Что означает гуси рим спасли. Как гуси Рим спасли (древнеримская легенда)

Что означает гуси рим спасли. Как гуси Рим спасли (древнеримская легенда)

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

Наверное самыми необычными домашними птицами, без учета экзотических экземпляров, можно считать гусей. Говорят, что даже плотно набитый желудок не дает им в полной мере расслабиться. Они все равно будут хлопать крыльями и гоготать, шумно реагируя на непонятные звуки. Не каждый чужак осмелится близко подойти к гусиной стае, так как агрессивные птицы могут не только больно ущипнуть, но и прогнать пришельца подальше от места своего пастбища. Они слишком быстро бегают, поднимая при этом неимоверный гвалт. А орущие гуси с хлопающими крыльями и вытянутой шеей превращаются в настоящих монстров! Такая картина знакома многим…

Не каждый осмелится близко подойти к гусиной стае

Знаменитые римские гуси, благодаря своей природной реакции на окружающие события, остались в памяти и истории Вечного города. Их чествовали как настоящих героев, поддерживали достойное содержание и даже устраивали праздники, посвященные именно гусям. И все это происходило из-за того, что однажды они спасли Рим от варваров, пытавшихся проникнуть в спящий город. Но… все по порядку.

О чем гласит легенда

В Риме гуси появились еще в древние времена. Их содержали в птичнике античного храма Юноны Монеты, когда-то располагавшемся на Капитолийском холме. Сегодня здесь возвышается Базилика Санта-Мария-ин-Арачели, известная также как церковь девы Марии. Для чего при храме содержали гусей, доподлинно неизвестно. В одних источниках говорится, что птиц приносили в жертву богине. Для этого был специально сооружен жертвенник. Впрочем, подобные «изыски» располагались практически во всех языческих храмах или возле них.

Птичник античного храма Юноны Монеты

Другие источники утверждают, что гусей держали для других целей, а именно – для возможности осуществления предсказаний. Специально обученные служители следили за изменением в поведении птиц – цыплят и взрослых особей. В обязанности авгуров, или жрецов, входило наблюдение за тем, как гуси:

  • едят;
  • трясут хвостами;
  • гогочут;
  • махают крыльями;
  • вытягивают шеи;
  • испражняются;
  • кивают головами;
  • пьют воду;
  • бегают.

Особое внимание уделялось вокальным данным пернатых. Ведь их голосовой диапазон широк – птицы способны как шипеть, так и истерично кричать! По данным наблюдений делались определенные выводы, считавшиеся неоспоримыми, а также предсказывались будущие события.

Чем знамениты римские гуси

За всю историю Рим не раз грабили, сжигали и разрушали варвары. Крепостные стены враги осаждали и разбирали, пытались через них перелезть или просто входили в город через случайно, либо специально открытые ворота. Описываемые нами события произошли во время попытки захвата Капитолия галлами еще в 4 веке до н.э. Об этом говорится в легенде.

Вот так все и случилось

Под покровом ночи вражеский отряд рискнул пробраться внутрь крепости, поднявшись по отвесным стенам, и внезапно напасть на охрану. Беспечные стражники в это время спали, а собаки никак не реагировали на чужаков. И только гуси, услышав непонятный шум, принялись истошно гоготать, чем создали неимоверный переполох. В этот момент проснулся начальник охраны и, сообразив, что случилось, поднял тревогу. Тогда, благодаря своевременной реакции птиц, римляне смогли спасти город от галлов, сбросив нападавших со стены вниз. Поговаривали, что в те осадные дни пернатых держали на скудном продовольственном пайке, а из-за истощения они якобы проявили особую возбудимость. Но так могут утверждать лишь те, кто не знает, что излишняя пища не лишает гусей бдительности.

Фонтан Юноны в Риме

Патриотизм римских гусей оценили по достоинству. В Риме они долгое время почитались как священные создания, а потому – им многое позволялось. Одной из главных обязанностей казначея стало выделение средств на достойное содержание птиц и всего птичьего хозяйства. Один раз в год свершалось пышное действо, восхваляющее гусей.

Сначала, как водится, цитата из классиков:
«В 390-м году до р. X. дикие народы галлы напали на римлян. Римляне не могли с ними справиться, и которые убежали совсем вон из города, а которые заперлись в кремле. Кремль этот назывался Капитолий. Остались только в городе одни сенаторы. Галлы вошли в город, перебили всех сенаторов и сожгли Рим. В середине Рима оставался только кремль - Капитолий, куда не могли добраться галлы. Галлам хотелось разграбить Капитолий, потому что они знали, что там много богатств. Но Капитолий стоял на крутой горе: с одной стороны были стены и ворота, а с другой был крутой обрыв. Ночью галлы украдкою полезли из-под обрыва на Капитолий: они поддерживали друг друга снизу и передавали друг другу копья и мечи.
Так они потихоньку взобрались на обрыв, ни одна собака не услыхала их.
Они уже полезли через стену, как вдруг гуси почуяли народ, загоготали и захлопали крыльями. Один римлянин проснулся, бросился к стене и сбил под обрыв одного галла. Галл упал и свалил за собою других. Тогда сбежались римляне и стали кидать бревна и каменья под обрыв и перебили много галлов. Потом пришла помощь к Риму, и галлов прогнали.
С тех пор римляне в память этого дня завели у себя праздник. Жрецы идут наряженные по городу; один из них несет гуся, а за ним на веревке тащат собаку. И народ подходит к гусю и кланяется ему и жрецу: для гусей дают дары, а собаку бьют палками до тех нор, пока она не издохнет».
Л.Н.Толстой. Собр. соч. в 22 т. Т.10.

С самого детства мне не верилось в эту историческую байку, а тут решил проверить, почему же так опозорилась и стража, и сторожевые псы. Ну, стража заснула. А собаки?
И вот что выяснилось:

«После многочисленных проверок оказалось, что самая чуткая собака способна в безветренную погоду обнаружить дичь или человека на расстоянии примерно в ВОСЕМЬДЕСЯТ шагов. Чутье волка не уступает собачьему».
http://zoosite.ru/v2/1045

О собачьем слухе пишут разное, но разброс идет где-то от 24 до 250 м – видимо, в зависимости от породы, погодных условий и т.д.
При этом я не думаю, что в качестве сторожевых оставили в Капитолии самых глухих псов.
По собственному опыту знаю, что сторожевая, цепная, собака начинает беспокоиться, когда ты подходишь к охраняемой зоне (соседскому приусадебному участку) метров на 20. Это при условии, что твой запах ей знаком, и она не видит в тебе врага. Просто надо подать сигнал хозяевам. Если ты идешь мимо, вдоль забора, метров за 10 от будки – начинается такой концерт, что его слышно на другом конце деревни через рев трактора, даже если этот Гром спал в будке беспробудным сном.
А так ли чувствительны гуси?
Вот Л.П.Сабанеев:
«Конечно, и пролетные гуси, раз-другой побывавшие в переделках, уже не станут подпускать ни в телеге, ни навершне (т. е. верхового), тем не менее, несмотря на то, что они редко проводят на озерах более недели, их убивается несравненно более, нежели коренных гусей. Последние на открытом месте редко подпустят охотника с ружьем и на 150 шагов».
Вот и всё, вроде бы. Снят вопрос. Но…
У гусей хорошее зрение. Они видят охотника, а не слышат его – ведь в отдыхающей на полях стае всегда есть опытные дежурные, этакая служба ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи). К тому же это – дикие гуси.
Я никогда не видел (и тем более, не слышал), чтобы домашние гуси беспокоились дальше 5 м от меня, даже на деревенской улице. Два метра – да, начинают недовольно гоготать, топая подальше на всякий случай.
А если в сарае (ну, нет у меня поблизости храма Юноны с гусями)? Не пробовал. Но нашел в Интернете такого любителя, Игоря Прохорова:
«Когда я служил в армии и ночью пошел однажды в деревню в самоволку, вот там я как раз и натолкнулся на этот феномен с гусями. Проходил по задворкам мимо одного сарая, а там сидели гуси. И когда я переступил некоторую незримую черту, они начали потихоньку галдеть. Я сразу остановился и стоял не шелохнувшись, даже дышать перестал. Думал, они успокоятся и я пойду дальше. Но ничего подобного. Они гоготали (негромко, правда) все то время, что я там стоял. А меня это заинтересовало и я стал исследовать этот феномен. И вот что вышло. Громкость их гогота прямо пропорциональна степени приближения к ним, начиная с некоторого граничного расстояния. По моим прикидкам, эта граница проходит на удалении 3-4м. Если производишь какие-то звуки на большем расстоянии, они не реагируют. Но когда переходишь эту границу, они сразу начинают реагировать. И реагируют не на звуки, а на само присутствие человека. Не знаю, что они там чувствуют - запах, электромагнитное поле или что иное - но только не звук. Слишком сильно к сараю я не приближался, т.к. боялся, что они так разорутся, что всю деревню на ноги поднимут. А я-то был в самоволке.

А вот теперь перейдем к римлянам. Гуси в Риме жили в каком-то храме и были священными животными какого-то римского бога. В качестве сторожей их никогда не использовали, как я думаю, по причине выявленной мною закономерности: они начинают гоготать, лишь когда незнакомец подойдет к ним на расстояние менее 3-4 м. А сторож должен реагировать на гораздо большую дистанцию. Храм этот, где обитали гуси, стоял впритык (?) к городской стене. И когда галлы уже перелезли через стены, они оказались слишком близко от гусей. Вот те и подняли гогот. Если бы галлы перелезли через стены хотя бы на расстоянии 10м от храма, гуси промолчали бы. Так что здесь римлянам просто повезло и не более».

А вот тут Игорь неправ. Даже если храм стоял на самом краю обрыва – надо было проснуться, взять оружие, подойти к стене – а ведь галлы должны быть уже на стене, чтобы гуси на них отреагировали. Не вяжется, не успевает консул Марк Манлий, чей подвиг живописал Тит Ливий, к стене.
Значит, тупик?

Но ответ прост, как нежинский огурец.
Обратимся еще раз к первоисточникам, и мы узнаем, что премией Марку от благодарных защитников крепости было не золото, которого в Капитолии лежали сотни килограммов, а дополнительная пайка хлеба и вина.
Осажденные римляне давно ГОЛОДАЛИ, в пищу уже пошли кожаные сандалии и щиты из дубленой бычьей кожи.
Не трогали только гусей, боясь гнева Юноны.
Вот они и разорались, когда кто-то из римлян решил закусить хотя бы одним гусиком, пока остальные воины спят. Но спали-то они вместе. Шевеление и долгое отсутствие товарища могло вызвать вопросы.
У кого автоматически оставалось безупречное алиби? А у стражи, ведь она «стояла на стенах».
Представьте теперь картину:
1. Голодная стража во главе с начальником отправляется ловить и жарить гуся.
2. Гуси, почуяв неминучую гибель, орут так, что будят Марка Манлия.
3. Тот застает начальника стражи с гусем в руках, как Остап Паниковского,
4. Кричит «Не трожь птичку!» и бросается на неохраняемую стену, к самому опасному месту – потайной тропе наверх.
5. Консул успевает вовремя, и римляне, вскочившие от этого переполоха, успешно отражают атаку галлов, так кстати и некстати пришедшуюся на гусиные разборки.

А вот дальше что? Римляне – ум честь и совесть своей эпохи, эталон воина – и вдруг такой некрасивый случай! А что потом Тит Ливий напишет? К тому же начальник стражи совершил святотатство, покусившись на храмового гуся, и жертва Юноне была просто необходима. И вот начальника стражи сбросили в пропасть с обтекаемой формулировкой «за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей», что и было зафиксировано историками.
И честь спасли, и преступника наказали, и богиню ублажили.

Интересный народ – историки. Ливий для них – авторитет, а вот зоологию они, похоже, со школы не любили, чтобы всякие там пустяки перепроверять с собачьим и гусиным слухом.

Рецензии

Володя, очень познавательно и убедительно. Жаль только красивую легенду. Но, прочитав вашу работу, вспомнила про соседских гусей - через два двора от меня жили. Точно, они не гоготали то и дело, когда к соседям кто-то приходил. Они гоготали только по утру и по вечеру, когда время кормления наставало. Или когда кого из них пускали на мясо. А так что бы сторожевую службу нести - не было такого. И на улице случалось сталкиваться со стаей гусиков - всё, как вы описали. Правда, был один дурной гусачина - кидался на прохожих. От него убегали, а он потом гордо шел к гусыням - прямо герой! Но надо было видеть этого героя, когда один из прохожих не убежал, а схватил его за длинную шею, приподнял над землей и помотал им в воздухе. Гусак возвращался к своему гарему понурый, опустив голову чуть ли не до земли. Жалко было смотреть.

О собаках не знала того, что у вас написано. Но ваши личные наблюдения все верные - сама сколько лет во дворе охранника держу.

В 390?м году до р. X. дикие народы галлы напали на римлян. Римляне не могли с ними справиться, и которые убежали совсем вон из города, а которые заперлись в кремле. Кремль этот назывался Капитолий. Остались только в городе одни сенаторы. Галлы вошли в город, перебили всех сенаторов и сожгли Рим. В середине Рима оставался только кремль – Капитолий, куда не могли добраться галлы. Галлам хотелось разграбить Капитолий, потому что они знали, что там много богатств. Но Капитолий стоял на крутой горе: с одной стороны были стены и ворота, а с другой был крутой обрыв. Ночью галлы украдкою полезли из?под обрыва на Капитолий: они поддерживали друг друга снизу и передавали друг другу копья и мечи.

Так они потихоньку взобрались на обрыв, ни одна собака не услыхала их.

Они уже полезли через стену, как вдруг гуси почуяли народ, загоготали и захлопали крыльями. Один римлянин проснулся, бросился к стене и сбил под обрыв одного галла. Галл упал и свалил за собою других. Тогда сбежались римляне и стали кидать бревна и каменья под обрыв и перебили много галлов. Потом пришла помощь к Риму, и галлов прогнали.

С тех пор римляне в память этого дня завели у себя праздник. Жрецы идут наряженные по городу; один из них несет гуся, а за ним на веревке тащат собаку. И народ подходит к гусю и кланяется ему и жрецу: для гусей дают дары, а собаку бьют палками до тех пор, пока она не издохнет.

Гуси спасли Рим

Несколько тысячелетий назад галльские племена напали на Рим, получили его штурмом и окружили Капитолий (цитадель, центр религиозного культа), в котором скрывалось населения города. И заставить защитников Капитолия сложить оружие им не удалось. Тогда они втайне ночью пробрались к Капитолийского холма и разоружили стражу. Галлы сделали это так тихо, что даже собаки не слышали. И гуси, которых забыли днем накормить, не спали. Заґелґотавшы, они разбудили римских воинов, и те вовремя отбили нападение врага. Фразеологизм «гуси спасли Рим" употребляют, когда характеризует незначительную вещь или ситуацию, неожиданно может иметь серьезные последствия.

Далеко коротком к зайцу

Слово "короткий" ассоциируется с зайцем, у него короткий хвост. Однако раньше так называли охотничьих собак. Куцый медленнее зайца, потому что он только бегает, а заяц еще и прыгает, поэтому в погоне за добычей короткий всегда отставал. Значение фразеологизма "далеко коротком к зайцу" - не ровня.

Дамоклов меч

Происхождение фразеологизма связано с именем Дамокла, придворного любимца греческого тирана Дионисия. Однажды во время обеда Дамоклов очень восхвалял обладателя, с завистью говорил о нем, считая его самым счастливым человеком в мире. Дионисий решил проучить завистника. Во время пира он приказал слугам посадить Дамокла на трон. Тот был на седьмом небе от радости. И вдруг увидел, как над его головой на конском волосе повис острый меч, в любой момент мог оборваться и убить. Дионисий объяснил, что это символ опасности, всегда нависает над тем, кто имеет безграничную власть.

С тех пор выражение "дамоклов меч" употребляют, когда речь идет о постоянной смертельной опасности,

Данте ад

Самым известным произведением итальянского поэта Данте Алигьери является "Божественная комедия", в которой описаны реалии потустороннего мира, куда человек попадает после смерти. Поэт очень подробно рассказал о девяти кругов ада, в каждом из которых души умерших терпят муки за определенный грех.

Фразеологизм "Данте ад" употребляют в двух значениях: пороки любого общества - эгоизм, несправедливость, мстительность, алчность, распущенность; тяжелые, трагические, смертельно опасные для человека ситуации, в которые она попадает.

Двуликий Янус

Древние римляне верили в существование бога времени Януса. Согласно мифу, когда он был царем страны латинян Лациума, от всесильного Сатурна получил дар видеть прошлое и будущее. За эту способность Януса стали изображать двуликим: его молодое лицо обращено в будущее, а старое смотрит в прошлое. Впоследствии этот герой превратился в двуликого бога времени, начала и конца, охранника входа и выхода. Он также был покровителем военных начинаний, имел храм, двери которого открывались во время войны, а в мирное время были закрыты.

Впоследствии словосочетание "двуликий Янус" потеряло первоначальное значение. Теперь этот фразеологизм используют, когда говорят о человеке неискреннее, лукавую, Двуликий.

Девять муз

Музами древние греки называли девять дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, которые стали покровительницами разных искусств и наук. их изображали в виде прекрасных женщин с вдохновенными лицами. Каждая из них держала атрибут (предмет или инструмент) своей отрасли: Калиопи (муза эпической поэзии) - табличку и палочку для письма; Клио (муза истории) - большой свиток папируса; Эвтерпа (покровительница лирической поэзии и музыки) - флейту; Терпсихора (муза танца и хорового пения) - большую лиру; Эрато (муза любовной поэзии) - малую лиру; Мельпомена (муза трагедии) - трагическую маску; Талия (муза комедии) - комическую маску; Полигимния (муза религиозной поэзии) имела покрывало на голове; Урания (муза астрономии и геометрии) держала шар и циркуль. Руководил музами бог Аполлон.

Музы должны были исполнять художников вдохновением, поэтому, когда нет вдохновения, художники говорят: меня покинула муза.

В 1875 году в книге для детского чтения Л. Н. Толстой поместил рассказ, написанный на основе работы римского историка Тита Ливия, «Как гуси Рим спасли». В нем он привел исторический пример, как в 390 году до н. э. птицы помогли одолеть галлов. На самом деле Рим спасли не гуси – это лишь легенда, а победил галлов отважный полководец Марк Фурий Камилл, который за изгнание галлов получил титул «второго основателя Рима». Но гуси тоже были...

Преданье старины глубокой

алльские племена, в те далекие времена заселявшие север Италии, двинулись на Рим. Под предводительством короля Бренна сеноны вторглись в Северную Италию, затем встали лагерем около города Клузий, дружественного Римской республике. Напуганные жители обратились к римлянам за помощью. Римские послы пытались уладить конфликт. Но Бренн ответил, что римляне в своей политике сами следуют «древнейшему из законов, который отдает сильному имущество слабого и которому подчиняются все, начиная с бога и кончая диким зверем» .

ZOO БИЗНЕС №7/2014

    Преданье старины глубокойОбъективная реальность…Древний миф развеян?

Тогда римляне спровоцировали ссору, в которой от руки римского посла погиб один из галльских вождей. Столкновение стало неизбежным – галльские и римские войска сразились около реки Аллия. И 21 июля 387 год до н. э. Бренн нанес римлянам сокрушительное поражение, поставившее под удар само существование Рима: город в то время был лишен значительных укреплений и практически беззащитен. Галлы сожгли и практически разорили Вечный город. В середине Рима оставался лишь Капитолий, где заседали римские сенаторы, решавшие судьбы Империи. Здесь было много языческих святилищ, память о которых осталась во всемирной истории. В том числе и храм Юноны, где чеканились деньги. Коварные захватчики намеревались разграбить его, поскольку знали, какие несметные сокровища хранились в этом храме. Капитолий возвышался на холме: с одной стороны – стены и ворота, с другой – крутой обрыв. Ночью отряды галлов поднялись на Капитолийский холм. Кругом стояла тишина: усталые защитники крепости и дозорные спали. Не почуяли ничего и сторожевые собаки. Но вдруг послышалось громкое гоготание. Это закричали священные гуси при храме богини Юноны, услышавшие бряцание оружия. Гогоча и хлопая крыльями, птицы подняли такой шум, что разбудили консула Марка Манлия – он первым ринулся в схватку, сбил появившегося на холме галла, и тот, покатившись вниз, увлек за собой других. Из-за криков ужаса проснулись и другие воины. Враги бросились бежать. Этот подвиг сделал из Манлия народного героя, и его по праву стали называть Капитолийским. Он имел много наград и был очень почитаем среди плебса...

С той поры римляне относятся к гусям очень уважительно и в честь этого дня учредили праздник. Жрецы идут наряженные по городу; один из них несет гуся, а за ним на веревке тащат собаку. И народ подходит к гусю и кланяется ему и жрецу: для гусей дают дары, а собаку бьют палками до тех нор, пока она не издохнет». А еще в честь этих птиц в Риме был установлен памятник...

Однако побегом галлов с Капитолийского холма битва за Рим не закончилась. Римский полководец Марк Фурий Камилл с войском был еще в пути, а в Риме уже начались переговоры между защитниками и нападавшими. Виной всему послужил голод, который терзал обе стороны. И тогда враждующие стороны договорились, что римляне откупятся золотом, и галлы уйдут. Но галлы принесли фальшивые гири. Когда горожане стали возмущаться, предводитель галлов Бренн в доказательство своей правоты бросил на весы меч: «Горе побежденным!» – воскликнул он. Именно в этот момент появился Камилл со своим войском. «Рим надо защищать железом, а не золотом» , – сказал он, и началась последняя битва, в которой вражеские войска были полностью разбиты. За изгнание галлов Марк Фурий Камилл получил титул «Второго основателя Рима».

Если сегодня подняться на Капитолийский холм по крутым ступеням лестницы Арачели, то вы попадете в одну из самых древних и истинно Римских церквей – церковь Базилика Санта-Мария-ин-Арачели. Она находится на том месте, где во времена древнего Рима стоял храм Юноны. Здесь, кроме статуи Младенца Христа «Санто Бамбино», вы увидите тех самых «знаменитых римских гусей», о которых шла речь в нашей статье.

Объективная реальность…

С детских лет мы все знаем эту удивительную историю. И в школе на уроках истории нам ее рассказывали, и Льва Толстого мы читали (Собр. соч. в 22 т., т. 10 – прим. авт.). Но вот возникает интересный вопрос: почему же так опозорилась и стража, и сторожевые псы? Допустим, стража заснула. А собаки? Картина вырисовывается такая...

Как известно, собачий слух у собаки не в пример человеческому. Ну, разве что уступает только волчьему: нижняя граница установлена точно – от 24 м, верхняя – в процессе исследования. Некоторые охотники утверждают, что в безветренную тихую погоду их охотничий пес слышит дичь до 150 м – видимо, в зависимости от породы. При этом надо учесть, что в качестве сторожевых оставили в Капитолии далеко не самых глухих псов...

Многие из нас на собственном опыте знают, что сторожевая цепная собака начинает беспокоиться, когда кто-либо подходит к охраняемой зоне (к забору участка) метров на 20. Это при условии, что запах «пришельца» ей знаком, и она не видит в нем врага. Просто надо подать сигнал хозяевам – для проформы. Когда же «гость» вышагивает вдоль забора, метров за 10 до будки начинается такой концерт, что его слышно на другом конце деревни через рев трактора, даже если этот Буян или Серко спал в будке беспробудным сном.

А как насчет гусей? Вот что сообщает по этому поводу неопровержимый авторитет мира животных Леонид Павлович Сабанеев: «Конечно, и пролетные гуси, раз-другой побывавшие в переделках, уже не станут подпускать ни в телеге, ни навершне (то есть верхового), тем не менее, несмотря на то, что они редко проводят на озерах более недели, их убивается несравненно более, нежели коренных гусей. Последние на открытом месте редко подпустят охотника с ружьем и на 150 шагов» . Ну, про гусиное великолепное зрение мы наслышаны. Охотники по птице подтверждают, что оно у диких гусей – порядка двух человеческих «единиц», то есть в два раза острее, причем цветное и с обзором на 360 градусов. Поэтому их очень трудно скрадывать, да и на верный выстрел они налетают, лишь когда вы замаскированы. Умение профессионально охотиться на гусей приходит, как правило, после 10 лет охоты на них. Плюс надо учесть, что в отдыхающих на полях или болотах гусиных стаях всегда есть и опытные «дежурные», этакая служба ВНОС – воздушного наблюдения, оповещения и связи. Слухом эти птицы тоже не обделены – он у них более чем отменный. Они слышат друг друга на отражающей поверхности воды и переговариваются на расстоянии до 3 км! Но это дикие гуси. А что же домашние? А они тоже не уступают своим диким собратьям: в некоторых источниках сообщается, что «слух у них лучше, чем у собак, они реагируют на малейший шорох и гоготом предупреждают хозяина о приходе «гостей». Ну, вот и все, вроде бы. Вопросов нет. Но...

Отдыхая в селе, я не замечала, чтобы домашние гуси беспокоились дальше 10 метров от меня, даже шествуя навстречу по улице. За пять метров начинают недовольно гоготать, хлопать крыльями, выказывая недовольство, и топают подальше – на всякий случай. А если они в сарае (ну нет у нас в Украине храма Юноны с гусями)? Загадка... Однако и на этот вопрос нашлось объяснение в виде наблюдений биолога Игоря Прохорова, в молодости большого любителя экстрима и экспериментов. «Когда я служил в армии, однажды ночью пошел в деревню в самоволку, вот там как раз и натолкнулся на феномен с гусями. Проходил по задворкам мимо одного сарая, а там сидели гуси. И когда я переступил некоторую незримую черту, они начали потихоньку галдеть. Я сразу остановился и стоял не шелохнувшись, даже дышать перестал. Думал – они успокоятся, и я пойду дальше. Ничего подобного! Они гоготали (негромко, правда) все то время, что я там стоял. Меня это заинтересовало, и я стал исследовать этот феномен. Вот что вышло. Громкость их гогота прямо пропорциональна степени приближения к ним, начиная с некоторого граничного расстояния. По моим прикидкам, эта граница проходит на удалении 6-7 метров. Если производишь какие-то звуки на большем расстоянии, они не реагируют. Но когда переходишь эту границу, сразу поднимают гвалт. Слишком близко к сараю я не приближался, так как боялся, что они так разорутся, что всю деревню на ноги поднимут. А я-то был в самоволке!»… То есть у домашних гусей есть собственная зона безопасности, соизмеряемая особенностями каждой стаи, но в пределах не менее 5 метров.

Красивая легенда или историческая правда?

Власти Китая призывают граждан разводить побольше... гусей. Особенно эффективны гусиные «патрули» в сельских районах. «Гуси славятся среди всех представителей пернатых своими сторожевыми способностями, а еще они очень сообразительный и храбры, поэтому атакуют любого чужака, кто войдет во двор или дом», – утверждает шеф уездной полиции Шован Чзан Цюаньшень. Обычно семьи держат одну-две собаки, которых можно без особого труда усыпить или убить отравленной приманкой. С гусями эта хитрость не пройдет, потому что, во-первых, их значительно больше, а во-вторых, они плохо видят в темноте и просто могут не заметить смертельные дары. Полицейский привел случай, когда гуси помогли задержать преступника, который попытался угнать мотоцикл прямо из сельского управления полиции. Он усыпил двух полицейских собак, и уже перебрался через стену, когда встретился во дворе с десятком гусей. При виде чужака птицы подняли такой шум, что разбудили дежурного. Воришка был схвачен на месте преступления.

А вот теперь перейдем к римлянам. Гуси в Риме жили в храме Юноны и были священными животными древнегреческой богини брака, рождения и материнства. В качестве сторожей их никогда не использовали по причине выявленной закономерности: они начинают гоготать, лишь когда незнакомец подойдет к ним на расстояние менее 3-4 м. А сторож должен реагировать на гораздо большую дистанцию. Храм этот, где обитали гуси, стоял впритык к городской стене. И когда галлы уже перелезли через стены, они оказались слишком близко от гусей. Вот те и подняли гогот. Если бы галлы перелезли через стены хотя бы на расстоянии 15 метров от храма, гуси промолчали бы. Но даже если это и так, все рано надо было успеть проснуться, взять оружие, подойти к стене... А ведь галлы должны быть уже на стене, чтобы гуси на них отреагировали. Нет, не успевает консул Марк Манлий, чей подвиг так ярко живописал Тит Ливий, к стене. Значит – тупик?
Древний миф развеян?

Вовсе нет, ибо все гениальное – просто! Если верить первоисточникам, премией Марку от благодарных защитников крепости было не золото, которого в Капитолии лежали сотни килограммов, а дополнительная пайка хлеба и вина. Осажденные римляне давно голодали, в пищу уже пошли кожаные сандалии и щиты из дубленой бычьей кожи. Не трогали только гусей, боясь гнева Юноны. Вот они и разорались, когда кто-то из воинов решил закусить гусиком, пока братья по оружию крепко спят. Но спали-то они вместе. Шевеление и долгое отсутствие товарища могло вызвать вопросы. У кого автоматически оставалось безупречное алиби? У стражи, ведь она «стояла на стенах»!

Дальше разворачивается следующая картина. Голодная стража во главе с начальником отправляется ловить и жарить гуся. Гуси, почуяв расправу над своими тушками, орут так, что будят Марка Манлия. Тот застает начальника стражи на месте преступления с гусем в руках, как Остап Бендер – Паниковского. Кричит: «Брось птицу!» и кидаетсяна неохраняемую стену, к самому опасному месту – потайной тропе наверх. И – о счастье! – успевает вовремя: римляне, вскочившие от этого переполоха, успешно отражают атаку галлов, так кстати и некстати пришедшуюся на гусиные разборки.

Римляне – образцовые воины, с которых брали пример во все времена – и вдруг такой пассаж! Что ж потом Тит Ливий напишет? Да и начальник стражи совершил святотатство, покусившись на храмового гуся, и жертва Юноне просто необходима. И вот начальника стражи сбросили в пропасть – что и было зафиксировано историками. Таким образом, и честь спасли, и преступника наказали, и богиню ублажили...

Да, интересный все-таки народ – историки. Ливий для них – авторитет, а вот биологию они, похоже, со школы не очень-то чтили, чтобы перепроверять всякие там пустяки с собачьим и гусиным слухом.

Но если вы думаете, что на этом исследования закончены – вы ошибаетесь! Есть еще много-много иных версий. И у вас, дорогие читатели, наверное, тоже?

Лилия ВИШНЕВСКАЯ

просмотров