Шествие рабочих. Литературно-исторические заметки юного техника

Шествие рабочих. Литературно-исторические заметки юного техника

Как то быстро забылось, что толчком, ставшим основной причиной первой русской революции 1905 года явился расстрел 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге императорскими войсками мирной демонстрации рабочих, возглавляемой , названный впоследствии кровавым воскресеньем. В этой акции по распоряжению «демократичных» властей было расстреляно 96 и ранено 333 безоружных демонстранта, из которых затем умерло ещё 34 человека. Цифры позаимствованы из доклада директора Департамента полиции А. А. Лопухина министру внутренних дел А. Г. Булыгину о событиях того дня.

Когда произошел расстрел мирной демонстрации рабочих, был в эмиграции, социал-демократы вообще никак не влияли ни на ход, ни на результат происшедшего. Впоследствии коммунистическая история объявила Георгия Гапона провокатором и злодеем, хотя воспоминания современников и документы самого попа Гапона говорят о том, что в его поступках не было предательского или провокаторского умысла. Видно, не так сладко и богато жилось на Руси, если даже священники начали возглавлять революционные кружки и движения.

К тому же сам отец Георгий, движимый вначале добрыми чувствами, в дальнейшем, возгордился и возомнил себя неким мессией, возмечтал стать мужицким царем.

Конфликт, как часто это бывает, начался с банальности. В декабре 1904 года с Путиловского завода были уволены 4 рабочих – членов Гапоновского «Собрания русских фабрично-заводских рабочих». При этом мастер заявил уволенным: «Идите в своё „Собрание“, оно вас поддержит и прокормит». Рабочие последовали оскорбительному «совету» мастера и обратились к Гапону. Проведенное по поручению отца Георгия расследование показало, что трое из четверых были уволены несправедливо и незаконно, а сам мастер относился предвзято по отношению к членам гапоновской организации.

Гапон вполне справедливо усмотрел в поступке мастера вызов, брошенный Собранию со стороны администрации завода. И если организация не защитит своих членов, она тем самым уронит авторитет среди членов собрания и других рабочих.

3 января началась забастовка Путиловского завода, которая постепенно охватила другие предприятия Санкт-Петербурга. В забастовке участвовали:

  • С трубочного завода Военного ведомства на Васильевском острове - 6 тысяч рабочих;
  • С Невского механического и судостроительного заводов - также 6 тысяч рабочих;
  • С Франко-русский завода, Невской ниточной, и Невской бумагопрядильной мануфактур — оставили работу по 2 тысячи рабочих;

Всего в забастовке участвовало более 120 предприятий общей численностью около 88 тысяч человек. Массовые забастовки тоже со своей стороны послужили причиной столь нелояльного отношения к шествию рабочих.

5 января Гапон вынес предложение обратиться к царю за помощью. В последующие дни он составил текст обращения, включавший экономические и несколько политических требований, основным из них был вовлечение народных представителей в учредительное собрание. На воскресенье 9 января был назначен крестный ход к царю.

Большевики пытались воспользоваться сложившейся ситуацией и вовлечь рабочих в революционное движение. В отделы гапоновского Собрания приходили студенты и агитаторы, разбрасывали листовки, пытались выступать с речами, однако рабочие массы шли за Гапоном, и не хотели слушать социал-демократов. По признанию одного из большевиков, Д.Д. Гиммера Гапон дал мат социал-демократам.

Коммунистическая история много лет умалчивала об одном событии, казусном, однако повлиявшем на последующий итог воскресного дня. Возможно, посчитали его незначительным или, что вероятнее всего, замалчивание этого факта¸ позволяло выставить царское правительство кровожадными монстрами. Шестого января состоялось на Неве Крещенское водосвятие. В мероприятии принимал участие сам Николай 2. Одно из артиллерийских орудий выстрелило в сторону царской палатки. Это орудие, предназначавшееся для учебных стрельбищ, оказалось заряженным боевым снарядом, разорвавшимся почти рядом с палаткой. Оно произвело ряд других повреждений. Были выбиты 4 стекла во дворце и ранен городовой, по случайному совпадению - однофамилец императора.

Потом, в ходе расследования выяснилось, что выстрел этот был случайным, произведенным по чьей-то халатности и недосмотру. Однако он не на шутку напугал царя, и тот спешно уехал в Царское село. Все были убеждены, что была совершена попытка теракта.

Отец Георгий предполагал возможность столкновений демонстрантов с полицией, и, желая избежать их, написал 2 письма: царю и министру внутренних дел П. Д. Святополк-Мирскому.

В письме к Его Императорскому Величеству отец Георгий писал:

Священник призывал Николая 2 выйти к народу «с мужественным сердцем», извещал, что рабочие гарантируют его безопасность «ценой своей собственной жизни».

В своей книге Гапон вспоминал, с каким трудом у него получилось убедить лидеров рабочих дать императору эту гарантию: рабочие полагали, что если с царём что-то произойдет, они будут обязаны расстаться с жизнью. Письмо было доставлено в Зимний дворец, однако неизвестно, было ли оно передано царю. В письме к Святополк-Мирскому, составленном в таких же примерно словах, священник просил министра немедленно сообщить царю о готовящемся мероприятии и ознакомить того с петицией рабочих. Известно, что министр получил письмо и вечером 8 января возил его вместе с петицией в Царское Село. Однако никакого ответа от царя и его министра получено не было.

Обращаясь к рабочим, Гапон говорил: «Пойдём, братцы, убедимся, действительно ли русский царь любит свой народ, как говорят. Если даст все свободы, значит, любит, а если нет - то это ложь, и тогда мы можем поступить с ним, как наша совесть подскажет…»

Утром 9-го января рабочие в праздничных одеждах собирались на окраинах, чтобы колоннами двинуться к дворцовой площади. Люди были настроены мирно, вышли с иконами, портретами царя и хоругвями. В колоннах были женщины. В шествии приняло участие 140 тысяч человек.

Не только рабочие готовились к крестному ходу, но и царское правительство. К Петербургу были стянуты войска и полицейские подразделения. Город был поделен на 8 частей. На подавление народных волнений было вовлечено 40 тысяч военных и полицейских. Началось кровавое воскресенье.

Итоги дня

В этот тяжелый день орудийные залпы прогремели на Шлиссельбургском тракте, у Нарвских ворот, на 4-й линии и Малом проспекте Васильевского острова, рядом с Троицким мостом и в других частях города. По сведениям военных рапортов и полицейских докладов, стрельбу применяли там, где рабочие отказывались разойтись. Военные давали сначала предупредительный залп в воздух, и когда толпа приближалась ближе заданного расстояния, открывали огонь на поражение. В этот день погибли 2 полицейских, из военных - ни одного. Гапон был уведен с площади эсером Руттенбергом (тем самым, на которого впоследствии будет возложена ответственность за смерть Гапона) на квартиру Максима Горького.

Количество убитых и раненых в разных сводках, и документах разнится.

Не все родственники нашли тела своих родных в больницах, что дало основание для слухов о том, что полиция занижает сведения о погибших, которых захоронили тайно в общих могилах.

Можно предположить, что если бы Николай II оказался бы во дворце, и вышел бы к народу, или выслал бы (на худой конец) доверенное лицо, если бы он выслушал делегатов от народа, то и революции никакой вообще могло не быть. Но царь и его министры предпочли держаться подальше от народа, выставив против него вооруженных до зубов жандармов и солдат. Тем самым, Николай 2 настроил народ против себя и обеспечил карт-бланш большевикам. События кровавого воскресенья принято считать началом революции.

Вот запись из дневника императора:

Гапон тяжело перереживал расстрел рабочих. По воспоминаниям одного из очевидцев, он долгое время сидел, глядя в одну точку, нервно сжимал кулак и повторял «Клянусь… Клянусь…». Немного отойдя от шока, он взял бумагу и написал послание рабочим.

Как-то мало верится в то, что окажись батюшка в одном подвале с Николаем 2, и будь у него в руках оружие, то он стал бы читать проповеди о христианской любви и всепрощении, после всего случившегося в тот роковой день. Он бы взял в руки это оружие и пристрелил бы царя.

В этот день с обращением к народу и интеллигенции выступил и Горький. Конечным итогом этого кровавого воскресенья явилось начало первой русской революции.

Стачечное движение набирало обороты, бастовали не только фабрики и заводы, но и армия, и флот. Большевики не могли оставаться в стороне, и Ленин в ноябре 1905 года нелегально, по подложному паспорту вернулся в Россию.

После случившегося в кровавое воскресенье 9 января Святополк-Мирский был снят с занимаемой должности и на пост министра внутренних дел был назначен Булыгин. Появилась должность генерал-гу6ернатор Санкт-Петербурга, на которую царь назначил Д.Ф. Трепова.

29 февраля Николаем II была создана комиссия, которая была призвана установить причины недовольства Петербургских рабочих. Было объявлено о неприемлемости политических требований. Однако деятельность комиссии оказалась непродуктивной, поскольку рабочие выдвигали требования, носившие политический характер:

  • Открытость заседаний комиссии,
  • Освобождение арестованных;
  • Свобода печати;
  • Восстановление 11 закрытых гапоновских групп.

Волна забастовок прокатилась по всей России, и затронула национальные окраины.

В 1905 - 1907 годах в России произошли события, которые впоследствии назвали первой русской революцией. Началом этих событий считается январь 1905 года, когда в политическую борьбу вступили рабочие одного из петербургских заводов. Еще в 1904 году молодой священник Петербургской пересыльной тюрьмы Георгий Гапон при содействии полиции и городских властей создал в городе рабочую организацию "Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга". В первые месяцы рабочие просто устраивали общие вечера, часто с чаем, танцами, открыли кассу взаимопомощи.

К концу 1904 года членами "Собрания" были уже около 9 тысяч человек. В декабре 1904 года один из мастеров Путиловского завода уволил четверых рабочих, которые были членами организации. "Собрание" немедленно выступило в поддержку товарищей, отправило делегацию к директору завода, и, несмотря на его попытки загладить конфликт, рабочие решили в знак протеста прекратить работу. 2 января 1905 года огромный Путиловский завод остановился. Бастующие выдвинули уже возросшие требования: установить 8-часовой рабочий день, повысить жалование. К забастовке постепенно подключились другие столичные заводы, и через несколько дней в Петербурге бастовало уже 150 тысяч рабочих.


Г. Гапон выступал на собраниях, призывая идти с мирным шествием к царю, который один может заступиться за рабочих. Он даже помог подготовить обращение к Николаю II, в котором были такие строчки: "Мы обнищали, нас угнетают, .. в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам… Нет больше сил, Государь… Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. Взгляни без гнева …на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для Тебя, Государь!" В обращении перечислялись просьбы рабочих, в него впервые были включены требования политических свобод, организации Учредительного собрания, - это была практически революционная программа. На 9 января было назначено мирное шествие к Зимнему дворцу. Гапон уверял, что царь должен выйти к рабочим и принять от них обращение.

9 января на улицы Петербурга вышли около 140 тысяч рабочих. Колонны во главе с Г. Гапоном направились к Зимнему дворцу. Рабочие пришли с семьями, детьми, празднично одетые, они несли портреты царя, иконы, кресты, пели молитвы. По всему городу шествие встречало вооруженных солдат, но никто не хотел верить, что они могут стрелять. Николай II в этот день был в Царском селе, но рабочие верили, что он приедет, чтобы выслушать их просьбы.

Накануне трагических событий 9 января 1905 года Николай II ввёл в Петербурге военное положение. Вся власть в столице автоматически перешла к его дяде - главнокомандующему войсками гвардии Санкт-Петербургского военного округа великому князю Владимиру Александровичу.

Владимир Александрович в день своего рождения, 10 апреля 1847 года, был назначен шефом лейб-гвардейского Драгунского полка, состоял в лейб-гвардейском Преображенском полку и лейб-гвардейском Сапёрном батальоне. 2 марта 1881 года был назначен командующим войск гвардии и Санкт-Петербургского военного округа. Манифестом императора Александра III от 14 марта 1881 года был назначен регентом ("Правителем Государства") на случай кончины императора - до совершеннолетия наследника престола Николая Александровича (или в случае кончины последнего).

С 1884 г. по 1905 г. великий князь занимал пост Главнокомандующего войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа. Во время массовых беспорядков 9 января 1905 года в Петербурге именно он отдал приказ стрелять по толпе.

Во время расстрела Гапон был вытащен из-под пуль эсером П. М. Рутенбергом, и некоторое время скрывался на квартире А. М. Горького. С измененной внешностью, коротко остриженный, он покинул квартиру и вечером того же дня под чужой фамилией произнес обличительную речь в Вольно-экономическом обществе. "Братья товарищи-рабочие!", отредактированную Рутенбергом в эсеровском духе, в которой среди прочего призывал к террору и, называя царя зверем, писал: "Так отомстим же, братья, проклятому народом царю и всему его змеиному отродью, министрам, всем грабителям несчастной русской земли. Смерть им всем!"

События "кровавого воскресенья" потрясли всю Россию. Портреты царя, прежде чтимые как святыни, рвали и топтали прямо на улицах. Потрясенный расстрелом рабочих Г. Гапон воскликнул: "Нет больше Бога, нету больше царя!" В ночь после "кровавого воскресенья" он написал листовку:

Вскоре после январских событий Георгий Гапон бежал за границу. В марте 1905 года он был лишен сана и исключен из духовного звания.

За границей Гапон пользовался огромной популярностью. Он представлял собой, по выражению Л. Д. Троцкого, фигуру почти библейского стиля. Гапон встречался с Ж. Жоресом, Ж. Клемансо и др. лидерами европейских социалистов и радикалов. В Лондоне виделся с П. А. Кропоткиным.

В эмиграции Георгий Гапон основал "Фонд Гапона", куда стекались пожертвования на русскую революцию. В мае-июне 1905 года он продиктовал свои воспоминания, которые первоначально вышли в переводе на английском языке. Гапон встречался также с Г. В. Плехановым и В. И. Лениным, вступил в РСДРП.

По поводу слухов о провокаторстве Гапона Ленин писал:

Через посредника Гапон получил 50 тыс. франков от японского посланника для закупки оружия и доставки его русским революционерам. Пароход "Джон Крафтон", на котором перевозилось оружие, сел на мель вблизи русских берегов, и почти весь груз достался полиции. В апреле 1905 свежеиспеченный социал-демократ провел в Париже конференцию социалистических партий с целью выработки единой тактики и объединения их в Боевой союз. В мае того же года вышел из РСДРП и при содействии В. М. Чернова вступил в партию эсеров, однако, вскоре был исключен ввиду "политической безграмотности".

Возвращение в Россию. Конец провокатора.

После амнистии, объявленной манифестом 17 октября 1905, вернулся в Россию. Написал покаянное письмо Витте. В ответ премьер обещал дать разрешение на восстановление гапоновского "Собрания...". Но после ареста Петербургского Совета рабочих депутатов и подавления Московского восстания в декабре 1905 обещания были забыты, а в некоторых газетах появились статьи, уличающие Гапона в связях с полицией и получении денег от японского агента. Возможно, эти публикации были инспирированы правительством, чтобы дискредитировать Гапона главным образом в глазах рабочих.

В январе 1906 деятельность "Собрания..." была запрещена. И тогда Гапон идет на очень рискованный шаг - он предлагает заведующему политическим отделом Департамента полиции П. И. Рачковскому выдать Боевую организацию эсеров с помощью своего спасителя П. М. Рутенберга, конечно, небесплатно. Министр внутренних дел П. Н. Дурново дал согласие на эту операцию и разрешил заплатить за нее 25 тыс. руб. Возможно, Гапон, как это было ему свойственно и ранее, вел двойную игру.

Однако на этот раз он за нее дорого заплатил: Рутенберг сообщил о предложении Гапона ЦК партии социалистов-революционеров, после чего было принято решение убить Гапона. Учитывая еще сохранявшуюся популярность Гапона в рабочей среде, ЦК потребовал от Рутенберга организации двойного убийства Гапона и Рачковского, с тем, чтобы доказательства измены бывшего священника были налицо. Но Рачковский, что-то заподозрив, на встречу в ресторан с Гапоном и Рутенбергом не явился. И тогда Рутенберг заманил Гапона на дачу в Озерках под Петербургом, где предварительно спрятал "гапоновских" рабочих. Во время откровенного разговора о выдаче Боевой организации в комнату ворвались разъяренные рабочие, которые немедленно повесили своего недавнего кумира. Такова событийная канва убийства Гапона, если верить запискам Рутенберга.

Максим Горький, не меньше других потрясенный случившимся, позже написал очерк "9 января", в котором рассказал о событиях этого страшного дня: "Казалось, что больше всего в груди людей влилось холодного, мертвящего душу изумления. Ведь за несколько ничтожных минут перед этим они шли, ясно видя перед собою цель пути, перед ними величаво стоял сказочный образ… Два залпа, кровь, трупы, стоны и - все встали перед серой пустотой, бессильные, с разорванными сердцами".

Трагические события 9 января в Санкт-Петербурге нашли своё отражение и в небезызвестном романе будущего классика советской литературы "Жизнь Клима Самгина". Они стали днем начала первой русской революции, которая охватила всю Россию.

Другой виновник кровавых событий, великий князь и дядя царя Владимир Александрович, вскоре был вынужден выйти в отставку с поста Командующего гвардией и Петербургским военным округом (уволен 26 октября 1905 года). Однако его отставка вовсе не была связана с необоснованным применением военной силы против мирной демонстрации питерских рабочих. 8 октября 1905 года старший сын великого князя Кирилл Владимирович женился на разведённой великой герцогине Гессенской, принцессе Виктории Мелите Саксен-Кобург-Готской. На брак не было Высочайшего разрешения, хотя было благословение вдовствующей императрицы Марии Павловны. Невеста Кирилла являлась бывшей супругой родного брата императрицы Александры Фёдоровны. Несмотря на это, брак с "разведенкой" считался неприличным для члена императорской фамилии. Он лишал великого князя Кирилла всяких прав на российский престол и в известной мере дискредитировал его близких родственников.

Владимир Александрович был известным меценатом, покровительствовал многим художникам, собрал ценную коллекцию живописи. С 1869 года товарищ (заместитель) президента (великой княгини Марии Николаевны), с 1876 - президент Императорской Академии Художеств, был попечителем Румянцевского музея. О его кончине 4 февраля 1909 года было официально возвещено Высочайшим манифестом от того же дня; 7 февраля состоялось перевезение его тела из его дворца в Петропавловский собор, 8 февраля - отпевание и погребение там же, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский); присутствовали император, вдова покойного великая княгиня Мария Павловна (прибыла вместе с Николаем II), иные члены императорской семьи, председатель Совета министров П. А. Столыпин и другие министры, а также царь Болгарии Фердинанд.

Таким образом, зачинщиком демонстраций, вылившихся в массовые беспорядки на улицах Петербурга в январе 1905 года, был двойной агент Георгий Гапон, а кровавую развязку инициировал великий князь Владимир Александрович. Императору же Николаю Второму в итоге достался лишь титул "кровавый", хотя он менее всего был причастен к описываемым событиям.

9.01.1905 (22.01). – Провокация "Кровавое воскресенье" – начало "первой русской революции"

Провокация "Кровавое воскресенье"

"Кровавое воскресенье" 9 января 1905 г. было спланированной провокацией и стало началом "первой русской революции", на разжигание которой, пользуясь , міровая закулиса бросила огромные деньги.

Организатор "мирного шествия" 9 января бывший священник (запрещенный в служении, а затем и лишенный сана) Гапон был связан и с охранным отделением (якобы для удержания требований рабочих в законопослушном русле) и с социалистами-революционерами (через некоего Пинхаса Рутенберга), то есть играл двойную роль. Призвав рабочих на мирную демонстрацию к Зимнему дворцу с петицией к , провокаторы готовили совсем не мирное столкновение с пролитием крови. Рабочим объявили о Крестном ходе, который, действительно, начался с молебна о здравии Царской Семьи. Однако в текст петиции без ведома рабочих были внесены требования прекращения войны с Японией, созыва , отделения Церкви от государства и «клятвы Царя перед народом» (!).

Накануне вечером, 8 января, Государь ознакомился с содержанием гапоновской петиции, фактически - революционного ультиматума с неосуществимыми экономическими и политическими требованиями (отмена налогов, освобождение всех осужденных террористов), и принял решение проигнорировать его как недопустимый по отношению к государственной власти. При этом министр внутренних дел князь П.Д. Святополк-Мирский успокоил Царя, заверив, что, по его данным, ничего опасного и серьезного не предвидится. Поэтому Царь не счел нужным приезжать из Царского Села столицу.

Гапон же прекрасно понимал, что готовит провокацию. Он заявил накануне на митинге: «Если... не пропустят, то мы силой прорвемся. Если войска будут в нас стрелять, мы будем обороняться. Часть войск перейдет на нашу сторону, и тогда мы устроим революцию. Устроим баррикады, разгромим оружейные магазины, разобьем тюрьму, займем телеграф и телефон. Эсеры обещали бомбы... и наша возьмет» (отчет о демонстрации в "Искре" № 86)...

Уже после достигнутого кровопролития Гапон откровенничал в своих воспоминаниях:

«Я подумал, что хорошо было бы придать всей демонстрации религиозный характер, и немедленно послал нескольких рабочих в ближайшую церковь за хоругвями и образами, но там отказались дать нам их. Тогда я послал 100 человек взять их силой, и через несколько минут они принесли их. Затем я приказал принести из нашего отделения царский портрет, чтобы этим подчеркнуть миролюбивый и пристойный характер нашей процессии. Толпа выросла до громадных размеров... "Прямо идти к Нарвской заставе или окольными путями?" - спросили меня. "Прямо к заставе, мужайтесь, или смерть или свобода", - крикнул я. В ответ раздалось громовое "ура". Процессия двигалась под мощное пение "Спаси, Господи, люди Твоя", причем когда доходило до слов "Императору нашему Николаю Александровичу", то представители социалистических партий неизменно заменяли их словами "спаси Георгия Аполлоновича", а другие повторяли "смерть или свобода". Процессия шла сплошной массой. Впереди меня шли мои два телохранителя... По сторонам толпы бежали дети..., когда процессия двинулась, полиция не только не препятствовала нам, но сама без шапок шла вместе с нами... Два полицейских офицера, также без шапок, шли впереди нас, расчищая дорогу и направляя в сторону встречавшиеся экипажи» . Шествие шло к центру города несколькими колоннами с разных сторон, их общая численность достигала 200 тысяч человек.

В это же время в городе распространялись подстрекательские листовки, затем были повалены телефонные столбы и построены баррикады в нескольких местах, разгромлены две оружейных лавки и полицейский участок, предприняты попытки захватить тюрьму и телеграф. В ходе шествия были сделаны провокационные выстрелы в полицию из толпы. Войска, совершенно не подготовленные к противодействию таким массовым выступлениям городского населения, оказались вынужденными противостоять напору толп с разных сторон города и принимать решения на месте.

Все это нужно учесть, чтобы понять страх тех, кто приказал стрелять в наседавшую толпу (по официальным полицейским сводкам, за 9 и 10 января погибло 96 человек и более 333 ранено; окончательные цифры - 130 погибших и 299 человек раненых, в том числе полицейские и военные; БСЭ дает ложную цифру из тогдашней революционной листовки: "более тысячи убитых и свыше двух тысяч раненых"). Еще до кровавых событий выступил с речью на заседании Вольного Экономического общества, заявив: «Сегодня в России началась революция. дает на революцию 1000 рублей, Горький – 1500 рублей...». Однако план рухнул из-за того, что войска не перешли на сторону бунтовщиков. Кое-где и рабочие избивали агитаторов и устроителей баррикад с красными флагами: "Нам это ни к чему, это жиды воду мутят...".

Говоря о поспешном приказе испуганного начальства, приказавшего стрелять, следует также вспомнить, что атмосфера вокруг царского дворца была очень напряженной, ибо тремя днями ранее было совершено покушение на Государя. 6 января, во время крещенского водосвятия на Неве в Петропавловской крепости произвели салют, при котором одна из пушек выстрелила боевым зарядом в сторону Императора. Выстрел картечью пробил знамя Морского корпуса, поразил окна Зимнего дворца и тяжело ранил дежурившего жандармского пристава. Офицер, командовавший салютом, сразу же покончил с собой, поэтому причина выстрела осталась тайной. Сразу после этого Государь с семьей уехал в Царское Село, где находился до 11 января. Таким образом, Царь о происходящем в столице не знал, его не было в тот день в Петербурге, – однако вину за происшедшее революционеры и либералы приписали ему, называя с тех пор "Николаем Кровавым".

Между тем Государь, получив известие о происшедшем, записал в тот день в дневнике, несколько нарушив свой обычный сухой стиль конспекта текущих событий: «Тяжелый день! В СПб произошли серьезные безпорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!..».

Всем пострадавшим и семьям погибших по распоряжению Государя были выплачены пособия размером в полуторагодичный заработок квалифицированного рабочего. 18 января министр Святополк-Мирский был уволен в отставку. 19 января Царь принял депутацию рабочих от больших фабрик и заводов столицы, которые уже 14 января в обращении к митрополиту Петербургскому выразили полное раскаяние в происшедшем: «Лишь по своей темноте мы допустили, что некоторые чуждые нам лица выразили от нашего имени политические вожделения» и просили донести это покаяние до Государя.

Однако революционеры-провокаторы своего добились, теперь оставалось муссировать страсти. В ту же ночь, 9 января, Гапон (он бежал с шествия при первых же выстрелах) опубликовал призыв к бунту, который, из-за пролитой крови и главным образом из-за подстрекательства большей части печати, во многих местах России вызвал волнения, длившиеся более двух лет. В октябре вся страна была парализована забастовкой, в , вызвавшее много жертв...

«Всего прискорбнее, что происшедшие безпорядки вызваны подкупами со стороны врагов России и всякого порядка общественного. Значительные средства присланы ими, дабы произвести у нас междоусобицу, дабы отвлеченьем рабочих от труда помешать своевременной посылке на Дальний Восток морских и сухопутных сил, затруднить снабжение действующей армии и тем навлечь на Росиию неисчислимые бедствия...».

Имя провокатора "Попа Гапона" стало нарицательным, а судьба его была незавидна. Сразу после провокации он скрылся за границу, но к осени вернулся в Россию с покаянием и, обеляя себя, стал печатно разоблачать революционеров. Начальник петербургского охранного отделения А.В. Герасимов описывает в своих воспоминаниях, что Гапон рассказал ему о плане убить Царя при выходе его к народу. Гапон ответил: "Да, это верно. Было бы ужасно, если бы этот план осуществился. Я узнал о нем гораздо позже. Это был не мой план, но Рутенберга… Господь его спас…".

28 марта 1906 г. Гапон был по решению ЦК партии эсеров казнён все тем же Рутенбергом в поселке Озерки. "Мавр сделал свое дело..." – и был убран для сокрытия следов провокации. Как сообщает еврейский источник, Рутенберг после этого «прошел в Италии в 1915 г. обряд возвращения в иудаизм с полагающимся ему бичеванием, сблизился с Жаботинским, затем с Вейцманом и Бен-Гурионом, участвовал в попытке организации Еврейского легиона... В 1922 г. навсегда переселился в Палестину».

Но, к сожалению, многие люди до сих пор пребывают в обмане и считают, что во всех бедах России был виновен Святой Царь и всегда ставят ему в вину Кровавое Воскресенье!
Антону: э-э, Вы почему такие глупые вопросы задаёте, батенька?

Отлично.А то живешь с мусором в голове,который
туда еще в сов.школе насыпали.

У меня вопрос
Почему царя не было в городе? и почему заранее не арестовали негодяев-революционеров и разрешили шествии? Кто и где стрелял из толпы и сколько погибли полицйских и солдат?

Эта статья поднимает больше вопросов чем даёт ответов..Что это за царь если не знает что у него творится в государстве.за какие заслуги Вы восхваляете сегодня царя? ведь убийство-тяжкий грех, будь оно исполненно царём(хоть и косвенно)или битцевским маньяком

Спаси нас, Господи, от идиотов и антисемитов! Кстати, автор! Императора Николая II стали звать "кровавым" отнюдь не с 1905 года, а задолго до этого. Это прозвище наш последний царь получил после своей коронации в 1896, когда случилась массовая давка на Ходынке. Много народу передавилось.

прошу отетить на мой отзыв,может я не прав?

Ну, что правда матка глаза колит, а модератор???

Правда нам глаза не колет. Только в вашем злобствовании правды нет. Мы можем поместить любые мнения, основанные на фактах, но не кощунства в отношении св. Государя. К сожалению, в рамках кратких откликов ваш мусор вымести невозможно. Предлагаем открыть дискуссию на нашем форуме - там вам ответят подробно. Здесь же ответим только на основной вопрос: почему Царь не предотвратил трагедию. Потому что никакой правитель не может "знать" и контролировать всё и вся. К тому же предвидеть и предупреждать все коварные действия злоумышленников, провокаторов и бесов, действующих тайно и без правил. Если бы это было возможно - был бы "рай на земле". Против православной России тогда была начата война всеми объединенными антирусскими силами всеми неожиданными провокационными методами. Когда это стало ясно - ответ этим силам по поручению Государя был дан Столыпиным. Но 9 января 1905 г. еще никто не мог знать, что готовится "первая революция". И нельзя винить Царя за то, что против него была жидами начата эта подлая война, включая сеяние клеветнического мусора в головы и народа, и интеллигенции. А лучших представителей правящего слоя и правоохранительных органов стали просто отстреливать - более 10 тысяч. И не всем удавалось найти замену...

На вопрос, почему случилось Кровавое воскресенье, существует лишь один ответ:
Каждый народ достоин своего правителя.
Почему Ленин: см. выше.
Почему Сталин: см. еще выше.
И так далее.
Если народ из крепостничества сам выходить не хочет, то никакой Гапон ему свободы не подарит.

Еще раз: каждый народ достоин своего правителя.

Я сейчас преподаю в школе. Как раз проходим эту тему, один Бог знает как тяжело! В учебниках, конечно, не так пишут!

Грустно, что нынешние выблядки из большевиков подвывают злобным воплям жидов, до поноса ненавидящих все русское, православное и, разумеется, Царя нашего, святого мученика и страстотерпца. Мученик он, потому что от жидов убиен был, а страстотерпец - оттого, что и его соотечественники-русские не только не предотвратили это гнусное ритуальное преступление, но и поспособствовали ему. Как при свержении законной власти Помазанника Божия, так и ныне "кругом и ложь, и трусость и обман". Долг честных учителей - донести правду о нашем Государе, самом чистом и милостивом из всех государей российских.
Андрею-11 могу сказать: да, достоин, и потому ныне у власти вместо Царя православного, как и после 1917-го - потомки тех же иуд и жидов. Потому-то ныне земля русская заселяется приблудными мигрантами, перекати-поле, и святые места, и могилы предков - в поношении.

Статья - пример недобросовестной публицистики и не имеет отношения к истории. Почему-то Мультатули в данном случае не подписался, хотя текст очевидно его. Пишу так, хотя ничего общего с марксизмом и революционизмом не имею. Проблема в том, что большинство фактов этой статьи высосано автором из пальца, неслучайно и ссылок на источники нет. Петру Валентиновичу не мешало бы освоить хотя бы немного источниковедение. Переписать что-то из желтой газетки или сомнительного мемуара - это не значит установить какой-то факт. А то специалисты над ним смеяться будут. И никакие правильные православные убеждения ему не помогут.

Благодарим за внимание. Мультатули не имеет никакого отношения к этой статье, она написана составителем календаря на основании различных источников (ж-л "Вече" и др.). А "историку Церкви" следовало бы указать на возможные погрешности (их никогда нельзя исключить, за исправления мы были бы благодарны) и подписать критику своим именем, чтобы мы могли судить о ее качестве. Пока что его бездоказательная реплика никакой ценности тут не имеет. И не имеет никакого отношения к истории.

Прочел Ваши ссылки – благодарю. Ошибок не нашел, но кое-какие факты и цитаты добавил. Однако не могу согласиться с предлагаемой Вами "нравственной оценкой" Синодальной комиссии по канонизации святых МП, что "определенная доля ответственности за трагические события 9 января 1905 г. может быть возложена на Государя как с исторической, так и с нравственной точек зрения". Подобные провокации как раз и рассчитаны на создание "безнравственного" облика власти. И, к сожалению, Синодальная комиссия МП этому тоже в известной мере поддалась.

спасибо но информация ложная

Статья хорошая, а главное правдивая. Это я как историк говорю. Печально только что и сейчас есть люди, верящие советской трактовке.

Очень больно и страшно,что всё ЭТО происходило в нашей России.До слёз обидно!!!Спасибо за статью,очень интересно и познавательно.

Сие есть правда!!! А модеру - ПОЗОР за притеснение правды!!! ЗА ВЕЛИКУЮ РУСЬ!!!

спасибо за правду. я знал что Государь не мог пролить невинной крови!

Хотелось бы для подтверждения написанного увидеть воспоминания Гапона. Искал в инете не нашел. без подтверждений данную статью всерьез воспринимать нельзя.

Ужас! неужели вы все верите в это? Неужели вы еще не поняли что РПЦ-это обычная секта вытаскивающия из нас деньги! Господа опомнитесь бога нет!

Я с господином автором статьи полностью согласен в несомой им истине, но не в конкретной правде. Лучше статью переработать так, чтобы они совместились (в статье, например, говорится об отмене налогов вообще, в то время как рабочие просят отменить только косвенные).
Оригинальный текст петиции петербургских рабочих:

И я полностью согласен: требования невыполнимы! 8-часовой рабочий день? При низкой производительности труда – невозможно, хозяину же тоже кушать надо. Зарплата в 1 рубль в день? Чтоб по ресторанам шастать? Ни за что. И вообще, мне прапрадед рассказывал, что Путиловские рабочие шампанское ведрами пили. Нет, всё Государь правильно сделал, думал о сохранении в чистоте, углубленном аскетизме и благолепии тела народного!

РПЦ- Русская Православная Церковь это не кучка ЧИНОВНИКОВ В РЯСАХ, а СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ХРИСТИАН, как ныне живущих, так и умерших.Из того, что вы сильно озлоблены на вороватость ряда чиновников в рясах отнюдь не следует что Бога нет! Наоборот, по грехам нашим Господь ПОПУСКАЕТ таких, с позволения сказать, "иерархов", чтобы нам углубившись в Истину, УЗРЕТЬ наконец В КОРЕНЬ наших бед...

К сожалению, патриотическое движение сейчас кишит ГАПОНАМИ, что способствует разобщению на мелкие группы и "уклонению от маршрута" (воен.)

Вот что писал поэт Константин Бальмонт:
Но будет, - час расплаты ждёт.
Кто начал царствовать - Ходынкой,
Тот кончит - встав на эшафот.

Вот когда похабника Рому Трахтенберга погребли (с раввином) на питерском ИУДЕЙСКОМ КЛАДБИЩЕ ИМЕНИ ЖЕРТВ 9-ГО ЯНВАРЯ, многие простаки из русских наконец-то задумались: странно, почему жертвы "Кровавого воскресенья" - сплошь иудеи? Как же они шли "с портретами царя и иконами", ежели...? Зато "историки Церкви", видимо, собираются упокоиться по соседству с Трахтенбергом!

Вдогонку.
Осенило: "историк Церкви" - это, никак, сам Георгий Митрофанов на сайт пожаловать изволили?! Залогиньтесь, батенька!

Тут ещё разбираться надо что за агентура ЗАКУЛИСЫ, окопавшейся тогда почти у самого Престола, ОТМЕНИЛА все меры безопасности во время Коронации и внедрила в народную толпу КОЗЛОВ-ПРОВОКАТОРОВ, которые действовали также, как и 9 января.
А господин Бальмонт был весьма далёк от того, чтобы ЗРИТЬ В КОРЕНЬ, ибо ненависть к Самодержцу затмевала его разум, как впрочем и другим его собратьям-интеллгентам...

виновен Царь не мог он не знать о предстоящем расстреле рабочих людей

Император не знал о расстреле рабочих. Его не было в Петербурге. Мой прадед служил в конном полку Николая Второго. Он прожил 92 года, умирая, в забытьи, "сражался" за Царя и Отечество в Русско-Японскую войну - у него были предсмертные видения и он снова видел себя молодым унтер-офицером на фронте. Когда 9 января вышестоящие офицеры отдали приказ стрелять в толпу - конный полк Николая Второго стрелял в воздух, потому что для них было очевидно, что это - измена и провокация, продуманная с целью очернить Царя в глазах России.

Огромное спасибо что что Вы есть.Давно искал единомышленников.В условиях наростания опасности реанимации ленинизма оболванивание населения и лишение его исторических корней,только наше единство на основе Святой Православной Церкви и Русской Идеи может спасти и,я уверен, спасет наше Отечество. МЫ ВМЕСТЕ!

Что особенно интересно, так это то, что первая кровь пролилась не со стороны рабочих, а со стороны солдат. Есть над чем задуматься!!!

мы все-таки просыпаемся! и слава Господу!
Николай II - помазанник Божий и искупитель России перед Господом! не было бы Его, не было бы и нас, России т.е.
в Нем наше спасение, и в покаянии нашем за предательство своё Веры Православной и Царя-батюшки!
и только он один по сей день законный Государь земли русской! (самовластье и самодержавие - разные вещи) он уже собирает свою рать из ходящих по земле нашей, в ком живет еще истинная любовь к Господу нашему и беззаветная преданность Вере Православной, чтобы прийти и навсегда установить власть Божию на земле русской и спасти нас от жидомасонского ига и экуменистской ериси!
готовся, готовь свое сердце и душу! проснулся сам - помоги другому!
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Евангелие от Матфея 5,6; 5,10; 5,11-12)

Наверное, резковато скажу, но безымянный автор имел бы огромный успех в комсомольское время - в совковом агитпропе. Данная агитка, с тщательным прописыванием слова "Государь" с большой буквы, с розовыми монархическими слюнями идеально подойдёт для борцов с жЫдами и любителей "царя-искупителя" - им факты не столь уж и важны. Не могу сказать, что это - сплошное враньё, нет, всё написано в лучших традициях совка: берём некий поверхностый факт и из него разворачиваем совершенно не соответствующую действительности картину. Приведу пример, чтобы понятнее было.

В данной анонимной статье:

"19 января Царь принял депутацию рабочих от больших фабрик и заводов столицы, которые уже 14 января в обращении к митрополиту Петербургскому выразили полное раскаяние в происшедшем: «Лишь по своей темноте мы допустили, что некоторые чуждые нам лица выразили от нашего имени политические вожделения» и просили донести это покаяние до Государя"

Так это было? Да, НО: не упомянуто о "маленькой" детали: этих 34 "депутатов" в принудительном порядке экстренно набрала полиция из числа, так сказать, "благонадёжных элементов" по составленным заранее спискам, и срочно свезла к императору, причём их обыскивали и запрещали даже общаться между собой.

Есть разница, не так ли?

"Начальник петербургского охранного отделения А.В. Герасимов описывает в своих воспоминаниях, что Гапон рассказал ему о плане убить Царя при выходе его к народу. Гапон ответил: "Да, это верно. Было бы ужасно, если бы этот план осуществился. Я узнал о нем гораздо позже. Это был не мой план, но Рутенберга… Господь его спас…"."

Так? Да - НО опять "маленький нюанс": кроме Герасимова ни один источник (а их масса) этого не подтверждает, Герасимова же точно нельзя считать объективным источником.

И так аноним, вобщем-то, написал весь свой текст: надёргано, расставлено и подано - как раз должным образом ангажированной публики. Но только не для тех, кому интересно как было на самом деле.

А как же всё происходило на самом деле, Дмитрий? Вам, кажется, это доподлинно известно... Уж не скрывающийся ли вы от СМИ долгожитель, участник того самого "мирного" шествия? Раскройте нам тёмным глаза на происходящее. Автор поборник и ревнитель Православного Самодержавия имел бы огромный успех во времена богоборческой советской власти.. Это вы правы как никогда. Его несомненно наградили бы сразу сталинской премией и восторженно приняли бы на всех самых высоких уровнях и обеспечили бы ему все условия для мирного и безмятежного жития в советском концлагере. У вас Димитрий совмещается в голове несовместимое. Это тревожный сигнал.

Я много интересовалась этой трагедией. На первый поверхностный взгляд для непытливых умов обвинение царя очевидно, и не многие разобрались в истине. Я благодарна автору статьи, потому что это и есть истина.

Нашла,ценную информацию!Мой дед Гл.инженер Путиловского завода,был в той депутации.которую принял Царь 19 января 1905г.Точно знаю.что его тут же посадили и больше о нем ничего не знаем.Так как его жена Говорова Анна Константиновна моя бабушка.Звали его Сергей к сожалению не знаю даже отчества.Кто имеет хоть какую информацию,поделитесь!!!

В отзывах ничего не нашла,по интересующему меня вопросу! Хочу добавить.У моего деда Говорова Сергея к тому времени было уже трое детей и четвертый-это моя мама Говорова Ольга Сергеевна родилась 24 июля 1905г. через пол года как ее мужа арестовали. И рожала бабушка не в Питере,а в Днепропетровске.У "Товарищей" по партии Социал Демократов.Полагаю,что дед пострадал по политической.Констатирую факты не для дискуссии.Историю не переделаешь!Просто хочу знать.Что с ним произошло?

Николая 2 назвали "кровавым" вовсе не за 9 января 1905 года, а за день его коронации на Ходынском поле, когда при раздаче подарков в давке погибло более 3000 человек. Если в таких мелочах выдана ошибка, то можно ли верить всей информации???

Никакой ошибки тут нет. Неважно, когда кто-то назвал первым. Важно - когда, почему и с какой целью этот ярлык прилепили и стали активно муссировать как революционный лозунг именно в связи с "Кровавым воскресеньем" - для оправдания и раскрутки революции. Если Вам это непонятно - то, пожалуйста, придержите свои поучения для более оправданных примеров моих ошибок. За их исправления я всегда благодарен.

Большое спасибо за статью.Я знала,что "Кровавое воскресенье"-провокация,но не имела подтверждений этому,сомневалась.В наших учебниках не содержится подобная информация,учителя преподают в другом направлении.Когда я читала эту статью,мне было очень приятно,что хоть кто-то говорит правду,правду,вытравленную из сознания нашего народа за годы советского периода.Большое спасибо!

Ну и что изменилось с тех пор в России? Ничего...

Спасибо*)

кровавое воскресенье это чистая провокация спасибо за статью

"Кровавое воскресение" не есть единичное, вырванное из времени происшествие.
По данным 4-й Государственной Думы, с 1901 по 1914 г.г. царские войска более 6 тысяч раз (практически каждый день) открывали огонь, в т. ч. и артиллерийский, по мирным митингам и демонстрациям рабочих, по сходкам и шествиям крестьян Число жертв превысило 180 тыс. чел. В тюрьмах и на каторге погибло ещё 40 тыс. чел.
Очевидно одно: шествующие (9янв) не были вооружены.
Естественно, что эту грандиозную демонстрацию-марш-религиозную процессию пытались использоваь в своих целях самые различные революционные и оппозиционные властям силы.

У Вас выходит, что чуть ли не в каждой деревне царские войска стреляли артиллерией по крестьянским сходкам?.. Не превышает ли у Вас число жертв число участников сходок? Эти цифровые сведения о злобных царских войсках явно из той же кухни, что и "миллионы убитых" при Крещении Руси.

Это не у нас "выходит". Это по данным Гос.Думы IV созыва.
/IV Государственная дума. 25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении занятий Думы до апреля того же года; Будучи одним из центров оппозиции Николаю II Дума отказалась подчиниться, собираясь в частных совещаниях.../
И не передёргивайте: "в том числе артиллерийский" не значит "только артиллерийский"
Моё мнение: Царь очень много сделал, чтобы предотвратить революционную ломку устоев гоударства, но ход Истории не изменишь. Ломка назрела и она произошла.
P.S. А устои всегда ломаются с кровью, будь то крещение (суть перекрещивание в иную веру) или смена строя.

Ну да, в этой Госдуме собрались одни правдолюбцы, которые не клеветали на Царя и не готовили революцию... Поэьлму в "честность" указываемых ими 180 тыс. жертв "злобного царизма" нужно непременно верить, как же иначе...

Я ничего не говорил "о злобных царских войсках" и о "злобном царизме" - это Ваши слова.
По мне, что царь, что генсек... меня интерсуют факты.
Впрочем, верующим важно верить, а не знать.

Поп Гапон отстаивал права трудового народа, а значит он был против власти и против кормящейся при власти церкви.
Большевикам не нужны были никакие защитники народа, кроме них самих.
И те, и другие, и третьи, не сговариаясь, зачислили Гапона в провокаторы.
Послушаешь некоторых - революция в России с попа Гапона началась!
........................
Николаю II крупно не повезло - его царствование выпало на переломный момент истории. Фодализм в России сменялся диким и необузданным капитализмом приведшим страну к революции.

бред, церковь не причислила бы кЦаря к лику святых если все произошло так, как пишут в учебниках по истории

Странная святость царя, при котором держава рухнула.

То что, не упомянута организация "Собрание русских фабрично-заводских рабочих", которую и возглавлял Гапон очень странно. Между тем данная организация создана при участии чиновника департамента полиции Зубатова. Так что не надо все присывать эссерам. Полиция, очевидно, была в курсе. Я скоре поверю, что господа полицейски и иже и были авторами сей провокации. По одной из версий в феврале 1917 они тоже хотели задежали несколько поездов с хлебом в Петроград, спровоцировать беспорядки, и подавить их ради повышения зарплаты(Николай до этого отказался им повышать -война как никак). Так сказать продемонстрировать свою нужность. (похоже неправда?)
А Гапон - судя по всему весьма противоречивая личность, решил надеялся, что кровопролития не будет. Но просчитался.
Что касается казни Гапон, то тут неясно. К тому времени он опять начал общаться с чиновниками - сами же пишите. Все что мог выдать мог выдать. Так что никаких концов прятать необходимости не было.

<<По одной из версий в феврале 1917 они тоже хотели задежали несколько поездов с хлебом в Петроград, спровоцировать беспорядки, и подавить их ради повышения зарплаты>>
Вряд ли беспорядки надо было провоцировать.
Отменённое, но сохранившееся крепостное право - земля-то осталась у помещиков; беспредел юного российского капитализма плюс война - ведущие народ к нищете... всё кипело, всё трещало, всё расползалось по швам.
Опять же - сначала повышение, а потом подавление - сначала деньги, потом стулья! Да и знают все, что в войну зарплаты не повышают.

Вот когда правда вскрывается,дожил.И еще многое от нас скрывают!

Конечно! Царь "розовый и пушистый","царственный страстотерпец" согнал в город несколько десятков тысяч солдат и жандармов, надеясь, что они "вежливо" попросят доведенных до отчаяния рабочих убраться с улиц, а сам смылся в Царское. Дураку понятно, что в этой обстановке начнется стрельба! А потом у этого "святоши" хватило наглости "прощать" рабочих! Противно то, что теперь нам пытаются запудрить мозги рассказами о "добром"Государе и глупых рабочих, которые попали под тлетворное влияние неких враждебных России сил, стремящихся развалить ее изнутри! Что-то такое было у нас недавно, если напрячь память... Таким образом новый виток истории, которая сейчас активно переписывается, ничем не отличается от предыдущего. И мы опять наступим на те же грабли!

Никто вам, дорогая, мозги не пудрит, они уже давно у вас зацементированы большевицкой пропагандой. Читайте больше, хотя возможно уже бесполезно. А отзываться о Государе, принявшем мучительную смерть,в таком тоне не допустимо и показывает вас не с лучшей стороны. Таким как вы Солженицын дал определение ОБРАЗОВАНЩИНА.

Спасибо!Статья очень понравилась.Приятно что пишут правду.Эти школьные советские учебники читать невозможно и неприятно..Я единственная ученица читающая дополнительную информацию противоречащую абсурду в учебнике.Остальные- принимают "истину".И учительница активно пропагандирует коммунизм.

Генерал-губернатор Трепов и метрополит Ювиналий сразу,по горячим следам,определили тех,кто организовал провокацию: оказалось,что это японцы,которым Россия только что проиграла войну(интересно,кто был виновен в этом поражении?наверно Ленин и Гапон вместе).Спросите,почему японцы? очень просто: Трепов еще ничего не знал,что через несколько лет появится другая сила- большевики.Поскольку писавший статью про японцев забыл,а про большевиков знает,что они собой представляли в конце 17г,он решил не мудрствовать и назвать провокаторами их...Проигнорировать выступление народа -это как игнорировать понос: не от большого ума..

Царь все прекрасно знал,не мог не знать! И Кровавое воскресенье тоже на его совести... Сдержать такую толпу можно было только выстрелами,иначе они бы разнесли и сожгли Петербург. Сейчас царская семья причислина к Лику Святых страстотерпцев,но... Николай Второй и его семья были расстреляны так,же,как и рабочие в 1905году.. Т.е.,то зло вернулось к царю спустя 13лет. В феврале 1917 года царь отрекся от престола и России,чего делать помазаннику Божьему было немысленно! От Павла Первого тоже требовали отречения,но он пошёл на смерть,но отречения не подписал! Пусть Павла и считали чудаком,самодуром,истеричкой,но в трагический,смертельный для себя момент он остался верен престолу и России.

Благодарю за правду. Слава великому Царю!

да ребята. сейчас потеряли народа больше 12мил на выходе из союза было 160мил от всякой дурости; и ленина и жидов не было хватило русских властей а главное я не помню что в ссср ктото пытался нас щимить типа кавка все сидели культурна и народ русский не вымерал как мамонты.

Игнорируя требования народа невозможно игнорировать законы классовой борьбы.

Есть кое-где не состыковки и материал, по моему мнению, нуждается в доработке)

До сих пор встречаются люди, которые не могут простить Николаю II «Кровавое воскресенье». Не все знают, что в этот день Государь находился в Царском Селе, а не в столице, что он не отдавал приказа стрелять в рабочих и физически не мог бы принять делегацию «от народа». Более того, Государь был преступно дезинформирован о происходящем в столице.

Порою и те, кто знает, что царя не было в Санкт-Петербурге, утверждают, будто он сознательно «скрылся от народа», а «обязан был приехать и принять петицию». Для многих, даже среди православных, мысль о 9 января не совмещается с мыслью о святости царя.

Ответствен ли царь?

В «Материалах, связанных с вопросом о канонизации царской семьи» (изданных Синодальной комиссией по канонизации святых в 1996 году, далее они упоминаются как «Материалы») трагедии 9 января посвящена отдельная обстоятельная статья, в заключении к которой говорится: «Государь нес бремя нравственной ответственности перед Богом за все события, происходившие во вверенном ему государстве», таким образом, доля ответственности за трагические события 9 января 1905 года лежит на императоре. Государь, как мы увидим, и не ушел от нее. Стоит иметь в виду, что «Материалы» вышли отдельной книгой: «Он всех простил… Император Николай II. Церковь о царской семье». СПб, 2002 г.

«Однако, — говорится в «Материалах», — эта доля ответственности не идет ни в какое сравнение с той нравственной и исторической виной за вольную или невольную подготовку или непредотвращение трагедии 9 января, которая ложится на таких исторических деятелей, как, например, извергнутый из священнического сана Г. Гапон или отправленный в отставку с поста министра внутренних дел П.Д. Святополк-Мирский». В назначении последнего на указанный пост или в том, что этот человек не был отстранен от своего поста своевременно, можно упрекнуть Николая II. Лишь бы такой упрек не был — набившим оскомину — знанием за царя, как тот должен был поступить.

Министр «доверия»

В середине июля 1904 года террористом был убит министр внутренних дел В.К. Плеве. Государь не сразу принял решение о том, кто его заменит. Назначение состоялось лишь в конце августа 1904 года. Со стороны императора оно, очевидно, было маневром, поскольку, в отличие от консерватора Плеве, П.Д. Святополк-Мирский был известен своим либеральным настроем. И осень 1904 года вошла в историю либерализма в России как «весна Святополк-Мирского», открыто заявлявшего о необходимости доверительных отношений между правительством и обществом. Это было время социального брожения в России. Всюду в «обществе», под теми или иными предлогами, звучали речи о необходимости изменений, о необходимости конституции. В Петербурге прошел земский съезд, не получивший разрешения на свое открытие у Николая II и получивший… негласное разрешение П.Д. Святополк-Мирского, давшего понять съехавшимся делегатам, что будет смотреть сквозь пальцы на его проведение. Съезд единодушно принял либеральную декларацию и представил ее, к большому смущению последнего, «своему» министру. Государь был возмущен, но отставки министра не принял.

Когда уже было известно, что намечается небывалая по размаху манифестация, министр внутренних дел успокаивал себя и других словами, что достаточно будет разъяснения: царя нет в столице. И народ тогда мирно разойдется… А помощь войск, мол, нужна только чтоб не допустить давки в центре города. Вечером 8 января 1905 года П.Д. Святополк-Мирский приезжает в Царское Село и докладывает царю о ситуации в столице. Он заверяет его, что, несмотря на огромное число бастующих рабочих, положение не вызывает серьезных опасений, не говорит ни слова о предстоящем шествии рабочих к Зимнему дворцу, о вызове войск в столицу и о планах противостоять демонстрации вооруженной силой. И, возвратившись в Санкт-Петербург, совсем уже поздно вечером, проводит правительственное совещание о планах на следующий день…

Подходящая фигура

Трагедия была неизбежной. Ибо, благодаря вдохновенной (хочется сказать: инфернально-вдохновенной) деятельности Георгия Гапона в предыдущие дни десятки тысяч рабочих собрались назавтра идти к царю как к единственному заступнику…

Имя Георгия Гапона долгое время соединялось с ярлыком «провокатор», его личность считалась недостойной внимания. И «Материалы», и книга И. Ксенофонтова «Георгий Гапон: вымысел и правда» (М., 1997), и недавно вышедшая книга М. Пазина «Кровавое воскресенье. За кулисами трагедии» (М., 2009) представляют священника Г. Гапона как личность весьма незаурядную и одаренную. С юных лет он испытывал сострадание к трудящимся людям и думал о том, как помочь им делом. Такие стремления были у Георгия Аполлоновича искренними, сострадание — неподдельным, иначе он не умел бы так привлекать сердца, как, несомненно, умел. Но, увы, его лучшие чувства сочетались с тщеславием и непомерным честолюбием. Обладая к тому же артистическим даром, он умел завоевывать доверие к себе как у самых простых людей, так и у высокопоставленных лиц. Милосердный и вдумчивый взгляд на этого человека выразил современный православный историк отец Василий Секачев, опубликовавший в журнале «Нескучный сад» к 100-летию «Кровавого воскресенья» статью «Трагедия священника Гапона ». Действительно, «горе тому, через кого соблазн приходит». Уж очень подходящей фигурой был Георгий Гапон для провокатора рода человеческого, «особое поручение» которого осуществил он весьма старательно.

Главным детищем Гапона было «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», легальная организация, созданная для осуществления взаимной помощи между рабочими и проведения разнообразных культурно-просветительских мероприятий для рабочих. Не совсем справедлив был историк С. Ольденбург, однозначно считавший Гапона вставшим на сторону революции. Гапон не знал, чего хочет, он не был лоялен ни по отношению к власти, ни по отношению к революционерам, проникавшим в его окружение (то-то эсеры и убили его в 1906 году), он просто хотел быть на виду, отчего с неизбежностью «левел». Некая «тайная пятерка», руководившая «Собранием», состояла из оппозиционно настроенных людей, связанных и с социал-демократами, и, возможно, с эсерами. Недосмотр полиции — вопиющий; но тут-то и сказался артистизм Гапона: власти ему доверяли полностью.

Идея шествия к царю

Тем не менее шествие 9 января вряд ли можно считать провокацией, планомерно подготовленной революционерами. Была и подготовка, была и спонтанность. Другое дело, что в сентябре 1904 года в Париже уже состоялся (на японские деньги!) съезд оппозиционных сил Российской империи, одним из решений которого было использовать всякий кризис для создания революционной ситуации. Однако такой «подарок» левым силам, как «расстрел царем мирной демонстрации», стал возможен во многом благодаря вдохновенной активности Георгия Гапона. Концентрация внимания на царе, возбуждение общих надежд на царя, «загороженного чиновниками» от народа, обращение лично к царю… — все это было творческой демагогией Гапона. В результате простодушные люди шли «увидеть царя», одевшись в чистое, взяв с собою детей… Никто из активистов революционного движения не только не любил (естественно) царя, но и не обращал внимания на любовь к нему и веру в него простого народа. Гапон же знал, к кому обращался.

В упомянутой книге И Ксенофонтов приводит воспоминания Карелина, одного из членов «тайной пятерки», социал-демократа, относящиеся к осени 1904 года: «Мы глухо внедряли идею выступления с петицией на каждом собрании в каждом отделе» (речь идет об отделах «Собрания фабрично-заводских рабочих»). Тот же Карелин свидетельствовал, что Гапон вначале относился к идее выступления негативно. Но в начале ноября 1904 года он понял, что должен выбирать. На вопросы «Когда же выступим?» он отвечал, что необходима большая забастовка, что нужно дождаться падения Порт-Артура, и, возможно, его ответы были для него самого отговорками, оттяжками того, что предчувствовал…

21 декабря Порт-Артур пал. А в конце декабря возник и повод к большой забастовке: на Путиловском заводе были якобы уволены четверо рабочих, членов «Собрания». Из рабочих фактически был уволен только один (!), но ложь наворачивалась на ложь, возбуждение росло, и требования, касавшиеся товарищей по работе, становились уже «экономическими требованиями», среди которых были заведомо невыполнимые, как-то 8-часовой рабочий день (немыслимый в военное время на заводе, выполнявшем военные заказы) или бесплатное медицинское обслуживание не только рабочих, но и членов их семей. Забастовка разрасталась, то стихийно, то отнюдь не стихийно. Активисты бастовавшего предприятия являлись на работавшее предприятие и вынуждали работавших (например, угрозами избиений) бросить работу. О том, как это происходило, подробно рассказано в упомянутой книге М. Пазина, а также в книге П. Мультатули «Строго посещает Господь нас гневом Своим… Император Николай II и революция 1905-1907 гг.» (М., 2003).

К 6 января бастовало несколько десятков тысяч рабочих. Текст петиции был уже, в основном, готов, в этот день Гапон ездил из одного отдела «Собрания» в другой и произносил речи, разъясняя рабочим суть требований, которые формулировались от их имени. Он выступил не менее 20 раз. Именно в этот день он высказал идею идти в воскресенье к царю «всем миром». Рабочие приняли ее с воодушевлением.

Петиция или ультиматум?

Текст петиции приведен в книге М. Пазина. Стоит познакомиться с ней, чтобы понять, почему Государь оставил ее без внимания и прямо говорил о мятеже. Это только в учебниках по истории России пишут до сих пор, что рабочие хотели донести до царя «свои нужды и чаяния». Написанная в неприглядном стиле «плача», петиция вначале содержит описание отверженности рабочих со стороны их хозяев, утверждение, что законы ограждают лишь бесправие трудящихся, что Россия гибнет при «чиновничьем правительстве» и т.п. Далее следует такой, например, пассаж: «Разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть нам всем, трудящимся? Пусть живут и наслаждаются капиталисты и чиновники». Далее: «Это-то и привело нас к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи своему народу, выведи его из могилы бесправия…и т.д.». В чем же видится «рабочим» выход? В Учредительном собрании, не больше, не меньше, ибо, как говорится в петиции, «необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой». Царю предлагается: «Немедленно повели созвать представителей земли русской… Повели, чтобы выборы в Учредительное Собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая наша главная просьба, в ней и на ней зиждется все, это главный и единственный пластырь для наших ран». Далее следовали еще тринадцать пунктов: все свободы, ответственность министров «перед народом», политическая амнистия, отмена всех косвенных налогов, и даже — «прекращение войны по воле народа». Петиция завершалась словами: «Повели и поклянись исполнить их … А не повелишь, не отзовешься на нашу просьбу — мы умрем здесь на этой площади перед твоим дворцом». Дьявольская «фактура» пронизывает весь этот «плач». Мы почувствуем ту же фактуру и в описании выступлений Гапона, предполагавшего (вот мечта!) лично войти во дворец к царю и вручить ему особый, напечатанный на лучшей бумаге, экземпляр петиции: «Ну вот подам я царю петицию, что я сделаю, если царь примет ее? Тогда я выну белый платок и махну им, это значит, что есть у нас царь. Что должны сделать вы? Вы должны разойтись по своим приходам и тут же выбрать своих представителей в Учредительное собрание. Ну а если царь не примет петиции, что я тогда сделаю? Тогда я подниму красное знамя, это значит, что нет у нас царя, что мы сами должны добыть свои права»… Вот так мирное шествие! Здесь уже, предваряя дальнейший рассказ, уместно заметить, что одна из колонн в шествии 9 января была просто революционной, в ней шли не с портретами царя, а с красными флагами.


Было по-разному

В манифестации приняло участие около 150 тысяч человек. С разных концов шли к центру города колонны, их встречали преграждавшие путь войска, несмотря на это, колонны продолжали идти, после третьего предупреждения войска начинали стрелять, и только тогда народ разбегался. Есть воспоминания о том, что предупредительный рожок слышен не был. Но есть воспоминания и о том, что колонна продолжала движение не только после предупреждений, но и после первых выстрелов. Это означало наличие в ней «аниматоров», побуждавших к дальнейшему движению. Более того, бывало, что из колонны кто-то первым стрелял в войска. Это также были не рабочие, а внедрившиеся в колонну революционеры или студенты. Особенно серьезным было сопротивление войскам на Васильевском острове. Здесь строили баррикады. Здесь бросали кирпичи в войска из строящегося дома, также и стреляли из него.

В образовавшейся ситуации многое зависело от конкретных людей. Зачастую (тому много подтверждений можно найти в книгах М. Пазина и П. Мультатули) войска вели себя очень сдержанно. Так известнейший этюд К. Маковского к картине «9 января 1905 года на Васильевском острове», где человек одухотворенного вида раздирает на себе одежду, предлагая стрелять в него, имел прообраз в действительности, только тот человек, раздиравший одежду, вел себя истерически и кричал бессмысленно, никто не стрелял в него, отнеслись добродушно. Бывало (например, на Московском проспекте или возле Александро-Невской Лавры), что колонна спокойно останавливалась перед войсками, внимала уговорам и расходилась. Были примеры ожесточения со стороны военных. Есть воспоминания Е. Никольского о полковнике Римане, по приказу которого без предупреждения стреляли в людей, не имевших отношения к шествию, и вообще о страшных впечатлениях того дня. Но известно и поведение капитана Литке, рота которого пыталась воспрепятствовать скоплению бушующей толпы в районе Казанского собора. В его солдат бросали камни, палки, куски льда, их осыпали оскорблениями. Литке, однако, сдерживал своих подчиненных и предпочитал отступать в укромное место, не пытаясь решать проблемы силой. Не сразу удалось ему очистить Невский проспект, разгоняя толпу прикладами «вследствие ее упорства и озлобления», как он писал в донесении. Особенно агрессивной была толпа, собравшаяся у решетки Александровского сада, тут выкрикивали оскорбления в адрес военных, кричали, свистели, на предупреждения о выстрелах кричали «стреляйте». После неоднократных мирных попыток и трех предупреждений горна, поданных с промежутками, выстрелы были сделаны, толпа разбежалась, на месте осталось около 30 человек убитых и раненых.

По данным официальной статистики, всего было убито 128 человек (включая полицейского) и 360 ранено (включая военнослужащих и полицейских). По сведениям большевика-историка В. Невского, бывшего свидетелем событий 9 января 1905 года, убито было от 150 до 200 человек. И некоторые авторы (например, Эдвард Радзинский), и в учебниках по-прежнему пишут, что жертв были тысячи.

Царь узнал вечером

Николай II записал в дневнике: «Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего Дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!».

Государь нашел человека, который восстановил, хоть и не сразу, порядок в столице. Это был Д.Ф. Трепов, ставший генерал-губернатором столицы. 18 января состоялось совещание министров по поводу происшедших событий под председательством Витте. Было выдвинуто предложение манифеста, в котором выражались бы скорбь и ужас в связи с трагедией 9 января, а также указывалось бы, что Государь не знал о предполагавшемся шествии народа к дворцу и что войска действовали не по Его приказу. Однако Государь согласился с мнением графа Сольского, сказавшего на совещании, что войска не могут действовать не по приказу царя. Император не хотел снимать с себя ответственности и отверг идею манифеста. Он поручил Д.Ф. Трепову собрать делегацию рабочих из разных заводов, которую принял 19 января.

«Вы дали себя вовлечь в заблуждение и обман изменниками и врагами нашей Родины, — сказал Государь. — … Знаю, что нелегка жизнь рабочего. Многое надо улучшить и упорядочить. Но мятежною толпою заявлять Мне о своих нуждах — преступно». По инициативе императора была создана комиссия для выяснения нужд рабочих при участии выборных из их среды. Выборщики собрались и… выставили ряд политических требований! Комиссия так и не приступила к работе.

Торжество искавших повода

В своей книге «На рубеже двух эпох» епископ Вениамин (Федченков) писал о 9 января: «Тут была подстрелена (но еще не расстреляна) вера в царя. Я, человек монархических настроений, <…> почувствовал в сердце своем рану <…> очарование царем упало. <…> Пала вера и в силу царя, и этого строя». Что же говорить о людях, не настроенных монархически? Лозунг «Долой самодержавие!» и так уже был, что называется, на слуху. Теперь же клевета на царя могла достигнуть и достигла своего апогея. Никто не верил (и сейчас, бывает, не верит!), что Государь 9 января не был в столице. Хотелось считать и считали, что царь сам не захотел принять мирной делегации от рабочих с мирным изложением их нужд и чаяний, но отдал приказ стрелять в народ. Такое изложение событий стало настолько общепринятым, что до сих пор так учат (автор настоящей статьи знает это от хорошо знакомого молодого итальянца) в итальянских школах. Тогда же французский левый сатирический журнал «L’Assiette au Beurre» (буквально «тарелка масла», «доходное место») опубликовал карикатуру на Николая II, где царь держит на руках более чем годовалого цесаревича (которому, в действительности, было пять месяцев) и с удовольствием показывает ему Дворцовую площадь с массой расстрелянных людей.

Осип Мандельштам для одной провинциальной газеты написал, к 17-й годовщине трагедии, т.е. в 1922 году, статью под названием «Кровавая мистерия 9 января ». В этой статье есть такая фраза: «Любая детская шапочка, рукавичка, женский платок, жалко брошенный в этот день на петербургских снегах, оставались памяткой того, что Царь должен умереть, что Царь умрет». Вряд ли поэт помнил при этом о расстрелянных царских детях или испытывал злорадное удовлетворение от сбывшейся мести, он писал, скорей, о «мистерии воздаяния».

Никому и дела не было ни до встречи царя с рабочими, ни о выделении царем крупной суммы денег (50.000 руб) на нужды семей, пострадавших 9 января, ни до правительственной комиссии о нуждах рабочих, ни до того, что в журнале «Былое» уже в 1906 году (N1) появилась статья c правдивым и обстоятельным изложением событий 9 января 1905 года. Будем надеяться, что хотя бы сейчас есть люди, желающие знать правду о тех событиях.

Предвестником Красного воскресенья стал так называемый Путиловский инцидент, когда работники Путиловского завода воспротивились действиям мастера Тетявкина, несправедливо увольнявшего людей. Этот небольшой конфликт привёл к колоссальным последствиям: 3 января на Путиловском заводе началась забастовка, к которой присоединились и работники других предприятий.

Один из членов рабочего движения пишет: «Когда требование о возвращении их [работников] не было удовлетворено, завод стал сразу, очень дружно. Стачка носит вполне выдержанный характер: рабочие отрядили несколько человек охранять машины и прочее имущество от какой-нибудь возможной порчи со стороны менее сознательных. Затем ими была отряжена депутация на другие заводы с сообщением своих требований и предложением примкнуть».

Протестующие рабочие у ворот Путиловского завода

«Мы решили распространить стачку на Франко-русский судостроительный и Семянниковский заводы, на которых насчитывалось 14 тыс. рабочих. Я избрал именно эти заводы, потому что знал, что как раз в это время они выполняли весьма серьезные заказы для нужд войны», — скажет впоследствии лидер восстания рабочих Георгий Гапон.

Протестующие составили рабочую петицию, в которой изложили свои требования. Её они намеревались «всем миром» вручить царю. Основными требованиями петиции было создание народного представительства в форме Учредительного собрания, свобода печати и равенство всех перед законом.

«Надо сказать, что ни у Гапона, ни у руководящей группы не было веры в то, что царь примет рабочих и что даже их пустят дойти до площади. Все хорошо знали, что рабочих расстреляют, а потому, может быть, мы брали на свою душу большой грех», — вспоминал один из лидеров российского рабочего движения Алексей Карелин.


Солдаты у Нарвских ворот утром 9 декабря

«Сегодня какое-то тяжелое настроение, чувствуется, что мы накануне ужасных событий. По рассказам, цель рабочих в эту минуту — испортить водопровод и электричество, оставить город без воды и света и начать поджоги», — записала 8 января в своём дневнике супруга генерала Александра Богданович.

Начальник петербургского охранного отделения Александр Герасимов вспоминал: «До позднего вечера в окружении Государя не знали, как поступить. Мне передавали, что Государь хотел выйти к рабочим, но этому решительно воспротивились его родственники во главе с Великим князем Владимиром Александровичем. По их настоянию Царь не поехал в Петербург из Царского Села, предоставив распоряжаться Великому князю Владимиру Александровичу, который тогда был командующим войсками Петербургского военного округа. Именно Владимир Александрович руководил действиями войск в день красного воскресенья».

Ранним утром 9 января, в 6:30, из Колпина двинулись по направлению к Петербургу работники Ижорского завода, которым предстоял самый долгий путь. К ним постепенно присоединялись и коллективы других предприятий. По некоторым оценкам, толпа достигала численности в 50 тысяч человек. В руках у протестующих рабочих были хоругви, иконы и царские портреты. Военные перегородили путь манифестантам у Нарвских ворот. Там-то и началась первая стычка, которая переросла в бои по всему городу.


Дворцовая площади 9 января 1905 года

В своей книге «Записки о прошлом» очевидец событий «Кровавого воскресенья», полковник Е. А. Никольский рассказывает: «На Невском проспекте и по обеим сторонам реки Мойки стали появляться группы людей — мужчин и женщин. Подождав, чтобы их собралось больше, полковник Риман, стоя в центре роты, не сделав никакого предупреждения, как это было установлено уставом, скомандовал: «Прямо по толпам стрельба залпами!» Раздались залпы, которые были повторены несколько раз. Начался беспорядочный беглый огонь, и многие, успевшие отбежать шагов на триста-четыреста, падали под выстрелами. Я подошел поближе к Риману и стал на него смотреть долго, внимательно — его лицо и взгляд его глаз показались мне как у сумасшедшего. Лицо все передергивалось в нервной судороге, мгновение, казалось, — он смеется, мгновение — плачет. Глаза смотрели перед собою, и было видно, что они ничего не видят».

«Последние дни настали. Брат поднялся на брата… Царь отдал приказ стрелять по иконам», — писал поэт Максимилиан Волошин.


Корреспондент английской газеты Daily Telegrph Диллон описывает в своём материале разговор с одним из придворных, который состоялся в день «Кровавого воскресенья». Англичанин спросил, почему войска убивают безоружных рабочих и студентов. Придворный ответил: «Потому что гражданские законы отменены и действуют законы военные. Прошлой ночью его величество решил отстранить гражданскую власть и вручить заботу о поддержании общественного порядка великому князю Владимиру, который очень начитан в истории Французской революции и не допустит никаких безумных послаблений. Он не впадет в те ошибки, в которых были повинны многие приближенные Людовика XVI; он не обнаружит слабости. Он считает, что верным средством для излечения народа от конституционных затей является повешение сотни недовольных в присутствии их товарищей. Что бы ни случилось, он будет укрощать мятежный дух толпы. даже если бы ему пришлось для этого послать против населения все войска, которыми он располагает».


Стрельба у Генерального штаба. Кадр из фильма

Николай II, согласно его собственному дневнику, отсутствовал в столице и о произошедшей трагедии узнал лишь после. Однако на следующий день он сразу же принял меры, отправив в отставку градоначальника Ивана Фуллона и министра внутренних дел Петра Святополка-Мирского.

«Мы обвиняем министра внутренних дел Святополка-Мирского в предумышленном, не вызванном положением дела и бессмысленном убийстве множества русских граждан», — указал Максим Горький в заявлении, которое у него изъяла полиция.



Кавалеристы задерживают шествие

Начальник департамента полиции Лопухин после произошедшего сообщал: «Наэлектризованные агитацией толпы рабочих, не поддаваясь воздействию обычных общеполицейских мер и даже атакам кавалерии, упорно стремились к Зимнему дворцу, а затем, раздраженные сопротивлением, стали нападать на воинские части. Такое положение вещей привело к необходимости принятия чрезвычайных мер для водворения порядка, и воинским частям пришлось действовать против огромных скопищ рабочих огнестрельным оружием».

Спустя 10 дней с момента «Кровавого воскресенья» Николай II принял депутацию рабочих. Им он заявил: «Вы дали себя вовлечь в заблуждение и обман изменниками и врагами нашей родины. Приглашая вас идти подавать мне прошение о нуждах ваших, они поднимали вас на бунт против меня и моего правительства, насильно отрывая вас от честного труда в такое время, когда все истинно русские люди должны дружно и не покладая рук работать на одоление нашего упорного внешнего врага».

просмотров