Осенние изменения в природе. Осенние изменения в неживой природе
Урок биологии в 6-м классе по теме «Осенние изменения в жизни растений,листопад". учитель ХрящеваТ. А.
Тема: «Осенние изменения в жизни растений, листопад»
Цель урока : расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.
Задачи урока:
- Расширение знаний о листопаде как процессе выделения у растений.
- Развитие коммуникативных умений и умений работать в группе.
- Воспитание любви к окружающей природе.
- Отработка навыков составления японского стиха синквейн.
Оборудование: репродукции картин осени, работы обучающихся, листья из бумаги.
ТСО: гербарии листьев, репродукции осени, бумага, учебники, видеофильм «Жизнь растений», презентация по теме «Листопад», мультимедийный проектор.
Задачи урока:
- расширение знаний о листопаде;
- систематизирование творческой активности, создание условий для ее проявления
- развитие коммуникативных умений;
- формирование рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция);
- формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
- формирование навыков работы в группе.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим необычное занятие. Давайте вспомним, как выглядит природа
в период,многими любимый.
(Звучит музыка. На экране кадры фильма «Входим в осень»
Кто скажет в какое время года сняли фильм?
А какое время года сейчас на дворе?Эта тема часто звучит в песнях стихах прозе
Как описывают поэты это время года?
Учащиеся читают стихи:
А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Алексей Плещеев
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....
Славная осень
Николай Некрасов
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис
И ждет, когда зимой суровой
Его сорвет и бросит вниз
Упрямый лист, и над тобою
Закон суровый в мире есть:
Что отцвело своей весною,
Тому еще не раз зацвесть.
(М. Ковалевский)
Учитель: Такими словами поэты воспевают осень: рябины пламень, пламенеющие осины, бронзовые серьги, желтая резьба. Уже в конце августа наступает расцвечивание листьев, в сентябре оно нарастает, а к концу сентября достигает максимума - начало осени переходит в золотую осень.(c лайды на тему осени).
А какие у вас возникают ассоциации со словом осень (листопад,дожди,тучи)?
А знаете ли вы,что деревья имеют разную окраску осенью
Демонстрация гербариев для показа
Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев: светло-желтую - клены, грабы и березы; буровато-желтую - дубы; пунцово-красную - вишня, рябина, барбарис; пурпуровую - черемуха; фиолетовую - бирючина, бересклет; оранжевую - осина; мутно-буро-зеленую - ольха.
К 30 сентября отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины. Спустя 5-10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черешчатый. Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели - лиственницы европейской. Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки - всюду виден яркий прощальный наряд. На багряном фоне листопадных растений ярко выделяются зеленые сосны, ели, пихты, можжевельники.
В октябре проходит листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3-7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.
Как вы думаете:о каком явлении мы сейчас говорим? (листопад)
II . Тма нашего урока: листопад.
1. Существует ряд примет, связанных с листопадом. Назовем их.
Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя. (слайды)
Листья осины лежат на земле кверху лицом - зима будет холодная, кверху изнанкой - теплая.
Прежде времени лист опадает - к долгой зиме.
Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
Запишем на доске ваши ассоциации, связанные с осенью и листопадом: холод, ветер, грусть, Пушкин, желтый и т.д. Систематизируем собранный материал, составим схему - кластер:
2. Почему листья меняют цвет? Самостоятельная работа с текстом.
Работа с текстом параграфа. Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы
Ученик: При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла. При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) - ксантофилл и каротин. В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная - фиолетовую, щелочная - синюю. При этом возможны и все оттенки переходов.
Учитель: Почему листья падают?
Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается Учитель: Назовем и запишем те процессы, которые сопровождают листопад. Ученики:
-
- Лист меняет цвет.
- Лист падает.
-
- Лист отрывается.
- В листьях разрушается хлорофилл.
- Лист становится бурым.
III . Закрепление материала
1. Учитель: разместите в данном перечне элементы в порядке протекания процессов. Проверим- В листьях разрушается хлорофилл.
- Лист меняет цвет.
- Лист накапливает ненужные вещества.
- Между листом и стеблем образуется пробковый слой.
- Лист становится бурым.
- Лист отрывается.
- Лист падает.
2. Работа с материалом.
Учитель: Мы проговорили, что мы уже знаем. А все ли мы узнали? Переходим к фразе: “Я хочу узнать…”. Работаем с учебником (“Биология: бактерии, грибы, растения”, 6-й класс,В,С, Кучменко 2014.). Прочитайте текст параграфа
Беседа по поставленным знакам.
Учитель: Ответьте на вопрос - какое значение имеет листопад для растений?
Ученик: Листопад позволяет растению экономить воду, растение использует листья в качестве контейнера для удаления ненужных веществ, предотвращается обламывание ветвей зимой под тяжестью снега.
Учитель: Заключением этого этапа станет знакомство с вашими проектами. При защите работы можно задавать вопросы.
IV . Защита проектов.
Творческое задание
Учитель: А сейчас составим синквейн на предложенных резных листочках, которые прикрепим к изображенному на листе ватмана дереву на доске. Правила составления синквейна. (учитель раздает каждому)
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна - листопад.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы.
Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Листопад
Прекрасный, оберегающий.
Отрывается, кружится, падает,
Растение готовится к зиме.
Лист
(
слайд)
Выполнение работы: составление синквейна и запись его на нарезанной в форме листьев клена бумаге.(слайд)
Учащиеся зачитывают составленные синквейны и прикрепляют листочки на рисунок дерева на доске. Во время выполнения работы звучит музыка Шопен «Осень»
Заключительное слово учителя: Сегодня мы обратили внимание на осеннее явление природы - листопад. Рассмотрели его физиологические основы и определили биологическое значение
Теме листопад и осени посвящали свои работы выдающиеся художники и композиторы,поэты предлагаю вашему вниманию картины известных художников,основная тема-осень.(слайд презент)
Просмотр водеофильма и картин об осени(слайды презентации)
V. Итог урока: учитель благодарит ребят за урок и подготовку,оценивание работ учеников,задание д/з,выставление оценок.
ПРОЕКТ
по биологии на тему «Осенние явления в природе».
Выполнила ученица 5 А класса Чухманова Эвелина.
Цель работы: провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью и сделать вывод.
Оборудование: тетради для записей, ручка, фотоаппарат для снимков растений.
План проекта: 1. Изменения осенью в неживой природе.
2. Изменения у растений.
3. Изменения у животных.
4. Вывод.
Содержание.
Изменения осенью в неживой природе.
Осенью длина светового дня становится короче и температура воздуха понижается. Солнце стало меньше светить, стало больше осадков. По утрам, вечерам и ночью наступают заморозки.
Загадка: Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь).
Приметы: Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.
Красный закат солнца – к ветру.
Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.
Изменения у растений.
Сначала у растений созревают плоды, затем листва меняет свою окраску, подземная часть растения подсыхает, начинается листопад. Его причиной является слой камбия, который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются, затем прекращаются....начинается листопад - золотая осень!
Раньше всех теряют листья липа берёза и вяз. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева.
Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…
Приметы:
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.
Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.
Изменения у животных.
Осенью все животные активно готовятся к зиме. Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами. У них отрастает густая пушистая шерсть, они откладывают под кожей много жира, меняют окраску. Некоторые животные впадают в спячку, например медведи, ёжики, так как зимой очень мало еды. Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада. Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают. Некоторые птицы прилетают к нам. Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир. Лягушки, змеи, ящерицы зимуют около водоёма. Насекомые откладывают яйца.
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью тёмной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири.
Приметы:
Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.
4. Вывод.
В ходе работы над проектом мы систематизировались знания по теме: «Осенние явления в природе». Мы узнали, что живая и неживая природа осенью изменяется, регрессирует, засыпает. На экскурсии мы осознали красоту осенней природы. В ходе проекта мы работали с информацией: искали загадки, приметы и стихи об осени. Нами были подготовлены доклад, презентация и выступление по теме проекта.
Приложенные файлы
Учебный проект
на тему:
«Жизнь растений осенью»
Руководитель проекта: КалиеваГульназ Ильдаровна, учитель МБОУ «Красноярская СОШ №1»
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_1.jpg)
Жизнь растений осенью
Листопад – уникальное явление
Осень в литературе и живописи
Выставка творческих работ детей
Итоги проекта
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_2.jpg)
Характеристика проекта: краткосрочный, межпредметный, с творческими работами детей
Цели проекта:
-изучить признаки осени;
-дать понятие природному явлению «листопад»;
-познакомиться с художественными произведениями об осени;
-оформить детскую выставку рисунков на тему: «Госпожа Осень»;
- Провести конкурс загадок об осени.
Краткая аннотация к проекту: проект расширяет знания детей об осени, прививает любовь к родной природе, учит восхищаться художественным словом и красками осени.
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_3.jpg)
Основополагающий вопрос: Почему мы любим осень?
Учебные вопросы:
-Чем интересна жизнь растений осенью?
- Почему листопад – уникальное явление природы?
- Почему осень любимая пора поэтов и художников?
- Какие чувства могут выражать детские рисунки?
- Какие интересные осенние факты встретились нам в природе?
- Какие цветы украшают осенние грядки?
- За что мы любим осень?
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_4.jpg)
- Растения готовятся к зиме.
- Осенью окончательно формируются почки растений.
- Многие растения накапливают запасы питательных веществ.
- Многолетние травы накапливают запасы в корневищах, клубнях, луковицах.
- Главная примета осени в наших краях – листопад.
- Пышный ковёр опавших листьев важен для лесных растений и животных.
- Опавшие листья образуют подстилку, которая закрывает почву и предохраняет её от промерзания.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_5.jpg)
Жизнь растений осенью
У большинства древесных растений переход в состояние покоя выражается осенним листопадом, которому предшествует осенняя окраска листьев. Листья берёз становятся светло-жёлтыми; рябины – пунцово - красными; осины – оранжевыми; ольхи – мутного буро-зелёного оттенка. Осенняя перемена распространяется на кустарники, травы и хвойное дерево лиственницу. Листопад называют уникальным явлением осени.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_6.jpg)
Загадки об осени
Утром мы во двор идём-
Рыжий Егорка
Упал на озёрко,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
Сам не утонул
И летят, летят, летят… (О …)
И воды не всколыхнул.
(О… лист)
Листья жёлтые летят,
Пришла без красок и без кисти
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
И перекрасила все листья.
Как ковёр ложатся!
Что за жёлтый снегопад?
Это просто… (Л…)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_7.jpg)
Угадай-ка!
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(Иван Б…)
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Осень – “Унылая пора…”, любимое время года поэтов, философов, романтиков и меланхоликов. Стихи про осень “закружат” словами-ветрами, “моросят” строфами-дождями, “пестрят” эпитетами-листьями… Почувствуйте дыхание осени в осенних стихах для детей и взрослых.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_8.jpg)
Стихи поэтов об осени
Листопад, листопад, Все звено примчалось в сад, Прибежала Шурочка.
Заглянула осень в сад – Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – Стесняется.
Листья (слышите?) шуршат: Шурочка, Шурочка…
Ливень листьев кружевной Шелестит о ней одной: Шурочка, Шурочка…
(Агния Б…)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_9.jpg)
Яркие краски осени (Конкурс «Мой осенний садик»)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_10.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_11.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_12.jpg)
Наше творчество Выставка «Госпожа Осень»
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_13.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_14.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_15.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_16.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_17.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_18.jpg)
Итоги проекта
Осень – это самая яркая пора года и, несмотря на приближение холодов, садовые участки часто украшены не только обилием красок опавших листьев, но и цветов. Часто они цветут до самых заморозков. Зависит это от климата. Листопад – уникальное явление природы. Мы любим осень за изобилие овощей, яркие краски и поэтические строки.
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/21/k_585adffdf1270/img_user_file_585adffdf14a8_19.jpg)
Проект на тему "Мое любимое время года - осень" делают во всех классах начальной школы. В 1 и 2 классах проект содержит стихи, загадки, пословицы и поговорки о временах года. В 3 - 4 классе добавляются наблюдения за изменениями в природе и в животном мире, связанные с особенностями осени.
Проекты бывают коллективные и индивидуальные. Иногда детям дают задание приготовить страницу проекта с загадками или приметами и т.д.
Если ваш ребенок получил в школе такое домашнее задание, то ему можно предложить выполнить проект в следующей форме:
- Презентация (PowerPoint), на флешке
- Документ Word, распечатанный на листах формата А4
- Творческая работа, выполненная своими руками (пример таких работ представлен ниже)
Для самостоятельного выполнения проекта вам понадобятся:
Загадки про осень
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)
Пришла без касок и без кисти
И перекрасила все листья
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)
Пословицы и поговорки про осень
Сентябрь без плодов не бывает.
Осенью и у кошки пирог.
Весна цветами красна, осень снопами.
Осенью и у воробья пир.
В ноябре снег надует - хлеба прибудет.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Весна дает цветы, а осень - плоды.
Осень пришла, урожай принесла.
Осень прикажет, весна свое скажет.
От осени к лету повороту нету.
Осень идет и за собою дождь ведет.
Осень велика, зима долга.
Осень - собериха, зима - подбериха.
Осень - погод восемь.
Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы - из глаз слезы.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Стихи про осень
ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые...
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые...
Бросаюсь я листьями вверх наугад -
Я тоже устроить могу листопад!
Ю. Каспарова
ОСЕННЕЕ УТРО
Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.
Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская
Осень
В ЛЕСУ
Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян...
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.
Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!
На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём...
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!
По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры...
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
А. Балонский
ОСЕНЬ
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У берёзки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева
Краски осени
Ах как щедра осень на краски,
На прохладу и аромат.
Листья царственно, словно в сказке,
Над остывшей землею парят.
Я люблю эту грустную пору,
Воздух свежий прозрачен и чист,
Дым из труб поднимается в гору,
Утром иней в траве серебрист.
С каждым днем всё прозрачней деревья,
Мягче всё под ногами ковер.
И волшебница осень слагает
Из листвы разноцветный узор.
Скоро явятся в гости морозы
И укроются снегом поля,
А пока я рисую березы
В ярком золоте янтаря.
Олеся Лыкова
Приметы осени
Теплая осень - к долгой зиме.
Гром в сентябре - к теплой осени.
Большой урожай рябины - к большим морозам.
Гуси полетели – скоро выпадет снег.
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Бабье лето ненастно - осень сухая, бабье лето сухое - осень мокрая.
Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.
Много желудей на дубе - к лютой зиме.
Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Сезонные изменения в жизни растений осенью.
Самой главной приметой осени является листопад. Листопад - это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, который способствует приспособлению их к суровым условиям зимы.
Желтые листья - сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?
Воды - то много, да взять ее дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. В лесу начался листопад. У лиственных деревьев осенью изменяется окраска листьев, они засыхают и опадают.
Сезонные изменения в жизни животных и птиц осенью.
Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм. Это перелетные птицы, они в основном питаются насекомыми.
Такие животные, как лисы, волки, зайцы меняют шерсть на более густую и теплую, а белка, заяц и горностай меняют еще и цвет. Заяц становится белым, чтобы быть незаметным на снегу не попасть хищникам в лапы, а горностай, чтобы быть менее заметным при охоте.
Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные усиленно питаются, накапливая жиры. В спячку впадают медведи, барсуки, ежи, летучие мыши.
Подготовка животных к зимовке начинается еще летом. Установлено, что основным условием сезонных изменений является изменения в продолжительности дня. Изменения длины дня в течение года служат сигналом для животных.