Экономико-географическая характеристика великобритании. Великобритания и Франция: сравнительная комплексная географическая характеристика

Экономико-географическая характеристика великобритании. Великобритания и Франция: сравнительная комплексная географическая характеристика

эгп японии

1.не выгодное, т.к нет соседей

2. выгодное, т.к является лидером среди портовых государств и через нее проходит множество торговых путей

3. не выгодное, бедна полезными ископаемыми,обладает полиметалическими рудами и медными рудами, сельскохозяйственные районы не развиты

4. выгодное эгп

5.активизировались торговые отношения с другими государствами мира. С конца XII века до 1867 года феодальным государством, существовавшим на островах Японии, правили сёгуны. Феодальные правители ввели запрет почти на все контакты с иностранцами, опасаясь их экспансии и распространение христианства. «Закрытие» Японии предотвратило колонизацию страны. Однако длительный период её изоляции привёл к тому, что вплоть до XX века она была, как бы спрятана от глаз европейцев. Жестокая изоляция сильно повлияла на экономическое развитие страны. В то время, когда вся Европа семимильными шагами двигалась навстречу научно-техническому прогрессу, Япония по-прежнему находилась на аграрной стадии развития. В XX веке Япония была участницей трёх крупных войн (Русско-японской, 1-й и 2-й мировых) Во второй мировой войне выступала союзником фашистской Германии и Италии. В 1945 году в соответствии с секретными ялтинскими договорённостями стран-победителей, Советскому союзу в качестве военного трофея перешли все Курилы. Со времён второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией и предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Шикотан, Хабомаи. Почти через 50 лет принадлежности Курил СССР и России социально-экономическая ситуация на островах остаётся крайне тяжёлой, острова так и остались не обустроенными. Исходя из принципов справедливости, надо признать, что Япония имеет моральное и юридическое право претендовать, по крайней мере, на Южные Курилы. Необходимо всячески поддерживать наметившуюся тенденцию к сближению, решить территориальный вопрос и заключить мир с Японией, поставив точку во второй мировой войне.

6.благоприятное влияние, увеличилась производственная сфера

эгп великобритании

1.благоприятное

2.благоприятное, есть выход к антлантическому и тихому океану

3.благоприятное, среднее колличество полезных ископаемых

4.благоприятное

6.эгп положительно влияет на производственную сферу

В стране ведущая роль принадлежит морскому транспорту (86% грузооборота), он обеспечивает международные и внутригосударственные связи. На автомобильный транспорт приходится 75% внутренних перевозок (главная автомагистраль Лондон-Манчестер-Глазго), а на железнодорожный -около 20%.

С открытием железнодорожного тоннеля увеличилась роль этого транспорта в международных перевозках. Скоростные поезда преодолевают расстояние между Лондоном и Парижем за 3 часа.

Речные пути используются для рекреационных целей, а роль трубопроводного транспорта возрастает.

Так как страна островная, велика роль воздушного транспорта. В стране 150 пассажирских аэропортов, которые обеспечивают связь со 120 странами мира. Перевозки осуществляются транснациональной компанией «Бритиш эйрвэйз». Крупнейшие аэропорты расположены в Лондоне (Хитроу и Гетвик).

Поскольку Великобритания – государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом.

Около 90% общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 25% на каботаж.

Морской флот Великобритании составляет 9,6 млн. рег. бр.т. Все районы страны, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них – Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гуль и Харидж. Лондонский и Ливерпульский порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем в Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным.

Однако с начала 60-х годов 20 века число авиапассажиров стало быстро расти и теперь в несколько раз превышает численность приезжающих в страну морем.

эгп великобритании. Положение Великобритании по отношению к соседним странам.

Всего в стране около 150 аэропортов, через которые она связана постоянными авиалиниями более чем со 100 странами мира.

Почти все перевозки осуществляются компанией «Бритиш эруэйз». Пять крупнейших аэропортов страны – расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтвик, а также Манчестер, Лутон и Глазго – обеспечивают 75% всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами (Дувр – Дюнкерк и Харидж – Остенде), каналом под Ла-Маншем и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами – с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.

Чтобы привлекать пассажиров на паромах открыта беспошлинная торговля.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза уступает железнодорожный и каботажный. В связи с развитием автотранспорта было снято более 12 тыс. км железнодорожных путей. Сейчас длина железнодорожных путей составляет около 17 тыс. км. одновременно расширяется сеть автомобильных дорог (371 тыс. км) и происходит их реконструкция.

При этом основное внимание уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны.

Транспортная система Великобритании википедия
Поиск по сайту:

Характеристика Великобритании

(Англия) 1 позиция по отношению к соседним странам 2 Предоставления против к основным наземных и морских транспортных маршрутов 3 Правила по отношению к основным топливом сырьевых баз, промышленных и сельскохозяйственные районы 4 позиции по отношению к основным области продаж продукции 5 Изменение ЭГП во временном 6 Общее заключение Влияние ЭГП на развитие и развертывание экономики страны

(Англия)1 Положение по отношению к соседним странам 2 Положение по отношению
к главным сухопутным и морским транспортным путям 3 Положение по
отношению к главным топливным сырьевым базам, промышленным и
сельскохозяйственным районам 4 Положение по отношению к главным
районам сбыта продукции 5 Изменение ЭГП во времени 6 Общий вывод о
влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны

  • 1) Великобритания граничит только с Ирландией.
    2) Островное гос-во является важным пунктом грузоперевозок из Европы в Америку и Африку.

    Сухопутный транспорт имеет значениетолько во внутренних перевозках.
    3) около Великобритании находится одна из крупных топливных баз Европы — Северное море. Великобритания через узкий пролив Ла-Манш соседствует с крупными зкономическими странами Европы — Франция и Нидерланды с Бельгией.
    4) Районами сбыта для Великобритании служат Европа, Америка, Азия и Африка
    5) ЭГП со временем существенно не изменилось с 80-х годов 20 века (образование ЕС).
    6) Благодаря удачному геогр положению (выход в Атлантику, рядом с Европой, прямая связь с США) Великобритания активно развивает свою экономику и международную торговлю.

    Крупнейшие экономические центры Великобритании располагаются на побережье, у крупных портов.

Самый легкий способ передвижения в центре Лондона – это метро. Вы можете приобрести билеты на одну или две поездки, но если вы часто пользуетесь метро, то весьма удобными будут проездные карточки.

Это могут быть карточки на один день, на неделю, или на месяц, и они дают возможность неограниченное количество раз использовать метро, автобус и поезд в тех районах, которые вы выбрали.

Проездные карточки на один день можно приобрести в кассах метро. Они действительны для проезда в метро и автобусах в любое время. Они не действительны для проезда в автобусах аэропортов или для специальных экскурсий.


Проездные карточки на неделю действительны для проезда в метро и автобусах в любое время, но не действительны для проезда в автобусах аэропортов или для специальных экскурсий.

Стоимость варьируется от количества выбранных зон.

Как добраться до центра города из аэропорта Хитроу

ТАКСИ. Стоянка такси находится рядом с выходом из аэропорта.

АВТОБУС . В центральный Лондон ездят автобусы аэропорта (А1 к вокзалу «Виктория» и А2 к вокзалу «Юстон») Стоимость проезда – около 6 фунтов. Билеты можно приобрести в здании аэропорта или в автобусе.

Автобусы отправляются каждые 20 минут.
МЕТРО . Линия «Пикадилли» идет от «Хитроу» до центра Лондона и связывает разветвленную подземную сеть метро.

Но если у вас много багажа, то поездка может оказаться затруднительной. Поезда отправляются каждые 5 минут, поездка занимает 55 минут.
СКОРОСТНОЙ ПОЕЗД. В центр Лондона, на ж/д вокзал PADDINGTON, каждые 20 мин. ходят скоростные поезда, время поездки 20 мин.
ТАКСИ «Черные кэбы» — это характерная особенность лондонских улиц, они безопасны и их движение упорядочено.

Такси можно остановить на улице, когда горит желтый огонек, означающий, что такси свободно. Во многих местах, включая основные вокзалы, есть стоянки такси. Швейцары и портье в отелях закажут для вас такси. Будьте осторожны и не принимайте предложения водителей машин, не имеющих специальных знаков такси.

Многие из них не имеют законного разрешения на работу, поездка в таких машинах небезопасна, поскольку они не застрахованы, а водители часто не обладают необходимым опытом.

Городской транспорт

Лондон — один из городов мира, где транспорт стал легендой.

Первая в мире подземка и знаменитые двухэтажные автобусы составляют визитную карточку английской столицы. Разумеется, верные традициям лондонцы стараются сохранять их облик с наименьшими изменениями. Правда, лондонский городской транспорт давно уже не исчерпывается метро и красными двухэтажными автобусами Double Decker.

Несмотря на весь английский консерватизм, новые виды транспорта регулярно появляются в британской столице. Паровое метро давно стало электрифицированным, исчезло деление вагонов на классы, да и автобусы в Лондоне уже не только двухэтажные. Сейчас основную транспортную нагрузку по-прежнему несут метро и автобусы. Впрочем, история лондонского транспорта (начавшегося с омнибусов и пущенного в 1863 году парового метро) так велика и интересна, что в британской столице создан музей городского транспорта.

Метро (Underground, Tube) насчитывает двенадцать линий. Все они создавались в разное время и разными владельцами и поэтому до сих пор довольно сильно отличаются друг от друга. Некоторые поезда идут большей частью под землей, другие на поверхности.

С течением времени многие участки железных дорог переходили от метро к поездам дальнего следования и наоборот. На первый взгляд, схема метро, переплетающаяся с сетью обычных поездов, приводит в отчаяние, особенно после стройной системы московского метро. Однако разобраться в ней довольно легко. Линии часто разветвляются на отдельные ветки в тот или иной район города, поэтому нужно всегда обращать внимание на пункт назначения поезда.

Кроме того, по одним и тем же путям могут ходить поезда разных пиний. На основных линиях поезда ходят довольно часто, с интервалом не более пяти минут, на окраинных линиях можно прождать и полчаса.

Положение страны по отношению к соседним странам. Экономико-географическое положение стран

Тарифная система лондонского метро кажется сложной, но на самом деле разобраться в ней большой проблемы не составляет.
Весь Большой Лондон поделен на шесть зон, которые концентрическими кругами расходятся от центра.

Любой билет должен быть действителен во всех зонах, по которым проходит поездка. Поэтому, выбирая маршрут поездки, нужно следить за тем, чтобы ненароком не попасть в зону, в которой не действует Ваш билет. Вообще лондонское метро обычно позволяет добираться до цели несколькими путями. Среди них можно выбрать тот, который затрагивает меньшее количество зон. Скажем, если Вам нужно проехать из второй зоны в третью на противоположный конец города, Вы вполне можете объехать первую центральную зону и, таким образом, вдвое сократить стоимость поездки.

Самой дорогой является первая зона, включающая в себя центр города и наибольшее число туристских достопримечательностей.
Единая смарт_карта (Oyster Card) – еще один способ оплатить проезд в лондонском метро, автобусах и трамваях. Она также действительна на некоторых железнодорожных маршрутах и на линиях DLR (железная дорога облегченного типа Доклендз).

Oyster Card – более экономичная система оплаты, позволяющая привязать к магнитной карте несколько проездных, или использовать режим “pay as you go”.

Пополнить баланс магнитной карты можно на станциях лондонского метро, на некоторых железнодорожных станциях, в специализированных пунктах продажи этих карт, по телефону или на сайте www.tfl.gov.uk.
Совсем недавно в Лондоне восстановлен трамвай. Про двухэтажные автобусы известно всем, но мало кто знает, что пятьдесят лет назад по Лондону ходили двухэтажные трамваи.

Сейчас у лондонского трамвая три маршрута в южной части города. Двойные вагоны длиной в тридцать метров обслуживают район Кройдон (Croydоn). Трамвайные билеты продаются отдельно в автоматах на остановках. Если вам нужно после поездки на трамвае пересесть на автобус или наоборот, Вы можете купить “трамвайно-автобусный” билет по той же цене. Автобусные билеты в трамвае не действуют.
Еще один новый (ему немногим более десяти лет) вид лондонского транспорта — Docklands Light Railway (DLR).

Своим появлением он обязан краху лондонских доков, лишившихся заказов после модернизации морских грузовых перевозок. Крупнотоннажные контейнерные суда стали разгружаться в глубоководных портах побережья, оставив огромный лондонский район в запустении.

Программа возвращения к жизни района доков предусматривала появление там скоростного транспорта, который и был запущен в конце восьмидесятых. Поезд DLR — это несколько вагончиков без водителя, вмещающих около 250 человек. В настоящее время функционируют уже четыре линии.

Они обеспечивают связь бывшего района доков со станциями метро и железной дороги, а также с центром города. Система тарифов DLR такая же, как и в метро, билеты метро действительны на DLR и наоборот.
Билеты на транспорт можно купить в автоматах, расположенных на станциях метро и на остановках наземного транспорта. Кроме того, автобусные билеты можно купить у водителя.

Все детские билеты прекращают свое действие в 22:00.
В целом лондонский транспорт функционирует с четырех-пяти утра до часа ночи. Лучше не ездить во время «часов пик»: 07:30-09:30 и 16:30-18:30. Ночные автобусы имеют перед своим номером индекс N, например, N-23.

Все они проходят через Trafalgar Square. В воскресенье транспорт начинает ходить после семи утра и прекращает к полуночи. Интервалы движения в воскресенье примерно вдвое больше. На Рождество многие линии не функционируют вовсе.
Еще одной частью лондонской транспортной системы являются речные суда, курсирующие между множеством пристаней на Темзе.

Они принадлежат нескольким компаниям, и содержат в общей сложности двадцать маршрутов. Система тарифов на Темзе своя собственная.

Черты ЭГП.Страна располагается на Британских островах на северозападе Европы. Рассмотрим ЭГП Великобритании – сначала
его географический аспект. Великобритании состоит из
четырёх крупных провинций: Англии, Уэльса, Северной
Ирландии и Шотландии. ЭГП Великобритании во многом
определяется её островным положением. Британские
острова – самый большой архипелаг в Европе. В его состав
входят два крупных острова (Ирландия и Великобритания) и
более пяти тысяч малых. Южная часть острова
Великобритания находится на пятидесятом, а северная
часть архипелага (Шотландские острова) – на шестидесятом
градусе северной широты. Расстояние от самой северной
точки острова Великобритания до его самой южной точки
равняется 966 километров, а наибольшая его ширина – 508
километров. Географическое положение Великобритании
таково, что она омывается водами Северного моря и
Атлантического океана, а южная часть ее побережья
расположена всего в тридцати пяти километрах от
северного берега Франции. Они разделяются проливом ЛаМанш. Площадь Великобритании равна 243 810
квадратным километрам.

Валовой внутренний продукт на душу населения составляет 36600 долларов в
год. 13-е место в мире по уровню жизни населения занимает
Великобритания. Экономика страны является одной из самых развитых в
мире.
В стране хорошо развито электронное и электротехническое производство,
крупное автомобилестроение, авиаракетостроение, судостроение,
сельскохозяйственное машиностроение и станкостроение. Широко
представлено химическая и нефтехимическая отрасли, производство
подъёмно-транспортной техники и промышленного оборудования, а также
нефтеперерабатывающая и фармацевтическая промышленность, чёрная и
цветная металлургия. Великобритания находится на одном из первых мест в
мире по экспорту и производству красителей, синтетических волокон и
пластмасс, моющих средств, химических и минеральных удобрений.

Природно-ресурсный потенциал.

Великобритания обладает многообразными формами рельефа: горный рельеф преобладает на
севере и западе, а равнинный – на востоке. Высшая точка страны – гора Бен-Невис (1343 м)
расположена в гористой Шотландии. Наибольшую протяженность имеет Пеннинский хребет,
вытянутый с севера на юг. Обширная холмистая равнина занимает юго-восток и центр страны, а
самая плоская низменность – Фенленд– окружает залив Уош. В Шотландии между Северным и
Южным нагорьями протягивается Среднешотландская низменность.
Климат Великобритании умеренный, океанический, очень влажный с мягкой зимой и нежарким
летом. Для Британских островов характерны частые туманы и сильные ветры. Умеренный
океанический климат и влияние теплого Северо-Атлантического течения создают благоприятные
условия для развития сельского хозяйства (на юго-западе растения вегетируют круглый год).
Высокая окультуренность почв является важным фактором повышения урожайности
сельскохозяйственных культур.
Реки в условиях британского климата многоводны. Самыми крупными являются – Темза, Северн,
Трент, Мерсей.
В целом страна не располагает значительными запасами полезных ископаемых, за исключением
топливно-энергетических. Запасы каменного угля оцениваются в 190–200 млрд тонн. Общие и
извлекаемые запасы составляют около 50 млрд тонн (первое место в Западной Европе). Главные
месторождения расположены на Средне-Шотландской низменности.

В 60-х г. на шельфе Северного моря обнаружены месторождения нефти,
разведанные запасы оцениваются в 2,4 млрд тонн, это примерно 35% запасов
нефти всего шельфа Северного моря (2% мировых запасов). Найдено около 50
месторождений, крупные среди них – Брент и Фортис вместе дают 33% всего
объема добычи.
В западной части Северного моря в 1959 г. обнаружены крупные месторождения
природного газа. В 1965 г. в 70 км. к востоку от Клинторпса была начата
промышленная добыча газа. Общие его запасы оцениваются в 1,2 трлн. куб. м. В
настоящее время разрабатывается 37 из 60 месторождений природного газа.
Великобритания располагает и другими полезными ископаемыми. Железные
руды, большей частью фосфористые, невысокого качества
(22–23% содержание металла), найдены они в Нортгемптоншире. Общие
разведанные запасы составляют 2,3 млрд тонн. Однако добыча их год от года
сокращалась и сейчас практически не ведется.
Великобритания располагает незначительными запасами олова в Корнуолле,
свинцово-цинковых руд в Уэльсе и урановых руд в Шотландии.
Каолин добывают в Корнуолле; каменную соль – в Чешире и Дареме; калийные
соли – в Йоркшире.

Особенности населения Великобритании.

Основной этнической группой Англии являются европейцы, которые
составляют 87,2% от всего населения Великобритании. Оставшиеся - это
африканцы, пакистанцы, индийцы и др.
23 место в мире по количеству человек занимает Великобритания.
Население этой страны в начале 2015 года составило 64 789 810 человека.
Рождаемость преобладает над смертностью: 12 рожденных детей на 1000
населения, 9 умерших на 1000 населения. Коэффициент рождаемости: 1,9
детей на 1 женщину.
Нетто-коэффициент миграции: 2,56 мигранта на 1000 населения.
Плотность населения Великобритании в среднем составляет 255 чел. на км²

Характеристика населения Великобритании.

Национальным языком Соединенного Королевства является английский,
но в каждой провинции люди говорят на своем региональном языке.
Признанные региональные языки: шотландский, валлийский, ирландский,
корниш. Ведущей религией Англии является христианство, в которое
входит: англиканская церковь, римо-католики, методисты, пресвитериане
– 59,5% населения. Остальные - это мусульмане, буддисты, иудеи и другие.
Весьма толерантна Великобритания, население спокойно воспринимает
существование других религий на ее территории.

Великобритания: население и экономика

Главой государства является британский монарх, в данном случае
королева. Главой правительства считается премьер-министр.
Великобритания – это унитарное государство, в ее состав входят
четыре провинции, которые обладают значительной автономностью:
Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия. Кроме того, Англия
имеет суверенитет над территориями, которые не являются частью
королевства. Британские заморские территории: Бермуды, Ангилья,
Британские Виргинские о-ва, Британская территория в Индийском
океане, о-в Монтсеррат, Гибралтар, о-в Питкэрн, о-в Святой Елены,
Каймановы о-ва, о-ва Теркс и Кайкос, о-ва Вознесения и Тристан-даКунья, Южные Сандвичевы о-ва, Южная Георгия, Фолклендские о-ва.
А также суверенные военные базы на Кипре.

Экологические проблемы.

Великобритания стремится уменьшить выбросы парниковых газов. Согласно
обязательств по Киотскому протоколу страна уже сократила выбросы на 12,5% по
сравнению с 1990 г. и планирует достичь 20% в 2010 г. Планируется, что к 2015 г.
33% бытовых отходов будут перерабатываться или использоваться как удобрения.
За период с 1999 по 2000 г. переработка бытовых отходов увеличилась с 8,8 до
10,3%.
Великобритания ратифицировали такие международные соглашения об охране
окружающей среды как: о загрязнении воздуха (оксидами азота, серы,
органическими соединениями) о защите природной среды Антарктиды о
консервации морских ресурсов Антарктиды, Договор об Антарктике о
биоразнообразии рамочную конвенцию ООН об изменениях климата Киотский
протокол об опустынивании об опасных отходах Морскую конвенцию запрет на
испытания ядерного оружия об охране китов и другие.

Внешние экономические связи Великобритании

Великобритания импортирует в 6 раз больше промышленных товаров, чем
сырья. Почти половину всего импорта Великобритании составляет
продукция обрабатывающей промышленности. Вырос импорт машин и
оборудования, продукции химической промышленности. Великобритания
– это крупный импортер сельскохозяйственных товаров, сырья,
промежуточной (полуготовой) и готовой продукции, а также автомобилей
(из стран ЕС и Японии) . Основные источники английского импорта – это
США (14%), Германия (11,7%), Франция (7,7%), Нидерланды (6,2%) и
Бельгия (4,8%).

Великобритания (полное название -- Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии) -- островное государство в Западной Европе (рис. 1.1), форма правления -- конституционная монархия. Столица -- город Лондон.

Рис. 1.1

Государство в Северо-Западной Европе, на Британских островах (остров Великобритания и северо-восточная часть острова Ирландия, остров Мэн и Нормандские острова), омывается Атлантическим океаном и его морями. Площадь 241 тыс. км 2 .

На севере и западе Великобритании преобладает горный рельеф -- Северо-Шотландское нагорье (до 1344 м), Пеннинские и Кембрийские горы; на юге и юго-востоке -- холмистые равнины. Климат умеренно океанический, влажный. В январе средняя температура воздуха составляет от 3 до 7°C, в июле - около 11--17°C; осадков до 3000 мм в год на западе и 600--750 мм на юго-востоке. Основные реки: Темза, Северн, Трент, Мерси, Клайд. Леса (в основном буковые, дубовые, берёзовые) занимают около 9 % территории Великобритании.

Великобритания состоит из четырех административно-политических частей (исторических провинций): Англии (в ее состав входит 39 графств, 6 метрополитенских графств и Большой Лондон), Уэльса (в его составе 9 графств, 3 города, и 10 городов-графств), Шотландии (состоит из 32-х областей) и Северной Ирландии (входит 26 районов). Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: Под ред. М.П.Ратановой. - М: Дрофа. 2004. - 576 с.

Численность населения Великобритании за последнее столетие представлена следующими результатами переписи:

  • - 1900 г. - 35 405 900 чел.
  • - 1949 г. - 50,3 млн. чел.
  • - 1959 г. - 51,9 млн. чел.
  • - 1976 г. - 55,9 млн. чел.
  • - 1998 г. - 59,1 млн. чел.
  • - 2004 г. - 59,834,900 чел. Симагин Ю. А. Территориальная организация населения: Учебное пособие. - М.: Дашков и К. - 2005. - 236 с.

Динамику численности населения можно представить на графике (рис.1.2).


Рис. 1.2

Этнический состав населения Великобритании выглядит следующим образом:

  • - Англичане - 81,5%.
  • - Шотландцы - 12,4%.
  • - Ирландцы - 2,4%.
  • - Уэльсцы (или валлийцы) - 1,9%.
  • - Ольстерцы - 1,8%. Шепетилов А.А. Экономика стран Западной Европы. - К.: Высшая школа. - 2003. - 262 с.

Остальные этнические группы составляют очень невысокий процент в Великобритании. К тому же, указанные этнические группы относительно постоянны и их доля в составе населения Великобритании тоже всегда приблизительно одинакова. Остальные же этнические группы непостоянны и сложно поддаются учету.

Для более наглядного восприятия представим на диаграмме данные этнического состава населения Великобритании (рис. 1.3).

Политическая структура. Великобритания - конституционная монархия во главе с королевой.

Законодательный орган -- двухпалатный парламент, состоящий из Палаты общин и Палаты лордов. Правительство возглавляет премьер-министр.


Рис. 1.3

Отличительной характеристикой британской Конституции является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Синицын О.И. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 608с.

Экономика. Великобритания -- высокоразвитая индустриальная страна, крупный поставщик готовой промышленной продукции на мировой рынок и крупный экспортёр капитала (преимущественно в развитые страны). ВНП на душу населения 16070 долларов в год. Добыча нефти и природного газа (в основном на шельфе Северного моря), каменного угля. Наиболее развиты машиностроение (ориентировано на выпуск нестандартной продукции, а также различных видов и типов машин), в том числе электротехническое и электронное, транспортное (включая крупное авиаракето-, автомобиле- и судостроение), станкостроение, сельскохозяйственное, производство промышленного оборудования, подъёмно-транспортной техники и др., химическое и нефтехимическое (Великобритания занимает одно из ведущих мест в мире по производству и экспорту синтетических волокон и красителей, пластмасс, моющих средств, удобрений и др.), фармацевтическая, нефтеперерабатывающая промышленность, чёрная (качественные стали) и цветная (олово, алюминий) металлургия. Старейшая отрасль английской промышленности -- текстильная -- утратила прежнее значение. Крупная пищевкусовая (традиционное производство виски, пива; переработка импортного сельскохозяйственного сырья) промышленность; производство обуви, трикотажа; известен английский фарфор. В сельском хозяйстве преобладает молочное и мясо-молочное скотоводство и беконное свиноводство; мясо-шерстное овцеводство. Выращивают преимущественно ячмень, пшеницу, сахарную свеклу, овёс, картофель. Овощеводство и плодоводство (крупное парниково-тепличное хозяйство), цветоводство (нарциссы, тюльпаны).

Денежная единица -- фунт стерлингов = 100 пенсов. Рунова Т.Г. Экономическая география с основами регионалистики: Учебное пособие (3-е изд., стер.). - М.: МГИУ. - 2007. - 184 с.

Вооружённые силы Великобритании. Вооруженные силы Великобритании (англ. British Armed Forces) Главнокомандующим Британских Вооружённых сил является британский монарх, королева Елизавета II. ВС Великобритании находятся под управлением Оборонного Совета Министерства Обороны. Основной задачей Британских Вооружённых сил является защита Соединенного Королевства и его заморских территорий, продвижение интересов безопасности Великобритании и поддержка международных миротворческих усилий. Также ВС Великобритании активные и постоянные участники операций НАТО и сил коалиции в Ираке и Афганистане. Кусков А.С. Экономическая география в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Лига. - 2004. - 224 с.

Географическое положение. Обе страны - Великобритания и Франция - расположены в умеренном поясе на северо-западной окраине Евразии. Великобритания располагается севернее и занимает острова, Франция размещается на континенте и находится южнее.

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Территории обеих стран находятся в пределах поясов складчатости: вся Великобритания и большая часть Франции - древнего, французский юго-восток - молодого. По особенностям рельефа обе территории условно можно разделить на две части - низкую и высокую.

Рис. 79. Северо-Шотландское нагорье

В Великобритании более при подняты север и запад: здесь находятся средневысотные (300-800 м) Северо-Шотландское нагорье (рис. 79) и Пеннинские горы . Они расчленены древним оледенением и местами перекрыты лавовыми покровами. Во Франции более приподняты юг и восток. Горы занимают половину территории страны; они выше, чем британские, и более расчленены. Их высота нарастает при приближении к Средиземноморью. В среднегорьях Центрального массива (1886 м), разбитых трещинами и разломами, широко распространены реликтовые вулканические конусы и покровы (рис. 80). Высокие хребты молодых складчатых Альп расчленены на зубчатые гребни, увенчанные крупными ледниками. Здесь находится высшая точка Европы - гора Монблан (4807 м). Выше 3,5 км поднимаются монолитные и труднодоступные горные массивы Пиренеев (рис. 81).

Рис. 80 Центральный массив

Рис. 81 Пиренеи

Юг и восток Великобритании, север и запад Франции занимают низменности.

Британские низменности сложены известняковыми и меловыми толщами, образующими 60-метровые гряды-уступы. А наиболее крупные гряды самой обширной равнины Франции - Па рижского Бассейна (или Северо-Французской низменности) достигают 500 м. Вдоль Бискайского залива простирается заболоченная Аквитанская низменность, или Ланды (рис. 82), отделенная от моря полосой высоких дюн.

Недра обеих стран содержат сходный набор полезных ископаемых. Это каменный уголь и железные руды, запасами которых выделяется Великобритания. Ей также принадлежат нефть и природный газ шельфа Северного моря. Нефтяные и газовые месторождения французских равнин небогаты. Центральный массив вмещает урановые руды, а на средиземноморском побережье есть месторождения бокситов.

Рис. 82. Ланды

Климат. Внутренние воды. Ландшафты. В климате Британских островов проявляются влияние теплого Северо-Атлантического течения и западного переноса. Климат умеренный морской: с теплыми зимами (на западе - выше +4 °С, на востоке - ниже), прохладным летом (от +12 °С - на севере, до +16 °С - на юге). Осадков много - до 750-1000 мм. Климат континентальной Франции отличается значительно большим разнообразием. На севере и западе зимой тепло (+7 °С), а лето прохладное (+17 °С), пасмурное; климат мягкий - умеренный морской. На востоке зимы холоднее, а лето жаркое; здесь умеренно континентальный климат. Побережье Средиземного моря, защищенное от северных ветров горами, имеет климат субтропический средиземноморский: лето сухое и жаркое (+23 °С), зима теплая (+8 °С) и дождливая. На французских равнинах выпадает от 600 до1000 мм осадков, в горах - до 2000 мм.

Обе страны богаты внутренними водами. Одна из крупнейших рек Великобритании - Темза . В ее бассейне живет 20 % населения, на берегах расположена столица - г. Лондон . Во Франции четыре большие реки - Луара, Гаронна, Рона и Сена, на берегах которой стоит столица Франции - г. Париж .

Энергия рек используется в энергетических комплексах обеих стран. В бухтах крупнейших рек расположены морские порты. Системой каналов соединены реки британских островов, французские - между собой и с Рейном, составляя один из важнейших внутренних путей сообщения в Европе.

Естественные ландшафты в обеих странах практически не сохранились.

Леса из дуба и березы в Великобритании занимают всего 10 % территории: их можно встретить в горах, на охраняемых территориях, в виде защитных лесополос и лесопосадок. Во Франции лесами из дубов, буков, платанов, каштанов занято 27 % территории. Благодаря государственным программам с начала XX в. их площадь в стране удвои лась. В низменной части Великобритании преобладают поля и пастбища, в возвышенной - верещатники - вересковые, травянистые и осоковые пустоши (рис. 83) и сфагновые болота. Во французском Средиземноморье среди колючих зарослей маквиса, встречаются леса из маслины, пробкового дуба, алеппской сосны.

Рис. 83. Верещатники покрывающего известняковые скалы

Население Франции и Великобритании сопоставимо по численности - 63 и 62 млн человек соответственно. Все демографические процессы в этих странах также схожи. Коэффициент естественного прироста - 4 ‰ - в большой степени обусловлен высокой рождаемостью среди многочисленных иммигрантов из бывших колоний; их удельный вес постоянно растет. В обеих странах высока продолжительность жизни (около 80 лет) и доля людей пожилых возрастов, что приводит к проблеме старения нации. Высок уровень урбанизации: во Франции горожан - 77 %, в Великобритании - 80 %. Концентрируются городские жители в крупных (более 1 млн чел.) агломерациях. В Великобритании это Большой Лондон , Западно-Мидлендская (центр - Бирмингем ) и Большой Манчестер, во Франции - Большой Париж, в котором проживает около 11 млн чел. - 17 % населения страны. В обеих странах типична постиндустриальная структура занятости: 70 % населения занято в нематериальном производстве. Титульные этносы (англичане и французы) составляют более 80 %, а 20 % населения - это национальные меньшинства и иммигранты. В Великобритании значительно выше, чем во Франции, средняя плотность населения (соответственно около 260 и 115 чел./км 2). Абсолютное большинство верующих во Франции - католики, в Великобритании - протестанты.

Хозяйство. Обе страны входят в группу наиболее экономически развитых стран мира. Их экономики сопоставимы по размерам и имеют постиндустриальную структуру: на сферу услуг приходится 2 / 3 их ВВП. В многоотраслевой промышленности ведущую роль играют современные отрасли: сложное и наукоемкое машиностроение, химия органического синтеза. Сельское хозяйство отличается высоким уровнем производительности труда и использованием интенсивных технологий.

Промышленность стран имеет сходные черты, но при этом существенно различается . Энергетика Великобритании почти полностью базируется на собственных топливных ресурсах. По запасам первичных источников энергии (нефть, уголь, природный газ) она занимает 1-е место в Европе (без России). Более 60 % нефти, добываемой из почти 130 месторождений шельфа Северного моря, поступает на экспорт. На территории страны находится несколько крупных угольных бассейнов. Как следствие, доминирующее положение в электроэнергетике Великобритании занимают ТЭС. И, наоборот, острый дефицит собственных топливных ресурсов ощущает Франция. Однако наличие крупных запасов урановых руд позволяет развивать атомную энергетику, по масштабам которой страна уступает только США.

Металлургия , некогда игравшая решающую роль в структуре промышленности обеих стран, сегодня утратила свое значение. Использование преимущественно импортного сырья обусловило сдвиг производства в приморские районы. Во Франции в портовых центрах - Дюнкерке и Фоссе (район Марселя) работают крупные комбинаты черной металлургии. В Великобритании производства цветной металлургии (например, алюминиевая промышленность) сосредоточены в Шотландии, где размещаются вблизи ГЭС. Машиностроение в обеих странах обеспечивает около 40 % стоимости продукции обрабатывающей промышленности. Ведущую роль в нем играет транспортное машиностроение, специализирующееся на производстве автомобилей, авиационной и ракетной техники, в меньшей степени - судов. Более мощно развита эта отрасль во Франции. Ее крупнейшие центры размещены в Лионской и Парижской агломерациях. По производству продукции авиаракетной промышленности (центры Тулуза, Бордо, Бурже) Франция лидирует в Европе. В обеих странах развито производство электроники и электротехники. Британские фирмы специализируются на производстве средств связи, турбин и электродвигателей, французские - станков, сельскохозяйственной техники, подвижного железнодорожного состава. В числе наиболее развитых отраслей обеих стран - химическая промышленность. В Великобритании она специализируется на производстве наукоемкой продукции: фармацевтических препаратов, агрохимикатов, конструкционных пластмасс для авиаракетостроения и микроэлектроники. Предприятия химической промышленности в Великобритании тяготеют к центрам нефтепереработки. Во Франции развито производство минеральных удобрений, синтетического каучука и пластмасс.

В сельском хозяйстве стран различий больше. В Великобритании в его структуре доминирует животноводство: разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления, развито беконное свиноводство и птицеводство. Растениеводство, производящее преимущественно корма, имеет обслуживающее значение.

Сельскохозяйственные угодья занимают 77 % территории Великобритании. Из них около 30 % - это пастбища, а более 60 % - пашня; примерно 1 / 3 ее занята кормовыми травами и столько же - зерновыми культурами (пшеница, ячмень, овес).

В структуре сельского хозяйства Франции соотношение растениеводства и животноводства примерно равное, и оно характеризуется большим разнообразием отраслей. В растениеводстве ведущим является зерновое хозяйство. Пшеницу выращивают на Северо-Французской и Аквитанской низменностях, кукурузу - в югозападных районах, рис - в дельте Роны. Повсеместно размещены посевы ячменя, картофеля. Основной район производства сахарной свеклы, по которому Франция - мировой лидер, - Северо-Французская низменность; здесь же размещается и большинство сахарных заводов. Повсеместно развито овощеводство и плодоводство.

Франции принадлежит 2-е место в мире по производству винограда. Главный район виноградарства - Лангедок. Основная часть урожая используется в виноделии: марочные вина производятся в районе Бордо, в Шампани, долине реки Луары.

Главная отрасль животноводства - разведение крупного рогатого скота мясо-молочного направления. Развиты свиноводство и коневодство.

Транспортные системы стран имеют существенные различия. Островное положение Великобритании обусловило ведущую роль морского (90% всех грузоперевозок) и авиационного транспорта. Перевозки грузов и пассажиров внутри страны преимущественно осуществляет автомобильный транспорт, а железнодорожный - обеспечивает лишь незначительную их часть. Однако роль железнодорожного транспорта существенно возросла после строительства Евротоннеля, соединившего Великобританию с французским побережьем материка.

Коммерческое движение поездов по тоннелю под Ла-Маншем началось в 1994 г. Три ствола тоннеля проложены на глубине от 25 до 40 м, длина каждого составляет около 50 км (из них 37 км - под водой). По двум стволам идут поезда, третий является служебным (рис. 84).

Рис. 84. Евротоннель

Транспортная система Франции - одна из наиболее развитых и сбалансированных в мире. Во внутренних пассажиро- и грузоперевозках лидируют автомобильный и железнодорожный транспорт. Большие объемы импорта нефти и газа обусловили развитие разветвленной системы трубопроводов. Морской и авиатранспорт обслуживают преимущественно внешние связи.

Туризм. Своеобразие природы и историко-культурные достопримечательности привлекают в обе страны туристов (рис. 85). Франция - мировой лидер в туристической отрасли. Ежегодно страну посещает до 60 млн иностранных туристов, направляющихся на Французское Средиземноморье, Французские Альпы и в Париж - крупнейший центр не только иностранного, но и внутреннего туризма. В Великобритании большинство иностранных туристов стремится в Лондон и богатую природными и историческими памятниками Шотландию.

Рис. 85. Туристические объекты Франции и Великобритании: 1 - замок Шамбор;

2 - Тауэрский мост

Рис. 86. Лазурный Берег

Список литературы

1. География 9 класс/ Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Под редакцией Н. В. Науменко/ Минск «Народная асвета» 2011

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные особенности экономико-географического положения Великобритании. Анализ природных условий и ресурсов страны: почва, рельеф, природные ископаемые, климат. Характеристика населения: его национальный и социальный состав. Развитие сельского хозяйства.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2011

    Краткая информация о Великобритании. Географическое положение, рельеф, население, история, экономика Соединенного Королевства. Социально-экономическая политика правительства. Наука и образование Великобритании. Госэтика, предотвращение коррупции.

    реферат , добавлен 08.06.2010

    Географическое положение Великобритании. Государственный строй, административное деление страны. Этно-религиозный состав населения. Природные ресурсы, общая характеристика экономики Великобритании, состояние туризма. Международная торговля и отношения.

    презентация , добавлен 10.11.2015

    Государственное устройство одного из крупнейших государств Европы, ядерной державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН. Географическое положение, климат, правительство и религии Великобритании. Главные достопримечательности Лондона и Англии.

    презентация , добавлен 28.04.2013

    Экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы население, основные достопримечательности Индии. Растениеводческая направленность сельского хозяйства страны. Уровень развития промышленности. Внешне экономические связи и транспорт.

    презентация , добавлен 03.12.2013

    Географическое положение, население и официальный язык Великобритании. Преобразования в английской экономике. Социальное состояние общества и культура. Образование в Великобритании как наиболее приоритетное направление в государственной политике.

    реферат , добавлен 03.07.2009

    Визитная карточка Индии, ее государственные символы и экономико-географическое положение. Характеристика природных условий и ресурсов страны. Численность и плотность населения, уровень урбанизации городов. Культура, религия, экономика и хозяйство страны.

    презентация , добавлен 30.04.2012

просмотров