Из чего сделать стамески для резьбы по дереву своими руками. Чертеж ножа для резьбы по дереву

Из чего сделать стамески для резьбы по дереву своими руками. Чертеж ножа для резьбы по дереву

Освоить навык резьбы по дереву несложно. Настоящее мастерство приходит как с опытом, так и с приобретением всё более качественного инструмента. Сегодня же мы расскажем о том, с чего необходимо начать и какими базовыми навыками следует овладеть, чтобы всерьёз попробовать себя в качестве резчика.

Простейшие инструменты и верстак

Работа резчика всегда начинается с изготовления заготовок. Поэтому первое, чем нужно обзавестись, это базовый набор инструмента для обработки дерева. Ну а поскольку художественная резьба требует достаточно высокой точности и качества обработки, арсенал должен быть расширенным.

В распоряжении должно быть несколько ножовок: для продольного и поперечного реза, а также припасовочная и с мелким зубом по металлу. Следы реза устраняются с помощью рашпилей, круглого и плоского, желательно разной зернистости. Более тонкая обработка проводится наждачной бумагой разных типов. Следует держать под рукой два деревянных бруска: круглого и прямоугольного профиля, которые удобно использовать как основу для наждачки.

1 — ножовка по дереву; 2 — припасовочная (обушковая) ножовка; 3 — ножовка по металлу; 4 — набор рашпилей по дереву; 5 — брусок для шлифовальной бумаги

Для предварительного оформления заготовок используются рубанки и шерхебели. Выбирать крупные фрагменты древесины удобно с помощью остро отточенного столярного топорика, на ободе которого выполнена отливка под молоток, а также стамесок разной ширины и профиля кромки.

1 — различные рубанки; 2 — топорик с молотком на обухе; 3 — набор стамесок

И всё же наибольшее значение для начинающего резчика имеет правильно сконструированный и удобный верстак. Он должен быть обустроен согласно нормативам организации столярных рабочих мест с учётом индивидуальных требований, таких как рост или длина рук. Стол необходимо оснастить механизмом, позволяющим быстро закрепить и открепить обрабатываемую заготовку. Сюда относятся как столярные тиски и струбцины, так и регулируемые (переставляемые) упорные колодки разных форм.

Специальные приспособления, электроинструмент

Имея всё необходимое для подготовки деталей к резьбе, необходимо в индивидуальном порядке собрать комплект инструментов для тонкой работы. Основа такого комплекта — набор качественных чистовых стамесок и резцов разных форм и размеров. Можно пойти двумя путями: приобрести средней руки набор из 8-12 предметов, либо покупать по одному-два экземпляра качественного инструмента, недостающих для освоения определённой техники или схемы резьбы.

Также хорошего столяра отличает правильно подобранный разметочный инструмент: линейки, угольники, рейсмусы, транспортиры, кронциркуль, штангенциркуль, карандаши разной плотности. Резьба по дереву всегда проводится по заранее продуманной схеме, в соответствии с которой для каждого отдельного изделия изготавливается шаблон. Поэтому привыкайте не выбрасывать картонные коробки и обрезки тонких листовых материалов вроде пластика или ЛМДФ.

1 — комбинированный угольник; 2 — рейсмус разметочный; 3 — транспортир с линейкой; 4 — кронциркуль; 5 — карандаши строительные; 6 — штангенциркуль

Для проработки мелких деталей в наличии должно иметься несколько ножей разных размеров, один или два стружка, дисковый нож, пробойники разных форм и размеров. Для ускорения процесса и повышения точности обработки возможно использование электрических граверов, стамесок и реноваторов . Своё применение найдут до дюжины курковых струбцин, особенно при сборке составных изделий на клеевом соединении.

1 — ножи для резьбы по дереву; 2 — пробойники; 3 — электростамеска; 4 — быстрозажимная струбцина; 5 — стружок; 6 — реноватор

Наконец, в арсенале каждого уважающего себя резчика должна быть хорошая сетевая дрель и хотя бы самая простая вибрационная шлифмашина со сменяемыми подошвами. Что касается лобзика, он должен относиться как минимум к полупрофессиональному классу, иначе вам придётся делать большие припуски на обработку, а качество сквозной резьбы будет неизбежно страдать. Если вы основательно увлечётесь работой с деревом, не забудьте своевременно продумать систему удаления пыли и стружки.

1 — сетевая дрель; 2 — вибрационная шлифмашина; 3 — электролобзик

Начните с небольших поделок

Полный список необходимого вызывает лёгкую оторопь. Но всегда есть смысл сперва попробовать работу «на коленке», чтобы оценить уровень увлечённости и понять истинный смысл покупки дорого и качественного инструмента в будущем.

Изготавливать небольшие поделки можно, даже если в наличии имеется лишь два-три базовых резца, стол и набор наждачной бумаги разной зернистости. В качестве первых работ рекомендуется выбирать разделочные кухонные доски или декоративные фигурки размером до 200х200 мм: животные, растения, миниатюрные домики и подобную мелочёвку.

Такие изделия содержат все основные элементы резьбы по дереву: обрамляющая рельефная кромка, внутренняя сквозная резьба и рельефная резьба по плоскости. Суть в том, что придерживаться строгих размеров и допусков в поделках не обязательно, гораздо важнее почувствовать реакцию дерева на режущий инструмент, его пластичность, разницу плотностей в соседних волокнах и другие характерные особенности.

Когда под определённые приёмы работы выработается мышечная память, переходите к более сложным изделиям. На этом этапе следует озадачиться изготовлением рамок для фотографий, сундучков, шкатулок. Следующий уровень сложности — это составные изделия и деревянная механика. Начиная от известной многим композиции «Мужик и медведь» и заканчивая деревянными трёхмерными пазлами или механизмами с обилием шестерёнок.

Выполняя работы такой сложности, вы будете развивать и поддерживать навык точной резьбы по дереву, а этим не пренебрегают даже прожжённые профи.

Сквозная и глухая резьба: приёмы работы

Перед началом резки на заготовке (доске, щите) сперва размечается наружная форма, после чего лобзиком удаляется всё лишнее. Поверхность под резьбу должна быть идеально плоской, гладкой и не имеющей пороков. Шаблон (трафарет) переносится на очищенную поверхность дерева отчётливыми тонкими линиями.

Резьба классифицируется на две группы: сквозную и глухую плоско-рельефную. Сперва вырезают замкнутые контуры в центре деталей: в каждом из них сверлится отверстие, затем по линии фигура вырезается лобзиком. Ориентировать распил нужно на 1-1,5 мм внутрь контура, оставляя небольшой слой древесины под последующую обработку. Когда фигура вырезана, её края зачищают до устранения следов реза и получения прямоугольной кромки, в точности соответствующей рисунку разметки.

Рельефность краям придают либо ручным фрезером, либо стамесками и резцами. Край может быть скошен обычной прямой фаской, внутренней или внешней каймой скругленного профиля. С этим всё просто: выбираете инструмент соответствующего размера и профиля, начинаете с зареза и, удаляя древесину стружкой толщиной по 0,5-1 мм, обходите фигуру по контуру.

Сложнее работать с краями, требующими каскадной резки в несколько ярусов. Сперва нужно рейсмусом отметить ширину захода самой широкой части резьбы и снять первый ярус, затем последовательно отмечать и снимать все последующие. Учтите, что к сквозной резьбе относится также и оформление наружных краёв изделия.

Техника глухой рельефной резьбы более разнообразна. Это могут быть как всевозможные борозды и канавки, вырезанные по заранее нанесённому контуру, так и серия углублений или насечек разных размеров и геометрической формы. Переходя от простых фигур к более сложным, вы разовьёте пространственное представление, научитесь снимать древесину слой за слоем и со временем перейдёте к изготовлению скульптур и барельефов. В этом ключе решающее значение имеет практика — чем её больше, тем меньше реальной сложности вызывает работа.

Распространённые ошибки

В качестве заключения приведём распространенные ошибки, которые не позволяют начинающим резчикам полноценно овладеть инструментом или перейти на новый уровень мастерства:

  1. Работа с сырой древесиной: все заготовки должны быть низкой влажности (12-13%) и хорошего качества.
  2. Слишком большое заглубление инструмента: резьба по дереву не приемлет спешки, удалять лишнее нужно фрагментами исключительно небольшими, но в то же время соразмерными масштабу фигуры.
  3. Не учитывается разнородность древесины : вырезая скругленные орнаменты, вы направляете режущую кромку то вдоль, то поперёк волокон, преодолевая участки с разной плотностью. Нажим инструмента и размер удаляемых фрагментов нужно соответствующим образом менять.
  4. Отсутствие последовательности: каждая фигура или узор должны быть тщательным образом проработаны, опробованы на черновиках и разбиты на несколько последовательных этапов.
  5. Наконец, желание охватить всё и сразу: не забывайте, что некоторые навыки приобретаются только со временем и при условии, что резчик постоянно практикуется. Всё время повышайте квалификацию, ставьте в приоритет качество обработки, и со временем даже очевидно сложные задачи станут видеться вам простыми в их организованной и продуманной реализации.

Резьба по дереву – это один из древнейших видов прикладного искусства, не утративший свою популярность и сегодня. Художественная резьба – очень трудоемкое и сложное, но очень увлекательное занятие, для которого необходимы специальные инструменты – резцы по дереву.

Существует большое количество типов и форм этих инструментов, предназначенных для разных методов вырезания, зависящих от специфики участков рельефа деревянной заготовки. От их качества не меньше чем от мастерства резчика зависит чистота резьбы.

Виды резцов

Все резцы по дереву, необходимые для ручной работы, имеют однотипную конструкцию и состоят из металлического лезвия с хвостовиком, на котором закреплена деревянная рукоятка.

Для вырезания несложных геометрических орнаментов на плоской поверхности можно обойтись парой простых резаков, но для создания сложных объемных и ажурных произведений из дерева потребуется применение большого числа специальных резцов.

Наиболее широко применяются следующие виды этих инструментов:

  • нож-косяк – инструмент наподобие сапожного ножа с коротким треугольным лезвием, угол скоса которого может быть разным, что делает его универсальным и подходящим для большого спектра работ;
  • стамеска – наиболее распространенный тип резца по дереву. Им выполняется основной объем работы при создании большинства резных изделий, он имеет ровное лезвие с режущей кромкой на конце, которая бывает прямой, косой, полукруглой или уголковой в форме буквы V;
  • клюкарза – инструмент, похожий на стамеску, с лезвием, имеющим два изгиба по сто двадцать градусов (чтобы рукоятка при работе не цепляла обрабатываемую плоскость). С разнообразными режущими частями – полукруглыми, скобчатыми, прямыми и другими;
  • ложкорез – резец для вырезания ложек и другой посуды, выполненный в форме кольца или полукольца с заточенной боковой гранью;
  • топорик – нож, похожий на немного скошенное лезвие топора, являющийся довольно универсальным инструментом, уголками которого можно делать резы как на себя, так и от себя, а серединой лезвия срезать выпуклости.

Для тех, кто только начинает осваивать методику резьбы по дереву, на первых порах достаточно будет купить 5-6 резцов – нож-косяк, плоскую стамеску и по две полукруглых и уголковых с разными радиусами и углами загиба. Но брать нужно качественные, профессиональные инструменты, несмотря на их немаленькую цену. Дешевые наборы для начинающих делаются из плохой стали, очень быстро тупятся и работа ими не доставит удовольствия резчику.

Опытные мастера предпочитают делать для себя резцы по дереву самостоятельно. Их изготовление не представляет большой сложности и вполне под силу любому человеку, даже в домашних условиях.

Изготовление своими руками

При изготовлении этих инструментов не обойтись без электрического заточного станка (электроточила) с комплектом абразивных кругов разной зернистости. В большинстве операций его может с успехом заменить болгарка с отрезными и шлифовальными дисками.

Лезвие резца по дереву

Для изготовления лезвия инструмента подойдут любые отслужившие свой век изделия из высококачественной стали – рессоры, сверла, скальпели, рашпили и даже кольца подшипников.

Для ножей самым простым выбором является полотно для ножовки по металлу. Изготовление заключается в нарезании его на отрезки требуемой длины, формировании нужной формы лезвия и заточки.

Лучший вариант для стамесок – диск циркулярной пилы, толщина которого очень хорошо подходит для этой цели. Углеродистая сталь, из которой она изготовлена, долго держит заточку даже при обработке твердых пород дерева. Отрезание полос нужного размера и их вытачивание для получения необходимой формы лезвия выполняется с помощью болгарки или абразивного диска электроточила.

Для полукруглой стамески отлично подойдет старый пробойник – он уже имеет нужную форму. Достаточно только срезать с него лишний металл и заточить.

При интенсивном обтачивании металл нагревается, что вызывает отпуск, делающий его более мягким, неспособным долго сохранять заточку. Поэтому после придания лезвию нужной формы и заточки требуется закалка. Для этого нужно нагреть режущую часть при помощи газовой или керосиновой горелки до малинового цвета и опустить в емкость с машинным маслом.

Рукоятка

В качестве материала для рукоятки наиболее подходящим деревом считается дуб. Ну а где он не растет, его вполне успешно заменит береза, которая, будучи обожженной до черноты газовой горелкой и отшлифованная, не требует никакого покрытия и очень комфортна для работы.

Для ножей по дереву рукоятку можно сделать следующим способом:

  • выпилить два бруска длиной около 12 сантиметров и сечением 12х22 миллиметра;
  • приложив хвостовик лезвия к бруску, обвести его карандашом;
  • стамеской выбрать древесину на глубину толщины лезвия;
  • нанести на поверхности брусков столярный клей (можно ПВА или ЭДП), соединить конструкцию и стянуть ее струбцинами или зажать в тисках;
  • после высыхания клея обстругать рукоятку или обточить на электроточиле и ошкурить.

Для стамесок рукоятку можно выточить на токарном станке или выстрогать из целого бруска. Затем просверлить отверстие по размеру хвостовика и, предварительно надев на рукоятку обжимное кольцо, предохраняющее дерево от раскалывания, аккуратно насадить ее на лезвие.

Заточка резцов по дереву

Завершающим этапом изготовления резцов по дереву является формирование режущей части и заточка. Основную часть металла с режущей кромки можно убрать на абразивном круге электроточила или заточным диском болгарки.

Углы заточки фасок всех видов резцов примерно одинаковые и лежат в диапазоне 18-25°, а длина острой части составляет порядка 20-35 мм, в зависимости от общей длины резца. В процессе обработки необходимо обязательное постоянное охлаждение лезвия в емкости с водой.

Дальнейшая работа выполняется вручную в следующей последовательности:

  • заточка на наждачном бруске, который рекомендуется периодически смачивать водой;
  • заточка на более тонком бруске или на шкурке-нулевке, положенной на твердую, ровную подложку;
  • завершающая правка и полировка режущей кромки на кожаном ремне, натертом пастой ГОИ.

В процессе эксплуатации режущего инструмента его лезвие неизбежно теряет свою остроту. Регулярная тщательная заточка резцов по дереву – необходимое условие для комфортной работы резчика и высокого качества резного изделия.

Токарные резцы по дереву

Токарный резец – инструмент, предназначенный для ручной обработки вращающейся в станке заготовки. Такие инструменты, в отличие от резцов по дереву для ручной работы, имеют длинную ручку. Она необходима для того, чтобы токарю было удобно держать инструмент. Наличие такой ручки позволяет контролировать лезвие, не прикладывая больших усилий для удержания резца.

Лезвие у всех разновидностей токарных резцов тоже длиннее, чем у ручных, поскольку токарю при работе требуется обхватывать его левой рукой.

Для большинства видов точения дерева на токарном станке требуются всего два типа резцов: рейтер и мейсель.

Рейтер – инструмент с режущей частью в форме полукруга, который используется для черновой, первоначальной обработки заготовки. С помощью рейтера заготовку обтачивают, чтобы придать ей приблизительную форму будущего изделия.

Мейсель – резец, предназначенный для чистовой обработки заготовки из дерева до получения готового изделия. Лезвие этого инструмента представляет собой пластину со скошенной режущей частью, похожую на нож-косяк.

Для самостоятельного изготовления лезвий этих резцов больше всего подходят старые напильники, а сам процесс ничем не отличается от описанного выше.

В процессе накопления опыта начинающий резчик определит для себя наиболее удобные для него виды резцов, их формы и размеры. Он научится создавать отличные инструменты и прекрасные резные изделия из дерева, и это занятие может стать для него хобби на всю жизнь.


Привет всем любителям самоделок , каждый специалист хорошо знает, что инструмент имеет большую роль в работе, а именно его надежность и качество сборки. Задумываясь на эту тему возникают мысли сделать идеальный удобный инструмент своими руками , в данном случае это резцы по дереву, а вырезание узоров с их помощью вполне увлекательное занятие, что не может не радовать. Главное в создании резцов быть более осторожным, так как работать придется с острыми предметами, а именно с режущей частью. Идея автора сделать резцы по дереву своими руками сопровождалась тем, что по близости данного инструмента не было, да и в местных магазинах их тоже не было.

Свойства, которые должны быть у хорошего ножа для резьбы по дереву следующие:
Высококачественная сталь, повышающая ресурс ножей и долгого сохранения остроты.
Эргономичные (удобные) рукоятки.
Относительная простота изготовления.
Надёжность.

Для создания данной самоделки не нужны какие-то труднодоступные материалы, их тут и не должно быть, так как заранее было задумано, чтобы все детали находились в легкой доступности у большинства столяров и любителей работ по дереву.

Необходимые материалы и инструменты:
* Куски ленточной пилы, выполненные из прочной стали, что из опыта подтверждает о их долгой сохраняемости заточки.
* Остатки дубовых досок, оставшиеся от прошлых работ, так как дуб сам по себе прочный, по-своему красивый и технологичный материал.
Из инструментов понадобится:
* Электрическое точило.
* Ленточная шлифовальная машинка с зернистостью около 40, а также шлифовальная шкурка (зернистостью 80, а для доводки - 240, 800 и 1000).
* Ножовка.
* Средства защиты органов дыхания - респиратор (марлевая маска).
* Столярный клей.

Вот и все детали с нужными инструментами готовы, теперь приступим к поэтапной сборке.

Шаг первый.
Первым делом нужно изготовить клинок. Из кусков полотна пилы длиной около 8 см автор выточил металлические заготовки клинков нужной формы, а у заготовок пооставлял хвостовики, их длина около 4,5-5 см, данные размеры гарантируют достаточную прочность крепления клинка в рукоятке.


Для большей надежности фиксации (защиты от расшатывания и выпадания ножа из ручки) по бокам хвостовика сделал полукруглые вырезы.
Сечение клинка ножа имеет клиновое сужение, угол которого колеблется от 10 до 15 градусов от обуха к режущей кромке, что и есть спуск клинка. Ну а режущая кромка придается такой форме малой фаской, т.е большим сужением, а следовательно и углом уже под 25-30 градусов вблизи от лезвия клинка.


Большую фаску на ножах нужно делать еще до того момента, когда хвостовик не вклеен в рукоять. Форму фаски нужно придавать с обеих сторон, соблюдая при этом определенный угол, стачивание металла должно происходить симметрично. Из материаловедения известно, что при интенсивном обтачивании металл нагревается, что вызывает его отпуск, а приводит это к тому, что металл становится более мягким и теряет способность сохранять заточку. Чтобы этого не случилось, обтачиваемую заготовку периодически нужно охлаждать в воде, тем самым избегая перегрев. Удобнее всего, когда емкость с холодной водой находится рядом и опустить заготовку не составляет большого труда. Чтобы окончательно сформировать лезвие, а также заточить и отполировать его нужно установить рукоятку, что собственно и будет дальше.

Шаг второй.
После долгих работ с металлом переходим к изготовлению рукоятки, для этого хорошо подошли бруски из дуба, размеры которых составили 12 на 22 мм в сечении, а длина слегка больше 120 мм. Данные бруски были подобраны так, чтобы склеиваемые поверхности были ровными. Для упрощения работы делаем выборку гнезда под хвостовик в одной из половинок будущей рукоятки.


Сперва обрабатывается хвостовик с помощью шлифмашинки по краям, с целью избавиться от заусенцев. Затем приложив хвостовик к подготовленному бруску, обводим его карандашом. С помощью стамесок выбираем гнездо на глубину, что равна толщине заготовки, периодически собирая насухо сборку конструкции для проверки прилегания брусков друг к другу. В случае недостаточной глубины гнезда, рукоять или не склеится или же при плохой стыковки просто расколется при использовании. Также слишком глубокое гнездо приведет к тому, что клинок будет гулять из стороны в сторону, что ведет за собой нежелательные последствия, а именно растрескивание рукоятки или деформация хвостовика. Поэтому к выборке гнезда под хвостовик проявите максимальную точность.

После того как вы убедились при контрольной сборке «насухо» , что все детали плотно сидят,в данном случае хвостовика, а также при отсутствии щелей между брусками-половинками рукоятки, то можно приступать к склеиванию. Столярный лей наносим на поверхность бруска и в гнездо под хвостовик, так как при ручной выборке гнезда точности в глубине достичь нереально, то на всякий случай лучше заполнить ее клеем, после высыхания которого хвостовик будет держаться за счет его твердости, в случае неточности. На прилегающую деталь рукоятки тоже нужно нанести клей, но меньшим слоем.


Шаг третий.
Затем совмещаем детали, (нужно как можно точнее соединить торцы брусочков, расположенных ближе к клинку), и стягиваем их струбцинами. Излишки клея удаляем влажной тряпкой и оставляем на 12 часов до полного высыхания.



Шаг четвертый.
Теперь подгоним рукоятку под подходящую форму для режущего инструмента, обычно это небольшой изгиб на спинке для упора большого пальца.



Но без особенностей данных ручек не обойтись, отличаются они тем, что
их задняя часть более широкая и округлая, чем та, что ближе к клинку, из-за этого все заготовки для рукояток в первой стадии обработки больше похожи на усечённую вытянутую пирамиду, а также имеется выемка под указательный палец.



После склеивания заготовки, ножовкой отпиливается задняя часть, до размера в 12 см.
Потом ленточной шлифовальной машинкой шлифуем торцы ручек, не забываем использовать средства индивидуальной защиты - защитные очки и респиратор, поскольку дубовая пыль может вызвать аллергию.

Шлифование проходит для начала зернистостью 40, а затем по возрастанию, пока заготовка не станет гладкой.
Покрываем нитролаком.

Шаг четвертый.
Доводим режущую часть, нам нужна малая фаска, угол заточки которой составляет для данных ножей примерно 25-30°. Чтобы сформировать малую фаску автор использует шлифовальную шкурку разной зернистости постепенно увеличивая зернистость, начиная от 240, переходя к 800, а затем и к 1000, в конечном итоге все полируется на кожаном ремне, зажатом на бруске. Если заточка вышла удачной, то древесина должна резаться как вдоль, так и поперёк волокон без приложения особых усилий, при этом поверхность среза должна быть ровной и блестящей, так называемый «масляный» рез.
Используя данный шаблон изготовления было сделано несколько ножей, в целом они достаточно надежны и удобны в использовании, что для непрофессионала очень даже прилично.

Сегодня многие умельцы в домашних условиях делают замечательные поделки из дерева. Для таких работ нужен хороший инструмент. Вопрос, как сделать резцы по дереву в домашних условиях, актуален не только для любителей декоративно-прикладного творчества, но и для плотников, токарей и представителей других смежных профессий. О резцах по металлу .

В набор токарных резцов по дереву входит разный инструмент. Резцы по своей функциональности делятся на четыре основные группы:

  1. Чтобы отрезать заготовку применяют отрезные.
  2. Чтобы придать цилиндрическую форму - расточные.
  3. Для точения двухгранных выемок и выступов - подрезные.
  4. Для создания овальных выемок - фасонные.

Схема изготовления

Большое значение в качества резца играет выбор металла для рабочего полотна. Многие мастера используют для этого старые напильники, рашпили и другие инструменты, сделанные из высококачественной стали. Автомобильные рессоры могут стать замечательным материалом для будущего замечательного инструмента. Однако такой резец после заточки следует закалить.

Для изготовления рукоятки лучше использовать твёрдые породы древесины (груша, слива, яблоня, дуб, бук). Приготовив материалы для будущего орудия труда, можете приступить к следующим шагам:

Работать резцами начинайте на мягких породах древесины (тополь, берёза, липа). Убедившись, что инструмент надёжный переходите на обработку более твёрдых пород.

Регулярно проверяйте стамески для токарного станка по дереву на надёжность и прочность. От этого зависит ваша безопасность.

Изготовленные собственноручно инструменты радуют, и возникает вопрос, что можно сделать на токарном станке с их помощью. Токарные работы очень востребованы в строительстве и дизайне, а также декоративном искусстве. Например, фигурные балясины для лестницы внутри дома или крыльца. Красивый подсвечник на камине или журнальном столике может украсить и разнообразить вид любого интерьера. Точёные шахматные фигуры - мечта любителей этой древней игры.

Прежде чем приступить, нужно проверить надёжность станины, на которой установлен станок. Также осматриваются крепления и прочность передней и задней бабки, подручника и исправность всех фиксаторов. Сразу нужен правильный рабочий режим, чтобы неоцентрованную заготовку не вырвало большой скоростью вращения.

После того как мастер решил, что собирается сделать, нужно приготовить болванку для будущего изделия. По чертежу определите размеры и в соответствии с этими данными выбирается нужная заготовка.

Отцентрируйте торцы бруска. Для большей безопасности и удобства состругайте рубанком ребра бруска и придайте ему форму восьмигранника.

При переходе на более тонкую обработку на первое место выходит техника безопасности. Следите, чтобы правильно установить рекомендованными станковые скорости вращения. Нарушение установленных норм обработки может привести к несчастному случаю, если это работа на станке с большим диапазоном скоростей вращения. Помните, что правила безопасности написаны для блага людей, чтобы без проблем для жизни и здоровья выполнять токарные работы по дереву. Своими руками можно всё испортить, если не последуете проверенным временем рекомендациям.

Изготовив свой первый резец, мастер обычно хочет продолжить совершенствоваться в этом нелёгком деле. Помните, что правильно сделанный и заточенный инструмент залог эффективной работы на токарном станке. Следуйте полезным советам и постоянно осваивайте новые приёмы и приспособления.

Сегодняшнее видео посвящено изготовлению самодельного резца по дереву или стамески из подшипниковой стали. Будут показаны общие принципы, на основании которых можно изготавливать и другие инструменты. Стамески и резцы по дереву это недешевое удовольствие, поэтому используя подшипники можно с выгодой сделать инструмент такой, который нужен именно вам.

В качестве донора использован немецкий подшипник, наружный диаметр 22 мм. Подшипник не ходовой, он долгое время работал, за 30 лет у него не появилось ни выработки, ни люфтов. Здесь можно точно сказать, что подшипник очень хороший и качественный. Первое, что мы сделаем, разберем сепаратор, извлечем шарики и нам нужна будет только наружная обойма. Из этой обоймы можно получить заготовку длиной 65 миллиметров. Этого хватит на режущую часть и немного останется для того, чтобы вставить деревянную ручку.

Заготовка готова, теперь мы будем её распрямлять. Но после того, как она остыла, можно разделить ее при помощи обычного молотка. Длина получилась 63 миллиметра, вполне достаточно. Выпрямлять её полностью не обязательно. На ней уже есть небольшая канавка под шарики, ее нужно увеличить при помощи бормашинки. Будут использованы алмазные стоматологические диски. Это диски с алмазным напылением.

Получена полукруглая внутренняя поверхность для нашего будущего резца, нет необходимости делать ее на всю длину. Теперь нужно сделать полукруглой наружную поверхности. Это нужно делать при помощи точила на мелком камне. Теперь нет необходимости опасаться о перегреве, потому что нам еще предстоит закалка. Теперь небольшой финиш при помощи мелкого абразивного диска. Самое главное – обработать хорошо внутреннюю сторону и можно приступать к закалке.

Закалка подшипниковой стали

Далее о том, как закалить металл для . Для того, чтобы закалить подшипниковую сталь, которую мы решили использовать для самодельного резца, нужно нагреть ее до температуры 830 – 860 градусах и остудить в масле. Температура будет определяться по цвету горения металла. Это должен быть ярко красный цвет. В Интернете можно найти цвета каления металла. Для нормальной закалки нагревать нужно только переднюю часть около 10 миллиметров. Если равномерно прогреть по всей длине заготовки, то она просто лопнет. Нужно также учитывать, что пока вы несете металл к маслу, он успевает немного остыть. Поэтому желательно сначала слегка перегреть, поднести к маслу, и когда металл получил нужный цвет, окунать в него. Заготовка закалена, делается это очень легко.

Теперь ради любопытства проверим на твердость. Для этого будем использовать напильник для заточки цепи. Это очень хороший твердый напильник. Попробуем, что у нас на режущей кромке. Напильник эту сталь не берёт. Если мы возьмем хвостовик, то тут напильник замечательный материал.

Отпуск заготовки из металла

Несмотря на то, что заготовка для будущего резца по дереву закалена, она еще не закончена. Резец очень прочный, но очень хрупкая. Если работать таким резцом, то оно обязательно сломается. Обязательно нужно произвести отпуск, который позволяет уменьшить хрупкость без уменьшения твердости. Отпуск производится при температуре 150-160 градусов. В этом есть небольшая сложность, которая заключается в том, что цвета побежалости, например, при нагреве начинаются от 180 до 200 – 220 градусов. Это уже такая температура, которые мы сталь перекрываем и происходит ее незначительной отпуск. Она теряет свои механические свойства, свою твердость градусов.
Как же нам понимать эти 150 градусов? Нам понадобится кусок полипропилена, который начинает размещаться примерно при 140 градусов и начинает плавиться 160 градусов. Воспользоваться для отпуска обычным утюгом, будем производить его в течение 2 часов.
При помощи струбцины закрепляем утюг в вертикальном положении и включаем его в розетку. Будем добавлять температуру до тех пор, пока полипропилен не начнет размещаться и оставлять небольшие следы на подошве утюга. Это приблизительно соответствует температуре 150 градусов.

просмотров