Таинственную колесницу прообраз четырех евангелистов видел пророк. Пророк иезекииль увидел спаса в силах

Таинственную колесницу прообраз четырех евангелистов видел пророк. Пророк иезекииль увидел спаса в силах

Книга Иезекииля не из легких даже на фоне других библейских книг. Она дошла до нашего времени со многими разночтениями. Впрочем, пусть этими тонкостями занимаются специалисты, я к их числу не принадлежу.

Пророк Иезекииль

Диакон Павел Сержантов

Лучше я подчеркну, что именно с Иезекииля начинается жанр апокалиптической литературы . Самый знаменитый Апокалипсис, конечно, принадлежит апостолу Иоанну, – насколько трудно он читается, многие могут подтвердить. Весь жанр апокалиптики заставляет читателя усердно потрудиться и впоследствии признать, что мы пока многие апокалиптические тексты не можем понять.

Пророк Иезекииль описывает свой высокий мистический опыт. Старается подобрать подходящие для этого слова и образы из нашей обыденной жизни. Ему трудно. И нам тоже. С этими образами у читателей постоянно возникают трудности.

Посмотрим, как пишет сам пророк, пишет и тут же оговаривается: «Над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем (греч. омиома ос идос анфропу анофен )» (Иез. 1:26).

Конечно, это не был обыкновенный человек, даже если он имел царское достоинство и потому восседал на престоле. Его мистический трон Сидящего несли высшие ангельские силы. Значит, Он выше ангелов. Но Кто выше ангелов? Один Бог. Значит, на престоле Иезекииль как бы видел Бога? Да.

И в то же время Сидящий на престоле назван «подобием человека». То есть Сидящий одновременно является Иезекиилю как Бог и как Человек. Для христиан понятно, отчего такое может быть. Иезекииль видел Богочеловека и записал пророчество о Христе. Вот почему в Церкви пророчество Иезекииля запечатлено на иконах «Спас в силах».

Образы пророческой книги

Многое в книге Иезекииля объясняет то обстоятельство, что книга родилась в Вавилонском плену. Иезекииль был священником, но в Вавилоне он не мог священнодействовать, ведь Иерусалимский храм остался где-то на родине, где-то далеко. Во время плена Господь не только попустил народу Своему пострадать за грехи, но и утешил. Видение Иезекииля как раз утешало отягченные сердца.

Иерусалимский Соломонов храм был построен как преемник скинии Господней, возведенной пророком Моисеем. Слава Господня, как облако, наполняла святую скинию, с которой люди совершали исход, и наполняла храм, выстроенный в Святом граде. Иезекиилю тоже открылась слава Господня, на чужой земле он молился Создателю, и ему отверзлись небеса.

В пророчестве Иезекииля мы читаем о священном шествии ангелов с престолом Божиим: «Идеже аще бяше облак, тамо бяше и дух (греч. пневма), еже шествовати: шествоваху и животная, и колеса воздвизахуся с ними » (Иез. 1: 20) . Колеса и животные окружают престол Божий, на котором сидит Спаситель.

Знакомые библейские образы: дух, который властно действует, как движущая сила, как мощный ветер; облако нисходит с неба на иссохшую землю и дает всем прохладу и животворную влагу.

Образ колес не такой уж знакомый. Ясно, что колесница служит символом быстроты и силы. Колесницы в войнах того времени – аналог наших танков в годы Великой Отечественной войны.

Пророк Иезекииль видит Господа на престоле, который движется подобно боевой колеснице. Колеса престола не бездушные механизмы, а некие ангельские силы. Они могут мгновенно двигаться во все стороны, они «исполнены очей», то есть все видят. Это отнюдь не слепая сила.

Что всё перечисленное значит? – Господь не остался где-то далеко позади, в Иерусалиме, Он не порвал отношения со Своим народом. Он скоро приходит к людям повсюду, Он близко. Вот великая утешительная весть!

Посмотрите на икону Спаса, престол Божий носим ангелами, престол находится на бесплотных колесах. Рядом с ним и другие ангельские силы. Например, животные, упомянутые в приведенной по-славянски цитате. «Подобие четырех животных» (Иез. 1:5) обозначает некие живые существа (греч. зоон ), тоже бесплотные, хотя и имеющие облик человека, скота, зверей земных и птиц небесных. Как известно многим, человек, орел, телец и лев – символы четырех евангелистов. На иконе «Спас в силах» они тоже есть.

Число четыре традиционно обозначает весь мир, вселенную. В самом деле, весь мир можно мысленно обойти, если двигаться: 1) вперед, 2) назад, 3) направо, 4) налево. Вот почему у ангелов в пророчестве четыре крыла, четыре лика… Это означает всесторонность их ангельского служения.

Пророк созерцал в Вавилоне престол Божий, объятый Светом, пламенем, блеском молнии. На православной иконе «Спас в силах» отображено много пламенно-красного цвета и еще золотого, к ангелам на иконе простерты лучи Божества.

Сферу тварного бытия, наполненного ангельскими силами, на иконе прорезывает «подобие ромба» – пространство, в которое вписан престол с Сидящим Творцом. Бог присутствует в мире, но Он превосходит наш мир. Он больше мира. Бог всеобъемлющий, Он держит мир в Своей власти.

Что потом?

Увидел пророк великую Божию славу, услышал «яко глас Бога Саддаи» (Иез. 1:24) . Пал ниц, поклонился Создателю. Получил повеление встать и принять трудную и благодатную миссию пророка.

Бог послал Иезекииля помогать людям – отыскать выход из духовного тупика, вернуться из плена на свободу.

1. Я привел цитату из славянского текста. Он следует греческой Септуагинте и в этом стихе расходится с еврейским текстом. Ср. Синодальный перевод: «Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах» (Иез. 1:20).

2. Славянский текст дает еврейское имя Божие в греческом прочтении, с заменой звука «ш» на «с». Эль Шаддай (евр.: Бог Крепкий, то есть Бог Всемогущий) – одно из библейских имен Божиих. Согласно изданиям Немецкого библейского общества в Септуагинте и в еврейском Танахе нет этого имени у Иез. 1:24. Ср. с Синодальной Библией, где имя присутствует, переведенное на русский язык: «Я слышал… как бы глас Всемогущего» (Иез. 1:24).

Вы прочитали статью Пророк Иезекииль увидел Спаса в силах.

Введение.

Обычного читателя Библии книга пророка Иезекииля может привести в замешательство бессвязными, на первый взгляд, видениями, непонятным, требующим истолкования, калейдоскопом вращающихся колес и сухих костей. Многих читателей первое "пугающее" впечатление удерживает от того, чтобы попытаться вникнуть в тайны этой книги. Иероним написал о ней, что она "есть океан и лабиринт Божиих тайн". Необычайные формы видений Иезекииля отражали в себе безмерность Божественной славы.

И они же свидетельствовали о несравненной интенсивности духовного опыта этого пророка в познании им "над-вселенского" Бога. Облеченные в загадочные символы, видения Иезекииля приоткрывают завесу над тайным смыслом вещей. Важно отметить также следующее. Если для Иеремии Бог является как бы "внутренним голосом", а Исаия становится "устами Божьими" после потрясения, пережитого им в храме, где он удостоен был созерцания Его славы (Ис. 6), то духовный опыт Иезекииля находит отражение в целой цепи видений, в которых ему открывалась воля Божья. Этот пророк жил в постоянном напряжении от чувства своей близости к иным мирам. Его своеобразные стиль и язык оказали несомненное воздействие на писателей-апокалиптиков последующих времен, таких как Даниил и апостол Иоанн.

Автор.

Иезекииль был "священником, сыном Вузия", деятельность которого происходила "в земле Халдейской" (1:3). Его имя означало "Бог укрепит". Кроме Иеремии и Захарии, только Иезекииль был одновременно священником и пророком; все трое пророчествовали в период вавилонского пленения и после него.

Иезекииль был уведен из Иудеи в Вавилон с первой группой переселенцев, вместе с царем Иехонией, в 597 г. до Р. Х.

Время служения Иезекииля определяется на основании хронологических ссылок в самой книге (1:2; 8:1; 20:1; 24:1; 29:1,17; 30:20; 31:1; 32:1,17; 33:21; 40:1). Все его пророчества "размещены" по хронологическому принципу (начиная с "пятого года пленения" (1:2) и заканчивая его двадцать пятым годом; 40:1); исключение составляют пророчества в 29:1,17.

По свидетельству самого Иезекииля он призван был на служение "в четвертый месяц, в пятый день месяца" на пятом году переселения в Вавилон царя Иехонии (1:1-2). Иехония стал царем в декабре 597 г. до Р. Х., после смерти своего отца Иоакима (4-Цар. 24:1-12). Но царствовал он лишь три месяца, после чего был уведен из Иудеи по приказу Навуходоносора. Пятым годом пребывания Иехонии в плену был таким образом 593 год до Р. Х.; четвертым месяцем был месяц Таммуз, его начало приурочивают к 27 июля 593 года.

Указание Иезекииля позволяет, следовательно, датировать вступление его на служение весьма точно: 31 июля 593 года. Что касается "тридцатого года" (1:1), то однозначно "расшифровать" эту таинственно звучащую цифру богословам не удалось; некоторые склонны видеть в ней указание на возраст в каком начал служение Иезекииль.

Последнее пророчество, датированное Иезекиилем, было произнесено им "в двадцать седьмом году, в первом месяце, в первый день месяца" (Иез. 29:17). На основании несложного подсчета его относят к 571 году (к 26 марта). Таким образом пророческая деятельность Иезекииля охватывала по меньшей мере 22 года (593-571 гг. до Р. Х.).

Историческая обстановка.

Об этом подробно рассказывается во Вступлении к Книге Пророка Иеремии. Книга Пророка Иезекииля была написана в Вавилоне, при царе Навуходоносоре. Многие еврейские изгнанники, жившие в Халдейском царстве, поняли к тому времени, как важно им сохранить на чужбине свои религиозные святыни. Уклад жизни и язык халдеев были сходны с иудейскими, поэтому все, что связывало изгнанников с родиной, была их вера. Они с жадностью читали послания Иеремии, который во всем оказался прав, как теперь они это понимали. Как же теперь они могли сохранить верность своей религии? Бог ответил эту острую нужду в истинном духовном наставнике. И им стал Иезекииль.

Перед Иезекиилем стояли задачи более сложные чем перед Иеремией и другими палестинскими пророками. Ведь если для Иеремии Вавилон был "бичом Божиим", то Иезекииль жил в этом центре мировой цивилизации, не познавшем истинного Бога. Наступило время, когда ветхозаветная Церковь должна была испытать свою устойчивость в чужом языческом мире. Иезекиилю и тем, кто слушал его, нужно было не только не прельститься величием этого мира и отвергнуть его лжерелигию, но и пронести по дорогам изгнания свое знамя истинной религии.

В построении книги можно выделить следующие четыре особенности:

1. Построение книги по хронологическому принципу. Об этом уже говорилось выше. Из главных пророков Иезекииль единственный, столь точно соблюдавший хронологическую последовательность в расположении своих пророчеств. Тот же принцип, однако, присущ и книгам Аггея и Захарии.

2. Структурно-тематическое "равновесие". В "фокусе" первых 24 глав - суд над Иудой; в "фокусе" глав 33-48 - его грядущее "восстановление". Две эти темы, которые начинают и завершают книгу, "уравновешиваются" той, что раскрывается в ее центральной части, это тема Божьего суда над другими народами. Слава Божья покидает храм "в знак" суда (9:3; 10:4,18-19; 11:22-25) и вновь возвращается в храм "в знак" благословения (43:1-5).

3. В "эпицентре" повествования - слава Божья. Эта тема проходит через всю книгу. Природой Бога, несовместимой с грехом, определяются Его действия - эта мысль подчеркнуто звучит у Иезекииля. На страницах его книги Бог 15 раз повторяет, что не допустит, чтобы "хулилось" (осквернялось, бесславилось) Его имя (20:9,14,22,39,44; 36:20-23; 39:7,25; 43:7-8). И более 60 раз Он говорит, что действия Его направлены на то, чтобы люди поняли, наконец, что Он - Господь (к примеру, 6:7,10,13-14).

4. Стилистические особенности книги. Они определяются обилием пословиц, поговорок, притчей (12:22-23; 18:2-3; 16:44; глава 17; 24:1-14), видений (главы 1-3; 8-11; 37; 40-48), символических действий (главы 4-5; 12; 24:15-27), и аллегорий (главы 16-17). Посредством их Иезекииль облекал свои пророчества во впечатляющие драматические формы, с целью привлечь внимание сограждан, вызвать у них ответную реакцию.

План книги:

I. О суде над Иудой (главы 1-24)

А. О подготовке Иезекииля к служению (главы 1-3)

1. Вступление (1:1-3)

2. Видения (1:4 - 2:7)

3. Иезекииль призывается к пророческому труду (2:8 - 3:11)

4. Дух ведет Иезекииля к месту его служения и делает "стражем" дому Израилеву (3:12-27)

Б. Пророчества обличения (главы 4-24)

1. Неповиновение Иудеи и Иерусалима делают суд необходимым (главы 4-11)

2. О тщете ложного оптимизма (главы 12-19)

3. Пророк об истории развращения избранного народа (главы 20-24)

II. О суде над языческими народами (главы 25-32)

А. О суде над Аммоном (25:1-7)

Б. О суде над Моавом (25:8-11)

В. О суде над Едомом (25:12-14)

Г. О суде над землей Филистимской (25:15-17)

Д. О суде над Тиром (26:1 - 28:19)

1. О разрушении города (глава 26)

2. Плач о Тире (глава 27)

3. О гибели "начальствующего" в Тире (28:1-19)

Е. О суде над Сидоном (28:20-26)

Ж. О суде над Египтом (главы 29-32)

1. О грехе Египта (29:1-16)

2. Пророчество о поражении Египта Вавилоном (29:17-21)

3. О разорении Египта и его союзников (30:1-19)

4. О "рассеянии по народам" египтян (30:20-26)

5. Пророк сравнивает Египет с Ассирией (глава 31)

6. Плач о фараоне (32:1-16)

7. О низвержении народа египетского в преисподнюю (32:17-32)

III. О благословениях на Израиль (главы 33-48)

А. Израиля ожидает новая жизнь (главы 33-39)

1. Иезекииль - страж дому Израилеву (глава 33)

2. Противопоставление лжепастырей современников Иезекииля - истинному Пастырю (глава 34)

3. Пророчество о гибели врага (Едома) - глава 35

4. О благословениях, грядущих на Израиль (глава 36)

5. О восстановлении народа (глава 37)

6. Гнев Божий обрушится на Гога и Магога (главы 38-39)

Б. Об обновлении жизни в Израиле, всех его законов и порядков (главы 40-48)

1. О новом храме (главы 40-43)

2. О новом служении Богу (главы 44-46)

3. О новой земле (главы 47-48)

Святой пророк Иезекииль жил на рубеже VII–VI веков до Р.Х. Его имя означает «Бог крепок» или «Бог укрепит». Он был сыном священника Вузия и сам являлся священником, приверженным установлениям Закона и Храма.

Когда Навуходоносор впервые взял Иерусалим (597), Иезекиилю было 25 лет. Пророка отправили в вавилонский плен вместе с царем Иехонией, его двором и всеми знатными людьми, числом около 10 тысяч человек; также из Иерусалима была вывезена драгоценная утварь Храма (ср.: 4 Цар. 24: 16). Иезекииль обосновался в Тель-Авиве на реке Ховар, крупной судоходной артерии в 60 километрах к югу от Вавилона, и женился. Его дом стал центром притяжения для иудеев-изгнанников, стекавшихся туда внимать слову Божию.

На пятый год плена пророку было откровение. Когда Иезекииль находился на берегу реки, небеса разверзлись и он узрел величественное видение Божества во славе. Бога несли на колеснице четыре крылатых херувима, каждый из которых был о четырех ликах: первый – льва, второй – орла, третий – быка, а четвертый – человеческий . Два крыла у каждого были устремлены вверх, а два покрывали их тела. Каждый шел прямо, не оборачиваясь, туда, куда хотел Дух, и пока они шли, был шум как во время грозы. Между ними был свет, подобный сиянию огня и молнии. Под животными были четыре колеса, двигавшиеся вместе с ними; над головами – подобие свода из кристалла, а над сводом – престол, будто из сапфира, а на престоле – некто, подобный человеку, будто пылающий металл , а вокруг – сияние, подобное радуге.

Упав на лицо свое, Иезекииль услышал глас Божий, велевший ему встать и отправиться к возмутившимся против Него израильтянам (см.: Иез. 1–2). И к нему простерлась рука со свитком, где было написано: «Плач, и стон, и горе». Ему было сказано съесть этот свиток – и во рту его слово Божие было как мед. Дух поднял его, и он услышал позади себя великое сотрясение: шум крыльев херувимов и громовой глас: «Благословенна слава Господа от места своего!» (см.: Иез. 2–3).

Вернувшись в Тель-Авив к другим переселенным, он пребывал семь дней в изумлении и не мог вымолвить ни слова. Когда вышел этот срок, к нему было слово Господне: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня» (Иез. 3: 17). Так на него была возложена ответственность за жизнь и смерть тех, к кому он был послан. И 22 года Иезекииль непрестанно пребывал в бдении, взирая с высот своего духа, обращенного к Богу. Став сам знамением (см.: Иез. 24: 24), он как словами, так и символическими жестами пророчествовал об окончательном падении Иерусалима в наказание за грехи народа; но, когда это случится, он же и станет для народа утешением, объявляя о прощении и грядущем возрождении.

После нового видения Славы Божией (см.: Иез. 3: 23) пророк закрылся в своем доме. Пораженный немотой, он взял кирпич и набросал на нем рисунок иерусалимских стен и изобразил осаду вокруг них. Затем Господь велел ему лежать на левом боку 390 дней, а затем на правом боку 40 дней – всего 430, по числу лет египетского плена. Нередко, пророчествуя о будущем, Иезекииль прибегал к образам уже свершившихся событий истории Израиля. Здесь события египетского пленения становятся прообразом пленения вавилонского. Также в это время Иезекииль должен был принимать лишь скудную и презренную пищу, испеченную на коровьем помете, чтобы нести на себе беззаконие Израиля, которому предстояло изгнание (см.: Иез. 4: 1–17). Он обрил себе волосы и бороду и сжег треть их, другую треть изрубил ножом, а третью развеял по ветру, оставив лишь небольшое число, которое завязал в полы одежды в ознаменование того, что лишь малый остаток избежит гибели (см.: Иез. 5: 1–4). «Конец пришел, пришел конец, встал на тебя!» (Иез. 7: 6) – неустанно повторял пророк, объявляя о том, что Господь утолит ярость Свою и спросит за все грехи и мерзости, совершенные Его народом. Никто не избежит гнева царя Вавилонского, ставшего орудием гнева Господня. Будут искать мира, но не найдут (см.: Иез. 7: 10–25).

На шестой год изгнания (592), когда Иезекииль находился в своем доме вместе со старейшинами, он увидел как бы человека, огненного и объятого сиянием раскаленного металла, подобного Тому, Кто восседал на колеснице херувимов. Человек этот взял его за волосы и перенес в видении в Иерусалим, ко входу внутренних ворот Храма, где иудеи во времена Манассии поставили статую Астарты и предавались нечестию. И Слава Бога Израилева пребывала там, и одетый в лен человек был послан в город, чтобы сделать знак на челе всех тех, кто плачет и вздыхает о совершающихся мерзостях, и чтобы он бросил на город пригоршни угольев, взятых среди колес херувимов. Когда это было сделано, Слава Божия отошла от города и от Храма, несомая крыльями херувимов.

Возвращенный Духом в Халдею, пророк рассказал изгнанникам обо всем, что увидел (см.: Иез. 11: 1–25). Затем ему было велено собрать нужное для переселения и проломать отверстие в стене, чтобы покинуть город, в темноте и закрыв лицо, как изгнанник. У него спросили, зачем он это делает. Пророк отвечал, что предзнаменует изгнание народа из Иерусалима, что царь Седекия будет взят в плен при попытке бежать через пролом в стене. В дальнейшем все это сбылось буквально (см.: Иез. 12: 1–13). Затем он ел хлеб с трепетом и пил воду с дрожью и печалью, предсказывая, что жители Иерусалима будут делать то же, так что страна будет разорена и сделается пустой, и все признают, что Господь – истинный Бог (см.: Иез. 12: 20).

Затем он обличал лжепророков, напрасно обнадеживающих народ и призывающих к восстанию против халдеев, напоминал о любви Господа к дщери Израилевой, с которой Он заключил брачный союз на горе Синай, но она, возомнив о своей красоте, стала блудодействовать, предавшись идолам. Господь говорит: «Я соберу всех любовников твоих, которые суть чужие народы, “и соберу их отовсюду против тебя, и раскрою перед ними наготу твою, и увидят весь срам твой. Я буду судить тебя судом… и предам тебя кровавой ярости и ревности”» (Иез. 16: 37–38).

Но затем, когда Его гнев утихнет, Он по милости Своей заключит со Своим народом, примиренным и очищенным испытаниями, вечный Завет. В предзнаменование Нового Завета пророк говорит, что после этого примирения никто не будет отвечать за грехи отцов, как тому учил Ветхий Завет, но что каждый будет судим таким, каким предстанет перед Господом: если творящий беззаконие решит отречься от грехов и обратится к Богу, чтобы принять от него новое сердце и новый дух, то жив будет и не умрет, потому что Господь не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился от пути своего и жив был (см.: Иез. 33: 11).

Но и после стольких отступничеств и предательств Господь не обрушивает на Свой народ всю Свою ярость и не истребляет его ради имени Своего (Иез. 20). Он обещает, что по истечении срока изгнания, посланного им в наставление, он выведет иудеев из среды иноплеменных народов и воцарится над ними «рукою крепкою и мышцею простертою» (Иез. 20: 33). И тогда вернет сынов Израилевых в землю их отцов, чтобы служили Ему на Его горе святой в слезах сокрушения. Но прежде чем свершится это примирение, подобает все же, чтобы меч наостренный в руках Господа истребил неправедного и беззаконного (см.: Иез. 21: 3–60).

За год до падения Иерусалима (588) Господь объявил, что город кровей будет предан огню, как покрытый накипью котел ставят на огонь, чтобы накипь сошла с него (Иез. 24). В тот год внезапно умерла жена Иезекииля, «утеха очей его»; но Господь воспретил ему показывать свою скорбь. На следующий день пророк объявил людям, что они так же утратят самое дорогое и что несчастья обрушатся столь внезапно, что не будет времени сетовать и плакать.

Некоторое время спустя после падения Иерусалима (587) один из спасшихся достиг Тель-Авива и рассказал о разрушении города (см.: Иез. 33: 21). И вновь пророк был поражен немотой, а затем заговорил, чтобы разрушить ложные надежды спасшихся бегством, предсказав, что беды на этом не закончатся и вся страна будет опустошена. Затем он торжественно обличил пастырей Израиля: царя, священников и вождей – за их злодеяния и алчность, за то, что они пасли себя самих, вместо того чтобы пасти свой народ. Он возгласил, что Господь вновь будет пасти Свое стадо и станет Пастырем Своего народа, чтобы привести в Землю Обетованную и пасти на высоких горах Израилевых (см.: Иез. 34). Когда закончится изгнание, в Израиле больше не будет царей, потому что в ту эпоху Господь Сам воцарится над Своим народом через нового Давида, Доброго Пастыря (ср.: Ин. 10: 11–18): «И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них (Иез. 34: 24) и будет у них пастырем» (Иез. 34: 23).

Израиль обесславил имя Божие, блудодействуя с язычниками, но Господь пощадит народ ради имени Своего, и освятит великое имя Свое, и узнают народы, что Господь есть Бог, когда явит Он на Израиле святость Свою. Бог через пророка возвестил, что вернет народ из изгнания, очистив от всякой скверны: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36: 26). Он вложит в них Дух Свой, чтобы они ходили в заповедях Его и соблюдали Его уставы, – и обновленный народ умножится, как великое стадо жертвенных овец (см.: Иез. 36: 37).

Когда Иезекииль находился среди иудеев-изгнанников, пораженных вестью о грядущих бедах, он был Духом перенесен и поставлен среди поля, полного иссохших костей. И Господь велел ему изречь пророчество об этих костях и сказать им: «Я введу дух в вас, и оживете». И едва только были произнесены эти слова, как раздался шум, кости стали сближаться и покрываться жилами, плотью и кожей. Но духа в них не было. Господь сказал: «Изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» (Иез. 37: 9). И вошел в них дух – они ожили и поднялись на ноги, подобно великому полчищу. Затем Господь объяснил, что эти останки – дом Израилев, кости которого иссохли и который подобен мертвому, но который возвращен Им к жизни, чтобы вновь быть введенным в свою землю. Это пророчество о близком будущем имело, однако, и другой смысл, готовящий умы к вере в воскресение по плоти .

Четырнадцать лет спустя после падения Иерусалима (573) пророк Иезекииль был в видении перенесен в Палестину и поставлен на высокой горе лицом к городу, обновленному и увеличившемуся в размерах. Ему явился некий муж, имеющий в руках льняную веревку и трость для измерения, и измерил Храм. Когда эти священные измерения были совершены, пророк был перенесен к вратам, обращенным к востоку, и узрел Славу Божию, входящую в Храм через восточные врата с великим шумом и сиянием. Войдя во внутренний двор, исполненный этой Славы, Иезекииль услышал глас Божий, говорящий: «Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где я буду жить среди сынов Израилевых вовеки» (Иез. 43: 7). Господь велел пророку записать все измерения Храма, чтобы сыны Израилевы устыдились своих беззаконий и, раскаявшись, верно следовали велениям нового Закона. Он добавил, что восточные врата Храма, через которые Слава Божия вошла в него, должны быть затворены на века и что князь-мессия, новый Давид, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом (см.: Иез. 44: 1–3).

Храм был обращен на восток, и у входа из-под порога текла вода, превращавшаяся в поток, а затем в полноводную реку. На ее берегах росли густолиственные деревья, эта река орошала все вокруг и делала землю плодородной. Затем Господь показал своему пророку, что разделит на равные уделы Палестину для двенадцати колен Израилевых. А посередине расположится Иерусалим, на участке, посвященном Господу, и будет этот участок отдан священникам и левитам; а удел князя будет простираться на восток и на запад от священной земли. А Град будет квадратной формы, с двенадцатью вратами, и имя его отныне будет – «Господь там» (Иез. 48: 35). Оно означает, что Господь навеки пребудет среди людей.

Рассказывают, что пророк Иезекииль изгнал людей колена Гадова, творивших нечестие, послав им змей, убивших детей их и скот их. Он предсказывал им, что они не раскаются в своих злодеяниях и потому не вернутся в землю отцов. Тогда сыны Гадовы, не желая слушать обличений от человека Божия, побили его камнями. Возможно, он был похоронен в гробнице Сима и Арфаксада близ Багдада.


Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Имя святого Иезекииля, жившего на рубеже VII-VI веков, означает «Бог крепок» или «Господь укрепит». Это один из величайших пророков Ветхого Завета и современник Иеремии и Даниила. Пророк Иезекииль, фото которого будет представлено ниже, родился в городе Сарире, был священником, как и его отец Вузия, а также приверженцем установлениям Закона и Храма. Его родословная идет из колена Левиина. Когда ему было 25 лет, Навуходоносор впервые завоевал Иерусалим. И этого пророка, как и царя Иехонию со всем его двором, знатными вельможами и подчиненными в количестве 10 тысяч человек отправили в вавилонский плен. В это же время из вывезли всю драгоценную

Житие пророка Иезекииля

Пророк поселился в Тель-Авиве, где протекала крупная судоходная река Ховар, которая проходила в 60 км от Вавилона. Он не был стеснен, и у него даже была жена, которая умерла через девять лет плена от язвы. Для иудеев-изгнанников дом Иезекииля стал духовным центром, куда стекались они толпами, чтобы услышать Божие откровения.

Через пять лет плена пророк Иезекииль, молившись на берегу реки, получил откровение и стал свидетелем величия Славы Господа.

Откровение

Колесница из четырех крылатых херувимов несла Бога. Херувимы имели четыре лика: льва, орла, быка и человека. У каждого было по четыре крыла, два из которых были устремлены к верху, а два покрывали их тела. Не оборачиваясь, они шли туда, куда хотели. Когда они шли, то шум был как во время сильной грозы. А между ними было яркое свечение, подобное молнии и огню. Возле этих небесных существ было четыре колеса с ободьями, на которых были глаза. Они двигались вместе. Над ними был свод кристалла, а над сводом будто бы из сапфира престол, а на нем восседало подобие человека в пылающем металлическом огне, вокруг которого шло сияние, похожее на радугу.

Иезекииль упал лицом на землю и тут услышал глас Божий, который повелел ему встать и пойти к израильтянам, возмутившимся против Него. Потом к пророку простерлась рука со свитком, и он увидел слова: «Плач, и стон, и горе». Тогда было велено ему съесть свиток, и тогда он ощутил мед на устах своих. Святой Дух поднял его, и он услышал позади шум крыльев херувимов и глас, восхваляющий имя Господа.

Святой пророк Иезекииль

После этого он вернулся домой и был семь дней вне себя от изумления, пророк не мог даже говорить. Через срок Иезекииль опять услышал глас Господа, который обратился к нему и сказал, что поставил его стражем дома Израилева, и что теперь он должен слушать Его и через Него вразумлять его народ. Так Бог возложил на пророка ответственность за тех, к кому он был послан.

22 года был в непрестанном бдении Пророк Иезекииль, взиравший с высоты своего духовного состояния, постоянно обращенный к Богу. Словами и символическими жестами он пророчествовал и предупреждал, что Иерусалим падет окончательно, так как накажет Господь его грешный народ. Но когда это произойдет, Иезекииль будет для народа утешением и объявит о прощении и грядущем возрождении.

Пророческие состояния

После очередного видения Славы Господа пророк Иезекииль, пораженный немотой, уединился в своем доме. Взяв кирпич, он нарисовал на нем стены иерусалимские и осаду вокруг них. Потом Бог велел лежать ему сначала 390 дней на левом боку, а потом 40 дней на правом, получилось число 430 - годы египетского плена.

Иезекииль в это же время принимал пищу презренную и очень скудную, испеченную на коровьем навозе, чтобы на себе показать беззаконие Израиля, который ожидало изгнание. Он предсказывал и то, что лишь немногие из людей спасутся.

Храм Божий

В шестой год изгнания пророк Иезекииль увидел того самого огненного человека на колеснице, который взял его, перенес во внутренние ворота Храма Иерусалима и показал, как иудеи водрузили статую Астарты во времена Манасии и предавались нечестивому действию.

И Слава Бога, которая пребывала там, отправила в этот город человека, одетого в лен, чтобы тот поставил знак на теле у тех, кто плачет о совершающихся мерзостях, и чтобы бросить пригоршни угольев, взятых из под херувимских колес, и бросить на город. Когда все так и было сделано, Слава Божия, несомая крыльями херувимов, отошла от Храма и от города.

Видения

Видение закончилось, Дух возвратил его в Халдею. Святой пророк рассказал своим изгнанникам все, что он видел. Он заставил их проломать в стене дыру, так как это было предзнаменованием изгнания народа Иерусалима, а царь иудейский Седекия будет пленен прямо возле прорубленной стены города. Через время все так и сбылось. Он также предсказывал, что страна будет разорена, и что все признают истинного Бога. Потом он обличил лжепророков.

Когда гнев Бога утихнет, очищенный испытаниями народ будет примирен с Богом вечным Заветом.

В предзнаменовании пророк предсказывает, что после примирения никто не будет отвечать за грехи предков, как это было в Ветхом Завете, но каждый будет судим таким, каким предстанет перед Богом. И если грешник будет каяться в своих грехах, отречется от них и обратиться к Богу, то будет жив и не умрет. Потому как Господь не хочет смерти грешника.

Святой пророк обещает народу иудейскому, что после срока изгнания, посланного Господом в наставление, Он обособит иудеев по отношению к другим народам и народностям.

Новые пророчества

Через 14 лет пророчества Иезекиилю снова было видение, где его перенесло в Палестину, и некий муж давал разные измерения на постройку Храма Господа. А потом он увидел этот Храм и услышал глас Господа: «Это место престола Моего…». Господь велел ему записать все его размеры, чтобы сыны Израилевы раскаялись и следовали верно по велению нового Закона и построили Храм Божий.

Он добавил, что врата Храма с восточной стороны, через которые вошла Слава Божия, должны быть закрыты на много веков до того времени, когда появится новый Давид, князь-мессия сядет в них, чтобы есть хлеб перед Богом

Видение о Храме Божием показало освобождение рода человеческого от вражией работы и устройства Церкви Христовой через Сына Божия, посланного во искупление человеческих грехов и воплотившегося через Пресвятую Деву Марию, пророком именуемую «вратами затворенными», которыми прошел только Господь.

Известно, что святой ветхозаветный пророк изгнал нечестивых людей из колена Гадова, послав на них змей. Он также предсказывал им то, что они не раскаются и поэтому не вернутся на землю их отцов. Не желая больше слушать обличительные пророчества Иезекииля, они побили его камнями.

Однажды Иезекииль обличил одного еврейского князя в идолопоклонничестве, и тогда ему пришлось претерпеть страшную казнь. Было приказано привязать тело пророка к диким коням, которые разорвали его на четыре части. Но нашлись благочестивые евреи, которые собрали куски растерзанного тела пророка и похоронили его на поле Маур в гробнице прародителей Авраама Сима и Арфаксада, близ города Богдадад.

День святого пророка: Иезекииль и память о нем

Этот древний пророк имел от Бога дар чудотворения, как и последний ветхозаветный Молясь перед Господом, однажды он разделил реку Ховара, и таким образом евреи смогли перейти на противоположную сторону, чтобы избежать преследования халдеев. А когда наступил голод, он вымолил у Бога пищу для голодающих.

Святитель обратил внимание верующих на слова из книги пророка Иезекииля, в которой написано, что праведник, который, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить, и умрет во грехе, будет судим за грех и подлежит наказанию. А грешник, который раскаивается в своих грехах, умрет в прощении, и ему не воспомянутся Господом грехи.

Акафист пророку Иезекиилю начинается с молитвы: «Пророче Божий Иезекииле, предзревый затворенная Духом врата и Плотоносца, во исходе сих, Единаго сказавый Бога, Того моли, молимся, да отверзет дверь милости Своей и спасет души благочестно поющих память твою».

Святой пророк Иезекииль жил в VI веке до Рождества Христова. Родился в городе Сарире, происходил из колена Левиина, был священником и сыном священника Вузия. Во второе нашествие на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора, в 25-летнем возрасте Иезекииль был отведен в Вавилон вместе с царем Иехонией II и многими другими иудеями.
В плену пророк Иезекииль жил при реке Ховар. Там, на 30-м году жизни, в видении ему было открыто будущее еврейского народа и всего человечества. Пророк увидел сияющее облако, в середине которого был пламень, а в нем - таинственное подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался как бы кристальный свод, а над сводом - подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле сияющее "подобие Человека", а вокруг Него радуга (Иез. 1, 4-28).
По толкованию отцов Церкви, пресветлое "подобие Человека", сидящего на сапфировом престоле, было прообразом воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, явившейся Престолом Божиим; четыре животных прообразовывали четырех евангелистов, колеса со множеством очей - части света со всеми народами земли. При этом видении святой пророк от страха упал на землю, но глас Божий повелел ему встать и затем объявил, что Господь посылает его на проповедь к народу израильскому. С этого времени началось пророческое служение Иезекииля. Пророк Иезекииль возвестил народу израильскому, находившемуся в плену вавилонском, о предстоявших испытаниях в наказание за заблуждения в вере и отступничество от Истинного Бога. Пророк возвещал также и наступление лучших времен для своих пленных соотечественников, предсказывал возвращение их из вавилонского плена и восстановление Иерусалимского храма.
Особенно важны два знаменательных видения пророка - о храме Господнем, исполненном славы, и о сухих костях на поле, которым Дух Божий дал новую жизнь. Видение о храме было таинственным прообразом освобождения рода человеческого от работы вражией и устроения Церкви Христовой через искупительный подвиг Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии, именуемой пророком "вратами затворенными", которыми прошел только Один Господь Бог (Иез. 44, 2). Видение о сухих костях на поле - прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Крестной смертью Господа Иисуса Христа (Иез. 37, 1-14).
Святой пророк Иезекииль имел от Господа дар чудотворения. Он, как и пророк Моисей, молитвой к Богу разделил воды реки Ховара, и евреи перешли на другой берег, избежав преследования халдеев. Во время голода пророк испросил у Бога умножения пищи для голодавших.
За обличение в идолопоклонстве одного еврейского князя, святого Иезекииля предали казни: привязанный к диким коням, он был разорван на части. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама, недалеко от Багдада. Пророчества Иезекииля записаны в книге, названной его именем и включенной в Библию.
Святитель Димитрий Ростовский обращал внимание верующих на следующие слова в книге пророка Иезекииля: если праведник, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить и в грехе умрет - будет отвечать за грех и подлежит осуждению; а грешник, если покается, и умрет в покаянии - его прежние грехи не воспомянутся перед Богом (Иез. 3, 20; 18, 21-24).

Центральной главой книги пророка Иезекииля является глава 34. Вот разбор этой главы:
Во всей книге пророка Иезекииля 34-я глава занимает центральное место, потому что именно здесь Господь говорит пророку о грядущем приходе Мессии, Пастыря Израиля. Целый ряд замечательных библейских текстов параллельны этой главе, главный среди них - слова Самого Господа Иисуса Христа о том, что Он - Пастырь добрый, содержащиеся в 10-й главе Евангелия от Иоанна. Кроме того, Господь направляет апостолов «к погибшим овцам дома Израилева», а обращение грешника изображает как обретение пастырем заблудившейся овцы.
Начинается же это пророчество с обличения тех, кто должны были бы быть пастырями народа Божьего, но не стали таковыми. Господь говорит страшные вещи о пастырях, пасущих самих себя и не заботящихся о состоянии народа. Внимательный взгляд не может не заметить, насколько точно приложимы слова пророка не только к современным ему священнослужителям, но в еще большей степени - к первосвященникам и книжникам времени земного служения Господа Иисуса Христа.
В первую очередь для нас важно само по себе уподобление народа Божьего овечьему стаду. Характерное для целого ряда псалмов, например 22-го, 79-го, 94-го и 99-го, оно происходит из глубокой древности, когда Господь, как Пастырь, вывел народ Свой из Египта. В псалмах понятие паствы Господней противопоставляется уклонению в идолопоклонство. В дальнейшем Новый завет неоднократно обращается к этому образу. Господь говорит о Себе: «Аз есмь Пастырь Добрый», и эти слова восходят именно к пророчеству 34-й главы Иезекииля о Мессии как о Пастыре. Тем самым Христос говорит, что Он и есть Тот Самый предреченный пророками Пастырь Израиля. И далее, поставляя апостола Петра на его служение, Господь повелевает ему: «Паси овец Моих». Сам Петр в своем Первом соборном послании передает это поручение своим собратьям: «Пасите Божье стадо, которое у вас», и его слова тоже отсылают нас к 34-й главе Иезекииля.
То, что Библия говорит о Церкви, о народе Божьем (ветхо- и новозаветном) как о пастве, всегда подразумевает, что Сам Господь, как во дни Исхода, будет вести народ Свой и заботиться о нем. Но в каждую эпоху есть люди, кому Он поручает исполнять это. В большой степени это поручение связано с той ответственностью, о которой говорил Бог пророку Иезекиилю в предыдущей главе. Воля Господа - не в смерти, но в обращении и спасении грешников, а ответственность пророков и пастырей - открыть правду Божью каждому человеку. Но, в отличие от самого Иезекииля, современные ему пастыри народа Божьего не принимают на себя эту ответственность…
Поставленная перед пастырями задача описана пророком в 4-м стихе, и, поскольку мы имеем дело со сквозной, проходящей через оба Завета темой, она остается неизменной для всех служителей Единого Бога, как в Ветхом, так и в Новом завете. Господь говорит, что пастыри должны были заботиться о духовном (и физическом) состоянии стада: укреплять слабых, врачевать больных и израненных, заботиться об обращении заблудших. Вместо этого они заботятся о собственном благополучии и почете, о благолепии Храма, о чем угодно - кроме того, что нужно. Каждому человеку, а особенно - пастырю, поручается отдавать другим Божью любовь и милость. Понятно, что никто из людей не способен делать это в совершенстве, однако тайна присутствия Божия там, где мы собраны во имя Его, наполняет нашу несовершенную милость Его полнотой и исцеляющей силой. «Вы правили ими с насилием и жестокостью», говорит Господь, значит, пастыри Израиля перекрывают важную возможность для распространения милости Божьей в мире.
В сущности, пастыри Израиля подменили служение, которое поручил им Господь, заботой о поддержании правильного культа (и собственном благополучии), являвшейся единственной функцией языческих жрецов у соседних с Израилем народов. Они забыли главное в законе: суд, милость и веру, в то время как, говоря словами Господа Иисуса, «того следовало держаться и этого не оставлять». И Господь говорит, что так больше не будет.
О том, как отныне будет пасти народ Свой Господь, Он говорит: «Я Сам отыщу овец Моих», «Я буду их Пастырем», «буду пасти их по правде». В сочетании со словами о том, что Мессия будет новым и истинным Пастырем народа, эти слова, как и у других пророков, являются неявным пророчеством о Богочеловечестве Христа. С одной стороны, это будет делать Мессия, потомок Давида, и, с другой стороны - «Я Сам», говорит об этом Бог.
Совершенно поразителен в сопоставлении с Евангелием отрывок с 17-го по 22-й стих, где Господь говорит о том, что Он будет судить между овцами: «И рассужу между овцою и овцою». Отношения (в том числе и конфликты) между людьми становятся местом присутствия и действия Самого Бога. Другими словами Он говорит то же самое в 25-й главе Евангелия от Матфея: «Что вы сделали одному из малых сих, то Мне сделали». С приходом Мессии уже невозможны нравственно и духовно безразличные отношения между людьми - в любое такое отношение включается Господь. И эта евангельская мысль тоже, оказывается, предречена пророком.
Затем Господь обещает приход Мессии, потомка Давида, который и будет Пастырем народа Божьего. Немаловажно в этом обетовании, что Господь говорит: «И поставлю над ними одного пастыря… раба Моего Давида». Служение пастырей Нового завета, таким образом, не полностью тождественно служению ветхозаветного левитского священства, потому что ответственность за судьбу овец Бог оставляет за Мессией. Отвлекаясь от контекста, нельзя не поразиться, как грандиозно это Обетование. Сам Бог будет нашим Пастырем, Он Сам будет вести каждого из нас к жизни, Он Сам будет врачевать наши раны и укреплять наши немощи. Он Сам, а никто иной! Это невероятная степень близости Божьей впервые открывается в книге пророка Иезекииля.
Завершается 34-я глава Откровением о Новом завете. Пророк, как это было принято, изображает его апокалиптическими образами преображенного мира. Главное в его словах то, что с приходом Мессии будет заключен Новый завет, и этот завет будет заветом мира, примирения нас с Богом. В нем будет даровано благословение Божье на всю жизнь людей, и нам будут дарованы мир, свобода и безопасность. Бог, как Пастырь, будет вести нас, и будет «нашим Богом». Повторяющее первые слова Десяти заповедей («Я Господь, Бог твой»), это обетование подчеркивает, что Новый завет по своему масштабу будет не меньше Синайского и в то же время будет его продолжением и исполнением. А слова «и узнают, что Я, Господь Бог их, с ними» связывают это пророчество с пророчеством Исайи о рождении от Девы Младенца, имя которому «Еммануил, что значит: с нами Бог», и повествованием первой главы Евангелия от Матфея об исполнении этого пророчества.

(А.В. Лакирев. Книга пророка Иезекииля. 34-я глава. - www.bible-center.ru).

Тропарь, глас 4:

Пророче Божий Иезекииле, / предзревый затворенная Духом врата / и Плотоносца, во исходе сих, Единаго сказавый Бога, / Того моли, молимся, / да отверзет дверь милости Своея / и спасет души благочестно поющих память твою.

Кондак, глас 4:

Божий явился еси пророк, Иезекииле чудне, Господне воплощение всем провозвестил еси, сего Агнца и зиждителя Сына Божия явльшася во веки.

(days.pravoslavie.ru; www.cirota.ru; www.loukin.ru; www.spb-guide.ru; biblsvet.narod.ru; www.rusarch.ru; images.icon-art.info; www.cathedral.ru).

Описание к фрагменту иконы "Неопалимая купина".
Внизу - слева видение Иезекиилю затворенных врат… Пророк Иезекииль говорит: "обрати мя (Господь) на путь врат святых внешних, зрящих на востоки: и сия бяху затворенна, и рече Господь ко мне: сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими; яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключенна" (44:1-3). Врата, обращенныя на восток, которыми проходит один Господь - по толкованию Св. Церкви и св. Отцев - Пречистая Дева Богородица. "Иезекииль Тя дверь зрит заключенну, Дево, еюже пройде Иисус". "Дверь Божию провиде Тя Пророк, еюже Сам пройде Един, якоже весть, Дево Пречистая”. “Яко виде Тя древле, Чистая, Пренепорочная, Пророк врата зрящая к свету незаходимому, a6иe Тя позна Божие жилище". Под образом этих врат, пребывших заключенными до прошествия и по прошествии ими Господа, разумеется приснодевство Богоматери; причину же того, что они обращены на восток, надобно видеть в назначении их для входа Господа Иисуса Христа, который называется в Св, Писании "востоком". "Ныне устроены - говорит св. Иоанн Дамаскин - святыя врата со стороны востока, чрез которыя Христос внидет и изыдет - и врата сии будут заключенны".

просмотров