаю то, что проходят семиклассники.

Перед тем, как напечатать статью, я тщательно провел ресёрч и выбрал лучшие способы подтянуть грамматику по русскому языку.

Читать книги

Самым популярным советом было чтение книг. Советуют этот способ абсолютно все (даже те, кто не умеет читать), причем обязательно приписывая «правил не учил, но пишу всегда без ошибок». Что-то вроде запоминания вместе с интуицией. Я верю и тоже читаю. Не сказать, чтобы он мне очень сильно помогает, не замечаю просто, но читать никогда не вредно, если только не «50 оттенков серого».

Переписывать книги

Были и такие люди, которые советовали переписать всю «Войну и мир». Даже с примерами, как одна студентка писала всю ночь и умерла сдала все экзамены на 5 по русскому языку. Как по мне, не самый лучший способ, уж лучше правила учить и практиковать.

Перечитать правила русского языка за 5-9 класс

Мне дали книжку с теорией русского языка для школьника за все классы. И я пытался каждый день учить немножко.

Но чего-то дропнул в поисках лучшего способа, довольно тяжко учить.

Кроме вышеперечисленных способов, мы рассмотрим некоторые сайты в интернете, помогающие улучшить грамматику и избавиться от орфографических ошибок, подтянуть пунктуацию и так далее.

Справочник Розенталя

Книга из оффлайна, у которой есть много онлайн-версий, по ссылке одна из таких. Представляет собой большой сборник всех правил, очень много глав.

Грамота.Ру

Самый популярный сайт, посвященный русскому языку. Да какой там сайт, тут целый портал с кучей информации. Даже вопрос можно задать и получить ответ.

Существует мнение, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Но на практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста. Расскажем, как повысить грамотность по русскому языку у ребенка ко 2-3 классу.

Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
рука – записывать слово и закреплять его в памяти .

Если в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов , написанных на «четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом. Помочь в этом могут несколько эффективных способов.

Чтение

Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей .

Решение кроссвордов

Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.

Устные игры в слова

В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка. Примеры таких игр – это:

Рифмы;
слова (по подобию игры в «города»);
назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».

Много общения

Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты». Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.

– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.

Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям.

Словесные игры на бумаге

Змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
виселица или «Поле чудес»;
путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
составление множества маленьких слов из одного большого.

Развлечения с использованием букв

Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.

Рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.

Постеры на стену

В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов. В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее. Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.

Скраббл

Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику. Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».

Мнемоническое запоминание правил

Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов. Известные мнемонические примеры:

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
Уж замуж невтерпеж;
Надеваю одежду, одеваю Надежду;
То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.

Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.

Словари

Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения. Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:

Писать с ними маленькие диктанты;

Составлять из них кроссворд;
записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».

Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка. А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.

просмотров