Вечерняя молитва перед причащением. Памятка верующему: как проходит таинство Причастия

Вечерняя молитва перед причащением. Памятка верующему: как проходит таинство Причастия

«Святой праведный Иоанн Кронштадтский указал: «В идеть грехи свои в их множестве и во всей их гнусности – действительно есть дар Божий». Поэтому дело покаяния надо начинать с усиленной горячей молитвы о том, чтобы Господь благодатью Своею открыл нам наши грехи и таящиеся в нас страсти и пристрастия». Фрагмент из книги Н.Е.Пестова «Современная практика Православного благочестия» ч.4, гл.21.

Исповедание грехов в Таинстве Покаяния требует серьезной предварительной подготовки со стороны кающегося. Она может быть довольно короткой (это вполне уместно для тех, кто привык исповедоваться часто), но может вестись и весьма продолжительное время. Подготовиться к Исповеди можно в храме непосредственно перед ее началом или дома перед отходом в храм; иногда полезно начать готовиться к ней накануне или даже за несколько дней.

Готовясь к таинству Покаяния, очевидно, кающийся прежде всего нуждается в молитве к Богу: ибо без Его чудесной помощи невозможно глубокое раскаяние. При этом нам всем необходимо сожалеть о своих грехах и просить Господа даровать благодать, помогающую искренне раскаяться и обрести решимость оставить прежний греховный образ жизни. Мы можем выражать эту молитву и своими собственными словами, и воспользоваться молитвами святых. Некоторые из молитв перед Исповедью представлены ниже. Важно обратить внимание: что в нынешней практике РПЦ подготовка к Исповеди не предполагает обязательного прочтения молитв , поэтому предложенные молитвы носят рекомендательный, но не обязательный характер.

Молитва прп. Симеона Нового Богослова перед Исповедью

Бо́же и Го́споди все́х, вся́каго дыха́ния и души́ имы́й вла́сть, еди́н исцели́ти мя́ моги́й! Услы́ши моле́ние мя́, окая́ннаго, и гнездя́щагося во мне́ зми́я наи́тием Всесвята́го и Животворя́щаго Ду́ха умертви́в потреби́. И мене́, ни́ща и на́га вся́кия доброде́тели су́ща, к нога́м свята́го моего́ отца́ (духо́внаго) со слеза́ми припа́сти сподо́би, и святу́ю его́ ду́шу к милосе́рдию, е́же ми́ловати мя́, привлецы́. И да́ждь, Го́споди, в се́рдце мое́м смире́ние и по́мыслы бла́ги, подоба́ющие гре́шнику, согласи́вшемуся Тебе́ ка́ятися; и да не в коне́ц оста́виши ду́шу еди́ну, сочета́вшуюся Тебе́ и испове́давшую Тя́, и вме́сто ми́ра избра́вшую и предпоче́тшую Тя́. Ве́си бо, Го́споди, я́ко хощу́ спасти́ся, а́ще и лука́вый мо́й обы́чай препя́тствием быва́ет: но возмо́жна Тебе́, Влады́ко, су́ть вся́, ели́ка невозмо́жно су́ть от челове́ка. Ами́нь.

Покаянная молитва преп. Исаака Сириянина

Что важно вспоминать в покаянных молитвах? Очевидно, свои грехи, свои наличные страсти и нерадение, и при этом помнить о спасительной жертве Христа и Его непостижимых величайших страданиях ради нас. Так именно построена нижеприведенная молитва преп. Исаака Сириянина.

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, плакавший над Лазарем и источавший над ним слезы скорби и сострадания, прими слезы горести моей. Страданием Твоим исцели страсти мои; язвами Твоими уврачуй мои язвы. Кровию Твоею очисти мою кровь, и с телом моим сраствори благоухание Твоего животворящего тела. Та желчь, какою напоили Тебя враги, да усладит душу мою от горести, какою напоил меня сопротивник; страдания Тела Твоего, распростертого на древе крестном, к Тебе да возвысят ум мой, увлеченный демонами долу. Глава Твоя, преклоненная на кресте, да вознесет мою главу, заушенную супостатами. Всесвятые руки Твои, пригвожденные неверными ко кресту, к Тебе да возведут меня из бездны погибели, как обетовали всесвятые уста Твои. Лице Твое, приявшее на Себя заушения и заплевания от проклятых, да озарит мое лицо, оскверненное беззакониями. Душа Твоя, Которую, будучи на кресте, предал Ты Отцу Твоему, к Тебе да путеводит меня благодатию Твоею. Нет у меня болезнующего сердца, чтобы взыскать Тебя; нет у меня ни покаяния, ни сокрушения, которыми вводятся чада в собственное свое наследие. Нет у меня, Владыко, утешительных слез. Омрачился ум мой делами житейскими и не имеет сил с болезнованиями возвести к Тебе взор. Охладело сердце мое от множества искушений и не может согреться слезами любви к Тебе. Но Ты, Господи Иисусе Христе, Боже, Сокровище благ, даруй мне покаяние всецелое и сердце неутомимое, чтобы всею душою выйти мне на взыскание Тебя. Ибо без Тебя буду я чужд всякого блага. Посему даруй мне, Благий, благодать Твою. Безлетно и вечно изводящий Тебя из недр Своих Отец да обновит во мне черты образа Твоего. Оставил я Тебя, но Ты не оставь меня. Отошел я от Тебя - Ты прииди взыскать меня и введи меня на пажить Твою, сопричти меня к овцам избранного стада Твоего, пропитай меня злаком Божественных таинств Твоих вместе с теми, у которых чистое сердце их - обитель Твоя, и в нем видимо блистание откровений Твоих - это утешение и эта отрада для потрудившихся ради Тебя в скорбях и многоразличных муках. Сего блистания да сподобимся и мы по Твоей благодати и по Твоему человеколюбию, Спаситель наш Иисусе Христе, во веки веков. Аминь».

Исповедь, как её еще называют покаяние – христианское таинство (которых всего семь). Суть состоит в том, что грешный кается в своих грехах священнику, читая при этом специальную молитву. После этого кающийся разрешает свои грехи. Священники говорят об исповеди, как о вторичном крещении.

Для того, что бы исповедь свершилась, является необходимым признание своей грешности, чистосердечное раскаяние и сожаление о свершимом, воля и готовность оставить все в прошлом и больше не повторять, верование в Бога и его жалость, снесходительство. Вера в то, что Таиснство очищает, должна присутствовать обязательно. Молитва должна произносится с надеждой и от чистого сердца.

Готовится к исповеди можно и нужно. По желанию читается специальная литература. Грехи выписываются на лист бумаги и читаются святому отцу. Особо тяжелые и страшные грехи рассказываются вслух. Рассказ должен быть четким, без лишней предыстории и воды.

Что такое причащение?

Причастие — таинство, которое даёт человеческой душе единение с Богом. Данный обряд существует в каждой религии в своём виде, но в каждом вероисповедании оно необходимо на регулярной основе для спасения души человека.

Причащение – это празднование времен и событий страданий, смерти и воскрешения Божего. При этом верующие, принимают хлеб и вино, как символ тела и крови Господа Бога.

К причастию, как и к исповеди, нужно готовиться соответствующим образом. Оно сотрясает душу и будоражит плоть. Требуется осознанное понимание предстоящего и осознанное отношение. Понимание и вера – обязательное условие. Очищение своей души предполагает прощение всех обидевших Вас и тех, кого обидели Вы. Причащение в церкви называется литургия. Свершается она во временном промежутке от 7 до 10 часов утра.

Связь между причащением и исповедью.

Начнем с того, что самое главное это покаяние. Это залог спасения. И важно, что бы эти два понятия шли один за другим и были взаимосвязаны. Исповедь и причащения приводят человека в благоугодное состояние. Душа готова принимать все божественные дары, все Таинства. Исповедь и причастие только возрастают, так как все меньше используются другие духовные богатства. Не нужно пренебрегать таинством. Нужно стремится к чистоте души и тогда жить станет легче и проще. Лицемерие в делах Божьих непростимо. Господь слышит и видит стремление человека, его просьбы и прощает ему многие грехи. Исповедь и причащение нужно для того, что бы простится с грехами и получить благодатную силу, для предотвращения других и таких же ошибок.

Если имеются сомнения, то войдите в веру, вживитесь и начните жить в ней! Не осуждайте и не судимы будете!

Зачем молится перед причястием и исповедью

Молитва перед причастиям и исповедью является обязательной, более того, она обязательно должна состоять из трех канонов: канон покаянный к Господу нашему, канон молебельный к Пресвятой Богородице, канон Ангелю Хранителю. В вечер перед причастием необходимо провести в домашних условиях молитву, соблюдая все правила данного обряда. Не стоить думать, что при совершении молитвы пред причастием дома, нет необходимости причащаться в церкви. Это два разных понятия, которые могут существовать отдельно, однако, которые не смогут освободить душу человека от грехов перед лицом Бога. Когда человек молится сам, Господь его, несомненно, слышит, и отпускает ему его грехи, однако, когда человек причащается в церкви с помощью Богослужителя, происходит совсем другое обращение к Всевышнему. Это даёт человеческой душе успокоение.

Нельзя пренебрегать молитвой перед причастием или перед исповедью, этот обряд необходим каждому человеку, который уважает религию, и который заботится о покое своей души.

Молитва перед исповедью

Боже и Господи всех! Всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби: и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя: веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.

Господи, помоги мне чистосердечно покаяться.

Молитвы перед причащением

Молитва перед причастием св. Василия Великого.

Владыка господи Иисусе Христе, Боже наш, источник жизни и бессмертия, Творец всей твари видимой и невидимой, Сын безначального Отца, вместе с Ним вечный и безначальный, в последние дни по чрезмерному милосердию облекшийся в плоть, распятый и погребенный за нас, неблагодарных и бесчувственных, обновивший Своею кровью поврежденное грехом естество наше! Сам бессмертный Царь, прими покаяние от меня грешного, приклони Твое ухо ко мне и услышь, что я буду говорить: согрешил я, Господи, согрешил пред небом и пред Тобою и недостоин поднять глаз на высоту славы Твоей, - ибо прогневал Твое милосердие, преступив Твои заповеди и не послушав Твоих повелений.
Но Ты, Господи, незлобивый, долготерпеливый и многомилостивый, не оставил меня погибнуть с моими беззакониями, всячески ожидая моего обращения. Ты, Человеколюбивый, Сам сказал чрез пророка Своего: “Решительно не хочу Я смерти грешника; но хочу, чтобы он обратился и жив был.” Так не хочешь Ты, Владыка, погубить создание рук Своих, не желаешь погибели людей. Но хочешь, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Посему и я, хотя недостоин и неба, и земли, и сей скоротечной жизни, отдав всего себя в рабство греху и чувственным удовольствиям, осквернил образ Твой. Но я, несчастный, - Твое творение и создание - не теряю надежды на свое спасение и приступаю, надеясь на Твое неизмеримое милосердие. И так, Человеколюбче Христе, прими и меня, как блудницу, как разбойника, как мытаря, как блудного сына, и сними с меня тяжкое ярмо греха, Ты, берущий грехи мира, исцеляющий немощи человеческие, призывающий к себе трудящихся и обремененных и успокаивающий их, пришедший призвать к покаянию не праведников, но грешников. Очисти меня от всякой нечистоты тела и духа. Научи меня совершать святое дело с благоговением к Тебе, чтобы я, с неукоризненным свидетельством совести, принимая часть святынь Твоих, соединился с святым Твоим Телом и Кровью и имел в себе Тебя, живущего и пребывающего вместе с Отцом и Святым Твоим Духом.
Ей, Господи Иисусе Христе Боже мой! Причащение пречистых и животворящих Тайн Твоих да не послужит мне в осуждение, и да не сделаюсь я от недостойного причащения их немощным душой и телом. Даруй мне, Господи, до последнего моего вздоха неосужденно принимать часть святынь Твоих в общение Духа Святого, в напутствие вечной жизни, в благоприятный ответ на страшном суде Твоем, чтобы со всеми избранными Твоими мог я участвовать в нетленных Твоих благах, которые Ты приготовил любящим Тебя и за которые Ты благословен во веки. Аминь.

Молитва перед причастием св. Иоанна Златоустого

Господи Боже мой! Знаю, что я недостоин и не пригоден, чтобы Ты взошел под кров дома моей души, потому что он - пуст и повалился, и не найдешь во мне места достойного, чтобы преклонить голову. Но Ты с небесной высоты ради нас явился на земле в смиренном виде; снизойди также и ныне к моему убожеству. И как Ты соизволил возлечь в пещере и в яслях бессловесных скотов, войди также и в ясли моей неразумной души и в мое грешное тело. Как не презрел войти и вечерять с грешниками в доме Симона прокаженного, удостой также войти и в дом моей убогой души, прокаженной и грешной. Как не отвергнул Ты от Себя подобной мне грешной блудницы, пришедшей и прикоснувшейся к Тебе, смилуйся также и надо мной, грешным, приходящим и прикасающимся к Тебе. И как не погнушался нечистотою ее оскверненных уст, поцеловавших Тебя, не погнушайся также еще более нечистыми и скверными моими устами и моими отвратительными, нечистыми и оскверненными губами, и еще более нечистым моим языком.
Но да послужит мне уголь пресвятого Твоего Тела, и честной Твоей Крови в освящение, просвещение и укрепление моей убогой души и тела, в облегчение тяжести многих моих согрешений, в сохранение от всякого влияния дьявольского, в удаление и освобождение от злого и лукавого моего навыка, в умерщвление страстей, в сохранение Твоих заповедей, в умножение Божественной Твоей благодати, в снискание Твоего Царства. Приступаю к Тебе, Христе Боже, не с небрежением, но с дерзновением на неизреченное Твое милосердие, чтобы, уклоняясь на долгое время от общения с Тобою, я не был пойман мысленным волком, как хищным зверем.
Посему молюсь Тебе: Ты, один святый Владыка, освяти мою душу и тело, ум и сердце, и все внутренности, обнови всего меня, укорени страх Твой в моих членах, и сделай, чтобы Твое освящение неизменно было во мне. И будь моею помощью и щитом, в тишине управляя моею жизнью, удостой меня стояния на правой стороне с Твоими Ангелами, по молитвам и предстательству Пречистой Твоей Матери, бестелесных Твоих служителей и пречистых сил и всех святых, от начала мира угодивших Тебе. Аминь.

Молитва перед причастием св. Иоанна Дамаскина

Владыка Господи Иисусе Христе, Боже наш, милосердный и человеколюбивый, один имеющий власть прощать грехи людям, презри (забудь), прости все мои прегрешения, сознательные и несознательные, и сподоби меня без осуждения причаститься Твоих божественных, преславных, пречистых и животворящих Тайн не в наказание, не в умножение грехов, - но в очищение, освящение, в залог будущей жизни и царства, в твердый оплот, в защиту, в поражение врагов, в истребление многих моих согрешений. Ибо Ты - Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебя прославляем с Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва перед причастием св. Василия Великого

Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не сознавая, что это - Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказавшему: “Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне, и Я в нем.” Умилосердись же, Господи, и не обличи меня грешного, но поступи со мной по Твоей милости, и да послужит мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в охранение, спасение и освящение души и тела, в прогнание всякого мечтания и лукавого дела, и нападения дьявольского, воздействующего посредством мысли во мне, - в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление жизни и укрепление ее, в умножение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в вечную жизнь, в благоприятный ответ на Твоем страшном суде, - не в осуждение.

Молитва перед причащением св. Иоанна Златоуста

Боже! Отпусти, разреши, прости мои согрешения, которые я совершил словом, делом, помышлением, вольно или невольно, сознательно или несознательно, и, как милосердный и человеколюбивый, даруй мне прощение во всем. И по молитвам Пречистой Твоей Матери, разумных Твоих служителей и святых сил (ангелов) и всех святых, от начала мира угодивших Тебе, благоволи мне без осуждения принять святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь во исцеление души и тела и в очищение худых моих помыслов. Ибо Твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Владыка Господи! Я не стою того, чтобы Ты вошел под кров души моей, но поскольку Ты, как человеколюбивый, хочешь жить во мне, то я с дерзновением приступаю. Ты повелеваешь, чтобы я отворил двери, созданные Тобою единым, и Ты вошел бы в них со свойственным Тебе человеколюбием. Ты входишь, и просвещаешь помраченное мое помышление. Верую, что Ты сделаешь это, ибо Ты не удалился от блудницы, пришедшей к Тебе со слезами, не отвергнул мытаря, принесшего покаяние, не отогнал и разбойника, познавшего Твое царство, и гонителя, обратившегося к Тебе, не оставил тем, чем он был, но всех, через покаяние обратившихся к Тебе, поместил Ты в среде Своих друзей. Ты один благословленный всегда, ныне и в бесконечные века. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Боже мой! Отпусти, разреши, очисти и прости мне, рабу Твоему, прегрешения, преступления, падения и все, чем я согрешил от самой юности до нынешнего дня и часа - сознательно или несознательно, в словах, делах, в намерениях, мыслях, занятиях и во всех моих чувствах, - и по молитвам бессеменно (без мужа) родившей Тебя Пречистой Приснодевы Марии, Твоей Матери, единственно несомненной надежды, заступницы и спасения моего, сподоби меня неосужденно причаститься пречистых, бессмертных, и животворящих, и страшных Твоих таинств в прощение грехов, в вечную жизнь, в освящение и просвещение, укрепление, исцеление и здравие души и тела, в уничтожение и совершенное устранение нечистых моих помыслов, дум, предприятий и ночных мечтаний, мрачных и злых духов. Ибо Твое есть царство, сила, честь и поклонение вместе с Отцом и Святым Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва перед причащением св. Иоанна Дамаскина

Уже я стою пред дверями Твоего храма, а нечистые помыслы не отходят от меня. Но Ты, Христе Боже, оправдавший мытаря, помиловавший хананеянку и отверзший (открывший) разбойнику двери рая, отверзи мне двери Твоего человеколюбия и прими меня, приходящего и прикасающегося к Тебе, как блудницу и кровоточивую. Одна лишь только коснулась края Твоей одежды, тотчас получила исцеление; другая, ухватившись за пречистые Твои ноги, получила разрешение грехов своих. Я же окаянный, дерзающий принять все Твое тело, да не буду опален (обожжен). Но прими меня, как тех двух, и просвети чувства души моей, сжигая греховные наклонности, по молитвам непорочно Родившей Тебя и по молитвам небесных сил. Ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Молитвы после причащения

Многих интересует вопрос о том, зачем нужно молиться после Причастия и обязательно ли это. Да, это является одним из обязательных правил, которых нужно придерживаться после данного обряда. Как отблагодарить Бога, который ради нас принял смерть и за его милость соединиться с ним в таинстве Причащения? Для этого существуют молитвы.

Не возбраняется благодарить своими словами, но для этого созданы молитвы после причащения , в которых нет ничего лишнего. Это не просто слова, а нечто Божественное, что способно творить чудеса. Именно поэтому искренне молящийся человек чувствует себя пребывающим в особенном состоянии. Молитва дает нам возможность встречи с Богом, и заботиться о нашей душе, это, можно сказать, духовная пища.

Это непосредственный доступ к Господу, к его любви, его помощи, его прощению. В каких-то случаях действительно бывает необходима Его помощь, но злоупотреблять этим нельзя. Смыслом молитвы должна быть благодарность и сама встреча с Ним. Прикосновение Бога все ощущают по-разному, но это происходит не всегда. Этому может мешать многое, поэтому только настоящим праведникам даруются такие встречи довольно часто.

Поэтому следует вести такую жизнь, чтобы в ней было как можно меньше грехов, ведь именно они становятся той глухой стеной, разделяющей нас с Богом. Он всегда рядом с нами, но мы далеки от Него, и только от нас зависит, состоится ли Встреча. Но и это не все, что дает молитва. У нее есть и другие несколько действий.

Это способ служения Богу, подготовка нас к важным событиям, помощь в преодолении дьявольских искушений и недугов, средство, помогающее укрепиться в вере. Важно понимать, что после Евхаристии таинство не заканчивается, а постепенно сходит на нет. И своим поведением важно «не спугнуть», не рассеять ту Благодать, которая была получена во время обряда. В этом помогает, в том числе, и молитва.

Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

Молитва первая

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и небесных даров Твоих. Но, о человеколюбивый Владыка, ради нас умерший и воскресший, и даровавший нам страшные сии и животворящие Твои таинства в благодеяние и освящение душ и тел наших! Дай их мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просветление очей сердца моего, в умиротворение душевных моих сил, в непостыдную веру, в нелицемерную любовь, в умножение премудрости, во исполнение Твоих заповедей, в приумножение Твоей благодати и усвоение Твоего царства, чтобы я, охраняемый ими в Твоем освящении, всегда помнил Твою благодать и жил не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И так, окончив настоящую жизнь с надеждою жизни вечной, достиг вечного покоя, где (слышен) непрестанный голос наслаждающихся блаженством и бесконечная радость созерцающих неизреченную красоту лица Твоего, ибо Ты, Христе Боже наш, есть истинное наслаждение и неизреченная радость любящих Тебя, и Тебя восхваляют все творения во веки. Аминь.

Молитва св. Василия Великого

Владыка Христе Боже, Царь веков и Творец всего! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты даровал мне в принятии пречистых и животворящих Твоих таинств. Умоляю Тебя, милосердный и человеколюбивый, сохрани меня под кровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне до последнего моего вздоха с чистою совестью достойно причащаться святынь Твоих в оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты - хлеб жизни, источник святыни, податель благ, и Тебе славу воссылаем вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и в веки веков. Аминь.
Молитва третья
Господи Иисусе Христе, Боже наш! Святое тело Твое да будет мне в жизнь вечную и честная кровь Твоя - в оставление грехов. Да будет мне сия (вечеря) благодарения в радость, в здравие и веселье. В страшное же второе пришествие Твое сподоби меня грешного стать с правой стороны славы Твоей по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва после причастия к Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что удостоила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и честной Крови Сына Твоего. Но, родившая истинный свет, просвети духовные очи моего сердца! Произведшая источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом! Как милостивая Мать милостивого Бога, помилуй меня и даруй сердцу моему умиление и сокрушение, моим мыслям - скромность и освобождение от плена помыслов моих. Сподоби меня до последнего моего вздоха неосужденно принимать освящение пречистыми таинствами во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и исповеди, чтобы воспевать и прославлять Тебя во все дни моей жизни; ибо Ты благословенна и прославленна во веки. Аминь.
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израилева (Лук. 2:29-32).

Практика исповедей существует в церквях с древних времен, но не многие прихожане решаются на таинство покаяния. Причин много: не понимают, что это за действо, не знают, как к нему подготовиться. На самом деле, подготовка не занимает много времени и не требует денежных затрат. Узнайте подробнее, что делать перед исповедью.

Как готовиться к исповеди

Человек, желающий исповедаться, должен понимать, что будет каяться не перед батюшкой, который является лишь свидетелем, а перед Богом. Перед ним стоит задача обвинять себя в грехах, не оправдывая их. Мало кратко рассказать о содеянном, нужно осознавать все сказанное и понимать, что оно губит жизнь. Как правило, подготовка к исповеди занимает определенное время, чтобы человек смог собраться с мыслями.

Важным моментом подготовки считается пост, продолжительность которого обговаривается индивидуально со священником. Если исповедоваться собирается болеющий человек, беременная или кормящая женщина или тот, кто часто причащается, им дается ослабление. Для всех остальных пост длится примерно 3 дня. Запрещены молочные продукты, любое мясо, яйца. Если эти дни попадаются на церковный пост, следует исключить из рациона и рыбу. Разрешены крупы, овощи, фрукты, сухофрукты, орехи.

Важно не только ограничивать себя в еде, но и изменить образ жизни. Недопустимо продолжать ходить в увеселительные заведения, смотреть развлекательные передачи, проводить дни в безделье. Подготовка к исповеди заключается в том, чтобы поговорить со своей душой, закончить дела, отложенные на потом, вспомнить забытых людей, отказаться от вредных привычек.

Список грехов перед исповедью

Тем, кто ранее не ходил на таинство, при подготовке рекомендуется составить список грехов на бумажке, чтобы не забыть. По окончании бумага может передаться священнику для сжигания. Можно не озвучивать грехи самостоятельно, а отдать перечень грехов для чтения батюшке. В записке желательны лаконичные, краткие записи с перечислениями без расшифровки. К примеру, если муж изменил жене, в перечне стоит написать кратко, без объяснений – прелюбодеяние. Если человек постоянно враждует с родственниками, не нужно рассказывать о причине конфликта, а написать –осуждение родных.

Встречается мнение, что листочки с грехами только мешают сосредоточиться и превращают таинство в нечто формальное. По этой причине если человек хорошо справляется без списка, желательно его не использовать. При подготовке можно сделать короткие памятки по рекомендованным образцам. К примеру, составить отдельные списки грехов против Бога, грехов против человечества. Называйте вещи своими именами, используя не ломаный церковный язык, а родной (в нашем случае – русский).

Что читать перед исповедью

Как приготовиться к исповеди? Цель беседы со священником – не рассказ о своей жизни, а покаяние сердца. Если пойти без подготовки, без намерения исправиться и покаяться, исповедь будет бесплодной и пустой. Очень важно читать православную литературу: Новый Завет, Евангелие, Молитвослов, желательно ознакомиться с книгой «Опыт построения исповеди» И. Крестьянкина. Перед таинством обязательно необходимо читать молитвы.

Молитва перед исповедью

Во время подготовки к исповеди и причастию у верующего очищается телесное и духовное естество. Первое достигается воздержанием и покаянием, второе – молитвами. Необходимо обязательно молиться по утрам и вечерам дома, кроме этого, посещать вечерние службы. Из молитв обязательна «Молитва перед исповедью» – ее можно найти в любом молитвослове. Читая ее, верующий получит смирение в душе, приблизится к Богу и так далее.

Покаянный канон перед исповедью

Неписаные правила исповеди таковы, что верующему нужно ознакомиться с покаянным каноном, который полностью раскрывает суть покаяния. Произведение можно найти в православном молитвослове. Покаянный канон представляет собой своеобразный плач, призывающий человека оплакать свои грехи и все плохие дела человечества с самого начала мира. Произведение составлено так, что автор считал себя грешным, и эта мысль звучит лейтмотивом от начала до конца. Заповеди побуждают читателя осознать свою душу и выбросить из нее темные мысли.

Как исповедоваться в церкви

Если человек приходит в храм впервые, стоит выбрать время, когда священник не очень загружен. Меньше всего людей в будни. Нужно лично обратиться к батюшке, попросить назначить время для беседы и расспросить про подготовку к исповеди. В церквях практикуют и вероисповедание при стечении народа. В этом случае нужно дождаться своей очереди, далее подойти к батюшке, представиться, склонить голову. Грехи следует перечислять, обращаясь с Господу Богу. По окончании священник читает молитву, после чего следует поцеловать крест, руку священнослужителя.

Если у священника нет возможности принять всех желающих, он может использовать общую исповедь. Как проходит исповедь в церкви в таком случае? Собрав людей, священник перечисляет самые частые грехи и те каются. Далее каждый подходит к батюшке для разрешительной молитвы. Общая исповедь не подходит тем, кто ни разу не исповедовался или имеет тяжкий грех.

Какие грехи перечислять на исповеди

Необходимо покаяться в грехах, совершенных делом, словами или в помыслах. Рекомендуется вспомнить те, которые появились за время после последнего покаяния. В первый раз нужно постараться вспомнить все основное, происходившее лет с шести. Не стоит рассказывать обо всем подробно, лучше лишь озвучивать конкретные грехи, не утаивая ни одной тайны. Тем, кому сложно, священники рекомендуют составлять полный перечень и при необходимости прочитывать его. Обязательно нужно включать грехи против Христа и против ближних.

Как вести себя на исповеди

  1. В церкви следует уважительно относиться к священному месту: не шуметь, не привлекать к себе внимание.
  2. Женщинам запрещено входит в алтарь, мужчинам – только с разрешения священнослужителя.
  3. Когда для исповедования просят назвать имя, следует назвать то, которое дано при крещении.
  4. Если таинство осуществляется при скоплении людей, не нужно смущать исповедующихся. Не следует тесниться рядом, слушать чужие грехи.
  5. Если исповедь первая, следует предупредить об этом – священник обязательно окажет посильную помощь.

Видео: как подготовиться к исповеди

Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ

Исповедь – таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

1. Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех - это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании - Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди - знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя ». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.

2. Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике - и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов , которые часто не осознаются таковыми. Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:

— неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

— вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

— творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

— обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. - попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

— пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

— осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься », - говорит Господь);

— блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

— аборт - лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.

— присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

— ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

3. Говорить только о грехах, причем собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех - это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

4. Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

5. Говорить о серьезном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего - члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

6. Начать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально - «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог - не прокурор, а исповедь - не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

7. Быть в мире со всеми. «Прощайте, и прощены будете », - говорит Господь. - «Каким судом судите, таким будете судимы ». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях - и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период - по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу - в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию : воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие - два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди - слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

КАК подГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ

Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки.

Православному христианину желающему приступить к святому Таинству Причащения надлежит помнить, что для того, чтобы Причастие Господу не было «в суд и осуждение» христианину необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия не являются строго обязательными, и в случае экстраординарных обстоятельств (например, при тяжкой болезни человека или предсмертного его состояния) не исполняются. Однако, православным христианам следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и, поэтому, в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (пребывание на богослужении, пост, домашняя молитва и т.д.) также является обязательной.

1. Осознание смысла. Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не исполнить религиозный обряд, «попить компотика» или поужинать. Апостол Павел говорит об этом так: «Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю » (1Кор. 11:20-22).

2. Искреннее желание. Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Этому желанию должно быть чуждо всякое лицемерие, и оно должно быть соединено со Страхом Божьим: «Начало мудрости - страх Господень » (Притч. 9:10). Человек должен помнить, что тот «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней » (1Кор. 11:27).

3. Душевный мир. Человек, подходящий к Чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти против кого-либо. В таком состоянии для верующего человека подойти к Таинству невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой » (Мф. 5:23-24).

4. Церковность. И, наконец, последнее сущностное условие: человек не должен нарушать канонов Церкви, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов » (Послание к Диогнету).

5. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед Причастием : «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает » (1Кор. 11:28-29). Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, или утром, перед литургией , так и в необходимых случаях (праздники, загруженность священников из-за большого скопления народа и т.д.), за несколько дней до Причащения.

6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед причастием, который заключается в том, что с 24 часов ночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак . В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста по определению Священного Синода не может составлять менее 6 часов. Возникает вопрос если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же » (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой необходимо обратиться за советом к священнику.

7. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением ): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной) . Телесный пост перед Причастием продолжается, обычно, несколько дней и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд), и в этих условиях естественно снижается. Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется.

8. Телесная чистота. Существуют определённые требования к телесной чистоте касательно мужчин и женщин. Первое общее требование есть отказ от телесных супружеских отношений, накануне Причащения . Древняя аскетическая традиция также предписывает, без острой необходимости, мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам во время женских дней и 40-дневного послеродового периода : «Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи - не возбранно есть. Но приступать к тому, что есть Святая Святых да запретится не совсем чистому душою и телом » (Второе каноническое правило свт. Дионисия Александрийского).

9. Присутствие на богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии (общему делу - греч.), здоровому человеку накануне Причащения надо обязательно прийти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении .

Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв , чтение Последования ко Святому Причащению (вслед за утренними молитвами утром).

Вечером перед Причастием предусматривается также чтение трёх канонов :

  • Покаянного канона ко Господу,
  • Молебного канона ко Пресвятой Богородице, и
  • Канона Ангелу-хранителю

Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например, акафист Иисусу Сладчайшему.

Александр Боженов
Патриарший Центр духовного развития детей и молодёжи

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (30911) раз

В жизни православного христианина самое важное событие – это принятие Святых Христовых Тайн. К нему нужно готовиться не один день. Три дня поститься, а также вычитывать молитвы перед исповедью и Причастием. Так верующие должны подготовить себя к встрече с Богом.

Прежде чем приступить к принятию Святых Тайн Тела и Крови Христовых, верующему необходимо очистить душу покаянием. Речь идет о таинстве исповеди, установленном церковью.

Перед таинством покаяния не предусматривается соблюдение поста. Но, как говорят святые отцы, каждый грех требует соразмерного покаяния, а если его не будет, придет соответственная мука.

Если мы совершили тяжелый грех, значит, надо особо плакать и сокрушаться о содеянном, воздерживаться от каких-либо действий, приведших к совершению этого греха. Каяться нужно обязательно и в малых грехах, не пренебрегать этим. Мы должны вспомнить все, что мы сделали за период с прошлой исповеди.

Чтобы не забыть всех совершенных за это время грехов, святые отцы рекомендуют каждый день перед сном подводить итог прожитому дню. Давать оценку своим поступкам, просить у Бога прощение, если что-то сделали противное Его заповедям. Для того чтобы настроить себя на нужный лад, перед исповедью необходимо вычитывать покаянный канон. Это помогает привести душу в сокрушенное состояние.

Что читают перед исповедью

Покаянный канон, читаемый всеми православными христианами для подготовки к исповеди и Причастию, был написан великим русским человеком и полководцем А. Суворовым.

Случилось это в феврале 1800 года, несомненно, под влиянием канона Андрея Критского, читаемого в дни Великого поста.

Писал канон генерал ослабевшей рукой. Уже в мае этого года его не станет. Так и не сбылась мечта великого русского полководца стать монахом и укрыться в Ниловой пустыни, куда он много лет стремился всей своей душой.

А. Суворов был в жизни не только солдатом, но и богомольцем. За свое благочестие он был назван соотечественниками русским Архистратигом Михаилом. Суворов был ярким представителем православной России.

Те противоречия, которые он совмещал, молитвенное состояние души и необходимость проливать чью-то кровь, возможно и привели его к написанию канона, уже несколько веков призывающего всех верующих к осознанию своих грехов и высокому покаянию.

Канон, который читают перед исповедью, можно найти в любом православном молитвослове. Он необходим, чтобы помочь верующему вспомнить о:

  • скоротечности жизни;
  • грядущем страшном суде;
  • необходимости всеми силами взыскать Царствие Божье;
  • покаянии и очищении души от грехов;
  • осознании своего жестокосердия;
  • безумии человека, держащегося за временное богатство;
  • укреплении в добродетели;
  • многое другое.

По уставу церкви, верующие не имеют права приступить к Святой Чаше, не подготовившись и не очистив душу таинством покаяния. В данном случае домашнего покаяния недостаточно.

Необходимо обязательно пройти таинство исповеди, на котором священнослужитель отпустит грехи властью, данной ему Богом. Исключение делается для детей до 7 лет. Считается, что это ангельский возраст, когда еще нет грехов или они совершаются неосознанно в силу возраста.

Внимание! Про то, что нужно обратить внимание при подготовке к исповеди, написано немало книжек. Где-то даны подробные разъяснения, где-то просто перечисляются грехи. Молитвы для подготовки к этому таинству можно найти в богослужебных книгах либо слушать онлайн в интернете.

Причастие

Сам Христос заповедал нам причащаться. Это необходимо делать для того, чтобы спастись и иметь жизнь вечную.

Таинственным образом вино и хлеб в Чаше для Евхаристии во время литургии преобразуются в Плоть и Кровь Христовы.

Принимая их внутрь, мы соединяемся с Богом, получая тем самым очищение от грехов и силы на дальнейший путь к Царству Небесному.

Причащение – это очень важный и ответственный момент в духовной жизни православного человека. Очень многое зависти от того, как к нему подготовиться. Недостойное приложение к Дарам без должного приготовления повлечет за собой еще худшее наказание. Сам процесс состоит из нескольких шагов:

  1. Соблюдение 3-дневного поста.
  2. Вычитывание определенных молитв.
  3. Прохождение исповеди в том храме, где будет совершено таинство.
  4. Участие в Таинстве.
  5. Выслушивание благодарственных молитв.

В день Причастия до начала литургии и особенно того момента, когда будут приняты Дары внутрь, ничего не пить и не вкушать никакой пищи. Исключение составляют люди, которые принимают в это время жизненно необходимые для них лекарственные средства.

Если затягивание с приемом медпрепаратов может привести к резкому ухудшению здоровья, в таком случае допускается их употребление до момента Причащения. Но не более того. Все это желательно делать с благословения духовника.

Как читать молитвы перед причастием

Пост и молитва помогают верующим очистить душу и тело для принятия Святых Даров. Церковью установлены определенные молитвословия, которые необходимы каждому верующему, желающему соединиться со Христом в таинстве Причащения. Итак, что нужно читать:

  1. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон к ангелу-хранителю.
  4. Последование ко Святому Причащению.

Священники, монашествующие и благочестивые миряне ежедневно вычитывают три канона, упомянутых выше в перечне молитв, обязательных для вычитывания перед принятием Святых Даров. Но нам обычным верующим, погруженным в суету многочисленных дел, не по силам бы был этот молитвенный труд.

Интересно! Когда отмечают по церковному православному календарю

Поэтому вычитывание трех канонов предписано нам только во время подготовки к Причащению, как особо важному и ответственному моменту нашей духовной деятельности.

Серафим Звездинский, проповедник и церковный иерарх начала 20-го века, ставший впоследствии священномучеником, называл их тремя райскими розами, которые должен обонять каждый, стремящийся в Царство Небесное.

И те, кто с вниманием и открытым сердцем будет читать строки канонов, сможет почувствовать особый духовный аромат, исходящий от каждого их слова. Благоуханные строки очищают и окрыляют душу молящегося, производят ее таинственное духовное преображение.

Последование ко Святому Причащению – это цикл текстов, составленных в определенном порядке и имеющих своей целью настроить душу верующего на достойное прохождение таинства. Перечислим, какие молитвы они включают в себя:

  1. Общее начало.
  2. Псалмы тропари.
  3. Канон.
  4. Цикл из десяти или более молитвенных текстов.
  5. Краткие молитвословия, произносимые непосредственно в момент принятия Святых Даров.
  6. Благодарственные молитвы, вычитываемые после окончания таинства Причастия и литургии.

Все эти молитвы, кроме последних двух, необходимо совершать заранее, в процессе подготовки к Таинству. Благодарственные молитвословия можно прослушать в храме или помолиться самостоятельно дома.

Внимание! Молитвы перед Причастием для детей, как правило, сокращаются либо упраздняются вовсе, если возраст говеющего располагает к такому послаблению устава. Что читать перед Причастие и исповедью детям, подскажет духовный наставник.

Как и зачем готовиться к таинствам

Взгляды священнослужителей на прохождение верующими Божественной Евхаристии временами не совпадают. Некоторые духовники благословляют своих чад причащаться как можно чаще.

Но это больше уместно во время поста или в том случае, если прихожанин находится при монастыре в качестве трудника.

Возможно, просто проживает в монастырской гостинице длительное время и, конечно, ходит на все службы, выполняет какие-либо не слишком обременяющие его послушания.

В этом случае верующий круглосуточно погружен в состояние молитвенного созерцания, постоянно постится, так как в монастырских трапезных преимущественно предлагают постную пищу. У него есть все условия, чтобы, причащаясь часто, делать это достойно.

Другие православные священнослужители считают, что слишком активное участие в Божественной Евхаристии прихожан может умалить высокое значение этого Таинства. Пострадает в первую очередь качество подготовки к причастию и исповеди.

В суете многочисленных дел, которые окружают мирянина, ему будет очень трудно часто устраивать себе посты, выкраивать дополнительное время и силы на частое вычитывание обязательного молитвенного правила, которое довольно объемное.

Произойдет выхолащивание, обесценивание в сознании христиан этого высокого и святого Таинства, так как подготовка к нему будет поставлена на поток, делаться в спешке и небрежно, без должного благоговения.

В России до революции в церкви существовала четко установленная модель поведения верующих христиан, которыми на то время являлось большинство населения страны. Благочестивым людям предписывалось причащаться в каждый пост по одной простой причине. Причастие было невозможным без недельного говения со всей строгостью. Во время поста это условие можно было выполнить намного легче и проще, чем в обычные дни.

Внимание! Опытные духовники советуют причащаться раз в месяц. Чаще это делать нежелательно, но и затягивать слишком не стоит.

Нужны ли особые молитвы перед причастием для детей? Взгляды священнослужителей на этот вопрос также диаметрально противоположны. Кто-то считает, что ребенка с малых лет нужно постепенно приучать соблюдать пост и вычитывать хотя бы по несколько молитв, постепенно увеличивая их количество. Другие духовники настаивают на том, что достаточно на первых порах в период подготовки ввести ограничения на шоколад, мороженое, мультики.

Таким образом ребенок почувствует, что должно произойти что-то значительное, из ряда вон выходящее. Ребенок не должен избегать храма и молитв, потому что они навевают ему скуку. Ему будет достаточно видеть, как взрослые участвуют в подготовке к исповеди и Причастию, постоять с ними несколько минут на чтении молитв.

Полезное видео

Подведем итоги

Если мы хотим подойти к Евхаристической Чаше, значит должны пройти исповедь. Священник прочитает разрешительную молитву, возложив на нашу голову епитрахиль. Таким образом он засвидетельствует о чистоте души и совести дерзающего приступить к Святым Дарам. Читать молитвы перед Причастием необходимо, чтобы подготовить душу к этому таинству.

просмотров