Технологии производства электрических жгутов. Как сделать качественный автомобильный жгут? Защита жгутов проводов в автомобиле

Технологии производства электрических жгутов. Как сделать качественный автомобильный жгут? Защита жгутов проводов в автомобиле

Изготовление и укладка жгутов

Жгут представляет собой совокупность разделанных проводов и кабелей, скрепленных между собой каким-либо способом и при необходимости оснащенных элементами электрического монтажа (наконечниками, соединителями и др.).

По своему назначению жгуты подразделяются на внутриблоч-ные и междублочные.

Внутриблочные жгуты применяются для электрического соеди-нения отдельных узлов, блоков и электрических деталей внутри прибора, а междублочные жгуты — для электрического соедине-ния различной радиоаппаратуры и приборов в единую систему. В зависимости от расположения узлов в корпусе жгуты могут быть плоскими или объемными.

Для защиты от воздействия окружающей среды, механических повреждений или с целью экранирования жгуты обматываются снаружи киперной, капроновой, лавсановой или поливинилхло-ридной лентой, покрываются лаком или заключаются в экрани-рующую оплетку.

1) различную расцветку изоляции проводов;

2) окраску или нумерацию поливинилхлоридных трубок, при-меняемых для закрепления концов изоляции (трубки нумеруют на автомате, в специальных штампах или надписывают от руки маркировочными чернилами);

3) пластмассовые бирки с условным обозначением места под-соединения, надетые на провода.

Жгуты, в которых нельзя произвести замену вышедших из строя проводов, обеспечиваются запасными проводами. Количество их берется из расчета 8... 10 % общего количества в жгуте, но не мень-ше двух проводов. Длина и сечение запасных проводов должны быть равны наибольшим длине и сечению проводов, имеющихся в жгуте. Длина выводов жгута должна быть достаточной для при-соединения к узлам и элементам схемы прибора без натяжения; кроме того, должен иметься запас в 10... 12 мм для повторной зачистки и присоединения каждого конца провода.

Типовой технологический процесс изготовления жгута вклю-чает в себя следующие операции:

резку проводов и изоляционных трубок;

укладку проводов на шаблоне и вязку их в жгут;

заделку концов проводов жгута с одновременной их маркиров-кой;

контроль жгута (прозвонку); защиту жгута изоляционной лентой;

выходной контроль (визуальный осмотр на соответствие этало-ну и прозвонку).

Длина заготовляемых проводов должна соответствовать разме-рам, указанным в технологической карте или таблице заготовок проводов. Резка проводов и экранирующих оплеток производятся на автоматах, а также с помощью монтажных или гильотинных ножниц и кусачек.

Заготовку проводов одинаковой длины и вязку их в жгут целе-сообразнее производить без ответвлений на специальном приспо-соблении (рис. 1.25), которое состоит из двух стоек, укрепленных на доске (расстояние между стойками зависит от длины заготов-ляемых проводов).

С внешних сторон у стоек имеются пазы. Сначала провод обма-тывается вокруг стоек, при этом количество витков провода дол-жно составлять половину количества проводов в жгуте. Затем вит-ки провода, располагающиеся между стойками, связывают в жгут ниткой или шпагатом. После обвязки витки провода разрезают в местах, расположенных напротив пазов в стойках.

При ручном способе заготовки проводов для жгутов длина их определяется с помощью образцов или линейки. В серийном про-изводстве применяются специальные автоматы для мерной резки проводов на заданную длину.

Укладка проводов производится на шаблоне в определенном по-рядке (по схеме, нанесенной на поверхности шаблона), после чего их связывают ниткой или шпагатом в жгут. Разметка шаблона для укладки проводов жгута производится по монтажной схеме, маке-ту узла или прибора, в который будет установлен жгут, и монтаж-ной таблице соединений. На размеченном шаблоне провода снача-ла раскладывают, а затем вяжут в жгут (рис. 1.26). В зависимости от конструкции прибора жгуты бывают плоскими или объемными.


При раскладке концы проводов обрезают по поперечным"мёт-кам, маркируют и закрепляют. Укладку проводов на шаблоне на-чинают с запасных и длинных рабочих проводов и заканчивают самыми короткими проводами. Экранированные провода, входя-щие в жгут, обматывают киперной лентой и размещают внутри жгута либо в изоляционной трубке.

Вязка жгута должна осуществляться в одном направлении хлоп-чатобумажной ниткой № 00 или льняной № 9,5/5. Для ручной вязки применяется приспособление, показанное на рис. 1.27, а. В кор-пус 4 приспособления вставлена катушка 3 с нитками. Крышки 5 и 2 служат для центрирования катушки. В верхней крышке 5 име-ется ушко для придания нитке определенного направления, а в нижней крышке крепится крючок 1.


Для облегчения сматывания нитки с катушки в корпусе вы-полнены прорезь и вывод для наружного конца намотанной ка-тушки. Сначала в корпус приспособления вставляется намотан-ная катушка, верхний конец которой заводится в прорезь кор-пуса. Далее крышка закрывается и конец нитки продевается через ушко.

Вязка жгута производится в соответствии со схемой образова-ния петель. На вязку одного узла требуется 0,5... 1 с. Для выполне-ния операции необходимо взять нитку (см. рис. 1.27, б), зацепить крючком петлю, протянуть ее под жгутом и продеть через две петли приспособление, затянув нитку. В момент затяжки узла нит-ку, проходящую по корпусу, необходимо прижать пальцем к его поверхности. Приспособление способствует улучшению качества вязки жгутов и снижению трудоемкости их вязки в 15...20 раз. Рекомендуемые способы вязки показаны на рис. 1.28.

Петли рекомендуется вязать с натяжением через равные ин-тервалы (не более 50 мм), а также в местах ответвления проводов.

Шаг вязки петель устанавливается конструктором в зависимости от диаметра жгута.

После вязки проводов в жгут производится заделка их концов. Сначала все концы проводов маркируют согласно монтажной схеме, а затем контролируют правильность раскладки проводов прозвонкой. В случае применения для выполнения жгутов электрифицированных шаблонов прозвонку можно не производить.

Контроль сложных жгутов осу-ществляется на специальных полуавтоматических стендах по за-данной программе. Жгут на панели стенда закрепляют вручную, а правильность раскладки проводов и сопротивление их изоляции контролируют автоматически.

Сначала проводится контроль на соответствие электрическим схемам соединений, т. е. проверка правильности раскладки про-водов. С этой целью необходимое напряжение последовательно по-дают на один из концов проверяемого провода. При правильной раскладке проводов напряжение должно фиксироваться во всех проводах жгута, электрически связанных с проверяемым прово-дом. Далее необходимо убедиться в отсутствии напряжения в про-водах жгута, которые электрически не связаны с проверяемым проводом. Вся информация о контроле выдается автоматически в виде кодированных отверстий на перфоленте или в виде записи на ленте с цифровыми и буквенными обозначениями.

При контроле сопротивления изоляции проводов автоматически осуществляют последовательную подачу постоянного напряжения к электрически изолированным друг от друга проводам (цепям), фиксируя при этом сопротивление изоляции.

В случае необходимости производится защита жгута изоляци-онными лентами или экранирующей оплеткой. Готовые жгуты ук-ладывают согласно монтажной схеме и чертежу прибора. Одновре-менно с укладкой концы проводов жгута разводят к соответству-ющим местам схемы прибора и припаивают. При этом необходи-мо следить, чтобы отдельные провода не заслоняли собой марки-ровочные надписи и надписи значений номиналов на деталях.

Внимание! При укладке жгутов в прибор необходимо соблю-дать осторожность во избежание поломки и обрыва токопроводя-Щих жил проводов и выводов навесных радиодеталей, а также замыкания оголенных токопроводящих мест.


Внутри прибора жгут крепится к шасси или стенкам металли-ческими скобами (рис. 1.29), под которые предварительно следует подложить изоляционные материалы из поливинилхлорида, лакоткани или прессшпана. Края прокладок должны выступать из-под скобы не менее чем на 5 мм. Скобы выполняются двухсторон-ними (крепятся двумя винтами) и односторонними (крепятся од-ним винтом). Конструкция крепежных скоб, особенно односто-ронних, должна быть достаточно жесткой, чтобы исключить их разгибание или деформацию при креплении к шасси вместе со жгутом.

Для обеспечения перехода неэкранированных (а при необхо-димости и экранированных) жгутов из одного блока прибора в другой через стенку шасси или экрана в этом месте предусматри-вается установка изоляционных втулок.

К автомобилям в настоящее время предъявляются высокие требования к качеству сборки и надежности. Соответственно каждый узел и деталь автомобиля должны отвечать этим требованиям.

Составным элементом автомобиля является электропроводка (жгуты проводов). Жгут проводов – законченное изделие, состоящее из скрепленных между собой в пучок отдельных проводов, концы которых армированы контактами, которые собираются в колодки или надеваются на них защитные элементы (трубки, резиновые колпачки, чехлы). Провода в жгуты скрепляются: бандажами из липкой ленты ПВХ, кабельными стяжками (зубчатые хомуты из термопластичных полимеров); термоусаживающейся трубкой.

Современный автомобиль имеет жгуты с общим количеством отрезков проводов около трёхсот (а чаще и выше), армированными различными контактами. Надежность такого сложного изделия зависит от нескольких факторов. В первую очередь, это повышенные требования к качеству комплектующих и материалов. На что в свою очередь влияют выбор поставщика и проведение входного контроля.

Следующим фактором является применение современного высокопроизводительного и точного производственного и контрольно – измерительного оборудования, отвечающего требованиям международных стандартов. И, наконец, самым главным фактором надежности являются специалисты, участвующие в процессе производства. От их профессионализма зависит качество и надежность изделия.

Автотракторные жгуты можно разделить на: жгуты проводов низкого и высокого напряжения (аккумуляторные и стартерные провода чаще всего одиночные, реже – состоящие из двух – трех проводов).

Технологический процесс изготовления жгута проводов делится на несколько основных операций: резка проводов, зачистка концов проводов от изоляции, армирование проводов наконечниками или контактами, скрепление проводов в жгуты(вязка), установка разъёмных соединителей, проверка качества.

Для того, чтобы Вы лучше представляли из каких комплектующих состоят жгуты проводов и в какой последовательности они используются при их изготовлении мы постарались дать подробное описание основных операций изготовления жгутов и видов комплектации, при этом использующихся.

Для более лучшего понимания последовательности сборки любого жгута в этом разделе мы введём общие понятия структуры жгута, которые будут встречаться далее в тексте. Жгут можно поделить на части и дать им названия.

  • Ствол жгута – часть жгута с наибольшим количеством проводов, собранных в пучок.
  • Ответвление – пучок проводов отходящих от ствола жгута или другого ответвления.
  • Место ответвления – место расхождения двух или более пучков проводов под каким – то углом (углами).
  • Наконечники – элементы позволяющие осуществлять монтаж и демонтаж жгута с холодными контактами.
  • Соединительные устройства – устройства в комплекте с наконечниками позволяющие одновременное соединение одной или нескольких пар «штырь – гнездо».
  • Защитные элементы – резинотехнические изделия, предназначенные для механической и химической защиты места соединения наконечника или соединительного устройства с приборами и другим электрооборудованием транспортного средства.

Операции изготовления жгута.

Если собрать вместе элементы, составляющие жгут, то они выглядели бы примерно так, как показано на фото (рис. 2.) Чтобы собрать из них жгут Вам в первую очередь нужно знать последовательность операций сборки жгута. Ниже описана последовательность ручной сборки (рис. 3)для несерийного жгута:


Резка проводов.

Резка проводов осуществляется с помощью ручного приспособления или станка мерной резки провода. В зависимости от программы выпуска жгутов применяется ручной или автоматизированный способ резки.


Скрепление проводов в жгуты (вязка).

Провода в жгуты скрепляют бандажами, выполненными липкой лентой ПВХ по ГОСТ 16214 – 70, кабельными стяжками (зубчатые хомуты из термопластичных полимеров по ГОСТ 22642.3-80) вручную или с помощью специального инструмента, приваркой проводов, разложенных на одной плоскости, к скрепляющему элементу, выполненному в виде ПВХ ленты или одного из проводов жгута, выполненного зигзагом.

По согласованию с потребителем провода в жгутах могут быть защищены и скреплены в жгут трубкой из ПВХ, обмотаны липкой лентой ПВХ, спиральной лентой или гофрированной трубкой.

Трубка ПВХ и спиральная лента на жгуте должна быть закреплена бандажом или другими способами исключающими её перемещение и разматывание соответственно. Концы гофрированной трубки защищают обычно термоусаживаемой трубкой или специальными резиновыми чехлами, которые подбираются по диаметру трубки.

Бандажи накладываются также у каждого места ответвления и на самих ответвлениях таким образом, чтобы расстояние между бандажами было не более 250мм, если расстояние не указано на чертеже. На жгутах в гофрированной трубке в месте ответвления устанавливается разветвитель, чтобы исключить перемещение трубки на стыке и защитить место ответвления от механических воздействий.


Зачистка концов проводов от изоляции.

Зачистка от изоляции производится автоматически, при нарезке станком мерной резки, или ручным способом с помощью клещей для снятия изоляции в зависимости от программы выпуска жгута. Применение станков и специального ручного инструмента гарантирует качественную зачистку без остатков изоляции и без подрезания медных жил.


Армирование проводов наконечниками.

Армирование проводов производится методом холодного опрессования ручным или полуавтоматическим способом. Такой метод обеспечивает надежный контакт провода с наконечником. Сечение провода в месте опрессованного наконечника имеет форму «сердечка». Каждая проволока жилы деформируется теряя свою круглую форму, заполняя пустоты и тем самым обеспечивая максимальную площадь контакта с наконечником. Для обеспечения качественного контакта применяются наконечники соответствующие нормативно-технической документации.

Применение современных прессов дает надежное механическое соединение, усилие разрыва которого соответствует требованиям ГОСТ 23544-84 и контролируется специальными приспособлениями.

При изготовлении аккумуляторных и стартерных жгутов после опрессования применяется лужение. Оно дает более качественный электрический контакт более надежное механическое соединение и защиту от коррозии. Завышенные требования к качеству соединения наконечника с проводом объясняется тем, что место контакта провода с наконечником испытывает повышенную токовую нагрузку и тем самым увеличивается нагрев области контакта. В процессе эксплуатации это может приводить к отрыванию провода, коротким замыканиям или даже к возгоранию проводки.


Установка соединительных устройств.

После армирования проводов наконечниками устанавливаются соединительные устройства (колодки, разъёмы) там, где они были предусмотрены.

Этим вопросом задался автор конкурса статей, объявленный порталом сайт в партнерстве с блогом SamElectric.ru . Точнее, задалась, - впервые в борьбу за победу в конкурсе технических статей вступает девушка, жительница города Рыбинска (Ярославская область), которую зовут Елена.

Елена работает инженером-конструктором, проектирует жгуты и электропроводку для поршневых двигателей. Используя личный опыт, она рассказывает о том, как своими руками изготовить электрический жгут авто-, мотопредназначения: как стоит и не стоит делать, про доступные материалы, и нюансы пошагового повива и укладки жгута.

О спонсоре
Порталу сайт вновь оказана честь выступить спонсором конкурса «Самэлектрик.ру». Призовой фонд конкурса в этот раз составит 5 000 рублей. Вознаграждение будет распределено не только среди авторов-участников конкурса статей, но и среди активных читателей, посетителей блога «Самэлектрик.ру».

Об организаторе
SamElectric.ru - это блог практикующего инженера, который популярно, в живой манере описывает всё, что происходит с ним в области электрики и электроники.
Темы самые разнообразные - от установки квартирных счетчиков и подключения бензиновых генераторов до ремонта электроники и промышленного оборудования. Каждая статья содержит теоретическую часть с принципами работы, схемами и формулами и примеры на практике с реальными фотографиями и практическими рекомендациями.
Автор блога «СамЭлектрик.ру» открыт к общению: любой читатель может задать ему вопросы в комментариях к статьям.

(С купоном в конце обзора 3,51 $)
В машине поселились несколько «сверчков». Временами они пропадают, временами вновь проявляются и отравляют жизнь. Самые неприятные из них живут под картами дверей и под полкой сзади.
Можно конечно сделать музыку погромче, но тогда могут появится проблемы со слухом).
Найти какой-то тонкий материал для обесшумливания салона на местных рынках не удалось – предлагают либо поролон, либо другой вспененный материал на клейкой основе. Однако эти варианты хороши для обесшумливания кузова, багажника или крыши автомобиля.
Для устранения же скрипов пластиковых деталей об элементы кузова или между собой нужен совсем другой подход - материал должен быть тонким, изолирующим друг от друга трущиеся детали салона авто.
Тех кому «сверчки» или растрепанные косы проводов не дают покоя, приглашаю под кат).

Сегодня героиней микрообзора будет текстильная нетканая лента для скрепления жгутов проводов и прокладки между декоративными элементами автомобиля для устранения скрипов и посторонних шумов.

Касательно скрипов и шумов тут решение напрашивается само собой – что-то тонкое на клейкой основе, не способное нарушить начальный рельеф. Для скрепления жгутов проводов неплохо подходит изолента, будь то пластиковая, будь то тканевая, но изобретатели обозреваемой ленты применили ее и тут – посмотрим, что из этого выйдет.
Приехал из далекой восточной страны неказистый, хорошо заклеенный пакет.



Внутри катушка с намотанной лентой



Катушка, ввиду свойств материала ленты, мягкая и давить на центр катушки не рекомендую.
Материал ленты волокнистый, напоминает агроткань, но тоньше и имеет перфорацию, благодаря чему немного тянется, но чтобы разорвать ее придется приложить заметное усилие.



Как видим, снизу лента промазана клеем и хорошо цепляется к поверхностям.

Провисела час, не отвалилась. Вес катушки конечно не вес вовсе, но все же держится отлично и отклеивается с характерным звуком.
Ширина ленты, как и обещали, 19-20 мм. Надеюсь, намотали все 15 метров) – не разматывал.

Скрепление проводов в жгут проводил на старом блоке питания от компьютера.

Мотается лента хорошо и создает плотный жгут.

На водонепроницаемость рассчитывать нельзя, но вне контакта с влагой жгут получится, что надо.
Кроме «сверчков» в машине лента помогла избавиться от дребезга корпуса старого телевизора на большой громкости. Стоило сделать звук погромче и корпус начинал дребезжать. Когда то похожую ленту я видел на телевизоре «с завода», но тут сэкономили.







Сделал такие наклейки по периметру и дребезг исчез.
Уверен, что такого же результата добьюсь в борьбе со скрипом в салоне машины, но придется ждать весны – на улице уже холодно, а снимать пластиковые детали при низкой температуре не рискну, ибо есть вероятность повредить крепления. Пусть поскрипят до весны, может еще, где появятся, тогда всех «сверчков» разом и переловлю.
Про плюсы, минусы говорить тут особо нечего – простой способ избавления от скрипов, посторонних шумов и удобное средство для жгутов. Ничего особенного в ленте нет, но удобно.

Купон на скидку в 12 % - BgAuMotor

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Планирую купить +97 Добавить в избранное Обзор понравился +67 +126


Очень полезные и нужные в хозяйстве жгуты для обхвата проводов можно сделать из пластиковой бутылки. Жгуты могут быть практически любых размеров и уложить в них возможно любое количество проводов. Всем у кого есть дома компьютер я рекомендую взять данный мастер-класс на заметку. Так как благодаря ему Вы сможете без проблем организовать порядок возле ПК, где вечно лежат пучки проводов.
Конечно использование на этом не ограничивается. Жгуты дополнительно изолируют провод, защищают от механических воздействий, от излишнего перегиба и т.п. Так что вариантов использования и применения просто уйма. А главное, что делается все из никому не нужного вторсырья - пластиковой бутылки.

Понадобится

  • 5 шайб.
  • 2 самореза.
  • Деревянный брусок.
  • Гвоздь.
  • Лезвие от канцелярского ножа.
  • Немного медной проволочки.

Изготовление витого жгута из бутылки

Первым делом нужно сделать бутылкорез, который будет нарезать пластиковую бутылку в узкую ленту. На деревянный брусок кладем по две шабы на небольшом расстоянии.


Сверху кладем лезвие от канцелярского ножа и шайбу на край лезвия без отверстия. Для уменьшения полотно лезвия следует обломать до нужной длины.


Саморезами фиксируем всю конструкцию. Бутылкорез готов. Толщиной двух нижних шайб определяется толщина будущей ленты, поэтому, если вам понадобится лента большей толщины - подложите ещё одну или несколько шайб с каждой стороны.


Теперь закрепляем брусок. Обрезаем юбку бутылки с неровностями.


Одеваем бутылку на бутылкорез. Надавливаем на горлышко и поворотным движением проворачиваем бутылку, чтобы нож начал резать юбку.


Далее хватаем за появившуюся ленту и тянем не уменьшая усилия давления на горлышко сверху.


Доходим до верха бутылки и на этом можно остановиться.


Берем гвоздь и закрепляем у его шляпки начало ленты.


Накручиваем плотно виток к витку ленту на гвоздь и фиксируем проволочкой с другой стороны.


Обдуваем строительным феном в течении одной минуты скрутку по всей длине. Вместо фена можно опустить скрутку в кипяток на 1-2 минуты.


Удаляем фиксаторы из проволочки.


Жгут теперь сохраняет форму.


Отлично тянется и возвращается в исходное положение.
просмотров