Мироносицкий монастырь в марий эл. Мироносицкая обитель — святое место уже почти четыре столетия

Мироносицкий монастырь в марий эл. Мироносицкая обитель — святое место уже почти четыре столетия

в селе Ежово (Медведевский р-н РМЭ ) располагается источник в честь святых жен-мироносиц. Вода в нем целебная: имеются описания случаев исцеления от болезней ног, сердца, глаз.

Ежовские святые источники имеют очень древнюю историю поклонения. Источники почитаемы среди луговых мари - они посвящены «богам» Купальца Кугу Юмо (Иоанну Крестителю) и Владимирский Шочын Ава (Владимирской Божьей Матери).

Источники расположены в 300 м от Ежовского Мироносицкого монастыря . Значение - место поклонения и целебные источники, у которых совершаются молебны и оздоровительные обряды. Два источника в 200 м друг от друга имеют оформление: установлен крест, небольшая часовенка с иконой Владимирской Божьей Матери. Место поклонения луговых мари из центральных и северо восточных районов республики. Святые источники находятся в ведении Ежовского Мироносицкого монастыря

Ежегодно 14 мая в женском монастыре села Ежово - проходят торжественные службы. Этот день - престольный праздник в Мироносицкой пустыни - день явления Мироносицкой (Царевококшайской) иконы Божией Матери. В месте её явления и находиться святой источник к которому после праздничных Богослужений в последнее время, традиционно, проходит крестный ход с иконой. У источника стоит белокаменная часовня из под неё и выбивает чудотворный источник. У источника недавно установили новую рубленную из дерева купальню.


Стоит отметить, что в этот день, здесь - Мироносицком женском монастыре, присутствует большое количество, как из числа духовенства, прибывающих со всей епархии, так и паломников приезжающих не только со всей республики, но и из других регионов России.

Из истории обители и обретения чудесной иконы:

Возникновение обители относится к середине XVII века и связано с явлением чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми женами мироносицами. Майским днем 1647 года крестьянин селения Дальние Кузнецы, Андрей Иванович Жолнин, работая в поле (на месте теперешней обители), увидел резной на аспидном камне, обложенный тканым серебром, образ Богоматери со св. женами мироносицами. (В древних грамотах XVII века говорится только о явлении иконы св. жен мироносиц. Но в чудесах от явленной иконы упоминается, что некоторые люди видели Владимирскую икону Божией Матери. Поэтому оба образа считались явленными.

В икону Божией Матери была вставлена малых размеров на аспидном камне явленная икона св. жен мироносиц). Когда крестьянин приблизился к иконе и хотел ее взять, образ сделался невидимым. Но вскоре появился вновь на стоящем рядом дереве. Он взял икону и благоговейно принес в свой дом. Вечером и ночью от иконы исходил солнечный свет. Андрей всю ночь молился перед образом, а когда заснул, то ему явился во сне украшенный сединой в святительском одеянии муж и повелел Андрею снова молиться. Тогда же на месте явления иконы был слышен колокольный звон, предвещавший чудеса и основание здесь обители.

На следующий день утром Андрей отнес икону своему отцу Ивану, рассказав ему о всем случившемся. Отец слушал сына с трепетом и радостью одновременно. Узнав о святыне, все жители деревни собрались в доме Жолниных, приведя с собой больных и увечных, которые тут же исцелялись. О явлении чудотворного образа стало известно в Царевококшайске священникам, мирянам и воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову.
Множество народа отправилось в день сретения 23 июня (6 июля по нов. стилю) Владимирской иконы Божией Матери в дом Ивана Жолнина, а оттуда к месту обретения образа, случившегося 1 мая (14 мая по нов. стилю). При этом происходили многие чудеса. Люди слышали невидимый голос на том месте, где провидением Божиим должна быть основана обитель для монахов.

Спустя некоторое время образ был перенесен в Царевококшайск в соборную церковь Воскресения. Весть о явлении чудотворного образа дошла до Москвы. Царь Алексей Михайлович повелел отправить икону в Москву. Воевода Спиридонов, сняв список с иконы, отправил подлинник в столицу. Там чудотворный образ был встречен с великим торжеством самим государем, митрополитами и народом, установлен в царских палатах, куда больные, приходя с верой и надеждой, получали исцеление. Два года икона находилась в Москве.
По распоряжению царя икона была облачена в драгоценный оклад, унизанный жемчугом. В 1649 году государь отправил икону в Царев город на Кокшаге, указав начать построение обители на месте явления образа. Эта дата считается годом основания Мироносицкой пустыни , хотя работы по увековечиванию обретения образа начались уже в 1647 году. Воевода Матвей Спиридонов распорядился построить главную часовню на месте явления. Царевококшайские служилые люди ходатайствовали о постройке церкви на этом месте. Повеление царя и просьбы царевококшайцев совпали. Ко времени возвращения иконы основание обители уже было положено. Шел сентябрь 1649 года.

Возрожден в 1994 г.

Святыни: чудотворная икона Божией Матери «Мироносицка: икона вмч. Пантелеймона, части: мощей свт. Игнатия Брянчанина ап. Варнавы, свтт. Алексия Московского, Димитрия Ростовского, прп. Нила Московского, блгв. кнн. Петра и Февронии Муромских, свв. кнн. Василия Константина Ярославских.

Праздники: 1/14 мая - Мироносицкой иконы Божией Матери; 16/29 а - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иис са Христа; 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 авг./8 сент. - Владимире» иконы Божией Матери; 29 авг./11 сент. - Усекновение главы Иоанна Крест теля; 21 окт./18 нояб. - собор архист. Михаила и прочих Небесных сил.

История Ежово-Мироносицкого монастыря (Мироносицкая пустынь) началась 1 мая 1647 г. с явления чудотворного образа Богоматери и святых жен Мироносиц. Мироносицкая пустынь была "учреждена по грамоте царя и великого князя Алексия Михайловича и построена 1647 г. иждивением монастырским с помощью стрельцов города Царевококшайска". Ее первым настоятелем считается черный поп Иосиф. Царской грамотой 1652 года было закреплено право пустыни на владение землей, и во второй половине XVII в. она имела в своем распоряжении свыше 110 дес. земли. Свои земли пустынь получала не только от царя, но и покупала. Известен факт приобретения земли у крестьянина Шумилы Алферова, проживающего в деревне Юшково. Земельная собственность увеличивалась путем вклада, обмена или отдачи под залог.

Мироносицкая пустынь имела 3 оброчные мельницы на р. Манаге и одну на р. Кокшаге.

К концу XVIII в. пустынь развернула широкую хозяйственную деятельность и из бедной обители превратилась в феодального собственника, имеющего земли, угодья, мельницы и многое другое. Основное место в жизни монахов занимала религиозная деятельность, церковные службы, крестные ходы.

Монахи были обязаны строго соблюдать духовный регламент, содержащий правила монашеской жизни. Но им приходилось заниматься и другими делами: управлять хозяйством монастыря, вести строгий учет денежных средств, руководить монастырскими крестьянами, составлять отчетные ведомости, участвовать в судебных делах, осуществлять торговые операции.

Три раза в год в пустыни проводилось большое богомолье. Это 1 мая, в день явления образа, в неделю жен Мироносиц и 23 июня, в день Владимирской Божией Матери в память святой мученицы Агриппины Купальницы.

В 1739 г. в пустыни были холодная каменная церковь во имя святых жен Мироносиц, теплая церковь во имя всемилостливого Спаса Нерукотворного образа, придел во имя Архистратига Михаила, деревянная церковь на вратах во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Через 100 лет, в 1865 г., в пустыни имелись холодная церковь во имя святых жен Мироносиц, теплая церковь во имя Нерукотворного образа, теплый придел во имя святого пророка, предтечи и крестителя Иоанна.

Монастырской братии удалось заиметь "рыбные ловли" на р.Волге и озерах в Козьмодемьянском уезде. Они были пожалованы императором Павлом I в совместное владение с Чебоксарским Троицким монастырем и Спасо-Геронтиевой пустынью в 1797 г.

Монастырю принадлежали две деревни: Подмонастырская Слобода и починок Ежово. В них проживали в 1710 г. 149 крестьян: 78 мужчин и 71 женщина.

В ведомости Царевококшайского городского магистрата с товарными выписями 1747 г. говорится о торговле хмелем крестьян д.Ежово. В 1747 г. в ноябре "крестьянин Царевококшайской Мироносицкой пустыни деревни Ежовы (Ежово) Василей Андреев отпущен по выписи до Тобольска с товаром домашних ево садов хмелю мятику в 6 торпищах, что на вывес 120 пудов по росценке на 40 рублев". Крестьянин этой же деревни Тит Алексеев был "отпущен по выписи до Соли Камской", который отвез хмеля 110 пудов на 44 рубля.

Монастырь продолжал существовать и в первые годы Советской власти. В 1921 г. в монастыре проживали 26 монахов. 1921 год выдался для всего Поволжья неурожайным, и народ голодал. В 1922 г. монахи пожертвовали голодающим церковное серебро общим весом 3 пуда 4 фунта 37 золотников и 5 золотников 25 долей золота.

В 1924 г. был принят документ о закрытии монастыря. Через три года на его территории открылся Ежовский детский дом, одно двухэтажное здание передали совхозу "Займище" Краснококшайского исправительного трудового дома.

Выбор, достойный уважения

Сразу скажу, что наш интерес к монастырской жизни вызван не желанием выставить ее на всеобщее обозрение, а стремлением попытаться понять, насколько велика в человеке сила веры, что сегодня, в продвинутое во всех отношениях время, он добровольно отказывается от мирской жизни и полностью посвящает себя служению Богу. Согласитесь, выбор, достойный уважения.

Конечно, сделать это за один визит в обитель практически невозможно. Тем более, что, как не зря говорится, со своим уставом (в нашем случае — понятиями, «сложившимися» в атеистическое время) в чужой монастырь не ходят. Но получить кое-какие представления — вполне возможно.

К тому же первое впечатление всегда бывает самым ярким и запоминающимся. Как у меня теперь о Мироносицком монастыре — необыкновенно тихом и красивом месте, куда стремятся многие паломники, где находится один из древних храмов нашего края, зреют яблоки и виноград. А еще всегда вспоминается приятная улыбка его настоятельницы — игуменьи Варнавы, которой было назначено поднять из руин древнюю обитель и вернуть прежнюю славу святому месту.

«Мама «привязала» к этому месту»

С середины XVII века Мироносицкая пустынь, возникшая в месте явления образа Богоматери со Святыми Женами Мироносицами, была оплотом православия в Марийском крае. Она переживала разные времена, была даже обласкана милостью императрицы Александры Федоровны. В 30-е годы прошлого века ее постигла участь большинства церквей и храмов: обитель закрыли, монахов разогнали. Но даже в советские годы верующие жители республики помнили о монастыре, храня старую литографию с его изображением. Именно на нем чуть больше четверти века назад я впервые увидела монастырь в доме бабушки моего мужа. Хотя в то время от него оставались только разрушенные храм и жилой корпус. «В настоящее время памятник находится в заброшенном состоянии и разрушается», - говорилось в официальном от 1983 года акте обследования технического состояния монастыря, считавшегося тогда и до сих пор являющегося памятником архитектуры.

Лишь через двадцать лет после этого, осенью 1993 года монастырь передали только что образованной Йошкар-Олинской и Марийской епархии. К этому времени на храме не было ни крестов, ни куполов, шатровая часть колокольни разобрана, крыша сильно протекала, стены от сырости портились, росписи не сохранились, рухнул межэтажный свод боковых приделов, не было ни окон, ни дверей, ни стен обители. Через год сюда приехали первые монахини из Толгского монастыря, что в Ярославской области.

Среди них была и матушка Варнава. От увиденного, как вспоминает она сегодня, плакать хотелось, иногда даже возникало желание вернуться в Толгу.

Но моя мама не позволила мне, - вспоминает игуменья, - она приехала со мной с Толги, мы вместе там в монастыре были. Здесь мама постриглась, а позже была погребена. Она меня и «привязала» к этому месту. Теперь мне здесь уже все родное.

Труд для людей ради Бога

Верующие считают, что поднялся монастырь не иначе как с Божьей помощью, с благословения архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна. У людей невоцерковленных, возможно, на этот счет другое мнение. Но как бы то ни было, сегодня это место не узнать. Чистые дорожки и множество цветов, большущий огород, где порядок такой, что любой садовод позавидует, фруктовый сад, плюс — картофельное поле за пределами монастыря, а еще образцовый коровник, пруд, где монахини разводят рыб, - в общем, хозяйство огромное. В голове не укладывается, как со всем этим справляются девять обитательниц монастыря. Не спят, что ли?

Конечно, спим. Мы тоже люди, - с улыбкой отвечает на вопрос матушка Варнава. - Нам часто помогают люди, волонтеры, даже из Казани приезжают. А еще есть несколько постоянных работников, мы им зарплату платим, как и положено.

Она соглашается, что труд огромный, но при этом тут же обезоруживает признанием: «Мы же не для себя работаем, стараемся все по совести делать — к нам же люди приходят».

Трудно сомневаться в искренности игуменьи, которая работает наравне со всеми. Нас она встретила не в парадном облачении, а в повседневной одежде, уже слегка помятой и запыленной — вместе со всеми матушка Варнава освобождала от мебели помещения сестринского корпуса, где сейчас вовсю идет ремонт.

Если начальник не будет работать, что будут подчиненные делать? - ответила она вопросом на вопрос, почему в монастыре работает даже «руководство». И добавила, видя мои сомнения: «В Евангелии написано, хочешь быть старшим, будь всем слуга. Вот я и служу».

Здесь особая служба

К слову, служба эта подразумевает не только труд в саду-огороде, но в первую очередь — Богу и православной церкви. Насколько она важна и трудна, могут сомневаться люди неверующие, но только не те, для кого вера является основой жизни. Не случайно они отовсюду едут и идут в Мироносицкий женский монастырь. Здесь такая благодать, которая в первую очередь исходит от древнего храма, восстановленного стараниями многих и многих: епархии, верующих, благодетелей — от простых жителей республики и до чиновников высоких должностей.

И с каждым годом все больше приходит людей в монастырь на службы, особенно в выходные дни.

Почему? Видимо, нравится им наша монастырская служба. Мы поем просто. Службы и так долгие, зачем их еще удлинять длинными песнопениями, - опять то ли в шутку, то ли всерьез отвечает матушка Варнава и снова открыто улыбается.

Аж дух захватывает на колокольне

Признаться, первое время ее обезоруживающая улыбка сбивала меня с толку. Мы-то привыкли, что монахини всегда замкнутые, смотрят из-под бровей...

Ну, из-под бровей смотреть очень уж жестоко, меня испугаются, - отшучивается моя собеседница. - А вообще я в детстве была у одной монахини, мне тогда лет девять было. Так вот она мне сказала очень хорошие слова: «Всегда улыбайся, никогда не будь печальной».

Вот что ты с ней будешь делать! То ли это характер такой, то ли все же не хочет игуменья «раскрываться». И все же нам удалось «подсмотреть» отблеск печали в ее глазах. Во время нашего разговора, матушке сообщили, что кто-то приехал из Толги. Там находится один из древних русских монастырей, в нем 26 лет назад матушка Варнава впервые надела подрясник, там прожила она почти семь лет, там у нее остались подруги — сестры, с которыми постригалась. И даже через двадцать лет разлуки с ними, всегда ждет весточки оттуда, а еще лучше — нечаянной встречи.

Потому и заторопилась к монастырским воротам, но увидев возле них «чужих», немного опечалилась. Впрочем, хорошее настроение тут же вернулась, как только ближе познакомилась с гостями из Толги. Оказывается, живут они рядом с монастырем, хорошо общаются и помогают его обитательницам. И полились воспоминания об общих знакомых, обсуждение коротких новостей из обители, готовящейся к 700-летнему юбилею. И не прерывались даже на колокольне, куда матушка Варнава на правах хозяйки пригласила всех и с легкостью забралась первой.

А оттуда, как на ладони, виден весь монастырь и его окрестности. Там легко дышится. И верится, что еще долго стоять Мироносицкой обители, какие бы ветра ни бушевали над ней...

По дороге на северо-восток из Йошкар-Олы среди бескрайних полей на 15-й версте справа перед путникам открывается живописная панорама построек одного из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги. Это — Мироносицкий монастырь. Место, как говорили в старину летописцы, “зело красно и украшенное” трудами и молитвой. История этой обители, одной из многих в центральной России, полна очарования. Годы и столетия прошумели над ее седыми стенами. В них уместилось все: явление образа и чудеса исцеления, иноческое служение и расцвет монастыря, годы лихолетья и разорения, возрождение и возвращение.

Возникновение обители относится к середине XVII века и связано с явлением чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми женами мироносицами. Майским днем 1647 года крестьянин селения Дальние Кузнецы, Андрей Иванович Жолнин, работая в поле (на месте теперешней обители), увидел резной на аспидном камне, обложенный тканым серебром, образ Богоматери со св. женами мироносицами. (В древних грамотах XVII века говорится только о явлении иконы св. жен мироносиц. Но в чудесах от явленной иконы упоминается, что некоторые люди видели Владимирскую икону Божией Матери. Поэтому оба образа считались явленными. В икону Божией Матери была вставлена малых размеров на аспидном камне явленная икона св. жен мироносиц). Когда крестьянин приблизился к иконе и хотел ее взять, образ сделался невидимым. Но вскоре появился вновь на стоящем рядом дереве. Он взял икону и благоговейно принес в свой дом. Вечером и ночью от иконы исходил солнечный свет. Андрей всю ночь молился перед образом, а когда заснул, то ему явился во сне украшенный сединой в святительском одеянии муж и повелел Андрею снова молиться. Тогда же на месте явления иконы был слышен колокольный звон, предвещавший чудеса и основание здесь обители.

На следующий день утром Андрей отнес икону своему отцу Ивану, рассказав ему о всем случившемся. Отец слушал сына с трепетом и радостью одновременно. Узнав о святыне, все жители деревни собрались в доме Жолниных, приведя с собой больных и увечных, которые тут же исцелялись. О явлении чудотворного образа стало известно в Царевококшайске священникам, мирянам и воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову.

Множество народа отправилось в день сретения 23 июня (6 июля по нов. стилю) Владимирской иконы Божией Матери в дом Ивана Жолнина, а оттуда к месту обретения образа, случившегося 1 мая (14 мая по нов. стилю). При этом происходили многие чудеса. Люди слышали невидимый голос на том месте, где провидением Божиим должна быть основана обитель для монахов.

Спустя некоторое время образ был перенесен в Царевококшайск в соборную церковь Воскресения. Весть о явлении чудотворного образа дошла до Москвы. Царь Алексей Михайлович повелел отправить икону в Москву. Воевода Спиридонов, сняв список с иконы, отправил подлинник в столицу. Там чудотворный образ был встречен с великим торжеством самим государем, митрополитами и народом, установлен в царских палатах, куда больные, приходя с верой и надеждой, получали исцеление. Два года икона находилась в Москве.

По распоряжению царя икона была облачена в драгоценный оклад, унизанный жемчугом. В 1649 году государь отправил икону в Царев город на Кокшаге, указав начать построение обители на месте явления образа. Эта дата считается годом основания Мироносицкой пустыни, хотя работы по увековечиванию обретения образа начались уже в 1647 году. Воевода Матвей Спиридонов распорядился построить главную часовню на месте явления. Царевококшайские служилые люди ходатайствовали о постройке церкви на этом месте. Повеление царя и просьбы царевококшайцев совпали. Ко времени возвращения иконы основание обители уже было положено. Шел сентябрь 1649 года.

Строительство монастыря велось быстро, уже в 1652 году обитель была готова. Стучали топоры, росли венцы бревен. Деревянная церковь во имя жен мироносиц, кельи, хозяйственные постройки выросли на месте обретения иконы. По некоторым сведениям деревянный храм просуществовал 67 лет, а потом на его месте началось строительство каменного. Строился храм в то время, когда игуменом пустыни был Иоасаф (1712-1723 гг.). Он был освящен около 1719 года, сохранился до нашего времени и венчает весь монастырский ансамбль.

Мироносицкий храм — яркий памятник русского зодчества, сооруженный в традициях XVII века. Он представляет собой двухэтажную постройку. В верхней части расположен холодный главный храм во имя св. жен мироносиц и придел во имя св. Иоанна Предтечи, а в нижней — теплый храм в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя и придел во имя св. Архистратига Михаила. По фасаду первый и второй этажи разделяются каменным пояском в виде поребрика и гирек. К основному кубу храма с востока примыкают алтарные апсиды, украшенные белокаменным “узорочьем”, а с запада и севера обширная паперть и крыльца. Декоративное убранство наружных стен церкви частично сохранилось. Особенно интересно решены оконные проемы северо-западного торца паперти первого этажа. Килевидное завершение трех оконных проемов возвышает храм, делает его легким и стройным. Необычайно красивый вид открывается с южной стороны. Легкость и воздушность храму придают три пары окон, обрамленных затейливыми наличниками, перспективный портал. Оригинально, в духе лучших традиций церковного зодчества XVII века, решено завершение храма. Четыре килевидные закомары (“комара” - свод) венчают свод снаружи с четырех сторон, как бы отдавая дань традиционному на Руси закомарному покрытию храмов. Они несут четырехскатную кровлю с легким и стройным барабаном и главой. Внутреннее пространство главного храма перекрыто “коробовым”, то есть сплошным сводом. Основную нагрузку свода несут стены без внутренних столпов. Такая конструкция делает интерьер церкви просторным и светлым. Величавость храму придают широкие лопатки по углам четверика. С юго-западной стороны к торцу трапезной примыкает пятиярусная шатровая колокольня, каждый ярус которой отмечен на фасаде кладкой поребрика (кирпич, поставленный на ребро). Восьмигранник колокольни четко выделен лопатками и производит величественный, фундаментальный вид. Пятый ярус прорезан большими арками, образующими ярус звона и завершается легким и изящным шатром с маленьким барабаном и главкой. Шатер разрезают три ряда “слухов” — небольших окон в килевидных нишах для распространения звона. Колокольня храма — типичный образец русских колоколен второй половины XVII — начала XVIII века — придает всему храмовому комплексу стройный вид и законченность архитектурного замысла. К сожалению, не сохранилось сведений о зодчих храма Мироносицкой пустыни. Но судя по архитектурным особенностям, его строителями вполне могла быть артель из владимирских зодчих.

В колокольне по данным описи имущества монастыря 1921 года имелось 8 колоколов. Первые три — большой, “Полиелейный” и “Вседневный” весом соответственно: 123, 41 и 15 пудов. Благовест и перезвон разливались над всей округой.

В начале XVIII века в монастыре имелась еще деревянная церковь, надвратная, во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Интерьеры главного храма и приделов периодически обновлялись. В них были установлены иконостасы. Мироносицкая пустынь была обнесена каменной оградой с трех сторон, а с четвертой — северной — деревянной. В плане она представляла собой вытянутый с севера на юг прямоугольник. Ее облик в XIX — начале XX вв. был запечатлен на литографиях и немногочисленных любительских фотографиях. К северу от храма в XVIII веке был построен братский корпус, каменный, двухэтажный. В конце XIX века у западной стены монастыря был сооружен новый деревянный двухэтажный братский корпус, не сохранившийся до нашего времени. В южной части монастыря располагался сад и огороды, а в северной — хозяйственные постройки.

Число монахов в мужской обители в разные годы колебалось от 3 до 26 человек. Во главе братии стоял игумен. Расцвет хозяйственной деятельности монастыря относится к двум периодам — первой четверти XVIII века и концу XIX - началу XX века. Уже во второй половине XVII века Мироносицкая пустынь получила в свое распоряжение свыше 110 десятин земли, имела мельницы, лес. Сначала местное марийское языческое население настороженно и даже враждебно встретило строительство обители, ибо ему пришлось уступить некоторые земли монастырю. Но постепенно отношение изменилось. Оттаяли души язычников. Они не только смирились с обителью, но даже стали жертвовать свои земли в ее пользу. В 1764 году в результате изъятия государством церковно-монастырской собственности, утверждения твердых штатов в монастырях Мироносицкая пустынь в числе других семи мужских монастырей Казанской епархии была определена как заштатная, общежительная. По данным на 1904 год монастырь имел 147 десятин земли в двух верстах от монастыря (100 десятин пахотная, остальная — луга, лес); мукомольную мельницу в 9 верстах от обители около деревни Якимово; рыбные ловли в Козьмодемьянском уезде, пожалованные императором Павлом I; лесной участок в 102 десятины в 12 верстах от монастыря. В начале XX века при игуменстве Серафима в пустыни было 9 монахов (Магистриан, Ксенофонт, Иларий, Исаакий, Сергий, Алексий, Савватий, Африкан, Зосима) и 29 послушников.

На протяжении столетий Мироносицкая пустынь распространяла свет духовного просвещения на территории Марийского края. Миссионерская деятельность монастыря оказала огромное духовное и нравственное влияние на местное население. Чудотворная икона озаряла своим светом каждого приложившегося к ней. Монастырское богослужение, совершавшееся строго по уставу, весь уклад обители производили неизгладимое впечатление.

Главной святыней обители оставалась Мироносицкая (Царевококшайская) икона Божией Матери. Чудотворный образ находился в соборной церкви монастыря в киоте главного иконостаса, в роскошной позолоченной ризе, унизанной жемчугом и каменьями. Тысячи паломников устремлялись в обитель и получали здесь духовное успокоение, благословение, приют и трапезу. Чудеса, исходящие от иконы, стали широко известны, и она, называющаяся Мироносицкой или Царевококшайской, стала не только местночтимой, но и получила всероссийскую известность. От чудотворного образа получали исцеление. Воевода Матвей Спиридонов и его младший сын Алексей, одержимые болезнью и потеряв всякую надежду на излечение, просили принести образ св. жен мироносиц в Царевококшайск. В соборе был отслужен перед ним молебен с водоосвящением, и младенец, испив святой воды, тотчас же получил исцеление от болезни. С этого времени появился обычай носить чудотворный образ из Мироносицкой пустыни крестным ходом.
Стечение народа в монастыре происходило на главные престольные праздники обители — день Сретения Владимирской иконы Божией Матери — 23 июня (6 июля по нов. ст.) и день обретения чудотворного образа — 1 мая (14 мая по нов.ст.). В день Владимирской иконы в монастырь приходило из Царевококшайска, окрестных деревень около трех тысяч богомольцев. Приходили пешком и приезжали из Яранского и Уржумского уездов Вятской губернии. В этот день с раннего утра и до вечера в храме и на святом ключе недалеко от обители священники едва успевали служить молебны. Из храма совершался крестный ход на ключ. Паломники окроплялись cвятой водицей.

В 1667 году казанский митрополит Иоасаф по желанию населения городов Царевококшайска, Козьмодемьянска, Чебоксар, Цивильска установил крестные ходы с иконой в эти города. Эти ходы стали ежегодными. Во время крестных ходов жители сел и деревень непременно принимали икону в своих домах, чтобы отслужить молебен с водоосвящением. Самым древним считался крестный ход в Царевококшайск. От всех городских церквей крестный ход совершался к реке Кокшаге для водоосвящения и вокруг города. По особому расписанию чудотворный образ обносили по всем церквам города, горожане принимали его в свои дома, служились молебны. В 1844 году игумен Мироносицкой пустыни Гедеон составил расписание переноса иконы из одной городской церкви в другую. 31 июля монахи приносили икону в город и ставили ее в Воскресенском соборе к всенощному бдению; 1-2 августа она оставалась в соборе; 2 августа икону переносили к всенощному бдению в Вознесенскую церковь, в которой она находилась 6,7 и 8 августа; 8 августа образ переносился во Входоиерусалимскую церковь, где находился 9,10, и 11 августа; 12 августа икону приносили в собор к Божественной литургии или к вечерне. Там она находилась 13, 14, 15 августа. 16 августа икону торжественно провожали крестным ходом обратно в монастырь.

Революционная буря 1917-1918 годов разрушила прежний уклад жизни. Мироносицкая пустынь разделила судьбу многих монастырей России. Смерч разорения и запустения подбирался к ее стенам уже в начале 20-х годов. Обитель была лишена источников существования — земель. Затем специальным решением советских властей монастырь закрыли. Замолкли колокола на долгие десятилетия, они были сняты с колокольни. Бесследно исчезла чудотворная икона. Не исключено, что в 1922 году, она оказалась среди церковных ценностей, изъятых новой властью из монастыря. В тот год снимали и увозили серебряные ризы с икон, кресты, потиры, кадила, украшения с Евангелий. Всего было изъято золота и серебра на 4 фунта 36 золотников (почти 2 кг). Последними иноками пустыни были 12 монахов во главе с настоятелем игуменом Сергием и казначеем иеромонахом Варсонофием (Исаакий, Симон, Алипий, Филарет, Антоний, Рафаил, Маврикий, Никонор, Зосима, Иоасаф, Кирилл, Алексий) и 7 послушников (Карп, Николай, Андрей, Трифон, Александр, Иван, Василий).

С 1921 по 1924 гг. на территории монастыря располагалась трудовая артель по пошиву одежды, состоявшая из монахов. В 1924 г. монахи были изгнаны из обители, и в ее стенах находился Ежовский детский дом. В дальнейшем здания монастыря переходили из рук в руки. Святое место оказалось брошенным, разграбленным и разрушенным. Советские власти лишь констатировали наличие в селе Ежово памятника архитектуры XVII века, но ничего реального для его спасения предпринято не было.

В конце XX века началось возрождение Мироносицкой пустыни как женской обители. 1993 год явился особенно знаменательным. Была образована Марийская епархия, которой была передана Мироносицкая пустынь. Здесь тогда мало что напоминало о былом монастыре. Только стены храма и колокольни давали некоторое представление о былом величии, красоте и славе. По благословению епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна начались восстановительные работы под руководством иерея Сергия Кожевникова. 4 декабря 1993 года епископ Иоанн освятил престол домашней церкви в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, совершил Божественную литургию и молебен. Весть о возрождении пустыни облетела многие города и веси. Сюда потянулись люди, внося посильный вклад в возрождение обители.

Знаменательное событие произошло 1 ноября 1994 года, когда в монастырь по указу Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II для возрождения обители прибыли две монахини: Варнава и Ардалиона из Толгского монастыря под Ярославлем.

Сейчас в обители живут 9 насельниц во главе с игуменией Варнавой. Монастырь возрождается в своем былом великолепии. Все делается руками сестер. Трудом и молитвами за людей и Отечество наше заполнена каждая их минута. Подворье монастыря радует глаз чудесными цветниками. Монахини и послушницы несут послушание в монастырском хозяйстве, занимаются рукоделием.

Ежовский Мироносицкий женский монастырь (Мироносицкая пустынь) Йошкар-Олинской епархии

История Ежово-Мироносицкого монастыря началась 1 мая года с чудесного явления образа святых жен-мироносиц . Мужская Мироносицкая пустынь была учреждена по грамоте царя Алексея Михайловича , строительство началось в сентябре года иждивением монастырским с помощью стрельцов города Царевококшайска . В году в обители была возведена деревянная церковь во имя святых жен-мироносиц, перестроенная в начале XVIII века в каменную. В ней и пребывал необыкновенно украшенный чудотворный образ. Первым настоятелем монастыря считается черный поп Иосиф.

Три раза в год в пустыни проводилось большое богомолье. Это 1 мая в день явления образа, в Неделю жен-мироносиц и 23 июня в день Владимирской иконы Божией Матери .

По данным на , год монастырь имел 147 десятин земли в двух верстах от монастыря (100 десятин пахотная, остальная - луга, лес); мукомольную мельницу в 9 верстах от обители около деревни Якимово; рыбные ловли в Козьмодемьянском уезде, пожалованные императором Павлом I; лесной участок в 102 десятины в 12 верстах от монастыря. В начале XX века при игуменстве Серафима в пустыни было 9 монахов (Магистриан, Ксенофонт, Иларий, Исаакий, Сергий, Алексий, Савватий, Африкан, Зосима) и 29 послушников.

Монастырь продолжал существовать и в первые годы Советской власти. В году в монастыре проживали 26 монахов. С 1921 по 1924 год на территории монастыря располагалась трудовая артель по пошиву одежды, состоявшая из монахов. В году монахи пожертвовали голодающим церковное серебро общим весом 3 пуда 4 фунта 37 золотников и 5 золотников 25 долей золота.

просмотров