Жизнь гарема османской империи. Кастинг, евнухи и ночи любви

Жизнь гарема османской империи. Кастинг, евнухи и ночи любви

Какие ассоциации возникают у нас при упоминании гарема? Красивые девушки, сидящие на софах и пьющие шербет, сауны, где наложницы натирают себя ароматическими смесями, дорогие украшения, битва, в которой сотни красавиц сражаются за внимание повелителя. Это место, пропитанное негой, очарованием, соблазном, женскими флюидами и ароматом мускуса.

Пока мы изо всех сил соревнуемся с мужчинами за равные права, иногда забывая о своей сути, женщины востока относятся к мужчине как к повелителю. Они пользуются древними техниками, которые услаждают мужчин и надолго превращают их в рабов любви.

Предлагаю перенестись на несколько веков назад, во времена процветания Великой Османской Империи и посмотреть на жизнь гарема изнутри. Давайте приоткроем завесу тайны и возьмем несколько уроков подготовки к близости и развития привлекательности у наложниц султана.

Охраняемый рай

Слово «гарем» означает тайное, недоступное и закрытое. Действительно, место, где обитали наложницы и жены султана, было закрыто для всех, кроме избранных членов султанской семьи.

Турецкий летописец Дурсун-Бей однажды написал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем».

Самым знаменитым гаремом был дворец Сераль, расположенный в Стамбуле. Он состоял из 400 просторных комнат, где проживало более двух тысяч наложниц. Дворец был размером с небольшой город в окружении высоких стен. Обитательницей этого рая могла стать только настоящая красавица, прошедшая строгий отбор.

Кастинг

В гарем султана никогда не попадали случайные девушки. Существовал специальный план, согласно которому выбиралось определенное количество блондинок и брюнеток. Больше всего восточные падишахи ценили бедра и талию. Идеальным соотношением считалось 2/3 (талия/бедра).

Разница между объемом талии и бедер должна была составлять около тридцати сантиметров. А вот груди и рост девушек были второстепенными показателями. В особом почете была славянская красота.

Девушек отбирали не только по внешним критериям. Будущая наложница должна была быть умна. Кандидатки, которым посчастливилось попасть в гарем, проходили тщательный медицинский осмотр.

Курсы соблазнения

Девушки, отобранные для служения султану, проходили специальное двухлетнее обучение. Учили их калфы - старые, умудренные опытом рабыни. Будущие наложницы учили язык, основы Корана, литературу, поэзию, каллиграфию.

Изучали стихосложение и игру на музыкальных инструментах. Девушки постоянно поддерживали физическую форму, много времени уделяя танцам. Одалиски досконально изучали придворный этикет, учились подавать кофе и сладости, набивать трубку и вести беседы с султаном.

На втором году обучения жительницы гарема изучали искусство ухода за собой. Готовили маски и специальные ароматические составы, наносили макияж. Учились правильно одеваться и подбирать украшения.

Все девушки изучали танец «Ракс шархи». Это нечто среднее между танцем живота и стриптизом. Этот танец возбуждал любовное настроение и желание султана.

Затем они осваивали тонкости интимной гимнастики, которую мы называем вумбилдингом. По окончанию обучения, каждая девушка проходила экзамен. Помимо танцев, стихосложения и правил этикета в экзамен входило несколько очень пикантных упражнений.

Упражнение первое: нефритовое яичко. Девушку усаживали на скамейку с отверстием. Ноги широко разводили, а во влагалище испытуемой закладывали нефритовое яичко небольшого размера, к которому были прикреплены несколько нитей. Девушка должна была сжимать мышцы так, чтобы нити порвались, когда за них тянули.

Упражнение второе: танец «Ракс шархи». В чашу наливали 100 мл окрашенной жидкости. Девушка впрыскивала жидкость в свое лоно и танцевала. Танец длился в течение получаса. За это время будущая одалиска не должна была потерять ни капли жидкости.

Если все испытания были пройдены успешно, она становилась законной жительницей гарема.

По Золотому пути

Недостаточно было просто попасть в гарем. Можно пробыть там несколько лет и так и не удосужиться приглашения в султанскую спальню. Перед султаном ежедневно красовались сотни прекраснейших, соблазнительных девушек. Но удача улыбалась лишь немногим. Чтобы обратить на себя внимание падишаха, наложницы тщательно ухаживали за собой. Одевали самые красивые платья, по несколько часов в день тратили на макияж. Тренировали походку и осанку, учились соблазнять одним только взглядом.

Если падишаху приглянулась одна из рабынь, она получала приглашение в султанские покои. Девушки очень старательно готовились к интимной близости с султаном, ведь от их умений зависело, повезет ли им снова. Путь от общей спальни до покоя повелителя назывался Золотым. Чтобы пройти по нему, девушка проходила целый ряд ритуалов красоты.

Хамам

Одним из самых главных ритуалов ухода за собой для наложниц являлся поход в хамам (баню). Девушки купались в воде, настоянной на лепестках гибискуса и фиалок. Это средство не только смягчало кожу, но и наполняло ее тонким ароматом. Затем на волосы и кожу наносилась маска из глины.

Перед походом в сауну девушки удаляли волосы со всех частей тела с помощью специального крема. В его состав входили яйца, мед и лимонный сок.

В те времена пилинг восточным женщинам заменяло кесе. Распаренную кожу наложницы массировали жесткой шелковой варежкой. Такая процедура позволяла удалить омертвевшие клетки кожи и делала ее мягкой, как у ребенка.

Тело, достойное султана

После мытья мылом волосы становились жесткими. Чтобы смягчить их, османские красавицы использовали крем для волос из цветов мальвы. Во дворец ежегодно доставлялись сотни килограммов этих цветов.

Восточные красавицы тщательно ухаживали за своими волосами. Готовили маски из хны и перемолотой скорлупы грецких орехов. После такой маски шевелюра росла очень быстро.

Чтобы тела наложниц оставались упругими и молодыми, на их кожу наносили маски из глины с настоями цветов и трав.

После тщательного купания распаренное тело девушки готово к массажу. Специально обученные служанки расслабляли мышцы и тела наложниц в преддверии ночи любви.

Распаренная кожа быстро затвердевает и морщится. Поэтому кожу девушек после хамама намазывали маслами. В оливковое или кунжутное масло добавляли несколько капель ароматического масла. Летом обычно добавляли масло фиалки или розы, а зимой - гвоздики.

Перед сном красавицы умывались розовой водой. Она смягчает кожу и разглаживает морщинки. Масло турецкой розы до сих пор используют при изготовлении элитной косметики.

Макияж

Перед походом в опочивальню султана, наложницы наносили макияж. Особое внимание уделялось глазам. Чтобы глаза поразили сердце падишаха с первого взгляда, девушки рисовали стрелки сурьмой с примесью золы. Чтобы придать губам алый оттенок, восточные женщины жевали бетель - пасту с перцем, известью и семенами льна. Освежить дыхание накануне ночи помогали палочки корицы.

Распалить желание избалованного женским вниманием султана было не так легко. Каждая девушка старалась подчеркнуть свои лучшие черты. Закончить образ помогали рисунки из хны. Рабыни-художницы рисовали на телах одалисок узоры. Ими покрывали кисти рук, лодыжки, заднюю часть шеи или ключицы. Иногда их наносили на нижнюю часть поясницы или под пупок, рисуя тропинку к удовольствию.

В отличие от христианства, в исламской религии удовольствие от интимной близости не считалось грехом. Но Коран запрещал анальный, групповой и однополые отношения. Поэтому, представляемые многими европейцами оргии и лесбийские утехи между скучающими наложницами, скорее всего, были сказочной выдумкой.

Перевод небольшого куска из книги известного турецкого профессора-османиста Ильбера Ортайлы «Жизнь во дворце ».

Известно, что с тех пор, как Султан Орхан Гази женился на Халофере (Нилюфер), дочери Византийского Императора, практически все невестки Династии были иностранками. Да и существуют ли в мире династии, находившиеся при власти, но при этом не смешивающие кровь с иностранными принцессами? И это только в последнее время стала подниматься тема о культурных проблемах самоидентификации при матери-иностранке, в Османской Империи ничего подобного не было. Обращённые в ислам мальчики и девочки во дворце и в корпусах обучались турецкому языку и исламской культуре. Украинка Роксолана стала Хюррем и выучила за несколько лет турецкий так хорошо, что могла писать на нём стихи. История говорит о том, что Османская династия как раз делала очень многое для сохранения турецкой культуры. С 1924 года растущие и учащиеся за границей в изгнании потомки рода не имеют возможности въехать на родину, но при этом до недавнего времени они великолепно владели турецким и знали все турецкие традиции и обычаи. Это – отличный пример и яркое наследие прекрасного дворцового образования.

Значение Гарема

Гарем на арабском обзначает «запрещённый и тайный». Напротив тому, что считает большинство, гарем не является понятием, характерным исключительно для восточных мусульман, оно универсально, т.е. было в ходу в разных местах и в разный период. При этом нельзя сказать, что нации или правители, у которых гарем отсутствовал, были более уважительны по отношению к женщинам.

Гарем – самое известное место дворца Топкапы, о котором говорят больше всего. Но это и место, представление о котором очень далеко от истины. Гарем занимал первое место в дворцовом и государственном протоколе, потому что это обитель Падишаха; а во главе обители стояла Султан.

Гарем означает «самая тайная и скрытая часть человеческой жизни, самая неприкасаемая часть дома». Вопреки общепринятому мнению, гаремы были не только у ближневосточных мусульман, закрытые для внешнего доступа части были во дворцах Китая, Индии, Византии, древнего Ирана и даже ренессансной Италии, в Тоскане и при дворе патрициев Флоренции. Тут были и наложницы, и женщины и девушки высшего сословия, которые жили вдали от чужих взглядов. В Османском дворце же гарем был институтом.

Образование в гареме

Часть гаремных девушек выдавали замуж за молодых чиновников, взращённых в Эндеруне (мужская часть дворца, включающая лучшую в государстве школу, готовящую из государственных деятелей). Более того, за подходящих гос. деятелей выдавали даже сестёр и дочерей Султана. Несмотря на то, что до 16 века представители династии Османов женились на иностранках (мусульманках или нет) из других династий, после 16 века эта практика прекратилась, также перестали отдавать в другие государства невестками девушек из Османского рода. В этом смысле гарем был местом, в котором девушек обучали и готовили к замужеству с классом управленцев, которых готовили в Эндеруне. Девушки в гарем брались не только для того, чтобы они были жёнами или любимицами Султана. Их также покупали в гарем и обращали в ислам для того, чтобы счастье их нашло в другом месте. Девушки с выдающимися способностями, которые нравились Султану, оставались во дворце в качестве служащих, и потом тех из них, что хорошо выучат турецкий и ислам и полностью ассимилиркуются в дворцовой Османской цивилизации, выдавали замуж за выходцев из Эндеруна, которые переходили в Бирун (класс государственных управленцев). Раз девширме не были «аристократами по крови» и не имели никаких законных оснований претендовать на власть, Османская верхушка не отдалялась от народа. Правящий класс формировался через брак. И до тех пор, пока представители этого класса были в форме и шевелили мозгами, они оставались при правителе, но стоило им только оступиться, их тут же вышвыривали из этого класса, ведь никаких юридических прав на власть у них не было.

В гарем забирали хорваток, гречанок, россиянок, украинок и грузинок. Были там даже девушки из Италии и Франции. Но вот армяне и евреи были частью подданых, поэтому армянок и евреек в гарем не брали, а армян и евреев не брали в корпус Капыкулу, не обращали в мусульман и не брали на военную службу. Девушек из мусульманских народностей брали в гарем настолько редко, что это можно назвать исключением. Конечно же, судьбы гаремных девушек, как и везде, складывать очень по-разному.

Валиде Султанши и хасеки

Во главе гарема стояла мать Падишаха — Валиде Султан. По свидетельствам историков, Хатидже Турхан Султан (мать Мехмеда IV) в своё время очень любил народ. А вот Кёсем Султан, напротив, была злополучной Валиде, но в день её убийства большое количество людей в Стамбуле остались голодными, а много бедных невест остались без приданого (прим.пер — Кёсем Султан организовывала бесплатные кухни для бедняков и обеспечивала приданным бесприданиц).

Эметуллах Рабиа Гюльнуш Султан (1642-1715)

Среди были такие, как Гюльнуш Султан, которые прожили долгую и счастливую жизнь. Гульнуш – любимая хасеки Мехмеда IV, неразлучная с ним до конца жизни. Она долгое время была Валиде Султан, поскольку являлась матерью Мусафы II и Ахмеда III. Народ её любил, она построила мечеть в Ускюдаре, которую можно назвать примером Османского барокко, её могила находится там же. Из-за её имени, которое означает «подобная розе», в её открытом тюрбе всегда высаживают розовые кусты. Но её муж, как и два сына были сброшены с престола. Есть и такие хасеки, которым пришлось пережить несчастную судьбу своих мужей и сыновей-правителей, как и Гюльнуш Султан. Например, вспомним мать Султана Абдульазиза — Пертевнияль Валиде Султан. Хасеки и Валиде, мужья и сыновья которых умерли, были вынуждены переезжать в старый дворец, как бы печально это ни было.

Были и те, кто попадал в гарем, получал образование и покидал его, удачно выйдя замуж. Были и те, кого выдавали замуж за обычных, ничем не примечательных мужчин. Некоторые из них, как, например, Кетхюда Деф-и Гам Хатун, возвышались до довольно высоких позиций (хазнедар уста – управитель-казначей), а некоторые работали на простых позициях и занимались даже уборкой. Сначала девушек учили турецкому, потом – Корану и грамоте. Девушки также получали уроки восточных танцев, музыки, изящных искусств и т.д. Помимо этого они обязательно изучали дворцовый протокол, этикет и правила хорошего тона. Благодаря знанию религии и главное – традиций и правил поведения там, где они жили, их все называли «дворцовыми дамами» и крайне уважали за их воспитание. Если в каком-то районе проживала женщина, получившая образование во дворце, этого было достаточно для того, чтобы весь район выучил дворцовый турецкий и дворцовый этикет. А те, кто жил рядом с этими образованными женщинами, передавали полученные знания на протяжение нескольких поколений.

Политика и интриги в гареме – это лишь короткий период долгой истории. После того, как Кёсем Султан была убита в результате заговора гарем снова вернулся на круги своя к спокойной и размеренной жизни. Венецианка Бафо (Нурбану или Сафие Султан), Хюррем Султан, Кёсем Султан – это те имена, которые обычно вспоминают в контексте политических интриг. Турхан Султан и её невестка Гюльнуш Эметуллах в политику не вмешивались.

Кызлар-аги, чёрные евнухи, несомненно, самые печальные персонажи гарема. Их руководителем был Дарюссааде-ага, главный Кызлар-ага, пост которого был очень высоким в гаремной иерархии. От традиции брать в гарем чёрных евнухов отказались в 19 веке, несмотря на это на протяжении Республиканских лет в некоторых районах Стамбула часто встречались чёрные евнухи, как остаток от былых традиций.

Писать что-то о гареме – дело неблагодарное, потому что все предпочитают видеть только эротические сказания, описанные ранее. Все знают, как колотило в своё время Англию: все помнят королей, которым рубили головы, и их дворцовые интриги. Или же Францию. Османский гарем даже близко не стоял с тем развратом, который царил во дворцах этих двух стран. Книги о гареме и второсортные романы на тему гаремной жизни всегда вызывали вопросы. Гарем – одна из тех тем, о которой все горазды поговорить, но никто на самом деле ей не владеет. И это очевидно, что все слишком поверхностно оценивают сложность жизни в гареме, тех умных и талантливых женщин, которые в нём жили, культурный контекст и государственный институт, которым был гарем.

Гарем не был свободным местом исключительно для развлечений, прежде всего это был дом. И к нему надо относиться с уважением, как и к любому дому любой семьи.

До конца 15 века Османские Падишахи хоть и были многоженцами, но предпочитали дочерей соседних правителей. Орхан Гази женился на дочери Кантакузина принцессе Феодоре, Мурад I – на дочери императора Эммануила. Йылдырым Баезид Хан женился на дочери гермиянского правителя Кютахьи Сулейман Хана, потом на византийской принцессе, потом на одной из дочерей сербского деспота и, наконец, на дочери Айдыноглу Исы Бея Хафсе Хатун. Некоторые браки Баезида II имели определённые стратегические цели, это очевидно.

Хотя в последнее время её происхождение поддают сомнению, но последней принцессой голубой крови в династии была жена Султана Явуза Селима и Валиде Кануни Султана Сулеймана – дочь крымского хана Менгли Гирея Хафса Хатун.

Бабушка рода Османов Хюррем Султан была умной и красивой украинкой, которую европейцы назвали Роксолана, а Кануни Султан Сулейман даровал ей титул «Султанша», несмотря на том, что она умерла до того, как её дети взошли на престол. Другая бабушка Османской династии Хатидже Турхан Султан, жена Ибрагима I и мать Мехмеда IV тоже была Украинкой. Так что ясно, что наша династия Османов – это смешение турецкой и украинской крови. Те, кто был покрасивее и посообразительнее, смогли возвыситься до Валиде Султан.

Наложницы, поступавшие в гарем, — это или девушки, которых брали в плен воины Крымского Ханства в степях Украины и Польши, или же девушки, купленные на невольничьих рынках специальными поверенными, такими как Азовский или Каффский (Феодосийский) Бей, или же красавицы, захваченные пиратами, курсировавшими между островами в Средиземном море. Например, представительница роди Бафо Нурбану или Сафие Султан, по происхождению Венецианки, как раз из последних. Помимо этого в гарем попадали также девочки из крайне бедных семей, которых их же семьи отдавали в гарем или торговцам рабами, чтобы спасти от нужды.

В 19 веке ситуация кардинально изменилась. В гарем своих дочерей отправляли лояльные к династии и халифату знатные черкесские и абхазские роды, они считали, что отправляют невест для династии. Например, четвёртая жена Абдульхамида II и мать Айше Султан – дочь одного из абхазских беев Агыр Мустафы Бея.

Старый Дворец Баезид, сейчас это здание Стамбульского университета

Как и в любом обществе, в гареме тоже были свои недостатки. Те, кто был красив и умён, ставали любимицами и одалисками Султана, потом хасеки – матерями , или же, возможно, когда-то становились Валиде Султан. И тут не угадаешь. Кто знает, может, хасеки, которую отправили в Старый Дворец, потому что её муж Падишах умер, однажды вернётся в Топкапы в статусе Валиде Султан, приветствуемая с большими почестями загонами янычар на протяжении всего пути из Баезида, а потом во дворце ей поцелует руки сам Султан, потому что это её сын стал Падишахом.

По типу того, как ученики Эндеруна переходили в Бирун и получали государственные должности, точно так же жительниц гарема выдавали замуж за служащих дворца или других гос. служащих. Уровень грамотности во дворце был очень высок. Некоторые наложницы писали даже грамотнее некоторых Шехзаде.

Дворцовый протокол неизбежно имел сходства с дворцовым протоколом европейских государств. В 19 веке Османский дворец посещали некоторые европейские монархи и наследные принцы балканских государств (например, Болгарии). Система международной дипломатии дворца – это центральный государственный аппарат, признававший венское дипломатическое представительное право. Согласно этим протоколам место Гарем-и Хюмаюна изменилось, изменилась жизнь и образование Султанских жён и женщин. Причиной этих изменений было, в том числе, и внешнее давление. В период Второго Мешрутиета иностранные послы и даже гости Египетского принца и некоторые государственные деятели принимали участие в приёмах и баллах в сопровождении своих дам, чего нельзя сказать о жителях Османского дворца.

Внутреннее убранство дворца Бейлербейи

В последние 50 лет Империи Императрица Франции Евгения единолично совершила ответный визит от имени Наполеона III, немецкий кайзер Вильгельм приезжал трижды (один раз вместе с Императрицей), несмотря на то, что Император Австро-Венгрии Карл приезжал с Императрицей Зитой, на всех приёмах, приветствиях и встречах он был только с Падишахом. На официальных приёмах женщин не было. Но приезжие императрицы посещали Валиде Султан и других дам в гареме, те же, в свою очередь, совершили ответный визит во дворец Бейлербейи, в котором проживали гости. Это изменения, благодаря которому женщины династии смогли участвовать в государственном протоколе. Благодаря этому среди женской части гарема значительно возросло число девушек, владеющих европейскими языками.

© Ильбер Ортайлы, 2008

Гарем султанов Османской империи

Харем-и Хумаюн — гарем султанов Османской империи, влиявший на решения султана во всех областях политики.

Восточный гарем - тайная греза мужчин и олицетворенное проклятие женщин, средоточие чувственных наслаждений и изысканная скука томящихся в нем прекрасных наложниц. Все это не более чем миф, созданный талантом романистов.

Традиционный гарем (от арабского «харам» — запретное) - это в первую очередь женская половина мусульманского дома. Доступ в гарем имел только глава семьи и его сыновья. Для всех остальных эта часть арабского жилища — строгое табу. Табу это соблюдалось настолько строго и ревностно, что турецкий летописец Дурсун-Бей писал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем». Гарем - царство роскоши и погибших надежд…

Султанский гарем располагался в стамбульском дворце Топкапы. Здесь проживали мать (валиде-султан), сёстры, дочери и наследники (шахзаде) султана, его жёны (кадын-эфенди), фаворитки и наложницы (одалиски, рабыни — джарийе).

В гареме могло одновременно проживать от 700 до 1200 женщин. Обитательницам гарема прислуживали чёрные евнухи (караагалар), которыми командовал дарюссааде агасы. Капы-агасы, глава белых евнухов (акагалар), отвечал и за гарем и за внутренние покои дворца (эндерун), где жил султан. До 1587 года капы-агасы обладал внутри дворца властью, сопоставимой с властью визиря вне его, затем более влиятельными стали главы чёрных евнухов.

Самим гаремом фактически управляла валиде-султан. Следующими по рангу были незамужние сестры султана, затем его жены.

Доход женщин султанской семьи составляли средства, называемые башмаклык («на башмачок»).

В султанском гареме было мало рабынь, обычно наложницами становились девочки, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение.

Для того, чтобы переступить порог сераля, рабыня проходила своеобразную церемонию посвящения. Кроме проверки на невинность, девушка в обязательном порядке должна была принять ислам.

Вхождение в гарем во многом напоминало постриг в монашки, где вместо беззаветного служения Богу прививалось не менее беззаветное служение господину. Кандидатки в наложницы, как и божьи невесты, вынуждены были разрывать все связи с внешним миром, получали новые имена и учились жить в покорности.

В более поздних гаремах жены отсутствовали как таковые. Основным источником привилегированного положения стало внимание султана и деторождение. Оказывая внимание одной из наложниц, хозяин гарема возводил ее в ранг временной жены. Такое положение чаще всего было шатким и в любую минуту могло измениться в зависимости от настроения господина. Самым надежным способом закрепиться в статусе жены было рождение мальчика. Наложница, подарившая своему господину сына, приобретала статус госпожи.

Самым большим в истории мусульманского мира был стамбульский гарем Дар-уль-Сеадет, в котором все женщины были рабынями-иностранками, свободные турчанки туда не попадали. Наложниц в этом гареме называли «одалик», чуть позже европейцы добавили к слову букву «с» и получилось «одалиска».

А вот и дворец Топкапы,где жил Гарем

Из числа одалисок султан выбирал себе до семи жен. Кому повезло стать «женой» получали звание «кадын» — госпожа. Главной «кадын» становилась та, которая умудрилась родить первенца. Но даже самая плодовитая «кадын» не могла рассчитывать на почетное звание «султанши». Султаншами могли называться только мать, сестры и дочери султана.

Транспорт жен,наложниц,короче гаремный таксопарк

Чуть ниже «кадын» на иерархической лестнице гарема стояли фаворитки -- «икбал». Эти женщины получали жалование, собственные апартаменты и личных рабынь.

Фаворитки были не только умелыми любовницами, но и, как правило, тонкими и умными политиками. В турецком обществе, именно через «икбал» за определенную мзду можно было выйти непосредственно на самого султана, обойдя бюрократические препоны государства. Ниже «икбал» стояли «конкубины». Этим барышням повезло несколько меньше. Условия содержания хуже, привилегий меньше.

Именно на этапе «конкубин» была самая жесткая конкуренция, при которой нередко применялись кинжал и яд. Теоретически у «конкубин», как и у «икбал», был шанс подняться по иерархической лестнице, родив ребенка.

Но в отличие от приближенных к Султану фавориток, шансов на это замечательное событие у них было крайне не много. Во-первых, если в гареме до тысячи наложниц, то легче дождаться у моря погоды, чем святого таинства спаривания с султаном.

Во-вторых, даже если султан и снизойдет, то совсем не факт, что осчастливленная наложница обязательно забеременеет. И уж тем более не факт, что ей не организуют выкидыш.

Старые рабыни следили за наложницами, и любая замеченная беременность сразу же прерывалась. В принципе, вполне логично — любая роженица так или иначе, становилась претенденткой на роль законной «кадын», а ее младенец — потенциальным претендентом на престол.

Если же, несмотря на все интриги и козни, одалиска умудрялась сохранить беременность и не позволяла убить дитя во время «неудачных родов», она автоматически получала свой личный штат рабынь, евнухов и ежегодное жалование «басмалик».

Девочек покупали у отцов в возрасте 5—7 лет и воспитывали до 14—15 лет. Их обучали музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни. Попадая в гарем, девушки получали другое имя.

Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто — шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана, где она ждала пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась.

Султан мог иметь фавориток — гюзде. Вот одна из самых известных,украинка Роксалана

Сулейман Великолепный

Бани Хюррем Султан (Роксоланы), жены Сулеймана Великолепного, построенные в 1556 году рядом с собором Айя-София в Стамбуле. Архитектор Мимар Синан.


Мавзолей Роксаланы

Валиде с черным евнухом


Реконструкция одной из комнат апартаментов валиде-султан во дворце Топкапы. Мелике Сафие Султан (возможно, урожд. София Баффо) — наложница османского султана Мурада III и мать Мехмеда III. Во время правления Мехмеда носила титул валиде-султан (мать султана) и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.

Равной ей считалась лишь мать султана — валиде. Валиде-султан, независимо от ее происхождения, могла быть очень влиятельной (наиболее известный пример — Нурбану).

Айше Хафса Султан — жена султана Селима I и мать султана Сулеймана I.

Хоспис Айше-Султан

Кёсем Султан, также известна как Махпейкер — жена османского султана Ахмеда I (носила титул хасеки) и мать султанов Мурада IV и Ибрагима I. Во время правления сыновей носила титул валиде-султан и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.

Аппартаменты Валиде во дворце

Ванная Валиде

Спаленка Валиде

По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. В таком случае султан находил ей мужа и давал приданое, она получала документ о том, что является свободным человеком.

Впрочем, у самой нижней прослойки гарема тоже была своя надежда на счастье. Например, только у них был шанс хоть на какую-то личную жизнь. После нескольких лет безупречной службы и обожания в глазах им находили мужа, или же, выделив средства на небедную жизнь, отпускали на все четыре стороны.

Причем среди одалисок — аутсайдеров гаремного общества — тоже были свои аристократки. Невольница могла превратиться в «гэздэ» - удостоенную взгляда, если султан хоть как-то — взглядом, жестом или словом — выделил ее из общей толпы. Тысячи женщин прожили всю жизнь в гареме, но ни то, что султана голым не видели, но даже не дождались чести быть «удостоенной взгляда»

Если султан умирал, все наложницы сортировались по полу детей, которых они успели родить. Матери девочек вполне могли выйти замуж, а вот матери «принцев» поселялись в «Старом дворце», откуда могли выйти только после воцарения нового султана. И вот в этот момент начиналось самое веселое. Братики травили друг друга с завидной регулярностью и настойчивостью. Их матери так же активно подсыпали яд в пищу своим потенциальным соперницам и их сыновьям.

Кроме старых проверенных рабынь, за наложницами следили евнухи. В переводе с греческого «евнух» означает «хранитель ложа». Попадали они в гарем исключительно в виде надзирателей, так сказать, для поддержания порядка. Существовало два типа евнухов. Одних кастрировали еще в раннем детстве и вторичные половые признаки у них напрочь отсутствовали — не росла борода, был высокий, мальчишечий голос и полнейшее невосприятие женщины как особи противоположного пола. Других же, кастрировали в более позднем возрасте.

Неполные евнухи (а именно так назывались кастрированные не в детстве, а в отрочестве), очень даже смахивали на мужчин, имели самый что ни на есть низкий мужской басок, жиденькую растительность на лице, широкие мускулистые плечи, и как ни странно, половое влечение.

Разумеется, удовлетворять свои потребности естественным путем, евнухи не могли в силу отсутствия необходимого для этого прибора. Но как вы понимаете, когда речь идет о сексе или выпивке, полет человеческой фантазии просто безграничен. Да и одалиски, которые годами жили с навязчивой мечтой дождаться взгляда султана, не отличались особой разборчивостью. Ну если в гареме 300-500 наложниц, из них как минимум половина моложе и красивее тебя, ну какой смысл ждать принца? А на безрыбье и евнух — мужчина.

Кроме того, что евнухи наблюдали за порядком в гареме и параллельно (по секрету от султана, разумеется) всеми возможными и невозможными способами утешали себя и истосковавшихся по мужскому вниманию женщин, в их обязанности входили также функции палачей. Виновных в неповиновении наложниц они душили шелковым шнуром или топили несчастную в Босфоре.

Влияние обитателей гарема на султанов использовали посланники иностранных государств. Так, посол России в Османской империи М. И. Кутузов, прибыв в сентябре 1793 года в Стамбул, отправил валиде-султан Михришах подарки, и «султан внимание сие к его матери принял с чувствительностью».

Селим

Кутузов удостоился ответных подарков матери султана и благосклонного приёма у самого Селима III. Российский посол упрочил влияние России в Турции и склонил её к вхождению в союз против революционной Франции.

С XIX века, после отмены рабства в Османской империи, все наложницы стали поступать в гарем добровольно и с согласия родителей, надеясь на достижение материального благополучия и карьеры. Гарем османских султанов был ликвидирован в 1908 году.

Гарем, как и сам дворец Топкапы настоящий лабиринт, комнаты, коридоры, дворики все беспорядочно разбросано. Эту путаницу можно разделить на три части: Помещения черных евнухов Фактический гарем, где проживали жены и наложницы Помещения Валиде Султан и самого падишаха Наша экскурсия по Гарему дворца Топкапы была весьма краткой.


Помещения темны и пустынны, мебель отсутствует, на окнах решетки. Тесные и узкие коридоры. Вот здесь жили евнухи, мстительные и злопамятные из-за психологического и физического увечья… И жили они в таких же уродливых помещениях, крохотных, словно чуланы, иногда вовсе без окон. Впечатление скрашивают только волшебной красоты и древности изникские плитки, словно издающие бледное сияние. Прошли каменный двор наложниц, посмотрели апартаменты Валиде.

Тоже тесно, вся красота - в зеленых, бирюзовых, синих фаянсовых плитках. Провела по ним рукой, прикоснулась к цветочным гирляндам на них - тюльпаны, гвоздики, а вот хвост павлина… Было холодно, и у меня в голове крутились мысли, что комнаты плохо согревались и обитательницы гарема, вероятно, часто болели туберкулезом.

Да еще это отсутствие прямого солнечного света… Воображение упорно не хотело работать. Вместо великолепия Сераля, роскошных фонтанов, благоухающих цветов, я видела замкнутые пространства, холодные стены, пустые комнаты, темные переходы, непонятные ниши в стенах, странный фантастический мир. Терялось чувство направления и связь в внешним миром. Меня упорно охватывала аура какой-то безнадежности и тоски. Не радовали даже балкончики и терраски в некоторых комнатках, с видом на море и крепостные стены.

Ну и напоследок,реакция официального Стамбула на нашумевший сериал "Золотой век"

Турецкий премьер Эрдоган считает, что телесериал о дворе Сулеймана Великолепного оскорбляет величие Османской империи. Однако исторические хроники подтверждают, что дворец действительно докатился до полного упадка.

Вокруг запретных мест часто ходят самые разные слухи. Причем, чем большей тайной они окутаны, тем более фантастические предположения выдвигают простые смертные о том, что творится за закрытыми дверями. Это касается в равной степени и секретных архивов Ватикана, и тайников ЦРУ. Гаремы мусульманских правителей - не исключение.

Так что нет ничего удивительного в том, что один из них стал местом действия «мыльной оперы», ставшей популярной во многих странах. Действие сериала «Великолепный век» разворачивается в Османской империи XVI века, простиравшейся в те времена от Алжира до Судана и от Белграда до Ирана. Во главе стоял Сулейман Великолепный, правивший в 1520-1566 годах, в спальне которого находилось место сотням едва одетых красавиц. Неудивительно, что 150 миллионов телезрителей в 22 странах заинтересовались этой историей.

Эрдоган же, в свою очередь, ориентируется прежде всего на славу и могущество Османской империи, которое достигло своей вершины во времена правления Сулеймана. Придуманные гаремные истории из того времени, по его мнению, преуменьшают величие султана и таким образом - всего турецкого государства.

Но что значит в данном случае искажение истории? Три западных историка провели немало времени за изучением трудов по истории Османской империи. Последним из них был румынский исследователь Николае Иорга (Nicolae Iorga) (1871-1940), в «Историю Османской империи» которого вошли также изданные ранее исследования австрийского востоковеда Йозефа фон Хаммера-Пургшталя (Joseph von Hammer-Purgstall) и немецкого историка Иоганна Вильгельма Цинкейзена (Johann Wilhelm Zinkeisen).

Иорга посвятил массу времени изучению событий при османском дворе во времена Сулеймана и его наследников, например, Селима II, унаследовавшего трон после смерти отца в 1566 году. «Больше похожий на чудовище, чем на человека», он большую часть своей жизни провел в пьянстве, кстати, запрещенном Кораном, а его красная физиономия лишний раз подтверждала его пристрастие к алкоголю.

День едва начинался, а он, как правило, бывал уже пьян. Решению вопросов государственной важности он обычно предпочитал развлечения, за которые несли ответственность карлики, шуты, фокусники или борцы, в которых он время от времени постреливал из лука. Но если бесконечные пиры Селима проходили, судя по всему, без участия женщин, то при его наследнике Мураде III, правившем с 1574 по 1595 год и прожившем 20 лет при Сулеймане, все было уже по-другому.

«Женщины в этой стране играют важную роль», - писал один французский дипломат, имевший в этом смысле некоторый опыт у себя на родине. «Поскольку Мурад все время проводил во дворце, его окружение имело большое влияние на его слабый дух», - писал Иорга. «С женщинами султан всегда бывал послушен и безволен».

Больше всего этим пользовались мать и первая жена Мурада, которых всегда сопровождали «множество придворных дамочек, интриганок и посредниц», писал Иорга. «На улице за ними следовала кавалькада из 20 телег и толпа янычаров. Будучи весьма проницательной особой, она часто влияла на назначения при дворе. Из-за ее расточительности Мурад несколько раз пытался отправить ее в старый дворец, но она так и оставалась до самой своей смерти настоящей повелительницей».

Османские принцессы жили в «типично восточной роскоши». Европейские дипломаты старались завоевать их расположение изысканными подарками, потому что одной записки из рук одной из них было достаточно, чтобы назначить того или иного пашу. Карьеры молодых господ, женившихся на них, целиком и полностью зависели от них. А те, кто осмеливались отвергнуть их, жили в опасности. Пашу «запросто могли задушить, если он не решался на этот опасный шаг - жениться на османской принцессе».

Пока Мурад развлекался в компании прекрасных рабынь, «все остальные люди, допущенные к управлению империей, сделали своей целью личное обогащение - неважно, честным или бесчестным путем», - писал Иорга. Неслучайно одна из глав его книги называется «Причины развала». Когда ее читаешь, возникает ощущение, что это сценарий телесериала, такого как, например, «Рим» или «Подпольная империя».

Однако, за бесконечными оргиями и интригами во дворце и в гареме скрывались важные перемены в жизни при дворе. До восшествия Сулеймана на престол было принято, что сыновья султана в сопровождении матери уезжали в провинцию и оставались в стороне от борьбы за власть. Принц, наследовавший престол, потом, как правило, убивал всех своих братьев, что было некоторым образом даже неплохо, потому что так удавалось избегать кровопролитной борьбы на наследство султана.

Все изменилось при Сулеймане. После того, как он не только завел детей со своей наложницей Роксоланой, но и освободил ее из рабства и назначил своей главной женой, принцы оставались во дворце в Стамбуле. Первой наложнице, сумевшей подняться до жены султана, было неведомо, что такое стыд и совесть, и она беззастенчиво продвигала своих детей по карьерной лестнице. Об интригах при дворе писали многочисленные иностранные дипломаты. Позднее на их письма опирались в своих исследованиях историки.

Сыграло свою роль и то, что наследники Сулеймана отказались от традиции отправлять жен и принцев подальше в провинцию. Поэтому последние постоянно вмешивались в политические вопросы. «Кроме участия в дворцовых интригах, достойны упоминания их связи с янычарами, расквартированными в столице», - писала историк Сурайя Фароки из Мюнхена.


На протяжении почти 400 лет Османская империя властвовала на территории современной Турции, в юго-восточной Европе и на Ближнем Востоке. Сегодня интерес к истории этой империи велик, как никогда, но при этом немногие знают, что у останов было немало «тёмных» секретов, которые скрывали от посторонних глаз.

1. Братоубийство


Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.

Когда Мехмед Завоеватель осаждал Константинополь, его родной дядя воевал против него со стен города. Мехмед справился с проблемой с присущей ему беспощадностью. Когда он вступил на престол, то казнил большую часть своих родственников мужского пола, в том числе даже приказал задушить своего брата-младенца прямо в люльке. Позже он издал свой печально известный закон, который гласил: "Тот из моих сыновей, кому должен достаться Султанат, должен убить своих братьев ". С этого момента, каждый новый султан должен был занимать трон, убивая всех своих родственников мужского пола.

Мехмед III вырвал бороду от горя, когда его младший брат просил его о пощаде. Но при этом он "не ответил ему ни слова", и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. А Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы за тем, как его собственного сына задушили тетивой, когда тот стал слишком популярным в армии и стал представлять опасность для его власти.

2. Клетки для шехзаде


Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ("клетки"). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

3. Дворец как тихий ад


Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.

Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы "хотя бы рыбы куда-то тратили их".

Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами - за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как "султанат женщин". Ахмет III как-то писал своему великому визирю: "Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана... Я никогда не могу побыть один ".

4. Садовник с обязанностями палача


Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.

Что любопытно, османы не удосужились создать корпус палачей. Эти обязанности, как ни странно, были поручены дворцовым садовникам, которые делили свое время между убийствами и выращиванием восхитительных цветов. Большинство жертв просто обезглавливали. Но было запрещено проливать кровь султанской семьи и высокопоставленных чиновников, поэтому их душили. Именно по этой причине главный садовник всегда был огромным мускулистым человеком, способным быстро задушить кого угодно.

5. Смертельная гонка


Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.

Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.

6. Козлы отпущения


Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве "козла отпущения" всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.

7. Гарем


Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.

Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.

Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.

Ещё одна дама - Кесем Султан (1590-1651) - достигла еще большего влияния, чем Роксолана. Она управляла империей в качестве регента вместо своего сына, а впоследствии и внука.

8. Кровная дань


Одной из самых известных особенностей раннего османского владычества был девширме ("кровная дань") - налог, которым облагалось немусульманское население империи. Заключался этот налог в принудительном наборе молодых мальчиков из христианских семей. Большинство мальчиков зачисляли в корпус янычар - армии рабов-солдат, которые всегда использовались в первой линии при османских завоеваниях. Эту дань собирали нерегулярно, обычно к девширме прибегали, когда султан и визири решали, что империи, возможно, потребуется дополнительная рабочая сила и воины. Как правило, набирали мальчиков в возрасте 12-14 лет из Греции и на Балканах, причем брали самых сильных (в среднем, 1 мальчика на 40 семей).

Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.

К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.

9. Рабство как традиция


Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.

Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.

Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.

10. Массовые убийства


При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.

Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть "двойными агентами" Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.

По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).

Продолжая турецкую тему, для наших читателей .

16 августа 2017

Как жила Роксолана-Хюррем и другие обитательницы дворца султана Сулеймана и что в сериале не соответствует исторической действительности

«Великолепный век» – один из самых популярных турецких сериалов. Захватывающая любовная история, шикарные декорации и костюмы, судьба целой династии. Сериал называют историческим, хотя многие критики отметили искажение фактов. И все же создатели постарались воссоздать восточный колорит. Особенно жизнь и быт гарема.

В центре сюжета - судьба наложницы-украинки Александры/Роксоланы (или Хюррем ). Это история самой влиятельной и могущественной женщины Османской империи. Будучи простой наложницей, она сумела добиться любви султана Сулеймана Великолепного , десятого султана, правившего Османской империей с 1520-х годов, став главной женой и матерью престолонаследника.

Интриги, наветы, ложь, хитрость, подкуп, убийства - Хюррем все пускала в ход для того, чтобы добиться поставленной цели. Собственно, здесь создатели «Великолепного века» не преувеличили. В гаремах в те века царило коварство.


Факт: Как считают историки, родоночальниками гаремов является династия арабских халифов Абассидов, которые правили на Ближнем Востоке с середины 700-х годов по середину XIII века. Гарем Османской империи пользовался славой самого крупного на протяжении пяти веков.

Царство женщин

Гарем или харам - это женская обитель, куда посторонним мужчинам вход заказан, не зря слово «харам» в арабском означает «запретное». Во времена Османской империи там обитали жены, малолетние дети, наложницы, рабыни, многочисленные султанские родственницы, а также прислуживающие им и выполняющие роль охранников евнухи. Гаремы жили собственной жизнью, там существовал свой, особый этикет и правила. В каждом из них действовала строгая иерархия. Самые влиятельные и умные обитательницы гаремов могли воздействовать и на политику государства.


Крупные гаремы насчитывали более тысячи наложниц и были символами могущества правителя; степень оказываемого ему уважения во многом зависела от «качества» и количества гарема. Согласно Книге рекордов Гиннесса, самым большим по площади в мире был состоявший из 400 помещений Зимний гарем Большого сераля Топкапы в Стамбуле. Его построили еще в 1589 году. В начале ХХ века, ко времени свержения султана Абдула Хамида II в 1909 году, количество его обитательниц уменьшилось в разы — с 1200 до 370 наложниц.


Агенты двора платили огромные суммы за красавиц на невольничьих аукционах. Не красавица попасть туда шанса не имела. На их содержание тратились огромные суммы – порой гаремы разоряли владельцев и опустошали казну.

Во времена Османской империи после смерти хозяина ставший ненужным гарем переселяли в старый и далеко не роскошный дворец, так как новый султан набирал новых одалисок. Со временем обитательниц гарема стали часто и вовсе распускать. Так, например, обычно происходит и сегодня.

Главным, а зачастую и единственным посетителем гарема был муж, хозяин дома. Еще позволялось заходить хранителю султанских покоев – визирю, а также евнухам. В некоторые гаремы пускали «гостей» — например, рассказчиков или музыкантов.


Жизнь обитательниц «женского царства» не ограничивалась стенами дворца. Многие гаремные красавицы могли посещать родных, выходить в город (разумеется, в сопровождении).

На заре империи султаны женились на дочерях правителей других государств, но со временем женами все чаще становились бывшие рабыни. И в истории Османской империи самой первой рабыней, которую султан официально взял в жены, стала Хюррем. На этом и построена история «Великолепного века».

Правда и вымысел

История появления в гареме Сулеймана Хюррем передана правдиво. Ее действительно купил на рынке визирь султана Ибрагим-паша (в фильме роль исполнил актер Окан Ялабык ) в подарок владыке. На тот момент девочке было 14 лет. Всех наложниц, предназначенных для гарема, учили турецкому языку, музыке, танцам, поэзии, рукоделию. Иноверкам, как это произошло с Роксоланой, приходилось принимать мусульманскую веру. Любовной науке и сексуальным премудростям обучали дамы с большим опытом – специально нанятые наставницы или, например, родственницы султана.


Каждая женщина в гареме имела свой статус, права и обязанности. На основании статуса определялась величина ее жалованья, количество отведенных ей покоев и прислужниц, право занимать определенную должность. И эта иерархия также хорошо отражена в сериале.

В часы досуга наложницы ходили в хаммам, читали, танцевали, музицировали, гадали. Но ворожить было нельзя, за это наказывали. И в сериале это тоже показано. Многие зрители помнят сцены, где Хюррем посещает ворожею и опасается, что кто-нибудь узнает об этом.


Женщины, пользующиеся особой благосклонностью, получали дорогие подарки, баловать гарем являлось одной из главных обязанностей супруга. Османские султаны порой дарили любимым наложницам целые дворцы и осыпали драгоценностями – последние активно демонстрировались женщинами. По легенде султан Сулейман (его сыграл актер Халит Эргенч ) даже делал дорогие украшения своими руками. После первой ночи он подарил Хюррем кольцо с каплевидным изумрудом.


Факты, которые приукрасили создатели фильма

Образ исторической Хюррем отличается от того, который воплотила турецкая актриса Мирьем Уизерли . Сохранились воспоминания венецианского посла тех времен. Он пишет, что Хюррем была скорее миловидной, чем красивой. В «Великолепном веке» Хюррем просто красотка. И скромной ее трудно назвать. Впрочем, все те ухищрения и приемы, которые она использовала для того, чтобы завоевать расположение Сулеймана и потом добиться привилегий для сыновей, действительно зафиксированы историей. Исследователи подтверждают, что после ее появления в гареме султан Сулейман перестал «входить» к другим женщинам.

Другой романтический вымысел создателей «Великолепного века» связан с историей первой жены Сулеймана. В реальности Махидевран Султан (в сериале ее сыграла актриса Нур Айсан ) не была супругой султана. А после того как в порыве ревности она попробовала отравить Хюррем, ее навсегда изгнали из дворца. В сериале же владыка простил ее, позволив вернуться во дворец.

Приукрасили создатели сериала и внешний образ героинь. Прежде всего это касается одежды, которую костюмеры «Великолепного века» заметно осовременили. Таких декольтированных платьев во времена Османской империи точно не носили. Наряды в те века были гораздо проще по фасону, главное богатство костюмов составляла отделка, а также дорогие и фактурные ткани с блестками и золотыми нитями. Ну и, конечно, украшения.


Вольно обошлись создатели «Великолепного века» и с прическами героинь. В то время как в сериале красавицы щеголяли роскошными локонами, реальные обитательницы гаремов убирали волосы в аккуратную прическу. Восточные красавицы XVI столетия и подумать не смели о том, чтобы ходить с распущенными волосами – чаще всего им приходилось носить косы.

Гаремы XXI века

Обитательницы современных гаремов чаще всего вольны делать с прическами что угодно. Но что касается иерархии и внутренних правил, то принципы остались прежними. И сегодня гаремы – далеко не пережиток прошлого. По статистике, больше 40% жительниц Пакистана, Иордании, Йемена, Сирии, Мадагаскара, Ирана, Ирака и некоторых стран Африки живут в полигамном браке.

Обладателем одного из самых больших гаремов являлся экс-президент Ирака Саддам Хусейн – по некоторым данным, у него было около пятисот наложниц. А в гареме одного из богатейших мужчин современности – султана Брунея – около семисот женщин. Очень часто в современных гаремах оказываются не восточные женщины, а европейки и американки. Так в гареме султана Брунея одно время находилась «Мисс США-1992» Шеннон Маккетик . А в 2000 году после смерти бывшего президента Сирии Хафеза Аль-Асада выяснилось, что среди его 40 наложниц не было ни одной арабской девушки – как писала европейская пресса, среди них были и немки, и шведки, и француженки.

просмотров