Требования к организации урока (занятия). Требования к современному уроку

Требования к организации урока (занятия). Требования к современному уроку

Основным звеном в системе учебного процесса является урок, и от того, насколько гигиенически рационально он построен, зависит работоспособность учащихся, а, следовательно, их успеваемость и состояние здоровья.

1. Продолжительность урока (кроме 1 класса) не должна превышать 45 минут. В первом классе продолжительность составляет 35 минут.

2. Профилактика переутомления может быть достигнута не только регламентированием длительности урока, но и его элементов, поэтому урок должен быть построен на чередовании различных видов деятельности (письмо, чтение, устная работа, творческая деятельность). Отдельные виды учебной деятельности на уроке по основным предметам (письму, чтению, математике) значительно влияют на функциональное состояние организма и работоспособность детей. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Плотность урока должна быть 80%.

3. Учитель начальных классов должен на уроках организовывать физкультурные минутки для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Обязательное проведение двух физкультминуток на каждом уроке. Физкультминутку необходимо провести в фазу спада работоспособности, так как это препятствует дальнейшему развитию как умственного, так и мышечного утомления. Ее продолжительность должна составлять 2-3 минуты, что временно снижает нагрузку зрительного анализатора и позвоночника, оптимизирует состояние мозгового кровообращения и эмоциональный тонус школьника. На уроках письма физкультминутки должны проводиться на 15 и 25 минуте. Комплексы упражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности. Позитивный эффект физкультминутки проявляется в том случае, если она проводится в положении стоя при открытых в классе фрамугах.

Желательно, чтобы за исключением уроков, характеризующихся значительной нагрузкой на голосовой аппарат, дети сопровождали движения речевками. Они способствуют установлению более правильной ритмики дыхания, а также улучшению осанки, поскольку качественное звукопроизношение нуждается в ее оптимальной организации.

Окончание регламентированной работы с компьютерами, обучения письму, чтению, математике, должно сопровождаться выполнением специального комплекса упражнений для наружных мышц глазного яблока и его аккомодационного аппарата.

4. Использование технических средств обучения. Технические средства обучения (телевидение, видео-, кино-, и диафильмы, звукозаписи) в учебном процессе снимают монотонность урока, придают занятиям эмоциональность и способствуют повышению работоспособности и успеваемости учащихся, но их применение отрицательно влияет на ЦНС, зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому регламентируется оптимальная длительность просмотров диафильмов, кинофильмов и телепередач на уроках в разных классах (табл. № 7).

Молодым учителям бывает трудно справиться с потоком документации. Я думаю, что моя разработка кому-нибудь поможет.

Планирование работы – сложный и ответственный этап в подготовке учителя к занятиям. Планирование работы включает разработку календарно-тематического планирования и составление плана на каждый урок – поурочное планирование. Как правильно и просто это сделать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

Подготовка учителя к работе

Планирование работы – сложный и ответственный этап в подготовке учителя к занятиям.

Планирование работы включает разработку календарно-тематического планирования и составление плана на каждый урок – поурочное планирование.

Основными документами при планировании служат учебный план школы и программа.

Приступая к составлению плана работы, учитель, исходя из учебного плана, в соответствии с данным количеством часов, распределяет программный материал по четвертям учебного года и приступает к составлению календарно-тематического планирования.

В отношении порядка изучения тем и примерного числа часов на каждую тему учитель руководствуется программой. Однако ему предоставляется право делать перестановку в изучении отдельн6ых вопросов в пределах темы.

При тематическом планировании учебной работы материал каждой темы или небольшого раздела программы распределяется по урокам.

Т Е М А

/ I этап / II этап / III этап /

I этап – Водно-эмоциональный – создать мотив, вызвать интерес. Сказать какие знания, умения, навыки получат учащиеся и какой будет контроль. (1 урок).

II этап – Операционно-познавательный – выстраивание общей технологии темы (моделирование и планирование темы). Цель – обеспечить усвоение знаний, умений и навыков.

Каждый урок – определить цель – зная конечный результат.

Зная цель – определить содержание каждого урока.

III этап – Оценить работу свою и учащихся.

Определяют тему каждого урока, виды практических работ, материал для повторения и закрепления знаний, самостоятельную работу учащихся, контрольные работы по теме.

Какой-либо обязательной единой формы календарно-тематического плана нет, однако целесообразно выделить следующие графы.

1. Номер учебного занятия по теме.

2. Тема урока, форма его проведения (урок, конференция, экскурсия, практическое занятие и т.д.).

3. Основные задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные).

4. Основные методы проведения занятий.

5. Межпредметные связи (осуществляются на уроке).

6. Упражнения учащихся под руководством учителя.

7. Самостоятельная работа учащихся на уроке.

8. Демонстрации.

9. Домашнее задание.

План урока

Завершающее звено в планировании работы учителя – планирование каждого предстоящего урока. Работа над планом или конспектом урока позволяет четко представлять все элементы урока и его содержание.

План урока избавляет учителя от необходимости удерживать в памяти все детали урока и их смысловую и хронологическую последовательность, разгружая этим внимание учителя и переключая его на наблюдение за работой класса.

Каждый учитель пишет план так, как ему удобно для урока. Однако в плане должны быть отражены следующие вопросы, без которых он утрачивает свое значение:

  • Тема и задачи урока.
  • Построение урока.
  • Последовательность и методы изучения нового материала.
  • Упражнения.
  • Домашнее задание.
  • Перечень оборудования и наглядные пособия, необходимые на уроке.

План урока не догма. Он не должен сковывать учителя на уроке. Вполне допустимы некоторые отступления от плана. Нет необходимости ежегодно переписывать планы уроков. Если план урока не требует основательной переработки, достаточно внести в него нужные изменения и дополнения.

Начинающим учителям необходимо писать конспект урока.

Требования к проведению урока

Несмотря на многообразие типов урока, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

1. Учитель должен сформулировать тему и цель урока.

2. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.

3. На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.

4. Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.

5. Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке.

6. Соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил:

1. Определение целей урока.

2. Уточнение типа урока.

3. Уточнение вида урока.

4. Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями.

5. Определение структуры урока, соответствующей цели и задачам, содержанию и методам обучения.

Остановимся на «Целях урока».

Многие преподаватели не убеждены в необходимости ставить цели урока и в их постановке испытывают значительные трудности.

Пример: «Рассказать учащимся о видах конденсаторов…»

«Познакомить со свойствами пластмасс…»

Это нельзя считать целями урока. Цели урока должны быть максимально конкретными.

Дидактические:

3 основные дидактические задачи:

1. Обеспечить усвоение (знаний, умений, навыков…)

2. Закрепить, повторить… (обеспечить закрепление), обобщить и систематизировать, отработать навыки (какие), устранить пробелы в знаниях.

3. Проконтролировать (проверка или контроль знаний, умений, навыков).

Воспитательные:

Предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Какие же свойства личности необходимо воспитывать?

В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке.

  • Воспитание патриотизма.
  • Воспитание интернационализма.
  • Воспитание гуманности.
  • Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду.
  • Воспитание положительного отношения к знаниям.
  • Воспитание дисциплинированности.
  • Воспитание эстетических взглядов.
  • Воспитание общения, правил поведения и т.д. (в зависимости от выбранной структуры урока, технологии).

Воспитательную цель можно написать общую в перспективном плане и не писать каждую в плане урока.

Развивающие:

Предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых умений), воли и самостоятельности.

  • Выделение главного.
  • Сравнение.
  • Анализ.
  • Конкретизация.
  • Абстрагирование и т.д.

Структура урока

Существует 9 этапов (возможных) традиционного урока. Любой этап должен быть целесообразен.

1 этап – Организационный (чем короче, тем лучше).

Цель – Концентрация внимания.

2 этап – Проверка домашнего задания.

Цель – Не проверка кто сделал, а кто нет, а выявление пробелов и их устранение.

3 этап – Глубокий контроль знаний.

Цель – Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся.

4 этап – Создание мотивации (без этой темы «нет дальнейшей жизни»).

Цель – Подготовить учащихся к усвоению нового материала.

5 этап – Объяснение нового материала.

Цель – Усвоение знаний.

6 этап – Выявление адекватности понимания детьми нового материала.

7 этап – Закрепление новых знаний.

Цель – Закрепить в память учащихся те знания и имения, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

8 этап – Домашнее задание.

4 условия : - до звонка

При полном внимании

Каждый должен знать, что сделать

Каждый должен знать, как это сделать.

При написании плана на доске – установка на «все сделать» и домашнего задания не будет.

9 этап – Подведение итогов урока.

Анализ плана урока, объявление оценок, ответы на вопросы учащихся.

Материал каждой темы распределяется по урокам ТЕМА I этап II этап III этап Вводно-эмоциональный Операционно-познавательный Оценивающий

Календарно-тематический план Номер учебного занятия по теме Тема урока, форма его проведения (урок, конференция, экскурсия, практическое занятие и т.д.) Основные задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные) Основные методы проведения занятий Межпредметные связи Упражнения учащихся под руководством учителя Самостоятельная работа учащихся на уроке Демонстрации Домашнее задание

План урока Тема и задачи урока Построение урока Последовательность и методы изучения нового материала Упражнения Домашнее задание Перечень оборудования и наглядные пособия, необходимые на уроке

Требования к проведению урока Учитель должен сформулировать тему и цель урока. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим. На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся. Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся. Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке. Соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил Определение целей урока Уточнение типа урока Уточнение вида урока Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями Определение структуры урока, соответствующей цели и задачам, содержанию и методам обучения

Цели урока Дидактические Воспитательные Развивающие

Основные дидактические задачи: - Обеспечить усвоение (знаний, умений, навыков…) - Закрепить, повторить… (обеспечить закрепление), обобщить и систематизировать, отработать навыки (какие), устранить пробелы в знаниях. - Проконтролировать (проверка или контроль знаний, умений, навыков).

Воспитательные - воспитание патриотизма - воспитание гуманности - воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду - воспитание положительного отношения к знаниям - воспитание дисциплинированности - воспитание общения, правил поведения и т.д. (в зависимости от выбранной структуры урока, технологии)

Развивающие Формировать у учащихся умения осуществлять основные мыслительные операции Выделение главного Сравнение Анализ Конкретизация Абстрагирование и т.д.

Структура урока 1 этап – Организационный 2 этап – Проверка домашнего задания 3 этап – Глубокий контроль знаний 4 этап – Создание мотивации 5 этап – Объяснение нового материала 6 этап – Выявление адекватности понимания детьми нового материала 7 этап – Закрепление новых знаний 8 этап – Домашнее задание 9 этап – Подведение итогов урока


Методы проведения и организации уроков по специальной подготовке (ДПЮ) в школе

Требования к современному уроку. Структура, типы организации урока

В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критерием качества проведенного урока, ибо для анализа уроков нужна определенная система эталонов, ориентиров. Разумеется, такая система требований никоим образом не исключает творчества учителя. Напротив, она помогает направить его творчество в правильное русло.

Рождение любого урока начинается с осознания его целей. В противном случае урок будет аморфным, случайным. Затем учитель определяет наиболее оптимальный тип урока для достижения целей, тщательно продумывает, где и какими средствами он планирует выполнить поставленные цели. Такое стратегическое планирование принципиально необходимо. Эта деятельность учителя направляется требованиями к структуре урока.

Урок начинается с его подготовки: готовится к работе кабинет, оборудование, отбираются необходимые дидактические материалы и т. д. Вся эта деятельность учителя определяется требованиями подготовке и организации урока.

Урок -- это видимая часть работы учителя. Ей предшествует большая подготовительная деятельность, детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения.

На одном уроке решается множество разнообразных задач, но на одном уроке все перечисленные требования не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.

Уточним вкратце каждую из перечисленных групп требований.

Требования к структуре говорят о необходимости

Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения);

определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);

связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;

отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала;

обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:

обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);

начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме (необходимо заблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные виды работ на уроке);

своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения;

обеспечить разнообразие типов урока в системе уроков по данной теме;

создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя, что позволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимся процессом.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

урок должен быть воспитывающим;

обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью и т. д.);

на уроке следует воспитывать любовь к природе;

процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными;

в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.

Требования к технике проведения урока можно сформулировать так:

урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными;

необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся);

создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;

менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;

обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;

управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.

Реализация предложенной совокупности требований к системе уроков обеспечит необходимый уровень организованности, а следовательно, и качества урока в современной школе.

Структура и типы организации урока

Структура урока и формы его организации имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной мере определяют эффективность учебной работы школьника.

Любой урок -- традиционный или проблемный, развивающий или тормозящий развитие, интересный или скучный -- структурно состоит из объективно существующих элементов. Их разнообразное сочетание и различия по времени, степени взаимодействия между собой и определяют большое многообразие типов уроков.

Определим элемент урока как часть урока, обладающую свойствами единственности и целостности. Из всех элементов урока выделим наиболее часто встречающиеся в практике, а именно:

Изучение нового материала. Каковы бы ни были организационные формы урока, методы, приемы, этот элемент всегда будет на уроке и при других формах обучения. Он несводим к каким-либо другим элементам.

Закрепление пройденного. Попытка при некоторых модернизациях урока исключить этот "элемент как недостаточно творческий и развивающий привела к плохим результатам. Это естественно, поскольку для получения прочных знаний совершенно необходимо их постоянное закрепление. При правильном взаимодействии с другими элементами закрепление может выполнять функции обучения, развития и контроля.

Контроль и оценка знаний учащихся. Без эффективного контроля процессом обучения нельзя правильно управлять. Принципиального значения не имеют ни формы контроля, ни количество выставляемых оценок. Формы контроля определяются тактическими задачами. Важно, что без контроля и оценки знаний нельзя организовать целенаправленный процесс обучения. Контроль знаний может быть обучающим, выполнять функции воспитания и развития.

Домашнее задание. Это необходимый и не содержащийся в других элемент урока. Домашнее задание -- естественное продолжение данного урока и начало последующего.

Обобщение и систематизация знаний. Этому элементу отводится все более значительное место на современном уроке.

Таким образом, мы выделяем пять основных элементов урока. Вопрос об их числе на конкретном уроке, их взаимосвязи и взаимодействий непосредственно связан с типологией и дидактической структурой урока.

Структура урока не определяется лишь совокупностью ряда его элементов. Именно «механическое» понимание структуры учебного процесса как совокупности ряда звеньев (элементов) и привело в свое время к дискуссии о вреде четырехэлементного урока и необходимости более гибкой его структуры. Специфика такой сложной системы, как урок, не исчерпывается только особенностями составляющих ее элементов, а содержится главным образом, в характере связей и взаимодействия между отдельными ее элементами.

Поэтому под структурой урока можно понимать совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающую в процессе обучения и обеспечивающую его целенаправленную действенность! Это определение, на наш взгляд, точнее отражает суть структуры урока, учитывая процесс взаимодействия структурных элементов.

В природе, как известно, бесструктурных явлений и систем нет. Наш известный дидактик М. А. Данилов подчеркивал, что одним из важнейших вопросов дидактики и методики преподавания отдельных предметов есть вопрос о том, при какой последовательности своих составных элементов процесс обучения оказывается наиболее успешным. Взаимодействие структурных элементов урока объективно. Однако процесс обучения эффективен лишь тогда, когда учитель правильно понял единство функции данного элемента и его структурных взаимодействий с другими элементами урока. Такой подход к структуре исключает шаблонность в проведении уроков. Уровень современности урока, его эффективность в значительной мере определяются характером, способами взаимодействия между отдельными элементами урока. Мастерство учителя и заключается в том, чтобы найти эти оптимальные варианты взаимодействия между элементами урока.

Типы уроков. Типы уроков разнообразны, и их трудно представить в какой-либо одной классификации. В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков основе любой классификации лежит какой-либо определяющий признак. Например, уроки классифицируют исходя из дидактической цели, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. Учитывая все достоинства и недостатки отмеченных подходов к классификации уроков, М.И. Махмутов предлагает классифицировать уроки по цели организации занятий, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом он выделяет уроки изучения нового материала, уроки совершенствования знаний, умений и навыков, уроки комбинированные и уроки контроля и коррекции. Отметим, что эта классификация, на наш взгляд, является весьма перспективной. Вместе с тем следует признать, что на сегодня наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям. В соответствии с этой классификацией выделяются:

Комбинированный урок. Это наиболее распространенный в практике тип урока. Число элементов урока может быть различным. Еще более многообразны при этом внутренние связи и взаимодействия между элементами урока. Например, на уроке может быть анализ домашней работы с целями контроля знаний при устном ответе и развития навыков применения полученных знаний. При закреплении материала можно и нужно осуществлять контроль знаний, умений и навыков и развитие навыков применения этих знаний в разных ситуациях. В процессе изучения нового материала можно сразу организовать его закрепление и применение. Такое комплексное взаимодействие между структурными элементами урока делает урок многоцелевым и очень эффективным.

Урок изучения нового материала. Часто основной дидактической целью урока целесообразно поставить изучение нового материала. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение с активным привлечением детей, эвристическая поисковая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, и т. д. При этом не следует забывать, что, какой бы метод обучения ни применялся на уроке, в ходе изучения нового материала идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Только в искусственных ситуациях можно изучать новый материал, не вспоминая, не опираясь на уже пройденный.

Задавая вспомогательные вопросы ученикам в процессе объяснения, учитель осуществляет контроль знаний и усвоения ранее пройденного.

Крайне важно, понимая объективную многоплановость процессов на уроке, не довольствоваться их стихийным ходом, а постоянно искать и находить оптимальные варианты взаимодействия элементов урока друг с другом.

Уроки закрепления знаний, их систематизации и формирования умений и навыков. В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько типов. Однако, по нашему мнению, уроки «чистого» повторения, систематизации или формирования умений и навыков менее эффективны. Из опыта передовых учителей следует, что урок целесообразно организовать так, чтобы ученики одновременно с повторением учились применять знания в несколько измененной ситуации. При планировании урока вместе с повторением можно организовать и контроль, и систематизацию знаний. Не исключена, разумеется, возможность такого построения урока, когда учитель планирует только текущее повторение в пределах темы, например перед контрольной работой. Он может весь урок закреплять какие-либо навыки, что будет основной дидактической целью. Однако наблюдения показывают, что повторение на четырех уроках по 10 минут дает несравненно больший эффект, чем повторение на протяжении всего урока в течение 40 минут. Однако здесь нельзя подходить к вопросу механически. Различные учебные ситуации предполагают разные „подходы.

Урок контроля и оценки знаний учащихся. Это может быть урок самостоятельной или контрольной работы, зачетный урок и т. д. Легко видеть, что перед нами это комбинированный урок с ярко выделенной главной дидактической целью, так как, выполняя контрольную или практическую работу, ученики применяют полученные ранее знания, закрепляют, обобщают и систематизируют их, развивают умения и навыки.

Современные требования к уроку бывают трёх видов:

1. Дидактические

Чёткое определение места урока среди других уроков,

Соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,

Учёт принципов целостного педагогического процесса,

Выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,

Наличие межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие методы.

Формирование памяти, внимания и мышления школьников,

Воспитание нравственных качеств личности,

Развитие познавательного интереса и мотивов,

Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,

Развитие творческих способностей,

Создание проблемной ситуации.

3. Организационные требования к уроку.

Наличие продуманного плана проведения урока,

Чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),

Создание рабочеё дисциплины,

Использование средств обучения и информационных технологий,

Завершённость урока, его гибкость и подвижность.

Планирование учебного процесса и подготовка учителя к уроку.

В практике школы сложились два основных вида планирования:

1. календарно - тематическое,

2. поурочное.

В календарно - тематическом планировании указывается:

1. темы и разделы курса,

2. количество учебных часов для каждой

2,10 Подготовка учителя к уроку

Подготовка к уроку - это постоянный необходимый элемент профессиональной деятельности учителя.

Учитель должен хорошо представлять содержание всех преподаваемых в школе предметов, последовательность их изучения, так как только при этом условии можно осуществлять межпредметные связи, практическую направленность обучения, что особенно важно в условиях вспомогательной школы.

Планирование урока

Один из этапов подготовки учителя к уроку - тематическое планирование. Краткое содержание учебных тем дается в программе предмета. Учитель распределяет материал темы на определенное количество уроков. Намечает последовательность изучения темы по урокам. Определяет цели и задачи каждого урока, его примерное содержание и предполагаемые методы работы. При тематическом планировании в содержании темы нужно определить наиболее общие и главные задачи, выделить теоретические и практические положения, найти наиболее адекватные методы закрепления знаний, умений и навыков. На этой основе распределяется материал темы по урокам. Учителю должно быть заранее известно, какой урок имеет более выраженное теоретическое содержание, на каком уроке лучше провести самостоятельную работу или упражнения, какой урок посвятить отработке определенных навыков и т. д.

Тематическое планирование обычно включает следующие пункты: название темы каждого урока; образовательные, воспитательные и коррекционные цели и задачи; основное содержание материала; способы изложения; возможные наблюдения; использование наглядных пособий, технических средств обучения; предполагаемые формы контроля усвоения материала; календарные сроки проведения уроков.

Тематическое планирование создает возможность комплексного подхода к изучению учебных предметов, помогает и облегчает подготовку учителя к каждому уроку.

Поурочное планирование зависит от тематического и представляет собой разработку конкретного плана проведения отдельного урока. В поурочном планировании прежде всего уточняется тема и содержание материала; ставятся конкретные образовательные, воспитательные и коррекционные задачи; определяется тип и структура урока. Ход урока планируется исходя из его этапов и структурных элементов. План урока включает следующие пункты: дата, название темы; цели и задачи урока; оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами обучения; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока); анализ результатов урока (итоги, выводы, возможные проверочные); задание на дом.

2,11 Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого - своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо. Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств. Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Но именно в связи с этим наступает период сомнений и смятений: главная гуманистическая ценность - возможность выбирать - оборачивается необходимостью размышлять, к чему наши учителя не предрасположены. У них нет времени и нет желания выбирать, поскольку основания для выбора - это уже методология, которая в педагогической подготовке учителя занимает крайне незначительное место. Тем не менее, у методологически грамотного учителя такая возможность присутствует в виде преддеятельности педагогического сознания, которая "настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор. Для такого выбора схемы анализа урока достаточно знать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Но это - особая тема, речь о которой может вестись с учителями, самостоятельно выбравшими личностно ориентированную парадигму образования. Этому посвящен и особый раздел нашего пособия.

2,12 Внутришкольный контроль - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу Методы контроля: анкетирование, тестирование, социальный опрос, мониторинг, письменный и устный опросы, контрольная работа, комбинированная проверка, наблюдение, изучение документации, анализ самоанализа уроков, беседа о деятельности обучающегося, хронометраж, результаты учебной деятельности обучающихся.

Основания для организации внутришкольного контроля: - Закон РФ "Об образовании" - Типовое положение об общеобразовательном учреждении - Письмо Министерства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874 "Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности" -Устав ОУ -Правила внутреннего распорядка для работников школы -Положение о ВШК (локальный акт ОУ)

Контроль должен быть: Многоцелевой – то есть направлен на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная, методическая, научно – исследовательская и экспериментальная деятельность, совершенствование учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.); Многосторонний – означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т.п.); Многоступенчатый – контроль одного и того же объекта различными уровнями управления (например, работу учителя в ходе образовательного процесса контролирует директор, заместители директора, председатели методических объединений и т.д.). Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются: Наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать); Анализ (разбор с выявлением причин, определение тенденции развития); Беседа (деловой разговор на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями); Изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо); Анкетирование (способ исследования путем опроса); Хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций); Устная или письменная проверка знаний (испытание для выявления уровня обученности).

Воспитательные требования , которые предусматривают реализацию воспитательных функций обучения:

Единство морального, нравственного, трудового воспитания, формирования мировоззрения, политической культуры школьника;

Формирование инициативы, ответственности, добросовестности, трудолюбия;

Выработка привычки к систематичности работы, дисциплины и т.п..

Дидактические требования , которые заключаются:

В реализации принципов обучения;

В четком определении целей, задач обучения. Учитель должен знать, какого уравнения учебных компетентностей должны достичь учащиеся на определенном занятии (глубина, осознанность, прочность, объем, умение работать самостоятельно, по образцу, алгоритму или творчески)

В организации работы (выбор содержания, методов, приемов, определения структуры занятия, его материальное оборудование, темп и ритм и т.д.);

Психологические требования . Учитель должен учитывать психологические особенности учащихся, их реальные учебные возможности, стимулировать положительное отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности, формировать позитивную мотивацию. Важным является и настрой учителя на проведение занятия, требующее собранности, внимательности, самоконтроля, самообладания, контакта с классом подобное.

Гигиенические требования направлены на обеспечение на уроке условий, затрагивающих здоровье учеников. Они связаны не только с соблюдением режима проветривания, норм освещения, размера и размещения парт, но и созданием положительного микроклимата в классе. Реализация отдельных гигиенических требований осуществляется учителем. Так, усталость школьников можно можно предупредить, если избегать однообразия в работе, монотонного изложения, репродуктивной деятельности и др..

Соблюдение правил техники безопасности.

Требования к организации домашних заданий .

1.Доводить ученикам мысль о необходимости выполнения домашних заданий, что требует стимулирования позитивных мотивов деятельности школьников.

2.Давать домашнее задание при полном внимании всего класса.

3.Проводить инструктаж выполнения домашних заданий.

Типы современных уроков

Традиционная типология уроков проводится на основании состава и его структурных компонентов. В этих условиях определяют следующие типы уроков:

Вводный, урок изучения нового материала, урок закрепления знаний и формирования умений и навыков, повторительно-обобщающий, контрольно-проверяющий.

По ведущим методам выделяют: урок лекцию, урок диспут, игровой урок, урок-путешествие и др.. По дидактическим замыслам (подходам) наряду с традиционными видами уроков (комбинированный, информационный) выделяют интегрированный урок, проблемный урок и др..

Сегодня наиболее распространенной является типология уроков по цели. Так, по когнитивными целями выделяют: 1-й - урок усвоения новых знаний, 2-й - урок формирования умений и навыков 3-й - урок применения знаний, 4-й - урок обобщения и систематизации знаний; 5-й - урок контроля и оценки учебных достижений; 6-й - комбинированный урок.

Все большее число ученых склоняется к мысли о целесообразности создания циклов уроков, проведение которых позволило бы привлечь учащихся к тем видам деятельности, в процессе которых достигаются намеченные цели. Циклом называют определенную последовательность уроков, объединенных по какому-либо критерию, который может повторяться. Так, например, цикл может включать:

Вводный урок;

Уроки усвоения новых знаний;

Уроки развития новых умений, навыков;

Уроки обобщения, систематизации;

Уроки контроля и коррекции знаний и умений;

Итоговый урок.

Виды учебной деятельности учащихся

1. Индивидуальная работа.

2. Фронтальная работа

3. Коллективный способ

4. Групповая работа

5. Звеньевая форма

6. Бригадная форма

7. Парная работа

Средства обучения

Под средствами обучения понимают источники информации, с помощью которых учитель учит, а ученики учатся.

К средствам обучения относят: слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и другие дидактические материалы, технические средства обучения, в том числе и масс-медиа, устройства и др..

Средства обучения можно объединить в следующие группы:

Вербальные - устное слово учителя, печатный текст, дидактические материалы и т.п.;

Наглядные - таблицы, диаграммы, рисунки, графики, реальные объекты, модели и т.д.;

Специальные - устройства, приборы и т.п.;

Технические - экранные, звуковые, комбинированные и т.д..

К современным техническим средствам обучения (ТСО) относят:

Видеопроекторы;

Экраны больших размеров;

Персональный компьютер;

Видеокамеру; видеомагнитофон и др..

просмотров