Если не можешь различать английские времена. Изучение английских времен: практическое руководство

Если не можешь различать английские времена. Изучение английских времен: практическое руководство

Многие из тех, кто изучает английский язык, знают, что в нем содержится две группы времен.

Три основных:

  • Present;
  • Past;
  • Future.

Представленные времена, в зависимости от ситуации, складываются со второстепенными временами:

  • Simple;
  • Progressive;
  • Perfect;
  • Perfect Progressive.

Результатом сложения этих двух групп является наличие 12 времен в английском языке.

Перечисленные времена обычно выстраивают в таблицу, которая четко показывает, какую форму принимает глагол, когда находится в том или ином периоде времени.

Также в таблице можно наблюдать первые указания на то, как в английском языке.

Чтобы лучше запомнить сложный материал, необходимо изучать его играючи, для этого, помимо научной таблицы времен, мы продемонстрируем вам шуточную, которая для некоторых будет легче в изучении.

Правила определения времен

Рассмотрев, как правильно называются глагольные формы, ответим на вопрос о том, как определить время в английском языке. Для ответа рассмотрим пошаговую инструкцию.

  • Первый шаг - следует перевести предложение, над которым мы работаем, чтобы легче понять, какая информация нам дается.
  • Второй шаг - определить маркер времени. В каждом времени в рассматриваемом нами языке существует маркер - слово, которое с легкостью позволяет определить время. Подобные слова указывают на определенный момент времени либо относительный. Например, в Present Simple подобными маркерами являются такие слова, как: каждый день, часто, постоянно. Эти маркеры, как видно из примера, указывают на регулярное время, однако не только этот признак обозначает данный вид времени. Другим маркером является обычное наименование действия: мне нравится арбуз . В данном случае указывается неточно, когда он вам нравится, а вы просто говорите о своем действии, не уточняя временной промежуток.

На данном примере видно, что подобные маркеры обеспечивают легкость в узнавании и правильном определении времени в предложении. Исходя из этого простого примера мы хотим показать, что каждое время имеет свои маркеры - слова, по которым вы легко поймете, какое перед вами время. Главное - запомнить маркеры.

  • Третий шаг - вспомнить, к какому времени относится маркер.

  • Четвертый шаг - определить время.

Рассмотрев, как правильно определить время в английском языке, обратим внимание на следующий момент: как определить временную

Правила определения времени у глагола

Для решения этой задачи, как и в предыдущем случае, мы воспользуемся пошаговой инструкцией.

  • Первый шаг - подчеркнем глаголы, которые мы видим, в предложении.
  • Второй шаг - вспомним: правильный это глагол или нет, ведь, согласно справочникам по-английскому языку, у глагола имеется три свойства, по которым его легко определить:
  1. Время - одно из основных: прошедшее, будущее или настоящее.
  2. Вид времени - подвремя, определяющееся маркером.
  3. Залог- пассивный (над говорящим совершается действие) или активный (говорящим совершается действие).

Если глагол правильный, можно обратиться к словарю или лексикону, в противном случае - к таблице неправильных глаголов или опять к выученным вами глаголам этого же вида.

  • Третий шаг - найти рядом с основным глаголом составной, который относится непосредственно ко времени.

Например, для группы Past - was, did …; глагол с окончанием на -ed.

Для Present: do, does…; глагол с окончанием на -s.

Подобные примеры наиболее ярко показывают, что для любого глагола легко определить время, и отвечают на постоянно возникающий вопрос у тех, кто только начинает разбираться, как определить время глагола в английском языке.

Резюмируем

Итак, подводя итоги, хотим отметить, что мы рассмотрели главные и тяжело воспринимаемые вопросы при изучении английского языка, акцентируя внимание на первом: как определить время в английском языке, так как он является залогом правильного и быстрого изучения. Помимо ответа на главный вопрос, мы также описали, как легко выучить и понять каждое время, а также распознать его в предложении.

Напоследок хочется дать совет: уделите максимальное количество времени и внимания теме "Как определить время предложения в английском языке". Здесь главное - практика и ее регулярность. Тогда вы легко сможете ответить на вопрос о том, как определить время в английском языке. Удачи.

Самая глобальная проблема, с которой сталкиваются абсолютно все люди, изучающие язык, это непонимание английских времен.

Разобрав одно время, кажется, что все понятно и просто. Но как только приступаешь к следующему, в голове появляется «каша». А времен в английском языке целых 12. И чем больше ты учишь, тем больше все твои знания смешиваются в голове, после чего забываются. Почему это происходит? Как легко запомнить времена в английском языке?

В этой статье вы узнаете, из-за каких ошибок люди никак не могут выучить английские времена, и как разложить их по полочкам в своей голове.

Как выучить времена в английском языке?

Итак, какие самые распространенные ошибки допускают люди?

Ошибка № 1: Браться сразу за все времена


Помните табличку в школьных учебниках, которая содержала сразу все 12 времен? В ней было краткое описание каждого времени и схема образования. При взгляде на нее глаза разбегались, и было непонятно, с какого времени следует начать. Учителя же старались разобрать на уроке как можно больше. В итоге многие не могли использовать ни одно из них.

Некоторые люди хотят выучить язык побыстрее. Из-за этого они начинают разбираться не с каждым временем по отдельности, а берутся сразу за несколько. Например, учат сразу все времена группы Simple: Present Simple (Настоящее простое), Past Simple (Прошедшее простое), Future Simple (Будущее простое).

В результате получается, что все эти времена перемешиваются в голове. И поэтому в разговоре на английском человек чаще всего использует либо одно время - настоящее, либо он старается использовать все, но постоянно делает ошибки.

Бонус: У вас в голове "каша" из английских времен? Узнайте на в Москве, как легко разобраться во временах.

Рекомендация: Начинать учить времена нужно от простого к сложному. Не следует сразу браться за сложные времена. Например, если вы начнете изучать сразу Present Perfect (Настоящее завершенное), то точно не поймете это время.

Начинать нужно с самых азов. Лучше всего перед изучением времен разобраться с глаголом to be и вспомогательными глаголами , так как они помогут вам лучше понимать дальнейшую информацию. Потом, приступая к временам, начните с самого легкого, например, c Present Simple .

Не следует брать сразу несколько времен. Лучше качественно поработать, понять и научиться использовать одно время, чем мельком пробежаться по трем и ничего не запомнить.

Разбирая каждое время:

  • Посмотрите, в каких ситуациях мы используем это время.
  • Посмотрите, как образуется время.
  • Узнайте, какие слова часто используются с этим временем и могут помочь быстро определить его.
  • Разберите, как составлять отрицательные предложения, то есть когда вы хотите сказать: «Я не…».
  • Разберите, как задавать вопросы в этом времени.

Вся эта информация позволит вам узнать, когда нужно использовать время и как строить все виды предложений с ним.

Ошибка № 2: Зубрить правила, а не пытаться их понять

Многие люди считают, что единственный способ выучить что-то - это зубрежка. Ведь именно так мы учились в школе и университете. Но что даст вам то, что вы сможете пересказать все случаи использования времени Present Simple?

К тому же зазубренная информация не остается в нашей голове надолго. Именно поэтому мы садились готовиться к экзамену за 3 дня до него, чтобы не успеть забыть все то, что учили.

Например, когда разбираете случаи использования Present Simple, просто поймите, в каких ситуациях вы можете использовать время.

Возьмем первый случай использования этого времени: мы используем его, когда говорим о действиях, которые мы делаем регулярно. Подумайте, что вы делаете регулярно? Добираетесь на работу на машине, отводите ребенка в садик, занимаетесь английским языком или ходите в спортзал? Именно во всех этих ситуациях вам надо использовать Present Simple.

Вы можете не помнить, как дословно звучит правило. Главное чтобы вы понимали, когда вам нужно использовать это время .

Ошибка № 3: Не понимать разницу между временами


Иногда человек знает все случаи использования времен, но не может понять разницы между ними. Следовательно, у него нет понимания, когда какое время нужно использовать.

Это происходит из-за того, что в английском языке времена делятся на простые, длительные и завершенные. В русском языке такого деления нет. Поэтому такая логика разделения времен нам кажется не понятной.

Возьмем предложение: «Я читала книгу». В зависимости от того, что именно вы хотите сказать, вы можете использовать два времени: Past Simple и Past Continuous.

Вы должны четко понимать их отличие, чтобы передать ваши мысли собеседнику. Если вы говорите это как обычный факт: я вчера убиралась, смотрела сериалы, гуляла, читала книгу, то мы используем время Past Simple.

Если же вы хотите показать длительность это действия: я вчера читала книгу весь день и не успела прибраться, то нужно время Past Continuous.

Четко понимайте ситуации, в каких вы можете использовать одно время, а в каких - другое, и их отличие друг от друга. Это позволит вам выражать свои мысли правильно. И вы точно не попадете в ситуацию, когда вы хотели донести до собеседника один смысл, а он понял это по-другому.

Ошибка № 4: Не практиковать в разговоре пройденные времена

Некоторые люди досконально разбирают теорию и все отлично понимают. Но вот составить предложение при разговоре в нужном времени не могут.

Представьте, что вы захотели научиться управлять самолетом. Вы прочитали все самоучители, знаете что нужно нажимать и как. Можете ли вы сказать, что умеете управлять самолетом? Конечно, нет.

Также и с английским языком. Вы не сможете использовать в разговоре времена, которые вы знаете, если не будете тренировать их на практике.

Вы должны отрабатывать на практике каждый маленький кусочек теории, составляя собственные предложения. Как это делать с помощью 3 простых шагов, читайте в этой статье .

Ошибка № 5: Составлять предложения "по-русски"

Часто люди пытаются дословно перевести мысль с русского на английский. Но каждый язык имеет свои особенности.

Например, в русском языке мы можем как угодно переставлять слова в предложении, и это не будет ошибкой. В английском же есть строгий порядок слов, которого мы должны придерживаться. Мы не можем переставить слова или поставить вспомогательный глагол в конце предложения, потому что это будет неправильно.

Рекомендация: Учитесь думать на английском языке, а не переводить предложения в уме с русского. Это позволит вам выражать свои мысли правильно, красиво и быстро. Как научиться думать, вы можете посмотреть .

Ошибка № 6: Не доводить каждый кусочек до идеала

Все люди хотят разговаривать на английском быстро и красиво, как носители языка. Но не у всех это получается. Почему? Составив 3-5 предложений в новом времени, которое проходит, человек думает, что теперь освоил его. Но этого недостаточно.

Представьте, что вы учитесь плавать. Проплыв 5 метров, вы можете сказать, что умеете плавать. Но чтобы научиться плавать быстро и на длительные расстояния, вам нужно продолжать тренироваться. Также и с английским языком.

Рекомендация: Не ограничивайте себя составлением нескольких предложений. Составляйте предложения до тех пор, пока не почувствуете, что можете делать это легко, совершенно не задумываясь, куда что нужно поставить. В голове должна возникать не схема образования предложения, а само предложение уже на английском языке.

Также добивайтесь того, чтобы предложения вы произносили с такой же скоростью и интонацией, как вы сказали бы это на русском. Ведь мы не говорим в жизни, проговаривая каждое слово в предложении. Эти упражнения позволят вам говорить на английском, как на своем родном языке.

Теперь вы знаете, какие ошибки мешают людям выучить времена английского языка. Избегайте их и вы сможете разложить все 12 времен «по полочкам» в своей голове.

Напишите в комментариях ниже, с какими проблемами вы сталкиваетесь, когда учите английские времена?

Основную сложность английского языка представляют большое количество времен и трудность их запоминания. Иногда даже сами англичане путают то или иное время и произносят их неправильно. Но если систематизировать всю информацию о них, то запомнить их будет гораздо проще. Если вы это сделаете, то имея хороший словарный запас, сможете свободно изъясняться на английском.

Чтобы суметь свободно пользоваться временами как инструментами своей речи, нужно логически понять, для чего они нужны, зачем их так много. Для этого нужно знать, как их использовать. То есть сравнить их с тем, как мы говорим по-русски. На самом деле английский язык намного проще русского по составу, по содержанию, и знания о нем гораздо проще систематизировать. Так как в английском языке нет столько окончаний, суффиксов и приставок, как в нашем. Это они компенсируют разными глаголами и их формами. Как и в русском языке, там есть прошлое, настоящее и будущее. Только есть еще разделение на простое, завершенное и длительное, а также завершенное длительное в каждом из времен. Simple – простое время – это то, что делается вообще, всегда, каждый день. Как в русском языке: учил, учу, буду учить.

Следующая форма времен – это то действие, которое находится в процессе – Continuous. Здесь делается акцент на то, что человек находится, находился или будет находиться в процессе. Если по-русски мы скажем: я читаю сейчас, то в английском будет дословно – я читающий, пишущий, говорящий. То есть находящийся в процессе: я буду читающий завтра – I will be reading tomorrow. Основной признак этого времени – ing-ое окончание.

Perfect. Здесь упор делается на результат и опыт. То есть какое-то действие, которое уже принесло результат. Если мы говорим – я выучил английский язык, то англичане скажут – я имею выученным английский язык, I have learned how to speak English. Обязательно в этих формах времени уже имеется какое-то завершенное действие с полученным результатом или опытом. Основной признак – глагол have и его формы, а также третья форма глаголов.

Perfect continuous. Акцент здесь делается на какой-то временной промежуток. То есть, как долго длился определенный процесс. Я гулял на улице два часа, англичане же дословно скажут: я имею побытым гуляющим 2 часа – I have been walking for a 2 hours. Основные признаки: конструкция have been в формах и инговое окончание глаголов, а также обязательное упоминание промежутка времени: 5 минут, двадцать лет, три недели.

Постарайтесь запомнить времена и понять разницу между ними. Тогда ваш английский станет ярче, богаче, и вам станет проще понимать людей и разговаривать на нем.

Английская грамматика кажется новичкам сложной и запутанной. Однако, первое впечатление обманчиво. Например, система времен – образец четко продуманной и логично выстроенной схемы, позволяющей понять время совершения событий при первом же взгляде на глагол. Отчаялись уловить эту логику и постичь суть каждого аспекта? Не переживайте! Цель сегодняшней статьи – подробно объяснить все времена в английском языке для чайников, новичков и всех тех, кто самоотверженно учил теорию, но до сих пор не умеет применять заученные правила на практике.

Начнем с общих разъяснений системы времен английского языка.

В русской речи мы используем три вида времени: настоящее, прошедшее и будущее. В английском же языке, выделяют более 12 видов , как считают многие. Но это не совсем верный подход.

На самом деле у англичан ровно такие же 3 типа времени, но каждый из них разделяется еще на 4 подвида:

  • – просто действие;
  • – действие, происходящее в конкретный момент времени.
  • – завершенное действие;
  • Perfect Continuous – действие, которое длится уже некоторое время, приносит определенные результаты, но еще не завершено.

Если уметь разбираться в этих смысловых оттенках, то употребление времен не будет вызывать никаких проблем. Постараемся развить этот навык и дадим доступные пояснения по каждому из аспектов.

Все правила на времена в английском языке для чайников

Здесь нас ждут примеры всех возможных временных групп, объяснение их употребления и подробная информация о построении предложений.

Present (Настоящее)

Если для нас настоящее – это все, что относится к данному моменту, то для англичан настоящее играет четырьмя различными красками.

1) Present Simple

Факты, обыденные действия, умения, навыки. Данный аспект несет наиболее обобщенное понимание времени.

  • I write poems – Я пишу стихи (всегда, каждый день, никогда, часто, редко).
  • He writes poems – в 3 лице к сказуемому всегда дополняется –s.

Для вопросов и отрицаний не забывайте использовать вспомогательный do.

3) Present Perfect

Результат завершенного действия. На русский язык такие предложения всегда переводятся глаголами совершенного вида (что сделал?). При этом время действия указывается не конкретно, а приблизительно.

  • I have written poems – Я написал стихи (только что, уже, еще нет, когда-то, к такому-то дню, часу, месяцу).

Все виды высказываний строят при помощи вспомогательного глагола have (для 3 лица has).

?
Have you written? Has she written? I haven’t written; she hasn’t written

4) Present Perfect Continuous

Действие, уже принесшее некоторые результаты, но еще не являющееся завершенным. Подчеркивается протяженность событий во времени.

  • I have been writing poems since 2005 – Я пишу стихи с 2005 года (с детства, с такого то времени, с …до, весь день, в течение, в последнее время).

2) Past Continuous

События происходили в конкретный момент прошлого.

  • She was writing this letter at 5 o’clock yesterday – Она писала это письмо вчера в 5 часов (в тот момент).

4) Past Perfect Continuous

Действие, которое продолжалось долгое время, и было завершено с наступлением определенного момента в прошлом.

  • She had been writing the letter for a few days before she sent it – Она писала это письмо несколько дней, прежде чем отправить его (до того, когда).

2) Future Continuous

Планируется, что действие произойдет в конкретный момент будущего.

  • I will be flying to Spain at this time tomorrow – Завтра в это время я буду лететь в Испанию.

4) Future Perfect Continuous

Действие будет длиться до определенной точки в будущем. Данный аспект употребляется в речи крайне редко.

  • By April 15, I will have been living in Spain for 3 month – К 15 апреля я буду жить в Испании уже 3 месяца.
?
Will you have been living? I won’t have been living.

Надеемся, мы справились с задачей и разъяснили времена в английском языке даже для чайников. Чтобы закрепить изученную теорию, рекомендуем решить практические упражнения на времена глаголов в английском языке.

Успехов в совершенствовании знаний и до новых встреч!

Просмотры: 662

Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют "времена" английского глагола. Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен - три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать. Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря. Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может. Ни в одном языке мира (а их насчитывается несколько тысяч) количество глагольных времен, выраженных специальными грамматическими формами, не превышает "магического" числа "три". Меньше трех может быть. Есть языки только с двумя формами времен (например, "прошедшее""непрошедшее"), есть языки вообще без глагольных времен, но нет языков, где этих времен было бы больше трех.

Название любого из двенадцати английских времен начинается с одного из трех слов: Present, Past, Future. Есть четыре вида настоящего, четыре вида прошедшего и четыре вида будущего, которые известны как Simple, Progressive, Perfect и Perfect Progressive. В русском языке аналогичная картина, только форм меньше: одно настоящее (иду), два прошедших (шел/пришел) и два будущих (буду идти/приду). Строго говоря, если согласиться с тем, что в английском языке 12 времен, то следует говорить как минимум о пяти временах в русском (на самом деле их и того больше). Но мы почему-то этого не делаем. Почему? Да потому, что мы прекрасно понимаем, что и шел, и пришел - формы прошедшего времени. Точно так же, как говорящий на английском языке понимает, что I work, I am working, I have worked и I have been working - все формы настоящего времени.

Сложности, с которыми сталкиваются изучающие английский язык при овладении грамматическими формами глагола (не только с грамматической категорией времен, но и пассивным залогом), вызваны тем, что в учебной литературе нет четкого теоретического осмысления значений и функций глагольных форм, которое позволяло бы простым образом объяснить, в чем состоит их предназначение. Другими словами, нужно хорошо понимать, зачем вообще в языке нужны такие категории, как время, вид, залог, чтобы доходчиво и просто объяснить принципы функционирования соответствующих форм. Такое понимание дает когнитивный подход к языку как к системе представления знаний.

В соответствии с этим подходом любая грамматическая категория служит для выражения и сохранения в языке определенного знания. По сравнению с лексиконом грамматика - более абстрактная система, поэтому представленные в ней знания являются универсальными в том смысле, что они важны для нормального функционирования общества: неважно, на каком языке общаются между собой члены общества. Это значит, что грамматические категории, имеющие в разных языках различное выражение, содержательно мало чем отличаются друг от друга. Именно поэтому возможен перевод с одного языка (например, русского) на другой (например, английский).

Для чего же нужны категории времени и вида? С помощью категории времени человек делит весь окружающий его мир на три сферы опыта: 1) опыт, непосредственно входящий в сферу воспринимаемой чувствами и осознаваемой действительности, или настоящее (present от лат. praesens - mo, что перед чувствами); 2) опыт, сохраняющийся как память о том, что прошло мимо наших чувств, или прошлое (past); 3) опыт, который предсказывается на основании имеющихся знаний, или будущее (future). Здесь очень важно усвоить, что в отличие от английского языка в русском нет однозначного соответствия между этими понятиями и так называемыми формами глагола. Рассмотрим как пример следующую ситуацию.

Папа некоторое время назад уехал в командировку. Вова в своей комнате учит уроки, мама на кухне готовит ужин. Раздается звонок в дверь. Мальчик открывает дверь и при виде отца радостно сообщает: "Мама, папа приехал!"

В любой школьной (и не только школьной) грамматике будет обозначено, что приехал (в данном случае) - форма прошедшего времени совершенного вида обозначает действие, имевшее место в прошлом и завершившееся к моменту речи. Это традиционный подход, к которому все говорящие на русском языке привыкли (тем более, что это знание, которым никто из нас никогда на практике не пользуется: ведь мы все усвоили родной язык, включая грамматику, в младенческом возрасте, когда еще и понятия не имели ни о времени, ни о виде, ни о других тонкостях грамматической науки). Но при изучении английского как иностранного такой подход нас более не устраивает, так как не позволяет соотнести то, что мы знаем о родном языке, с тем, что находим в иностранном. Когнитивный же подход ориентирует на то, чтобы ответить на вопрос: "А что именно сообщает мальчик маме?" В этом случае его восклицание интерпретируется так: "Я вижу папу. Начиная с некоторого момента в прошлом, я его не видел, т.е. его дома не было, так как он уехал в командировку. Теперь папа снова здесь, значит, приехал (логический вывод, основанный на фоновых знаниях мальчика)". Другими словами, смысл восклицания мальчика таков: "Папа снова дома (я его снова вижу)". Но ведь это настоящее время. И в английском языке, где соответствие между временными понятиями и временными формами глагола гораздо более последовательное, чем в русском, будет конечно же, употреблена форма настоящего времени. Другой вопрос, какая из четырех возможных: Simple, Progressive, Perfect или Perfect Progressive? И здесь на помощь приходит правильное (т.е. когнитивное) понимание категории вида.

С помощью категории вида человек разграничивает знания по их источнику: мы знаем о чем-то, потому что видели (слышали, ощущали и т.п.) это сами, и мы знаем о чем-то, потому что это знание было передано нам в готовом виде (кто-то сказал, прочитали об этом, узнали в школе и т.п. - возможности здесь самые разнообразные). Это различие очень важно, и в повседневной деятельности мы все время учитываем его на подсознательном уровне. Всем нам хорошо известна пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Смысл ее в том, что увиденное воочию, как правило, не подвергается сомнению, тогда как знание, полученное из чужих рук, не всегда обязательно достоверно. В этой связи посмотрите, что получится, если в приведенной выше ситуации мальчик вместо совершенного вида глагола употребит несовершенный: "Мама, папа приезжал!". Хотя формально это высказывание грамматически правильное, в нашей ситуации оно не может быть употреблено, потому что так не говорят. А не говорят так, потому что приезжал не содержит в себе указания на то, что в момент высказывания мальчик видит папу, тогда как форма приехал такое указание содержит.

Отличие русского языка от английского состоит в том, что в русском подобного рода смысловые различия очень часто передаются не специальными формами глагола, а контекстом. Сравните следующие примеры: Иван курит, несмотря на предостережения врачей; Смотри, Иван снова курит, несмотря на предостережения врачей. В первом случае речь идет о том, что мы знаем об Иване, при этом вовсе не обязательно, чтобы Иван находился у нас перед глазами; он вообще может быть в другом городе, даже в другой стране. Во втором случае речь идет о том, что мы непосредственно наблюдаем: на это прямо указывает глагол смотри. В английском же языке все гораздо проще, потому что там эти смысловые различия передаются специальными (видовыми) формами глагола: Simple и Progressive, соответственно. Отметим, что термин вид происходит от глагола видеть (который этимологически связан с лат. videre - видеть и греческим eidos - то, что видимо).

Но мы пока говорили о двух типах знания, которым соответствуют два вида: одно знание имеет определенный источник информации (например, мальчик в приводившемся примере), а другой неопределенный источник (например, говоря Иван курит, я не даю понять, откуда мне об этом известно). А форм английского глагола - четыре. Почему так много?

Да потому, что ситуации, когда мы говорим о том, что непосредственно наблюдаем, могут существенно различаться, в зависимости от того, что именно мы видим (слышим и т.п.). Когда я говорю: Смотри, Иван снова курит, я имею возможность наблюдать сам процесс курения (он держит в руке сигарету, подносит ее ко рту, втягивает дым и затем выпускает его - действие, вообще-то говоря, бессмысленное и вредное). Но если мама, встречая Ивана, чувствует исходящий от его одежды запах табачного дыма и спрашивает: Ты опять курил?, она задает вопрос, основываясь на том, что воспринимает в момент речи (в данном случае органами обоняния), и это, конечно же, настоящее время. Но самого действия курения она не наблюдает, ее восприятию доступны лишь определенные признаки, говорящие о том, что Иван курил. Для выражения этого когнитивного смысла в английском языке существует своя, специальная форма глагола - Perfect. Эта форма употребляется тогда, когда мы сравниваем то, что видим, с тем, что было до этого (например, утром от Ивана не пахло, а теперь пахнет табаком - значит, курил). Наконец, возможны случаи, когда мы говорим о непосредственно наблюдаемом действии и при этом одновременно сравниваем то, что мы видим, с тем, что видели в какой-то момент (или в какие-то моменты) до этого. Например, я вижу, что Иван сейчас курит, но я также видел его курящим и до этого, в течение всего дня. В таком случае происходит объединение двух форм, выражающих разные когнитивные смыслы, и мы получаем очень не любимую многими учащимися форму Perfect Progressive, хотя на самом деле это не просто, а очень просто.

Приведенные (естественно, в очень кратком виде) объяснения когнитивного содержания английских глагольных форм можно суммировать в виде очень простого алгоритма, который позволяет практически безошибочно выбрать правильную форму глагола.

Алгоритм выбора видо-временной глагольной формы:

  • Реши для себя, к какому времени относится то, что ты собираешься сказать (Present, Past, Future).
  • Реши для себя, о чем ты собираешься сказать: о том, что видишь (видел, увидишь), или о том, что знаешь (знал, будешь знать).
    • Если о том, что видишь, спроси себя: "Что именно я вижу?"
      • Вижу само действие → Употреби форму Progressive
      • Вижу признаки (следы) действия → Употреби форму Perfect
      • Вижу само действие и сравниваю то, что вижу сейчас, с тем, что видел до этого -> Употреби форму Perfect Progressive
    • Если о том, что знаешь (неважно откуда) → употреби форму Simple

Этот алгоритм как составная часть методики обучения грамматическим формам английского глагола описан в учебном пособии "Английский глагол. Новая грамматика для всех" (Кравченко А. В. (ред.), Иркутск, 1999).

Более того, когнитивный подход к английским временам позволяет наглядно увидеть, что никаких так называемых исключений в отношении употребления глаголов различных групп в тех или иных грамматических формах не существует. Так, любой глагол (например, see, know, remember, like и т.п.) может быть употреблен в форме Progressive, просто нужно знать, когда это можно и нужно сделать, а когда - нельзя. Становится понятным простой принцип, определяющий выбор в речи пассивного или активного залога; тем более что этот принцип точно такой же, как и в русском языке.

Короче говоря, оказывается, что ничего сложного и непостижимого в системе грамматических форм английского глагола нет. Как показывает практика, думающий человек (неважно, школьник, студент или взрослый) усваивает значение и функции английских времен за короткий срок. Остальное - дело техники, тренировки обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора.

А. В. Кравченко, Иркутск

просмотров