Прокладка трубы бетонной. Монтаж железобетонных труб

Прокладка трубы бетонной. Монтаж железобетонных труб

Железобетонные трубы часто используются для прокладки канализационных и сточных трубопроводов. В отличие от стальных труб, железобетонное изделие проявляет коррозийную устойчивость, способно сохранять внутреннюю гладкую поверхность в течение длительного времени, является диэлектриком и содержит малое количество металла, что значительно снижает стоимость продукции долговечной в эксплуатации.

Монтаж железобетонных труб начинается с доставки продукции на место укладки и раскладка изделий вдоль траншеи. После следует их подача непосредственно к месту укладки. Обычно доставка осуществляется с помощью железнодорожного транспорта до места складирования. Затем на мощных тягачах, которые оборудованы специализированными прицепами, трубы перевозят непосредственно на место укладки.

В самом начале, перед тем как уложить железобетонную трубу, возводится бетонный упор для обеспечения устойчивого положения первым трубам при их состыковке. Перед монтажом отмечают на гладком конце изделия расстояние, на которое будет заведена труба в раструб ранее уложенной части трубопровода. Опуская кранами в траншею, изделия из железобетона укладывают на заранее подготовленное основание. На конец втулки трубы устанавливают резиновое кольцо, после чего железобетонное изделие вводится в раструб уже установленной трубы. Затем производят проверку правильности установки.

После укладки железобетонной трубы производят заделку стыка. Раструбные стыковые соединения труб без резинового кольца заделываются битуминизированной или смоляной пеньковой прядью в сочетании с асбестоцементом. Так же применяется мастики-герметики, которые обеспечивают водонепроницаемость, прочность и эластичность соединения стыка. Фальцевые трубы заделываются цементно-песчаным раствором, битумно-резиновыми прокладками, асфальтовой мастикой и другими материалами. В качестве противоморозной добавки для смесей, которые используются для заделки стыка соединений, используют хлористый натрий, нитрит натрия, поташ и хлористый кальций.

Готовый не засыпанный участок подвергают предварительному испытанию. Если же диаметр трубы довольно большой, подвергаются испытанию только стыковые соединения. После завершения всех этапов монтажа производится засыпка данного участка трубопровода. Затем следует окончательное испытание.

Монтаж железобетонного трубопровода осуществляется с помощью стрелкового крана, который устанавливается посередине трубы, которая подлежит укладке. Железобетонная труба захватывается стропами, и подается раструбами вперед по ходу ведения монтажа трубопровода. Важно придерживаться обязательного условия - нужно подавать трубы против течения жидкости.

Несмотря на то, что наряду с железобетоном для производства труб сегодня используются и другие материалы, он по-прежнему востребован. При нарушении гидроизоляции таких трубопроводов на помощь приходят материалы системы Пенетрон.

Актуальность проблемы

С превращением небольших городов в мегаполисы в конце XIX века для обеспечения бесперебойной подачи воды появилась потребность в трубах большого диаметра. С развитием производства и усовершенствованием технологического процесса стали выпускать трубы, диаметр которых достигает 1200, 1800 мм и более.

Успешный и продолжительный опыт эксплуатации в инженерных коммуникациях убедительно доказал, что железобетон продолжает оставаться одним из наиболее предпочтительных материалов для производства широкого сегмента труб.

Так, в Западной Европе в канализации пластик используется в основном для труб диаметром до 250 мм при прокладке придомовых сетей. Для магистральных трубопроводов, с диаметром труб от 300 до 600 мм, используются керамика и железобетон, и чем диаметр трубы больше, тем выше доля железобетона. Причина очевидна - нагрузки, которые испытывают магистральные трубопроводы, пластик выдерживает хуже железобетона.

В России железобетонные трубы имеют три основные области применения: напорные водопроводные и водоводные системы и промышленно-бытовая, бытовая, ливневая безнапорная канализация, а также трубопроводные системы инженерных коммуникаций.

Если вода агрессивна к бетону, то, согласно ГОСТ 6482-88 «Трубы железобетонные безнапорные», проектом должны предусматриваться меры защиты. Но на практике этого зачастую не происходит. Если в неагрессивных средах срок службы бетона составляет 50 лет и выше, то в слабоагрессивных он снижается до 20 - 30. В среднеагрессивных средах срок службы еще ниже, в связи с чем следует использовать методы вторичной антикоррозийной защиты.

О резком снижении надежности трубопроводов стали свидетельствовать участившиеся аварии водоводных и канализационных систем. По официальным данным примерно 60% трубопроводов уже подвержены коррозии, а 10% находятся в предаварийном состоянии и требуют ремонта.
Помимо коррозионных процессов, происходящих при эксплуатации трубопроводов, причиной нарушения водонепроницаемости может стать некачественное выполнение герметизации стыкового соединения между трубами.

В качестве герметизирующих материалов по старинке принято использовать пеньку с последующей заделкой цементно-песчаным раствором. При этом, являясь сложной, а главное, ненадежной технологической операцией, такой способ зачеканки требует высокого качества производства работ. Хотя более простым и надежным является находящее все большее применение уплотнение стыковых соединений с помощью резиновых уплотнительных колец.

Во время отсыпки насыпи или при осадке грунта бетонные трубы испытывают значительные деформации, что зачастую приводит к нарушению герметичности стыкового соединения между трубами и последующим протечкам при эксплуатации. Только после нескольких лет эксплуатации, когда стабилизируются процессы осадки и продольные деформации труб, рекомендуется заполнять стыковые соединения цементным раствором.

Ниже приведен альтернативный вариант устройства гидроизоляции стыкового соединения между железобетонными трубами большого диаметра, применяемый как при выполнении ремонтных работ, так и при новом строительстве магистральных трубопроводов. В данном варианте используется бентонитовая саморасширяющаяся прокладка «Пенебар».

Технология выполнения работ

При ремонте железобетонных безнапорных раструбовых труб большого диаметра (диаметр свыше 2400 мм) часто приходится сталкиваться с нарушением герметичности раструбного соединения - резиновый уплотнитель смещается, и вследствие чего наблюдаются протечки в месте контакта смонтированных труб.

I этап: подготовка поверхности

1. С внешней стороны по всей длине стыка между железобетонными трубами выполнить штрабы П-образной конфигурации сечением 70х25 мм с использованием углошлифовальной машины, перфоратора или другого инструмента.

2. Очистить получившуюся штрабу и поверхность бетона с помощью щетки с металлическим ворсом от грязи (при ее наличии), пыли и бетонной крошки. Кромки стыка должны быть структурно прочными и чистыми.

II этап: герметизация стыков

1. Подготовленные штрабы увлажнить.
2. Удалить антиадгезионную бумагу с поверхности гидропрокладки «Пенебар».
3. Уложить гидропрокладку в полость штрабы.
4. Приготовить раствор гидроизоляционного материала проникающего действия «Пенетрон».


5. Прогрунтовать штрабу раствором материала «Пенетрон» в один слой кистью из синтетического волокна.
6. Приготовить раствор шовного материала «Пенекрит». Плотно заполнить им оставшуюся полость штрабы (расход материала 1,5 кг/мп при сечении штрабы 25х25 мм).


7. После затвердевания раствора материала «Пенекрит» тщательно увлажнить поверхность бетона.
8. Приготовить раствор гидроизоляционого материала проникающего действия «Пенетрон» и нанести его в два слоя кистью из синтетического волокна на бетонную поверхность.
9. Первый слой материала «Пенетрон» нанести на влажный бетон (расход материала 600 г/м2). Второй слой нанести на свежий, но уже схватившийся первый слой (расход материала 400 г/м2).

III этап: уход за поверхностью

1. Обработанные поверхности следует защищать от механических воздействий и отрицательных температур в течение 3 суток.
2. При этом необходимо следить за тем, чтобы обработанные материалами системы «Пенетрон» поверхности в течение 3 суток оставались влажными, не должно наблюдаться растрескивания и шелушения покрытия.
3. Для увлажнения обработанных поверхностей обычно используются следующие методы: водное распыление, укрытие бетонной поверхности полиэтиленовой пленкой.

Снижение затрат труда и повышение выработки рабочих достигается за счет применения усовершенствованных инструментов и приспособлений, в снижение потерь рабочего времени - за счет выполнения операций процесса поточно-расчлененным методом.

Состав и последовательность рабочих процессов при прокладке трубопроводов во многом зависят от типа применяемых труб (металлические или неметаллические), а также от условий их прокладки (в стесненных городских или полевых условиях, на ровной или пересеченной местности, при наличии или отсутствии естественных и искусственных преград и т.п.). При прокладке, например, магистральных трубопроводов из стальных труб основные рабочие процессы выполняются в такой последовательности:

При строительстве водоводов и коллекторов в городских условиях, где по трассе прокладки встречается большое количество различных сооружений (колодцев, камер), а также переходов под дорогами, состав и последовательность работ будут другими. Существенно также отличаются состав и последовательность рабочих процессов при прокладке трубопроводов из различных труб. Однако ведущими рабочими процессами в любом случае являются укладка труб или их секций и плетей в проектное положение и соединение их в непрерывную линию трубопровода.

В зимнее время принимают меры по минимальному промерзанию грунта и защите временных дорог и подъездов от заносов. При прокладке трубопроводов по плодородным землям выполняют дополнительные работы по срезке и перемещению для хранения в специальный отвал плодородного гумусного слоя для последующего восстановления (рекультивации) земель.

Трассу трубопровода на местности разбивают перед началом земляных работ. Положение ее оси закрепляют знаками, позволяющими быстро и точно выполнить разбивочные работы. При разбивке трассы необходимо вдоль нее установить временные реперы, связанные нивелирными ходами с постоянными, закрепить и привязать разбивочные оси и вершины углов поворота трассы к постоянным объектам (зданиям, сооружениям) или - к установленным на трассе столбам. Далее надо отметить на поверхности пересечения трассы трубопровода с существующими подземными коммуникациями и места расположения колодцев. Разбивку трассы оформляют актом с приложением к нему ведомости реперов, углов поворотов и привязок. До начала земляных работ проверяют рабочую разбивку траншей и котлованов для колодцев и камер. При производстве земляных работ все разбивочные и геодезические знаки должны быть сохранены.

Для разбивки трассы трубопровода по профилю, т.е. в высотном отношении, используют обноски с визирками, устанавливаемые в местах расположения колодцев и на вершинах углов поворотов. Перенос в натуру проектной оси трубопровода, а также ее линейных и угловых элементов производят с разбивочного чертежа. Каждый поворот трассы привязывают к трем местным предметам, пунктам разбивочной основы или к точкам, закрепляющим красные линии застройки. На местность выносят начало и конец трассы, все ее поворотные точки, колодцы и камеры. При укладке трубопроводов в траншеи на основе проектного продольного профиля трассы и разбивочных чертежей выполняют детальную разбивку. Ее начинают с перенесения на дно колодцев проектных отметок дна лотков в двух соседних колодцах, центры которых определяют с помощью отвеса. Бровки котлованов колодцев разбивают от их центров, откладывая в обе стороны от продольной оси траншеи половину проектной ширины котлована колодца с учетом откосов, и закрепляют колышками. Аналогично на прямолинейных участках траншеи закрепляют пикетами и точками через 5+10 м продольную ось. Затем от этой оси перпендикулярно откладывают расстояния до левой и правой бровок траншеи и обозначают их колышками. Так как колышки при рытье траншей и котлованов часто уничтожаются, положение основных и вспомогательных осей закрепляют с помощью деревянных обносок (рис.1, а). Продольную ось траншеи переносят при помощи теодолита, установленного над створным знаком, закрепляют на обноске и отмечают горизонтальной полочкой 3 (см. рис.1, а). На полочку 3 устанавливают и прибивают (пришивают) постоянную визирку 4, изготовленную в виде буквы Т из планок. От продольной оси траншеи на обноске разбивают вспомогательные оси и краской пишут номер колодца, диаметр прокладываемых труб и наименование осей. Направление продольной оси траншеи определяют с помощью стальной проволоки, натянутой через метки осей на носках, и отвеса. Проектный уклон дна траншеи проверяют с помощью ходовой (переносной) визирки (рис 1, в, г) длиной 2,5; 3 и 4 м, изготовленной также в буквы Т. Ее длина принимается такой, чтобы при установке ее пятки на дно траншеи верхняя грань перекладины возвышалась над поверхностью земли не менее чем на 1 м. Постоянные визирки над двумя смежными колодцами устанавливают на такой высоте, чтобы плоскость, проведенная через их вертикальные грани, параллельна дну траншеи с соблюдением проектного уклона. Он будет обеспечен, если верх ходовой визирки, установленной в любой точке траншеи, будет совпадать с плоскостью визирования. Пример расчета верха постоянных визирок при уклоне самотечного трубопровода 0,008 и расстояния между колодцами 45 м показан на рис.1, б. При этих условиях разность отметок верха визирок составит 0,427 м. Визирки также используют для контроля глубины траншеи, не допуская перебора.

Рис.1. Разбивка траншей трубопроводов а - обноска с постоянной (пришивной) визиркой; б - схема дли расчета постоянных визирок; в - переносная (ходовая) визирка с выступом-башмаком; г - то же без выступа; 1 - столбы; 2 - доска; 3 - полочка; 4 - постоянная визирка

Перед укладкой трубопровода проверяют глубину и уклоны дна траншеи, крутизну откосов. Если траншея имеет крепления, то проверяют правильность их установки. Необходимыми условиями надежной эксплуатации трубопровода являются укладка его на проектную отметку с обеспечением плотного его опирания на дно траншеи, а также сохранность труб и их изоляции при укладке. Поэтому подготовке траншей к укладке труб уделяют большое внимание. При прокладке трубопроводов в городских условиях траншею часто пересекают различные коммуникации (трубопроводы, кабели). Если они находятся ниже строящегося трубопровода, то это не осложняет его прокладку, а если выше, то необходимо принимать меры по заключению их в специальные короба с надежным креплением. Приямки в траншеях для заделки раструбных и муфтовых стыковых соединений, а также сварки стыков труб отрывают для труб диаметром до 300 мм непосредственно перед их укладкой, а для труб больших диаметров - за 1 ч 2 дня до их укладки.

Подземные трубопроводы укладывают на естественные или искусственные основания. На естественные укладывают бетонные, железобетонные, керамические, асбестоцементные, пластмассовые, а также металлические трубы. При укладке железобетонных труб больших диаметров (1,5+3,5 м) соблюдают следующие требования: в песчаных грунтах ложе для труб должно охватывать не менее 1/4 поверхности трубы, а в глинистых и скальных - трубы укладывают на песчаную подушку толщиной не менее 100 мм с тщательным уплотнением. Искусственные основания под трубопроводы устраивают в слабых сухих, а также в водонасыщенных грунтах, которые не могут служить надежным естественным основанием.

Проверка качества труб обычно выполняется дважды - на заводе-изготовителе и непосредственно на трассе, перед их укладкой в траншею. На заводе качество труб проверяют по установленной методике, иногда с их испытанием. На трассе практически все поступающие трубы подлежат осмотру и проверке их качества. Это крайне необходимо, ибо, если при монтаже трубопровода, особенно напорного, будут использованы хотя бы несколько или даже одна некачественная труба, в месте их укладки произойдут разрывы и аварии. Устранить их часто бывает очень трудно, ибо это потребует остановки эксплуатации водовода и разрытия траншей.

На трассе поступающие трубы принимают по документам (сертификатам, паспортам) заводов-изготовителей, подтверждающим их качество. Однако в трубах могут возникнуть дефекты вследствие неправильной их погрузки, перевозки и разгрузки. Поэтому перед укладкой труб в траншею их тщательно осматривают, проверяют фактическое их качество и при обнаружении серьезных и неисправных дефектов отбраковывают.

Не допускается укладывать трубы с трещинами, отколами кромок и раструбов, большими отклонениями их окружности, т.е. с "овальностью", и другими серьезными дефектами. Поверхность используемых для устройства стыков труб резиновых манжет и колец должна быть гладкой, без трещин, пузырей, посторонних включений и других дефектов, снижающих их эксплуатационные качества.

Опускание труб в траншею ведется в большинстве случаев при помощи кранов, а также специальных грузозахватных приспособлений. Вручную опускают лишь легкие трубы (небольших диаметров) с помощью мягких канатов, полотенец и других приспособлений. Сбрасывать трубы в траншею категорически запрещается.

Опускание труб и секций в траншею или на дно канала является довольно трудоемким процессом. Опускать трубы в траншею с пологими откосами без креплений сравнительно легче, эффективность опускания зависит лишь от правильного выбора схемы укладки труб и типа монтажного крана. Опускать трубы в траншеи с вертикальными стенками, особенно при наличии креплений с поперечными распорками, сложнее. Трубы при этом укладывают с последовательным снятием и установкой распорок. Все это замедляет и усложняет процесс укладки труб, увеличивает его трудоемкость и удлиняет срок строительства. Несколько ускорить и обезопасить этот процесс можно, применив крупноразмерные крепления с вертикальными щитами, горизонтальными прогонами и распорными рамами, располагаемыми через 3+3,5 м (рис.2).

Укладку труб по заданному направлению и уклону между двумя смежными колодцами выполняют по переносным визиркам, штырям-маякам или при помощи уровня. Ходовые визирки (см. рис.1, в, г) применяют при зачистке дна траншеи до проектной отметки. При укладке напорного трубопровода на зачищенное дно траншеи выравнивают верх труб, для чего применяют визирки без выступов внизу, устанавливаемые на верх труб. Поэтому длину такой визирки уменьшают на величину внешнего диаметра труб (см. рис.1, г).

Для укладки самотечных канализационных труб по заданному уклону используют ходовую визирку, у которой внизу на пятке имеется выступ, прикрепленный под прямым углом (см. рис.1, в). При укладке труб визирку выступом устанавливают на лоток трубы вертикально (рис.4).

Общие положения. Малые водопропускные сооружения: мосты длиной до 25 м и трубы относятся к числу массовых объектов железнодорож­ного строительства. Количество малых водопропускных со­оружений на I км пути зависит от формы рельефа местности. Так, для железных дорог Урала и Восточной Сибири коли­чество малых мостов (числитель) и труб (знаменатель) состав­ляет: при равнинном рельефе - 0,1/0,24, при холмистом - 0,14/0,53, при горном рельефе - 0,21/0,9 штук/км, а доля их от общего числа водопропускных сооружений N: 26/58, 18/74,6 и 15,5/79,5% соответственно.

Таким образом, в сумме малые мосты и трубы составляют от 84 до 95% N. Возводят малые мосты и трубы по типовым проек­там из конструкций заводского изготовления. Наибольшее распространение в последние годы получили круглые сборные железобетонные трубы отверстиями 1,0, 1,5 и 2,0 м в одно- двух- и трехочковом исполнении; прямоугольные сборные железобетонные трубы отверстиями 1,0; 1,5; 2,0; 3,0, 4,0 м в одно- и двухочковом исполнении; прямоугольные бетонные трубы отверстиями 2, 3, 4, 5 и 6 м; гофрированные металлические трубы отверстиями 1,0; 1,5; 2,0 и 3,0 м.

Труба состоит из входного оголовка, тела трубы и выходного оголовка (рис. 9.4). И оголовки, и тело трубы монтируются из отдельных блоков. Фундаменты бывают трех типов. На прочных основаниях, например скальных, применяют фунда­менты I типа, состоящие только из лекальных блоков (для круг­лых труб) или плит (для прямоугольных труб). На сравнитель­но слабых основаниях устраивают фундаменты из монолитно­го бетона - III типа. В прочих условиях применяют фундаменты II типа, отличающиеся от фундаментов I типа до­полнительным нижним рядом прямоугольных блоков. Фунда­мент под оголовками устраивают на большую глубину. Труба состоит из звеньев длиной 1 м и блоков оголовков. Масса мон­тажных элементов типовых железобетонных труб: блоков фун­даментов 0,75…4 т, звеньев круглых 0,9…4,2 т, прямоугольных 3,5…10,3 т, частей оголовков 2,4…6,9 т. Фундаментные блоки ук­ладываются краном на слой щебеночной (песчано-гравийной) подготовки толщиной 0,10…0,20 м.

Рис. 9.4. Сборные железнобетонные трубы:

а - круглая; б - прямоугольная; / - портальная стенка оголовка; 2 - звенья; 3 - коническое звено; 4 - откосное крыло оголовка; 5 - фунда­ментные плиты оголовка; 6 - щебеночная подготовка; 7 - блоки фунда­мента; 8 - лекальные блоки; 9 - плиты фундамента; 10 - лоток

Металлические бесфундаменптые трубы монтируют из гоф­рированных элементов заводского изготовления, выпускаемых в обычном и северном исполнении. Элементы из стали толщиной 1,5…2,5 мм имеют гофры (гребни) высотой 32,5 мм с шагом 130,0 мм. С помощью болтов элементы объединяют в звенья. Для защиты от коррозии элементы труб покрывают слоем цин­ка и специальными битумными мастиками или полимерными эмалями. Укладывают трубы на песчаную или песчано-гравийную подушку толщиной не менее 0,40 м с размером частиц не крупнее 50 мм. Гофрированные трубы устраиваются, как пра­вило, без оголовков. На концевых участках трубы устраивают противофильтрационные подрусловые экраны - водонепрони­цаемые перемычки из глинистого грунта, глинощебня, бетона и других материалов.

Комплекс работ по строительству водопропускных труб включает: подготовительные работы, устройство котлованов, подготовку оснований под фундаменты, устройство фундаментов, монтаж тела труб, гидроизоляцию. До начала сооружения труб проектная организация должна закрепить в натуре и сдать по акту строительной организации в присутствии заказчика точку пересече­ния оси насыпи и продольной оси трубы, необходимое количество створных знаков, закрепляющих продольную осб трубы и высотный репер (рис. 9.5), расчистить и спланировать строитель­ную площадку, устроить водоотводы и подъезды, завести и раз­местить материалы по заранее разработанному и вычерченному в масштабе 1:500 или 1:200 плану строительной площадки. План строительной площадки (рис. 9.6) составляют на основе решений, принятых в типовом проекте производства работ.

Рис. 9.5. Схема закрепления местоположения трубы на трассе:

1 – выносные столбы (колья); 2 – точка и сторожок с надписью «ось», «пикет» и «плюс»; 3 – репер

Рис. 9.6. План строительной площадки при сооружении прямоугольной трубы:

1 – звенья тела трубы и оголовков; 2 – блоки откосных крыльев; 3 – фундаментные плиты; 4 – ящик с цементом; 5 – бак с водой; 6 – песок; 7 – щебень; 8 – бетономешалка; 9 – электростанция; 10 – вагончик для хранения инструмента; I СТ, II СТ, III CT – места стоянки крана при ведении монтажных работ; α min , α max – минимальный и максимальный углы поворота стрелы крана при монтаже звеньев тела трубы; l стрелы – максимальный вылет стрелы, при котором возможна установка звеньев тела трубы

От оси трубы намечают и закрепляют металлическими колья­ми контур котлована. В зависимости от объемов работ, характе­ра грунтов, формы котлована и других местных условий разра­ботку грунтов в котловане предусматривают: бульдозерами, гидравлическими экскаваторами обратная лопата с ковшом ем­костью 0,15…0,65 м 3 или кранами с грейферным оборудованием. При рытье котлованов под водой и в неустойчивых водонасыщенных грунтах устраивают грунтовые перемычки, бездонные ящики или шпунтовые ограждения с водоотливом. Верх шпун­тового ограждения должен быть на 0,2…0,4 м выше максималь­ного уровня грунтовых вод, а для русловых опор - на 0,7 м выше принятого рабочего горизонта воды в реке. Зимой при ес­тественном замораживании грунтов допускается разработка кот­лованов глубиной до 4 м без крепления. Котлованы разрабаты­ваются с недобором до проектных отметок на 10…20 см. Окончательную зачистку дна котлована производят вручную непосредственно перед монтажом фундамента. Котлованы длиной более 20 м в неустойчивых грунтах и при наличии грунтовых вод разрабатывают посекционно. Дно котлована в продольном направлении под блочный фундамент трубы планируют по дуге окружности. При этом величина строительного подъема зависит от вида грунта и высоты насыпи. Строительный подъем по оси насыпи для оснований из супеси, суглинка и глин принимается равным 1/40, а при песчаных и гравийных грунтах - 1/80 высоты насыпи. После приемки котлована устраивается щебеночная подготовка. Щебень завозят автосамосвалами и выгружают в бадьи, а затем краном в котлован слоем толщиной 10 см и уп­лотняют пневмотрамбовками. Отметки верха щебня проверяют нивелиром. Разравнивают щебень вручную лопатами.

Монтаж железобетонных труб. До начала монтажных работ на расстоянии I м от котлована устраивают обноску из досок и брусьев, обозначая на ней ось трубы, контуры фундамента и другие размеры.

Монтаж труб начинают с монтажа фундамента в направле­нии от выходного к входному оголовку. Вначале укладывают краном нижний ряд блоков фундамента оголовков до уровня подошвы фундамента тела трубы. Затем заполняют песчано-гравийной смесью и заливают цементным раствором скосы мелкой части котлована с более глубокой. Блоки верхней части фундамента укладывают рядами. При секционной разработке котлована монтаж фундамента ведут на всю высоту в пределах секции. Очищенные от грязи блоки укладывают на слой цемен­тного раствора марки не ниже 150 толщиной 1…2 см. Отклоне­ние в рядах по высоте не должны превышать 5 мм. Вертикаль­ные швы между блоками заливаются раствором. В процессе монтажа проверяют горизонтальность рядов в пределах секции и уклон трубы. Засыпку пазух котлована производят после приемки фундамента. Засыпку ведут слоями толщиной 15…20 см с тщательным уплотнением грунта в каждом слое электротрам­бовками. Монтаж фундаментов труб на косогорных участках производится секциями длиной по 3…4 м, начиная с фундамента выходного оголовка

Монтаж оголовков и тела трубы начинают с выходного ого­ловка. Вначале устанавливают блоки оголовка. При установке портальных стенок и откосных крыльев оголовка используются расчалки или инвентарные подкосы. Затем монтируют звенья трубы, используя специальные хомуты или скобы. Круглые зве­нья устанавливают на лекальные блоки. Для обеспечения необ­ходимого зазора 2 см звенья укладывают на деревянные клинья. Раствор с осадкой конуса 11…13 см сначала укладывают и уплот­няют с одной стороны звена, добиваясь появления его с другой стороны. Недостающее количество раствора дополняют.

При укладке звеньев прямоугольных труб необходимо обес­печить их плотное опирание на фундаментные плиты. Нельзя подбивать или подклинивать звенья щебнем. Это может приве­сти к повреждению и даже к разрушению звеньев. Между звень­ями труб оставляют швы шириной 1 см, а между секциями (3…4 звена) - 3 см. Мешающие монтажные петли срезают авто­геном. Срубать и загибать петли запрещается.

Швы между звеньями заполняют паклей, пропитанной биту­мом (рис. 9.7). А затем все швы, кроме деформационных, с внут­ренней стороны заполняют цементным раствором марки 300. С наружной стороны их заливают битумом. Перед гидроизоля­цией производится очистка поверхности трубы.

В качестве оклеенной гидроизоляции применяют ткань, пропи­танную битумом, или стеклосетку, два слоя которой укладыва­ют на слой горячей битумной мастики и ею же покрывают уло­женные слои сверху.

Обмазочная гидроизоляция состоит из двух слоев горячей или холодной битумной мастики толщиной 1,5…3 мм. Ее наносят на загрунтованную лаком поверхность трубы. При производстве ра­бот в зимнее время применяют внутренний обогрев трубы. Торцы трубы закрывают щитами, а ее наружную поверхность утепляют.

Рис. 9.7. Оклеенная и обмазочная гидроизоляция:

а - шов нал звеньями труб; б - межсекционный шов труб на фундамен­тах; 1 - звено; 2 - оклеенная изоляция звена; 3 - битумная мастика; 4 - обмазка; 5 - пакля; 6 - расшивка швов

Смонтированную трубу засыпают грунтом. Высота засыпки должна быть на 0,5 м выше трубы, а ширина поверху - рав­няться ширине блока трубы, крутизна откосов не круче 1:1. За­сыпку ведут слоями с уплотнением грунта электротрамбовками и катками на пневмошинах. В зимнее время толщину засыпки над трубой увеличивают до 1 м и ведут ее талым, а лучше дрени­рующим грунтом. При этом следят, чтобы в грунт засыпки не попали крупные камни, мерзлые комья грунта, льдины и снег.

Укрепительные и отделочные работы производят после от­сыпки земляного полотна до проектных отметок в соответствии с проектом.

Работы по монтажу трубы ведет поточным способом комплек­сная бригада, состоящая из трех звеньев по 4 человека. Первое звено выполняет подготовительные и земляные работы, второе - монтажные, третье - гидроизоляционные и засыпку трубы грун­том. Члены бригады должны владеть несколькими профессиями.

Средства механизации - бульдозеры, самоходные стреловые краны грузоподъемностью до 15 т, бетоносмесители вместимос­тью до 100 л, передвижные электростанции мощностью до 8 кВт, автомобили, насосные установки, передвижные агрегаты для ра­зогрева битума, вибраторы и электротрамбовки, катки и др.

Монтаж металлических водопропускных труб. По спланированному и зачищенному дну котлована отсыпа­ют и уплотняют песчаную подушку шириной на 1 м превышаю­щей диаметр трубы и толщиной не менее 0,4 м (рис. 9.8). Песок из автосамосвалов выгружают в котлован, планируют бульдозе­ром и уплотняют катками или гружеными автосамосвалами.

Рис. 9.8. Отсыпка подушки под металлическую трубу:

а - в два этапа; 6 - с предварительным устройством ложа; в - с отсыпкой нулевого слоя; 1 - часть подушки, отсыпанная до укладки трубы; 2 - то же после укладки; 3 - нулевой слой

В процессе сооружения подушки устраивают необходимый строительный подъем лотка трубы. После устройства основания устраивают противофильтрационные экраны под крайними зве­ньями трубы длиной 2,8 м. Толщина и ширина экранов должны соответствовать размерам подушки. Для образования экранов основание под крайними звеньями разрыхляют, добавляют це­мент, тщательно перемешивают и уплотняют вручную трамбов­ками. Затем производят окончательную планировку основания и, пользуясь обноской, натягивают по оси трубы шнур.

Монтируют трубу из отдельных элементов или после предва­рительной сборки секций, которые собирают либо на централизо­ванной сборочной базе, либо на месте строительства трубы. Дли­на секций определяется возможностями имеющегося в наличии транспорта. При погрузке и разгрузке элементов и секций трубы пользуются пеньковыми канатами, а при стальных стропах - прокладками из брезента, предотвращающими повреждения по­крытия. Запрещается цеплять элементы крюками стропов через имеющиеся отверстия, сбрасывать с высоты пакеты и секции. При сборке трубы из отдельных элементов, имеющих три стандартных элемента в звене, сначала укладывают по оси трубы нижние элементы на длину секции или трубы, соеди­няя их 3…4 болтами. Продоль­ные швы четных звеньев долж­ны находиться на одной линии, а нечетных - на другой (рис. 9.9). Затем монтируют два других элемента звена также на 3…4 болта по середине продольного шва. Центровку отверстий выполняют с помощью ло­миков, вставляя их в рядом расположенные отверстия. Через три звена от собираемого ставят и затягивают все болты. При сборке труб большого диаметра для временного крепления эле­ментов применяют поперечные стяжки.

Рис. 9.9. Размещение стыков элементов 1…6 трубы

При предварительной сборке секций из звеньев элементы ус­танавливают в вертикальные положения и соединяют между собой 3…4 болтами. Собранные звенья соединяют по три, а трехзвенные секции связывают одним промежуточным звеном, получая одну семизвенную монтажную секцию или плеть. Сек­ции трубы краном устанавливают на спрофилированное осно­вание на деревянные подкладки так, чтобы продольные швы соединяемых торцов секций имели одинаковый нахлест и были расположены на одном уровне. Расстояние между торцами сек­ций должно быть равно полезной ширине элемента - 910 мм. Затем секции соединяют между собой стандартными соедини­тельными элементами. Стыки выполняют в нахлестку так же, как при объединении звеньев.

Для придания жесткости по концам трубы устанавливают окаймляющие уголки 40x40x4 мм длиной 4,7 м, которые кре­пятся к звеньям с помощью болтов.

По завершении проверки качества монтажных работ и очис­тки поверхности трубы производится дополнительное гидро­изоляционное покрытие из битумных мастик. На покрытие 1 м 2 поверхности расходуется 0,3…0,4 кг битумного лака и 2…3 кг ма­стики. Грунтовку лаком производят краскораспылителем, избегая сгустков, подтеков и пузырей. Не позднее суток нано­сят слой битумной мастики толщиной 2 мм при помощи пере­движной битумной установки. Качество гидроизоляционных работ оформляется актом. После устранения недостатков, но не позднее трех суток производится засыпка трубы грунтом. За­сыпку гофрированных металлических труб производят песча­ным и крупноблочным грунтом с размером частиц до 50 мм. Засыпку на высоту 0,5 м над верхом трубы делают одновремен­но с обеих сторон одинаковыми слоями с тщательным уплот­нением каждого слоя. Уплотняют грунт машиной виброудар­ного действия. Для лучшего уплотнения грунта вблизи трубы отсыпку ведут наклонными слоями (рис. 9.10). При высоте засыпки над верхом трубы 0,5 м нагрузка от машин, проходящих над трубой, не должна превышать 98 кН, при высоте засыпки 0,8 м - 108…196 кН.

Нормативное время на сборку секций из отдельных элементов - 4,8 чел.-ч на 1 м трубы, на укладку секций на деревянные про­кладки - 1,26 чел.-ч на 1 секцию, на сборку трубы из секций - 6,5 чел.-ч на 1 стык, на установку окаймляющего уголка - 1,4 чел.-ч на 1 оголовок, на устройство дополнительного защитного слоя битум­ной мастикой - 0,3 чел.-ч на 1 м 2 поверхности трубы, на устрой­ство противофильтрационного экрана - 0,99 чел.-ч на 1 м 3 (Е5-3).

Для устройства одной трубы диаметром 1,5 м и длиной 26,5 м потребуется 7 ч, включая разбивочные и подготовительные работы.

Рис. 9.10. Засыпка металлической трубы наклонными слоями и уплотнение:

1 - труба; 2 - линия наибольшего приближения к трубе; 3 - виброудар­ная машина; 4 - пулевой слой

ЖБИ представляют собой сложные инженерные сооружения, которые обрели широкую сферу применения в жилом, сельскохозяйственном и промышленном строительстве. Сегодня они созданные на базе высокоэффективных технологий ничем не уступают своим пластиковым и чугунным аналогам. Более того, такие изделия привлекают возможность сэкономить в жилом, сельскохозяйственном и промышленном строительстве объектов.

Качественные способны прослужить свыше 70 лет. При этом такие товары не подвержены бактериальному воздействию, не боятся жары, засухи, влаги и морозов. На данный момент они широко применяются в следующих областях:

  • В частном строительстве сооружений;
  • В промышленном производстве оградительных элементов, опор и т.п.;
  • В обустройстве участков;
  • В создании канав, ливневых систем, коллекторов;
  • В изготовлении канализационных отводов;
  • Для создания стоков.

Выбор таких подходящих изделий зависит от назначения, размеров и сложности установки.

Трубы бетонные канализационные раструбные

Современные обладают пропускным диаметром от 100 до 2400 миллиметров. При этом значение данного параметра непосредственно зависит от размеров, назначения и их типа. Еще одной важной их характеристикой считается стойкость к агрессивным средам. Чтобы улучшить это свойство современные производители стройматериалов добавляют в бетонную смесь различные присадки. Такие компоненты позволяют улучшить сопротивляемость к кислотам и щелочам. Собственно по этой причине используют для изготовления не только коммунальных, но и промышленных стоков.

Учитывая широкую сферу применения указанной продукции, становится ясно, что они должны располагать высокой прочностью, чтобы выдерживать линейные нагрузки. Они выдерживают внутреннее давление от 0,1 МПа до 2 МПа.

Выбирая, следует учитывать, что сегодня производители предлагают несколько вариантов стыков. В частности, их можно устанавливать в раструб или в фальцы. При этом сегодня их все можно условно поделить по сфере применения на напорные и безнапорные изделия. Первый вариант изготавливается либо из чистого бетона, либо с примесями полимеров и стальных вставок. Втулки, сделанные из пластика или стали призваны обеспечить большей устойчивостью к агрессивным средам применения.

Разновидности и размеры определяются по ГОСТ 22000-86.

Основные виды бетонных труб

  • ТБПФ;
  • ТБПС.

Типы бетонных труб

  1. Раструбные канализационные со стыковыми соединениями (ТБ).

Такие изделия отличаются тем, что один из их концов несколько расширен. Они относятся к безнапорным. Они предназначены для работы с неагрессивной жидкостью, температура которой не должна превышать 400 градусов. Данные изделия уплотняют при помощи колец, герметика или ударопрочных материалов. Что касается способа установки, то монтаж осуществляется встык. В свою очередь ТБ по государственному стандарту делятся на:

  • Т-цилиндрические;
  • ТБ с резиновыми кольцами и упорным бортиком;
  • ТС цилиндрические со ступенчатой поверхностью;
  • ТФП цилиндрические.
  1. ТБС раструбные канализационные:

Данная разновидность относится к безнапорному типу. Изделия, входящие в состав этой группы, как правило, имеют внутренний диаметр стенок – 400 миллиметров. При этом их длины могут достигать 2500 миллиметров. Чаще всего ТБС эксплуатируют для возведения хозяйственно-бытовых канализационных сетей. Производятся эти разновидности посредством виброгидропрессования. Собственно, применение данной технологии и обусловлены высокие технические характеристики.

  1. ТБФ фальцевые цилиндрические трубы:

Диаметр раструбных такого типа может колебаться от 400 до 2400 миллиметров. При этом их при выборе таких изделия важно учитывать и другие параметры. В частности, если вас интересуют диаметром в 1600 миллиметров, то по несущей способности ТБФ могут иметь 2 марки в зависимости от площади сечения. Этот параметр определяется по высоте засыпания трубопровода. Трубы диаметром свыше 1600 миллиметров используют при высоте засыпки не более 4 метров. Работая с ТБФ очень важно установить основание по всей высоте грунтом, дополненным послойным уплотнителем.

  1. ТБПВ фальцевые трубы с подошвой:

Бетонные фальцевого типа, оснащенные подошвой относятся к безнапорным изделиям, которые применяют для проведения трубопровода под землей. Раструбные решения предусматривают использование специальных муфт, которые предназначены для упрощения установки материалов. К достоинствам ТБПВ следует отнести возможность установки на неровной поверхности.

  1. ТБПС трубы, соединения которых уплотнены резиновыми вставками:

Этот вид производится согласно ГОСТу 20054. Речь идет о цилиндрических раструбных изделиях, имеющих подошву и стыковую поверхность. На их концах имеются специальные втулки, упрощающие монтаж изделий и обеспечивающие конструкции долговечность. Для лучшей устойчивости изготовители дополняют ТБПС специальными резиновыми кольцами.

  1. 6. Труба бетонная в канаву на заезд:

Диаметр таких может варьироваться от 400 до 2400 миллиметров. Поверхность втулочного конца может быть оснащена кольцами с резинкой. Это обеспечивает изделиям большую плотность и износостойкость.

Трубы бетонные канализационные в свою очередь делятся на:

  • трубы бетонные безнапорные
  • трубы бетонные дорожные
  • прямоугольные бетонные трубы

Монтаж бетонных труб — видео


Следует сразу отметить, что установка канализационных труб является сложным процессом, требующим использования специального оборудования, определенных познаний и навыков. По этой причине лучше обратиться к профессионалам, которые имеют опыт в этой работе, чем пытаться самостоятельно произвести монтаж.

При прокладке канализационных сетей следует учитывать, что муфта бетонных конструкций монтируются в изначальное положение так, чтобы торец совпадал с меткой. При этом если изделия оснащаются кольцами с резинкой, то они должны находиться максимально близко к кольцам муфты. Последние, в свою очередь должны находиться в конической муфтовой щели и заходить заподлицо. Чтобы завести их в указанное место следует использовать конопатку.

После выполнения вышеуказанных действий на окончание второй трубы необходимо добавить дополнительное резиновое кольцо. Желательно, чтобы оно размещалось недалеко от торца. После этого при помощи специального инструмента муфту продвигают к стыкуемой трубе строго по направлению. Параллельно этому действию необходимо произвести закатку кольца на первой трубе. По этой причине монтаж канализации необходимо осуществлять группе специалистов. Самостоятельно справиться с этой задачей физически нереально.

После того, как муфта достигнет отметки на другой канализационной трубе в щель нужно поместить второе резиновое кольцо. Это обеспечит должную водонепроницаемость, которая необходима для правильного расположения колец в стыках. Если добиться этого качества не удастся, трубы прослужат не долго.

Размеры бетонных труб

Размеры труб типа Т

D у , мм Тип трубы Размеры труб, мм Масса трубы, т
d i d e d 1 d 2 t l l 1 l 2 l 3 l 4
400 Т40.50 400 500 530 650 50 5000 5100 100 150 75 0,95
500 T50.50 500 620 650 790 60 85 1,4
600 T60.50 600 720 750 890 1,7
800 T80.50 800 960 990 1170 80 5110 110 200 105 3,0
1000 T100.50 1000 1200 1230 1450 100 125 4,8
1200 Т120.50 1200 1420 1450 1690 110 135 6,0
1400 T140.50 1400 1620 1650 1890 7,0
1600 Т160.50 1600 1840 1870 2130 120 145 8,7

Размеры труб типа ТБ

D у , мм Размер трубы Размеры труб, мм Масса трубы, т
d i d e d 1 d 2 t t 1 а l l 1 l 2 l 3 l 4 h h 1 h 2
400 ТБ40.50 400 500 531 684 50 76,5 44 5000 5145 145 365 102 92 11 6 0,95
500 TБ50.50 500 620 651 834 60 91,5 59 5160 160 425 105 107 1,5
600 TБ60.50 600 720 751 934 1,7
800 TБ80.50 800 960 991 1210 80 109,5 482 125 3,0
1000 TБ100.50 1000 1200 1231 1498 100 133,5 590 149 7 4,8
1200 ТБ120.50 1200 1420 1451 1740 110 144,5 69 5170 170 634 115 160 6,3
1400 TБ140.50 1400 1620 1651 1946 147,5 74 5175 175 163 13 7,3
1600 ТБ160.50 1600 1840 1871 2196 120 159 84 5185 185 654 125 178 9,0

Внимание! Трубы, диаметр которых превышает 900 миллиметров, должны оснащаться двойным сварным каркасом. Такие раструбные канализационные трубы из бетона производятся по ГОСТ 6482-88. Относительно установки больших труб, важно, чтобы промежуток между стыками составлял 10-15 миллиметров. Кроме того, стыки должны соединяться качественной прядью из пены.

Конструкция бетонных труб

Как устроена железобетонная труба — конструкция

Если еще несколько лет назад их изготавливали из массивных стенок, оснащенных отводами, то современные аналоги гораздо удобнее и практичнее. Стены современных канализационных труб могут иметь либо раздельный, либо общий фундамент. Все зависит непосредственно от геологических условий, в которых предусматривается эксплуатация продукции.

Для слабых грунтов производят с общим фундаментом, что позволяет существенно уменьшить величину давления. В некоторых случаях для большей эффективности производители делают для общего фундамента обратный свод. В таком случае данный элемент выполняет сразу две важные задачи: обеспечивает отток воды и выступает в роли лотка для протекания. Такие изделия производятся из бутового камня.

Если их необходимо установить на дорогах, которые относятся к низким техническим категориям, лучше использовать изделия, имеющие круглое основание из звеньев. При этом хорошо, если они дополнительно оснащены плоской подошвой. В таких трубах звенья могут иметь отверстие диаметром от 1 до 1.25 метров. Толщина их стенок при этом может варьироваться от 14 до 16 сантиметров.

В устройстве подошвенной части располагается сварная сетка, сделанная из арматуры диаметром до 10 миллиметров. Метал, используемый для изготовления данного элемента конструкции должен относится к классу А-II. Вместе с тем, сегодня существует два типа звеньев:

Единственным недостатком указанных классов является не экономичность. Для прокладки канализации из таких материалов необходимо много бетона. Как правило, указанные трубы монтируются под насыпями. Их высота может достигать до 7 метров.

Следует учитывать, что звенья круглых канализационных труб очень тяжело равномерно разместить на базу фундамента или основания. Чтобы в процессе монтажа не допустить ошибки производители предлагают типовой проект звеньев. Помимо этого, можно задействовать дополнительные сетки, которые позволяют укрепить пяту арматуры.

ГОСТ

Внутренний диаметр

Полезная длина

Минимальная толщина стенки

Глубина раструба

Глубина фальца

Т, ТБ, ТС, ТФ

Т, ТП, ТБ, ТС, ТБП, ТСП, ТФП

2500-3000
(5000)

ТП, ТБП, ТСП, ТФП

Цены и стоимость бетонных труб

Стоимость ЖБИ зависит от производителя и их назначения. Как правило, они обходятся несколько дороже пластиковых аналогов, но привлекают лучшими эксплуатационными характеристиками. К примеру, в канаву она может стоить в зависимости от производителя и диаметра (300-2000 миллиметров) от 3000 до 50000 рублей за единицу.

Таким образом, мы рассмотрели особенности, разновидности и особенности установки канализационных БТ. Подводя итоги, можно отметить, что они обладают рядом преимуществ сравнительно с аналогами, что обусловлено не только их долговечностью, но и относительно доступной ценой.

просмотров