Психологические притчи и сказки для подростков. Мудрая притча про «Магазин мужей»

Психологические притчи и сказки для подростков. Мудрая притча про «Магазин мужей»

Притчи представляют собой небольшие истории, каждая из которых обладает особенным смыслом. Все они весьма поучительны, так как заставляют слушателей о многом задуматься и пережить некоторые моменты, с которыми человек пока еще не сталкивался. Несмотря на то что события, имеющие место в притчах, в реальной жизни не происходят, для их описания настолько ярко подобраны все ощущения и эмоции героев, что это позволяет сопоставить такие рассказы с реальностью.

Происхождение жанра

Небольшой поучительный рассказ, который и является притчей, заключает в себе религиозное или моральное учение, то есть премудрость. Относятся такие истории к дидактико-аллегоричному жанру, который возник в далекие времена на Востоке. Именно там мудрецы любили говорить иносказаниями и загадками. Несколько позже стали появляться притчи, обладающие религиозным содержанием. Самыми первыми из них, зафиксированными на бумаге, являются раннехристианские и древнееврейские. Эти поучительные истории нашли свое отражение в Библии.

Притча по своему смыслу очень близка к басне. Однако от последней ее отличает широта обобщения, а также значимость идеи. Так, главные герои басен - это люди, а также животные, наделенные теми или иными человеческими качествами. Все они, как правило, помещены в некие бытовые ситуации. В притче все несколько иначе. Ее главные герои не имеют ни характера, ни внешних черт. Они являются неким обобщенным человеком. Это может быть сын, отец, крестьянин, женщина, царь и т.д. Смысл притчи заключен вовсе не в изображении самого человека, а в его этическом выборе. Нет в таких рассказах и указаний на конкретное время действия и на место. Не показываются в притчах и явления в их развитии. Ведь целью любой премудрости является сообщение о событиях, а не их изображение. Основные темы притч касаются правды и лжи, жизни и смерти, человека и Бога.

В истории своего развития эти короткие нравоучительные рассказы прошли долгий путь. Начинались они с кратких текстов, размещаемых всего в двух строчках. Такие притчи можно увидеть в Ветхом Завете. Пройдя путь своего становления, притчи выросли до небольших произведений. Но, как бы там ни было, эти короткие истории не перестают привлекать и удивлять нас, очаровывая красотой и элегантностью своего сюжета, а также изысканно выраженной мыслью, которая является сгустком мировой мудрости.

Понятие психологической притчи

В прежние времена короткие рассказы, обучающие премудрости, чаще всего являлись плодом народного творчества и не имели конкретного автора. Рождались они в недрах определенной культуры, а после пересказывались и передавались из уст в уста.

В конце 19 в. - начале 20 в. на притчу как на жанр литературы обратили свое внимание некоторые видные писатели. В этих коротких рассказах их привлекла стилевая особенность, позволяющая не описывать развитие сюжета, характеры героев и обстановку. Основное внимание читателя должна была привлечь интересующая автора морально-этическая проблема. В России законам притчи свою прозу подчиняли В. Дорошевич и Л. Толстой. За рубежом короткими премудростями выражали свои философские взгляды Камю, Марсель, Сартр и Кафка.

На сегодняшний день притчи используются в психотерапевтической практике. В руках профессионала они становятся мощным инструментом, позволяющим изменить сознание человека.

Психологические притчи наглядно демонстрируют какой-либо нравственно-дидактический аспект жизни. Используют их в тех случаях, когда сознание пациента находится в тупике, для выхода из которого требуется обращение к бессознательному.

Психологические притчи позволяют специалисту сформировать у клиента ряд образов и символов, несущих за собой глубинный подтекст и обладающих гармоничной установкой. Подобный посыл обязательно доходит до подсознания и начинает запускать исцеляющие процессы в обход сознания.

Правильно подобранные короткие психологические притчи позволяют человеку понять суть стоящей перед ним проблемы и найти пути для ее решения. С их помощью пациент начинает осознавать настоящие жизненные ценности, которые могут оказаться намного проще, чем можно было бы предположить изначально.

Благодаря регулярно читаемым психологическим притчам и их анализу многим удается совершенно по-другому взглянуть на окружающий мир, а также на жизнь в нем людей.

Составляющие притчи

Короткие премудрости похожи на айсберг. В них, как и в этой глыбе льда, на поверхности находится только незначительная часть преподносимой идеи.

Из чего же состоят психологические притчи? Их основными элементами являются четыре пласта:

  1. Функциональный. Это все то, что лежит на поверхности, и то, что слышит клиент психотерапевта. Проще говоря, это первый этап знакомства с притчей. То есть прочитал, услышал и т.д.
  2. Физиологический. В этот пласт входят жесты рассказчика. Это и перемещение во время рассказа, и поза, и движения ладоней и рук.
  3. Психологический. Данный пласт является целевой диагностикой. Этот элемент оказывает непосредственное влияние на психику человека, то есть на развитие его воображения, мышления, внимания и памяти.
  4. Личностный. Этот элемент включает в себя конечный результат. Он приводит слушателя к личностному развитию. Однако стоит отметить, что проявляется результат от воздействия психологических притчей значительно позже знакомства с ними.

Эффективное воздействие

Психологические притчи о жизни, о мотивации, о цене желаний и т.д. учат нас находить выход из создавшейся ситуации, развивают интуицию, воображение и мышление. Одни из них приносят человеку вдохновение, другие заставляют задуматься, а третьи побуждают смеяться. При использовании этого уникального инструмента короткие премудрости оказывают довольно эффективное терапевтическое действие. Они позволяют слушателю окунуться в совершенно иной мир, который создан психологом при помощи метафоры. Это позволяет установить максимально тесную связь между повествованием, терапевтом и пациентом. В такие моменты клиент начинает отождествлять себя с главными героями притчи, а также с ее событиями. В этом и заключена основная сила коротких премудростей. Однако для того чтобы притча смогла изменить реальную жизнь клиента, ему необходимо до конца осознать события повествования. Идентификация человека с героями и событиями притчи позволит ему заменить чувство обособленности, когда в голове прочно засела мысль «так плохо только мне», на ощущения разделенного переживания, когда пациент начинает понимать, что проблемы возникают не только в его жизни. Основная сила притчи и ее терапевтического воздействия заключена в том, что смысл истории доносится до слушателя не прямым, а косвенным путем, то есть как бы между прочим.

Рассмотрим подробное толкование притч, которые помогают изменить видение людьми мира.

Рассказ про окно

Сюжет этой притчи переносит слушателя в двухместную палату больницы, в которой находится два безнадежных пациента. Один из них лежал у окна, а другой - возле двери, где расположена кнопка для вызова медсестры. Больные находились в палате довольно долго, встречая там смену времен года.

В притче «Вид из окна» говорится о том, как один из пациентов, тот, который лежал подальше от двери, постоянно рассказывал своему соседу обо всем, что происходило на улице. Там шел дождь и сыпал снег, светило солнце, деревья то укрывало легким морозным кружевом, то окутывало прозрачной весенней дымкой, с приходом лета они покрывались зеленью, а осенью на них появлялся прощальный желто-алый наряд. Больной, который находился у двери, постоянно слышал рассказы о том, как по улице ходят люди и ездят машины. Другими словами, о том большом мире, который открывал для человека вид из окна. Пациент не мог встать с постели и завидовал тому, кто может полюбоваться всей этой красотой.

И вот однажды ночью тому больному, который лежал у окна, стало плохо. Он просил вызвать медсестру, но его сосед делать этого не стал из-за душившей его зависти. Больной, не дождавшись помощи, умер. Человек, лежавший у двери, попросил переместить его к окну. Оказавшись на заветной койке, он выглянул на улицу, ожидая увидеть мир во всей его красе. Однако его взгляд наткнулся на глухую стену. Больше ничего за окном не было.

После прочтения таких рассказов психологи непременно делают для клиентов подробное толкование притч. Выводы, которые следуют из этой небольшой истории, явно указывают на то, что счастье любого человека находится в его руках. Оно является тем положительным настроем, который проявляется вполне осознанно. Счастье - это вовсе не подарок судьбы. Оно не проникнет в наш дом через окно или двери. И если его ждать сложа руки, то счастливым стать просто невозможно. Это ощущение находится внутри каждого из нас. Ум человека можно сравнить с программой, работа которой зависит от ввода в него определенного кода. И если мы будем постоянно вкладывать в него только созидающие, воодушевленные и положительные мысли, то начнем видеть многое из того, что способно сделать нас оптимистами.

Семейная мудрость

История, рассказанная в притче «О том, как научить детей быть счастливыми», начинается с идущего по дороге человека. Это был мудрый старец, который любовался весенними красками и разглядывал окружающую природу. И вдруг на его пути повстречался мужчина с большим и тяжелым грузом, от которого у того подкашивались ноги.

Старик поинтересовался, к чему этот человек обрек себя на страдания и тяжелый труд? Мужчина ответил, что делает все, чтобы его дети и внуки были счастливы. При этом он рассказал о том, что именно таким образом поступал его прадед, дед и отец. В свою очередь, мудрый собеседник поинтересовался, был ли в семье мужчины кто-либо счастлив? Тот ответил, что нет, но надеется на то, что детям и внукам жить будет намного легче. Тогда старый мудрый человек, вздохнув, сказал о том, что неграмотный никого не сможет научить читать, а кроту не дано воспитать орла.

Вывод, который был сделан из всего этого рассказа, заключен в том, что каждый человек должен сперва сам научиться быть счастливым, и только после этого он сможет научить этому же своих детей. Это для них и станет самым ценным подарком в жизни.

Любовь и Разлука

История этой притчи начинается с рассказа о молодой паре. Парня и девушку заметили Любовь и Разлука. Последняя из них решила поспорить. Она сказала, что разлучит эту пару. Но здесь Любовь опередила ее. Она сказала, что первая подойдет к ним, но сделает это всего один раз. После этого Разлука сможет делать все что угодно.

Любовь приблизилась к парню и девушке, заглянула им в глаза и дотронулась до их рук. После этого она увидела, как между молодежью пробежала искра. Далее настал черед Разлуки. Но та решила подойти к паре не сразу, а спустя некоторое время, когда возникшее чувство немного угаснет. И вот настал момент, когда Разлука заглянула в дом мужа и жены. В нем она увидела молодую мать с ребенком и отца. Разлука взглянула в их глаза и увидела там Благодарность. Не добившись своего, она решила зайти попозже.

Спустя некоторое время Разлука вновь появилась на пороге дома. Здесь шумели дети, которых успокаивала мать, а с работы вернулся уставший муж. Разлука решила, что сможет осуществить задуманное. Взглянув в глаза мужа и жены, она увидела в них Понимание и Уважение. Ей вновь пришлось отступить.

Спустя некоторое время Разлука опять вернулась в этот дом. В нем она увидела седого отца, который что-то объяснял своим уже повзрослевшим детям. Мать при этом хлопотала на кухне. Взглянув в глаза мужа и жены, она увидела там Доверие. И вновь Разлуке пришлось уйти.

Спустя некоторое время она в очередной раз посетила этот дом. В нем бегали внуки, а у камина она увидела опечаленную старую женщину. Разлука обрадовалась, что, наконец, добьется своего. Она попыталась заглянуть в глаза старушке, но та вышла из дома. Женщина пошла на кладбище и села у могилы. Здесь, как оказалось, был похоронен ее муж. Разлука, посмотрев в заплаканные глаза старушки, увидела в них Память о Любви. А также о Благодарности и Уважении, Понимании и Доверии.

Каким может быть вывод из притчи «Любовь и Разлука»? В мире есть одно огромное чувство. Это любовь, которую каждый человек понимает по-своему. Однако без нее жизнь бы на этой планете просто не существовала. Только благодаря ей в мире есть Понимание, Добро, Радость и другие прекрасные чувства.

Настрой на позитивное мышление

В этой притче рассказывается о том, как однажды старый мудрый китаец, проходя по заснеженному полю, встретил на своем пути заплаканную женщину. Он поинтересовался причиной ее слез. На что та ответила, что, глядя на заснеженное поле, она вспоминает молодость, ушедшую красоту и тех мужчин, которых любила. Женщина была уверена в том, что Бог поступил жестоко, подарив людям память. Ведь это заставляет ее плакать, вспоминая молодость.

Некоторое время мудрец молчал. Он стоял и созерцал снежную равнину. Женщина, перестав плакать, спросила, что видит он. Мудрец сказал, что перед ним цветущие розы. Бог даровал ему память, и он всегда помнит свою весну.

В чем заключена мораль притчи «О позитивном мышлении»? Вывод из этой истории очевиден. Позитивное мышление человека заключается вовсе не в том, чтобы верить в любой ситуации в лучшее будущее. Оно должно исходить из того, что людям необходимо жить в настоящем так, чтобы завтра они с радостью и с улыбкой вспоминали вчерашний день.

Мотивация

История этой притчи рассказывает нам о человеке, шедшего мимо дома, возле которого в креслах-качалках сидели старушка и старичок. Между ними лежала собака, которая скулила, вроде бы от боли. На следующий день история повторилась. На третий день человек не выдержал и спросил: «Отчего так жалобно скулит собака?» Старушка ответила, что та лежит на гвозде. Прохожий удивился и высказал свое недоумение тем, что животное не встанет, чтобы облегчить страдания. На это старушка ответила ему, что собаке больно лишь настолько, чтобы скулить, но вовсе не настолько, чтобы совершить какие-либо движения и переместиться на другое место.

Чему учит нас эта психологическая притча о мотивации? Улучшить свою жизнь просто так довольно трудно. Для того чтобы предпринять какие-либо шаги, всем нам нужна мотивация.

Сделать по-другому

Весьма поучительной является притча «О слепом человеке». Она повествует о том, как однажды прохожий увидел на ступеньках одного из зданий нищего, просящего милостыню. Возле него лежала табличка, на которой было написано: «Я слепой. Помогите, пожалуйста». Прохожий пожалел инвалида, в шляпе которого лежало всего лишь несколько монет. Он бросил ему денег, а после взял табличку и без разрешения написал на ней новые слова. После этого прохожий направился по своим делам. К концу дня у слепого была полная шляпа монет. Когда незнакомец возвращался домой, нищий узнал его по шагам и спросил, что же тот написал на табличке? На что прохожий ответил, что лишь немного поменял текст. Слепой долго старался прочесть написанное, усердно водя пальцами по поверхности. И, наконец, это ему удалось. На табличке он обнаружил надпись: «Сейчас весна, а я ее не могу увидеть».

Мораль этой притчи такова, что не стоит отчаиваться, когда намеченное идет не так, как хочется. Стоит попробовать сделать все по-другому.

Об унынии

В этой притче говорится о том, как Дьявол, который решил похвастаться перед всеми, аккуратно разместил на стеклянной витрине те средства, которые он использует в своем ремесле. Рядом с каждым предметом он прикрепил ярлык с названием и со стоимостью. В этой коллекции находился Молот Гнева, Кинжал Зависти и Капкан Жадности, орудия Ненависти, Гордыни и Страха. Все эти инструменты располагались на красивых подушечках и не могли не вызвать восхищения у всех, кто посещал Ад.

А вот на дальней полке лежал уже потрепанный и неказистый по своему виду деревянный клинышек, возле которого находился ярлык «Уныние». Этот предмет стоил больше, чем все остальные вместе взятые. На удивленные вопросы Дьявол отвечал тем, что этот инструмент является единственным, на который можно положиться тогда, когда другие средства будут бессильны.

Мораль притчи «Об унынии» заключена в том, что не стоит поддаваться этому чувству. Оно намного сильнее многих других, в том числе страха, зависти, гнева, жадности и ненависти.

Обстоятельства, меняющие людей

В этой притче говорится о том, как молодая женщина, которая недавно вышла замуж, пришла к отцу. Она рассказала ему о том, что у нее много трудностей в личной жизни и в работе, и как справиться с этим, она не знает. Отец поставил три кастрюли на плиту, наполнив их водой. В одну из них он положил морковь, в другую яйцо, а в третью кофе. Через несколько минут они проверили содержимое кастрюль. Кофе растворился, а яйцо и морковь сварились. Отец посмотрел на эту ситуацию более глубоко. Он рассказал дочери, что морковь, после того как ее ошпарили кипятком, стала податливой и мягкой. Яйцо, ранее жидкое и хрупкое, затвердело. Внешне эти продукты не изменились. Однако под действием кипятка они стали совсем другими. То же самое происходит и с людьми. Внешне сильные, они всегда могут расклеиться, став слабыми. Нежные и хрупкие, несмотря на трудности, только окрепнут и затвердеют. А вот про кофе отец сказал, что в агрессивной для него среде этот порошок полностью растворился, превратившись в замечательный напиток.

Каков вывод из притчи «О том, как обстоятельства меняют людей»? Не всякого человека способна изменить ситуация. Он сам порой меняет обстоятельства, извлекая из них пользу и знания. Кем он станет при возникающих жизненных проблемах? Это выбор каждого.

Притча о желании

Стоит задуматься и над таким рассказом. Он повествует о магазинчике, находящемся на задворках Вселенной, торгующем желаниями. Его вывеску когда-то унес космический ураган, но прибивать новую хозяин не стал. Все местные жители и так знали, что здесь можно купить практически все: огромные квартиры и яхты, замужество и победу, успех и власть, футбольные клубы и многое другое. Невозможно было приобрести в магазинчике только смерть и жизнь. Занимался этим головной офис, расположенный в другой Галактике.

Тот, кто приходил в магазин, в первую очередь интересовался ценой своего желания. Однако купить его решались не многие. Были такие покупатели, которые, уточнив цену, тут же уходили. Некоторые задумывались и начинали пересчитывать деньги. Кто-то просто жаловался на чересчур высокую стоимость, прося скидку. Но были среди покупателей и такие, которые тут же доставали деньги из кармана и приобретали свое заветное желание. На их счастливые лица смотрели все остальные, размышляя о том, что, скорее всего, хозяин магазина является их знакомым и дал им все, что они хотели, просто так.

Покупателей, получивших желания, было не много. И когда хозяина магазина, не желавшего снижать цены, спрашивали, не боится ли тот разориться, он отвечал, что всегда найдутся смелые люди, готовые рискнуть и поменять все свою предсказуемую и привычную жизнь на исполнение заветных желаний.

О чем эта притча? «Цена желания» рассказывает о том, что мы часто даже и не осознаем, что кроется за тем, о чем мы мечтаем. Выслушав притчу, человеку стоит задуматься, готов ли он пойти к своей цели и даже чего-то лишиться ради ее достижения.

Психологические притчи:

Морские звезды

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.

Притча о счастье

Когда Творец закончил лепить человека, у него остался кусок неиспользованной глины и он спросил:

Что тебе ещё дать?

Дай мне счастье.

Ну, хорошо, протяни руку, - и положил на ладонь человека последний кусок глины.

Старый дед и внучек

Эта мудрая сказка показывает нам, что мы является примером для наших детей, ориентиром, они считывают с нас всю информацию о нашем поведении, о нашем отношении к другим людям, о манере поведения в каких-либо ситуациях. И поведение наших детей это зеркальное отражение нас самих.

Старый дед и внучек:

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Зеркало

Однажды к мудрецу пришел человек.

Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?

Мудрец сказал:

Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:

Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!

Что же она сказала тебе? - спросил мудрец.

Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

Притча о поскользнувшемся атеисте

Однажды атеист прогуливался вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Падая, ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю безнадежность своего положения: внизу были замшелые валуны, а способа подняться наверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, с каждым мгновением слабели. «Ну, - подумал он, - только один Бог может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но, может быть, ошибался. Терять все равно нечего». И вот он воззвал:

Боже! Если Ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в Тебя! Ответа не было. Он позвал снова:

Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в Тебя, но если Ты спасешь меня сейчас, я с сего момента буду верить в Тебя.

Вдруг раздался глас:

О нет, не будешь, Я вижу, что написано в твоем сердце!

Человек так удивился, что едва не выпустил ветку.

Пожалуйста, Боже! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!

Хорошо, Я помогу тебе, - вновь послышался голос. - Отпусти ветку.

Отпустить ветку?! - воскликнул человек. - Не думаешь ли Ты, что я сумасшедший?

О чем забыл отец

Сынок, я обращаюсь к тебе, когда ты уже заснул, подсунув одну ручонку себе под щеку. Я смотрю на тебя и вижу, как прядь белокурых волос налипла на твой влажный лоб. Только что я прокрался в твою комнату, никем не замеченный. Несколько минут назад я уже сел было за рабочий стол в библиотеке, чтобы просмотреть кое-какие бумаги, и вдруг удушливая волна раскаяния захлестнула меня. И я пришел в твою спальню с сознанием собственной вины.

И вот о чем я думаю, сынок: весь день я чересчур сурово обходился с тобой. Я отругал тебя, когда ты собирался в школу за то, что ты размазал полотенцем грязь по лицу. Я задал тебе выволочку за не чищенные ботинки. Я не сдержался и назвал тебя обиднымисловами, когда ты нечаянно уронил на пол свой вещи. За завтраком я тоже Нашел, к чему придраться. Ты пролил сокиз стакана. Ты глотал еду большими кусками. Положил локтина стол. Намазал слишком толстый слой масла на хлеб. Когда я уже сел на утренний поезд и ты крикнул: «Пока, папа!», я не нашел ничего лучше,: как ответить, нахмурив брови: «Сейчас же расправь плечи!»Вечером все повторилось снова. Возвращаясь, домой, я увидел, как ты ползал на коленях, играя с товарищами в шарики прямо на асфальте. На чулках у тебя протерлись дырки, и я, не думая о том, как это унизительно для тебя, на глазах у твоих Друзей прогнал тебя с улицы домой. «Чулки стоят дорого - покупал бы их сам, так и берег бы их побольше!» И как только у отца язык повернулся сказать такое сыну!

А потом, когда я читал, сидя в библиотеке, и ты робко зашел ко мне, глядя на меня виноватыми глазами? Я оторвался от чтения, одарил тебя недовольным взглядом и буркнул: «Чего тебе надо?»

Ты ничего не сказал, а только стремглав бросился ко мне, обхватил меня руками за шею и поцеловал. Твои руки сжимали меня с такой любовью, будто сам Всевышний вложил ее в твое маленькое сердце, и даже мое пренебрежение к тебе не иссушило ее. А потом ты ушел, и я слышал твои шаги на лестнице, когда ты поднимался наверх.

Прошло всего несколько минут, и газета вдруг выскользнула из моих ослабевших пальцев. Меня охватил страх. Боже, подумал я, что привычка делает со мной? Привычка придираться, выговаривать - и это ты ежедневно получаешь от меня просто за то, что ты мальчишка. Нельзя сказать, что я тебя не люблю; скорее, я просто слишком многого ожидаю от тебя, хотя ты еще просто мал для этого. А я меряю тебя мерками своего собственного возраста.

А ведь в твоем характере столько доброго и искреннего. Твое маленькое сердце на самом деле может быть очень большим - как рассвет над холмами. Я понял это, когда сегодня ты вбежал в библиотеку и поцеловал меня, пожелав спокойной ночи. Ты сделал это спонтанно, импульсивно, но это и хорошо. Все остальное чепуха по сравнению с этим. И вот сейчас я пришел к тебе, спящему в своей кроватке, и стою перед тобою на коленях, испытывая чувство стьща!

Разумеется, это не искупает моей вины перед тобой, тем более что ты все равно не понял бы меня, если бы завтра утром, после твоего пробуждения, я пересказал бы тебе все сказанное выше. Однако завтра я буду уже настоящим отцом! Я стану тебе другом, твои горести будут моими горестями и твои радости - моими радостями. И если даже мне захочется сказать в твой адрес что-то резкое, я прикушу язык. Я буду повторять, как молитву: «Он пока еще просто мальчишка - маленький мальчишка!»

Боюсь, что до этого я воспринимал тебя как взрослого, а не как ребенка. Но сейчас, особенно когда я вижу, как ты свернулся калачиком в своей постели, я понимаю, что ты еще совсем дитя. Еще вчера ты покоился на груди у своей матери, положив головку ей на плечо. Я слишком многого хотел от тебя.

Давайте не осуждать людей, а учиться понимать их. Давайте стараться доискиваться, а силу каких причин они по-ступают так, а не по-другому. Это намного интереснее и полезнее, чем заниматься критиканством; это порождает в душах людей сочувствие, терпимость и доброту. «Все знать значит все прощать».

Как говорит доктор Джонсон, «сам Бог не считает нужным судить человека до наступления его последнего дня».

Не последовать ли нам с вами Его примеру?

Принцип 1-й:

Не критикуйте, не осуждайте и не жалуйтесь.

Узнать причину

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

Два друга

Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:

Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.

Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Свинья и корова

Свинья жаловалась корове, что к ней плохо относятся:

Люди всегда говорят о твоей доброте и нежных глазах. Конечно, ты даёшь им молоко и масло, но ведь я даю больше: колбасы, окорока и отбивные, кожу и щетину, даже ножки мои варят! И всё равно никто меня не любит. Отчего так?

Корова немного подумала и ответила:

Может быть, потому, что я всё даю ещё при жизни?

Ничего такого, что было бы неправдой…

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста, помогите!»

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел.

Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал.

Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел.

Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть.Прекрасный день и я не вижу его ».

Психологические рассказы, которые мы все так любим слушать, возникли задолго до рождения такой науки как психология. Психологические рассказы - это религиозные притчи. Получается, что психология и притчи - самые ближайшие родственники.

Много тысяч лет религия и священники выполняли в обществе роль некоего профессионального "сообщества психотерапевтов". Собственно, религия для этого и возникла - для моральной поддержки человека, которому - страшно. И для интеллектуальной поддержки человека, которому всё-таки интересно: как жить правильно и что есть "правильно" вообще...

А аналогом современного коуча или психоаналитика был личный духовник (у тех, кто побогаче) или священник, читающий воскресную (пятничную, субботнюю, да какую угодно...) проповедь-лекцию своей многочисленной пастве, собравшейся в церкви (аналог групповой терапии).

Уже из самого названия - "психологические", понятно, что психологические притчи и психологические рассказы полезны для души, ведь душа по-гречески это "психэ".

А то, что полезно для души - полезно и для тела. Потому что как сказал Оскар Уайльд: "Тот, кто думает, что душа и тело это какие-то очень разные вещи, тот не имеет ни тела, ни души".

"Всё связано со всем и отражается во всём", как будет сказано другим философом, чуть позже.

"Что наверху, то и внизу", как было сказано первоначально...

Однако, со временем, религия (как и впоследствии - психология) стала выполнять ещё много другой работы, кроме утешения, вселения надежды, просвещения... И вот зачастую та новая, другая работа религии (и психологии) шла в разрез, конфликтовала с первоначальной благой задачей. И религия и психология нашли общий язык с государством и превратились в карательный орган.

Но как и в религии, так и в психологии возникли движения, которые сознательно не шли на контакт с государством, а продолжали гнуть свою прежнюю (теперь уже забытую) линию - спасать душу человека, потерявшего опору и жаждущего найти "правду", "счастливу быти".

Когда идёт речь о религии, то это называется "мистические движения" внутри той или иной религии.

Когда речь идёт о психологии, то это называется "экзистенциально-гуманистическая психология".

Обе они используют психологические притчи, психологические рассказы и просто психологические метафоры - как практически главный инструмент своей работы.

Да кто только не использует психологические притчи! И с какой только целью!

Но психологическая притча хороша тем, что она надёжно защищена от дурных людей, сколько бы они её ни вертели в руках.

Они могут передавать психологическую притчу из одних рук в другие (такие же нечистые), из поколения в поколение (так и не поняв - ЧТО передавали!), а она дойдёт до своего Настоящего Адресата - свежая и неиспорченная.

Как говорил гоголевский Городничий в публику: "Над чем смеётесь? Над собой смеётесь"...

Украина и Белоруссия. В корчме, вокруг цадика (хасидского учителя) собираются ученики и в веселии познают Б-га. Те, кто вокруг, не понимают - отчего им так весело, когда вокруг всё так грустно и сочиняют про них небылицы - мол, пили водку и рабски служили своему цадику. Да, рабски. Почти как в дзенских монастырях...

Там, за столом шинка, при свете свеч рассказывалась история - "агада" (те, истории, что сегодня стали "психологическими притчами"). Они пришли к нам сюда - в восточную Европу, с Востока - арабского, мусульманского, иудейского, вавилонского, древнего - мультикультурного, мультиязычного.

Слушая эти истории, понимаешь, что истина - одна. Истина - это бродячий сюжет одной и той же сказки, рассказанной по-разному для разных людей, но без изменения сути.

Мир сказок Тысячи и одной ночи...

Там, по пыльным улицам Багдада ходят дервиши - бродяги, члены тайного братства суфиев. Их тоже обвиняют в том, что они пьют слишком много вина, иначе зачем бы им кружиться в экстатическом танце?

Те сказки, которые мы знаем в изложении Идриса Шаха, сказки о легендарном мулле - Ходже Наср-эд-дине, они очень похожи на хасидские притчи.

Психологические притчи суфиев и хасидов - из одного источника.

В Индии, где мусульманство соприкасается с древней традицией Вед, на границе с Пакистаном живёт странное племя йогов и святых-отшельников - их называют - факиры. (У нас термин "факир" навсегда и нелепо связан с циркачом, достающим кролика из шляпы-цилиндра, но это - не так!).

Факиры - это полумусульмане, полуиндуисты. Странная культурная смесь пограничных миров. Не оттуда ли, не из Вед ли черпалась вся эта мудрость?

Ведь психологические притчи - буддийские джатаки - тоже выросли из древнейшей традиции Вед. А Веды связывают все народности и религии Индии.

Одна из самых великих частей Вед "Упанишады" переводится как "сидя у ног Учителя". А что делаю при этом? Внимаю его рассказам... Психологическим притчам.

От Вед получили свою традицию рассказывать истории и Япония с Китаем (получили вместе с буддизмом).

Они же освоили и основной костяк сюжетов, разбавив, дополнив их и своими историями.

Одни из лучших психологических притч - дзенские истории (Япония) и даосские притчи (Китай).

И всё это богатое наследие Востока пришло к нам на Запад. Когда пришло? В середине 20 века - когда Европа устала сама от себя и решила поучиться мудрости у тех, кого всегда третировала как недоумков.

И в это самое время рождается психотерапия как искусство, наблюдается просто её всплеск.

Так что психологические (религиозные) притчи и психотерапия появились в сознании европейца почти что одновременно.

Поэтому, как же наш сайт моет обойтись без психологических притч?

Психологические притчи - основа всего. Психологические притчи, чью родословную можно проследить до Вед, питают корни не одного движения - вскормили психотерапию, вскормят и ещё что-нибудь, что когда-нибудь прийдёт ей на смену.

На нашем сайте мы постарались собрать самые лучшие (на наш взгляд) психологические притчи. Вот некоторые из них.

Я бы сравнила эту статью с картой Таро "Башня".

Впрочем, эта статья пригодится абсолютно всем.

Кризис как таковой уже прошёл, но мысли, которые там собраны, актуальны и по сей день.

Есть особое состояние, именуемое «Зовом дороги»

Со стародавних времен путешественники древности знали одну примечательную дорожку: не широкую и не узкую, не ровную и не ухабистую, не прямую и не петляющую. Дорога не простая, являлась она странствующим путникам, в момент, когда покидала уверенность на пути. Не всем путникам доводилось встречаться с этой до...

Что было, когда ничего не было? Добрая сказка от Эльдара Ахадова.

А что было, когда ничего ещё не было?
- Как это «ничего», малыш?
- А, так вот. Когда я ещё не родился , ты ещё не родилась, и никто ещё не родился?
- Совсем никто?
- Ага!
- Понятно, тогда земля была пустая, горы на ней, моря-океаны, реки большие и малые, трава, леса и луга, звери и птицы, ой прости… Их ещё нет, но они скоро уже будут.
- Нет, нет, нет! Так не считается! Если нет никого, значит, никого нет: ни зверей, ни птиц, ни травы, ни леса!
- Ладно. Остаются горы, вулканы, реки, моря, пустыни…
- А они что: всегда были? А вот когда их не было, то что было, а?
- Ой, какой ты дотошный! Ладно. Когда-то ничего этого не было. И земли тоже. Только бескрайнее темное небо и звёздочки на нём, и солнце в огромном газовом облаке пыли…

Буровцева Галина Петровна

Притча "Диалог с Мирозданием". Какова плата за счастье?..

Внутреннее равновесие зависит от любовного внимания к своему духовному сердцу.

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов.

Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Психология в притчах

Многие полагают, что сказания, мифы, притчи предназначены только для детей. Это не так. Им свойственно нечто вневременное. Вероятно, это объясняется тем, что сказки и притчи больше обращены к чувствам, к интуиции и фантазии.

С незапамятных времен люди использовали истории как средство воспитательного воздействия. Благодаря своей занимательности они особенно хорошо подходили для этой цели и были той ложкой меда, которая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль, которую не всегда можно понять сразу, иногда она скрыта и представляет собой всего лишь намек. Любая притча несет в себе огромный смысл и заставляет людей задуматься о многих сторонах своей жизни и своих поступках.

Слепые и слон

За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся в битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать: что же такое — слон.

И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал:

— Слон — это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер.

Тот, кто ощупал хобот, сказал:

— У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную.

— Слон могуч и крепок, как колонна, — возразил третий, ощупавший ногу и ступню.

Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В этой дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта.

Хаким Санаи (1141 г.)

Как часто люди воображают нечто о себе, о других людях, о своих детях и как часто оказываются далеки от истины. Исходя из самых лучших побуждений и своего жизненного опыта, родители думают, что познали своих детей и могут сделать их счастливыми. Наблюдая за поведением своих детей («трогая ухо слона»), родители делают выводы, исходя из неполных данных и строят общение со своим ребенком, опираясь на часто ложные умозаключения. Тренеры, учителя думают, что именно они обладают незамутненным родительской любовью взглядом и уж их мнение объективно, но, задумаемся, не «трогают ли они слона за хобот»? При этом внутренний мир ребенка, его врожденные особенности продолжают быть «тайной за семью печатями», а сам он остается один на один со своими трудностями. К счастью, никогда не поздно прозреть и увидеть себя и свое дитя в подлинном свете.

Для того, чтобы мы или наши дети стали чуточку счастливее, стоит всего лишь усомниться в собственной правоте. Это не значит, что надо невротически сомневаться в каждом принятом решении, но размышлять перед принятием решения и понимать, что многие вещи, события, люди могут не соответствовать нашим представлениям о них. Слон вовсе не разрушительная труба и не ковер, он нечто большее.

Поразмыслите о том, что многое в жизни преходяще и те социальные ценности, которые существуют сейчас изменятся с течением времени, так же как изменились ценности прошлого. Взять хотя бы банальный пример с обменом валюты, еще не так много времени прошло с тех пор, когда за это наказывали. Неизменны только духовные ценности, а не социальные установки. В недавнем прошлом советская педагогика следовала «партийным курсом», и дисциплина на уроке выражалась полной тишиной и неподвижно сложенными руками на парте. Но ребенок с долговременной тактильной памятью не может воспринять и усвоить материал, будучи неподвижным. Проявление эмоций считалось неприличным, и урок превращался в нудную лекцию. А ученик с долговременной эмоциональной памятью не только не мог усвоить материал, но и получал психологическую травму на основном канале памяти (такие травмы человек проносит через всю жизнь, если не работать над снятием их со специалистом), ибо отсутствие эмоций для детей с этим типом памяти является психологической травмой. А сколько случаев, когда родители, выслушав «авторитетное мнение» педагогов, «потрогавших только ногу слона», о том, что их ребенок ленив, несобран и просто невыносим, не усомнились в правоте учителей или тренеров и наказывали ребенка за то, что он вел себя так, как мог.

Школу заканчивают, но стереотипы поведения остаются, и человек уже не может полноценно пользоваться своим долговременным каналом памяти, а значит полноценно жить. Печально. Недавние дети становятся родителями, история повторяется, а «город слепцов» растет. Родители выросли на одних ценностях и пытаются привить их своим детям, которые не будут успешны в жизни, пользуясь устаревшими принципами. Каждый человек должен сам сформировать свою систему ценностей, соответствующую его врожденным особенностям.

Вот один из многих примеров. Некий мужчина сорока лет пришел к нам, на консультацию, из-за постоянных неудач на работе и в личной жизни. Его все время использовали, недоплачивали зарплату, а уж о карьерном росте не было и речи. Дома жена постоянно упрекала его в несамостоятельности и неспособности зарабатывать деньги. Все это довело несчастного до микроинфаркта, и после лечения, он решился, наконец, обратиться к психологу. На первой консультации мы, естественно, затронули его отношения с родителями, и после осознания своих чувств он сказал: «Я не знал другого способа показать свою любовь матери, кроме как стать ее жертвой». Мать воспитывала его одна и очень боялась, что с ним что-нибудь случиться: в итоге ему запрещалось все, любая инициатива наказывалась. Взрослый мужчина видел себя таким, каким видела его мать — беспомощным, слабым, глупым. Пройдя диагностику, он познакомился сам с собой и на консультации он получил индивидуальные рекомендации, о том, как строить свою карьеру и использовать свои врожденные данные. Хорошо, что это произошло в 40 лет, а не позже.

Вряд ли кто-то пожелает своему ребенку такую судьбу, однако многие родители делают это неосознано. Задумайтесь прежде, чем наказать или запретить что-то делать своим детям. Вполне возможно, что ваш ребенок, ученик проявляет свои врожденные особенности, а не специально доводит вас до «белого каления». Постарайтесь охватить умом целое. Человек и наше представление о нем далеко не одно и тоже, он всегда представляет собой нечто большее, чем мы можем себе представить.

Хромой и слепой

Хромой человек однажды вошел в сераль (постоялый двор) и устроился там среди других посетителей.

— Из-за моей хромоты я лишен возможности быстро передвигаться и не успею на султанский пир, — сказал он своему соседу.

Человек, к которому он обратился, поднял голову и сказал:

— Я тоже приглашен на пир, но мне еще труднее попасть туда, чем тебе, потому что я слеп и не вижу дороги.

Тут в их разговор вмешался третий посетитель. Он сказал:

— Вдвоем вы располагаете средством достичь вашей цели, если только согласитесь воспользоваться этим средством. Слепой может отправиться в путь, неся на спине хромого. Вы должны использовать ноги слепого, чтобы идти, и зрение хромого, чтобы его направлять.

Вот так эти двое достигли конца пути, где их ожидал невиданный доселе пир. По дороге они останавливались на отдых в другом серале. Здесь они повстречали еще двух несчастных, которые так же хотели попасть на пир и не могли. Слепой и хромой стали им объяснять свой метод, но один из этих людей был глухим, а другой немым. Немой слышал их объяснения, но не мог передать их своему приятелю. Глухой мог говорить, но ему было нечего сказать.

Эти двое не попали на пир потому, что в это время поблизости не оказалось того третьего человека, который, прежде всего, объяснил бы им особенность их трудности, а уж потом подсказал бы, как эту трудность преодолеть.

Ахмад Фаруки (1624 г.)

Как часто в парных видах спорта мы наблюдаем такую ситуацию — одна пара слажено работает и быстро двигается к цели, к призовым местам, к славе, ну прямо как «хромой и слепой» из притчи, достигшие своей цели. А другая — никак не может добиться желаемых результатов. И начинаются поиски новых партнеров, новых тренеров. Но это не всегда приносит перемены к лучшему. Хорошо, если кто-то из родителей попробует стать тем «третьим человеком», который постарается понять особенности каждого ребенка, и не только своего. Еще лучше, если у тренера большой опыт, и он порекомендует родителям обратиться к профессиональному психологу*, чтобы определить совместимость пары, выявить проблемные зоны, подсказать пути решения. Помните, что не бывает универсальных рецептов, годных на все случаи жизни. Тогда многие люди смогут избежать излишних разочарований, дети избавятся от комплекса неполноценности, родители перестанут напрасно переживать за своих детей («почему у других дети успешны, а мои чем хуже?»)

Очень часто именно профессиональный психолог становится тем «третьим человеком», который помогает людям преодолеть трудности, разъясняя им их индивидуальные способности. И как часто «доброхоты», «придя на пир», пытаются помочь своим друзьям, детям, забывая о том, что другие люди имеют отличные от их особенности и другие трудности, несмотря на то, что тоже хотят «попасть на пир». Безусловно, любой из вас может постараться стать тем «третьим человеком», который может помочь своим детям, например. Просто прежде чем рассказать кому-то каким способом вы достигли чего бы то ни было постарайтесь понять, не разговариваете ли вы с «глухим»? И не пытаетесь ли вы прежде подсунуть готовое решение вместо объяснения особенностей того человека?

Такие ситуации нередки — клиент с долговременной зрительной памятью получил прекрасный результат, работая с рисунками (арт-терапия, мандала-терапия**), и рекомендует своим друзьям эту методику, как единственно успешную, восторженно заставляя своего ребенка рисовать. А у того комбинированный тип памяти (как вы помните из предыдущих публикаций комбинированный — это когда один тип активизирует другой, несущий основную информацию). У него, например, слуховая память активизирует эмоциональную память, и она (эмоциональная) является несущей. Для ребенка с такими особенностями арт-терапия не будет столь эффективна. Можно привести еще много примеров, но я думаю и так все понятно.

Любители почитать книги из серии «Сам себе психолог» задумайтесь, уместно ли применять к себе или своим детям рекомендации, которые сработали в случае с «хромым и слепым», ведь вы можете оказаться «глухим» или «немым». К сожалению, у многих сложилось мнение, что психология безопасна, и можно поиграть в психолога. Все не так, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что применение разных методик без разбора («авось поможет, а если нет, так попробую другую») не проходит бесследно. Некоторые методы приносят огромный вред психике, например, пытаться помочь человеку с долговременной тактильной памятью с помощью бесед практически невозможно. А если это ребенок, который активно двигается на уроке, а педагог отправляет его к школьному психологу на коррекцию поведения, то результаты могут быть весьма печальны. В итоге психолог, с помощью разных методик разъясняя ребенку, как тот неправ, травмирует его психику, что приводит к падению использования памяти, и, следовательно, к еще большим проблемам с обучением, возникновению комплекса неполноценности и пошло поехало.

Возникает вопрос: «Что делать?» Хочется помочь своим детям, друзьям, родственникам. Стоит, прежде всего, познакомиться со своими особенностями и вытекающими из них трудностями. Познайте себя. В этом вам поможет диагностическое исследование, тогда найдутся ответы на многие вопросы и «дорога на пир» станет легче и короче. Узнайте себя, узнайте своеих детей такими, какие они есть, и счастливого вам пути!

Февраль 2004 г.

Материал подготовлен для журнала «Танцевальный вестник»,
официального издания федерации танцевального спорта СПб.

* профессиональный психолог — психолог, владеющий разным инструментарием, т.е. разными методиками и применяющий их по необходимости, учитывая индивидуальные особенности клиента. Естественно, человек прошедший 2-х месячные курсы, не может считаться профессионалом.

** мандала-терапия — рисунок в круге. Феномен мандалы (с санскрита — магический круг) давно известен в религиозных практиках Востока как инструмент медитации, духовного развития и инициации. В психологию понятие индивидуальной мандалы было введено К.Г. Юнгом. Этот символ целостности он понимал как проекцию сознательных и бессознательных проявлений психической жизни.

просмотров