Ошо. От медицины к медитации

Ошо. От медицины к медитации

В чем различие между безумием и просветлением?

Существует огромное различие но также и огромное сходство. Сначала нужно понять сходство потому что без понимания сходства, будет трудно понять различие. И безумие, и просветление - за пределами ума. Просветление - над умом, но оба они вне ума. Поэтому, в отношении безумца у вас существует выражение "не в своем уме". То же самое выражение может быть использовано в отношении просветленного человека, он тоже не в своем уме. Ум работает логически, рационально, интеллектуально. Ни безумие, ни просветление не работают интеллектуально. Они похожи, безумие пало ниже разума а просветление возвысилось над разумом, но оба они иррациональны, поэтому иногда на Востоке сумасшедшего принимают за просветленного. Таковы сходные черты.

А на Западе, изредка - это не каждодневное явление, но изредка - просветленного человека принимали за сумасшедшего, потому что Запад понимает только одно, если вы не в своем уме, то вы безумны. У него нет категории для того что выше ума, он имеет только одну категорию - ниже ума. На Востоке неправильное понимание происходит оттого что веками Восток знал людей которые были не в своем уме и в то же время над умом, следовательно они подобны безумцам. Для масс Востока это создает путаницу, это создает проблему. Они решили что лучше ошибочно принять сумасшедшего за просветленного, чем принять просветленного за сумасшедшего, потому что что вы теряете приняв сумасшедшего за просветленного человека? Вы ничего не теряете. Но ошибочно принимая просветленного человека за сумасшедшего вы определенно теряете потрясающую возможность. А неправильное понимание возможно из-за схожести...

Иногда у сумасшедшего могут быть проблески, которых не может быть у рационального человека, потому что сумасшедший шагнул за пределы механизма ума, конечно не в ту сторону, через черный ход, ведь он все же сумасшедший. Но даже с черного хода он может получить несколько проблесков недоступных тем кто никогда не выходят из дому. Конечно, ему не настолько повезло чтобы выйти через парадную дверь, это требует огромного усилия. Безумие это болезнь. Она случается с вами - вам не нужно делать усилие чтобы стать безумным. Это болезнь и она излечима. Просветление случается через огромную осознанность и напряженное усилие. Просветление - это величайшее здоровье. Вам нужно внимательно понять слово "здоровье" (health). Оно не только физиологически значимо. Конечно, физиологически оно значимо, но не только физиологически, в нем есть также и более высокий смысл. Здоровье (health) означает исцеление ран (healing). Оно происходит от корня означающего исцеление. Если ваша физиология нуждается в исцелении, предлагается лекарство. Если ваша духовность нуждается в исцелении, предлагается медитация. Странно, но здоровье (health) происходит от того же корня от которого происходит слово цельность (wholeness). Здоровье означает что тело цельно, ничего не отсутствует. А от цельности (wholeness) происходит слово святой (holy), дух целостен, ничего не отсутствует. Аналогично, слова медитация и медицина происходят от одного корня - то, что излечивает. Медицина лечит раны на вашем физическом теле, а медитация лечит раны в вашем духовном бытии, в вашем предельном существе... Суфии называют сумасшедшего masta, маста значит опьяненный. И сумасшедший и просветленный должны пройти через определенное состояние, а именно, потерять рассудок, выйти из ума. Они должны пересечь ту же грань, через неправильную или правильную дверь, но они оба пересекают одну и ту же грань, и во время ее пересечения они становятся маста - опьяненными. Но просветленный человек вскоре восстанавливает равновесие, потому что он сделал усилие чтобы выйти из ума, он готов к тому чтобы выйти из ума. Сумасшедший человек вышел из своего ума неподготовленным. Он не был готов. Он просто выпал из ума - это случайность. Просветление никогда не бывает случайным...

К тому же просветленный человек всегда в блаженстве. Я использую другое слово только для того чтобы вы не запутались. Сумасшедший человек всегда счастлив. Но есть возможность его вылечить и тогда он станет несчастным, тогда он начнет беспокоиться. Он будет беспокоиться больше вашего, потому что он поймет что был сумасшедшим, теперь его будет беспокоить сумасшествие. Когда он был сумасшедшим, его ничего не беспокоило, ему было абсолютно все равно. Теперь его будет беспокоить то что он сошел с ума, и его будет беспокоить то, что завтра это может случиться снова, потому что это уже случалось... Просто поймите суть, даже если вы выпадаете из ума вы счастливы. Именно ум причиняет вам всякого рода несчастья, страдания, ревность, ненависть, гнев, насилие, алчность, и все они продолжают делать из вас все большую обузу для самого себя. Все начинает причинять вам боль, всем все причиняет боль. Вы даже выпадаете из ума - то есть падаете ниже человеческого уровня, потому что это единственное различие между вами и животными... Сумасшедший действительно возвращается обратно в мир животных. Он выпал из эволюции. Он повернул назад, он повернулся спиной к Чарльзу Дарвину. Он сказал ему, "Прощай. Прощай, твоя эволюция!" Он просто напросто упал обратно на дочеловеческий уровень.

Животные не счастливы, но и не несчастны. Вы когда-нибудь видели несчастное животное? Да, вы не увидите их счастливыми - они не могут быть счастливы потому что они не знают что такое несчастье. Но когда человек падает с человеческого уровня на уровень ниже человеческого, он становится счастливым потому что он знает что такое несчастье. Поэтому он не является в точности тем же самым животным, которым он был прежде чем стал человеком. Он животное совершенно другого рода, счастливое животное. Нет счастливых буйволов, счастливых ослов, счастливых обезьян, счастливых янки! Животные не счастливы потому что они не знают несчастья. Но сумасшедший человек просто счастлив без никаких оснований. Это служит огромным доказательством того чему я вас учил, что если вы можете выйти из ума - но не в результате случайности, не в результате шока - вы будете в блаженстве... Просветленный человек не в своем уме, но его ум полностью у него под контролем. И ему не нужен коммутатор - достаточно одной его осознанности. Если вы что-то тщательно наблюдаете вы отчасти испытаете то что испытывает просветленный человек - не весь опыт целиком, но привкус, как на кончике языка. Если вы тщательно рассматриваете свой гнев, гнев исчезает. Вы чувствуете сильное сексуальное желание, следите за ним пристально и вскоре оно исчезает. Если всего лишь с помощью наблюдения, вещи испаряются, что же сказать о человеке постоянно возвышающимся над умом, просто осознающего ум целиком? Тогда все те уродства от которых вам хотелось бы избавиться просто испаряются. И запомните, все это содержит энергию. Гнев это энергия, когда испаряется гнев, оставшаяся энергия превращается в сострадание. Это та же самая энергия. В результате наблюдения гнев ушел - это был вид, форма окружающая энергию - но энергия остается. Теперь, энергия гнева без гнева есть сострадание. Когда исчезает секс позади остается огромная энергия любви. Каждая уродливая вещь в вашем уме исчезая оставляет позади огромное сокровище.

Просветленному человеку не нужно ничего отбрасывать и не нужно ничего тренировать. Все плохое отпадает само по себе потому что не может противостоять его осознанности, и все хорошее развивается само по себе потому что осознанность является для него подпиткой. Сумасшедшему человеку помочь очень легко потому что он вкусил нечто от вне ума, но ему необходимо показать правильную дверь. В будущем наши сумасшедшие дома будут не только пытаться сделать этих людей нормальными - это бессмысленно - наши сумасшедшие дома будут пытаться помочь этим людям использовать эту возможность для того чтобы выйти через правильную дверь. Сошедший с ума человек придя в сумасшедший дом выйдет просветленным - не просто тем же прежним самим собой, несчастным, страдающим. Поэтому для меня безумие имеет огромное значение. Оно может стать дорогой к просветлению.

Если вера может сдвинуть горы, почему вы не можете исцелить свое собственное тело?

У меня нет никакого тела. Ощущение того, что у вас есть тело является абсолютно неправильным. Тело принадлежит вселенной, у вас его нет, оно не ваше. Таким образом если тело болеет или если тело является здоровым, об этом позаботится вселенная. А медитирующему человеку следует оставаться свидетелем того, является ли тело здоровым или больным. Желание быть здоровым это часть невежества. Желание не быть больным тоже часть невежества. И это не новый вопрос - это один из старейших вопросов. Его задавали в отношении Будды, его задавали в отношении Махавиры, с тех самых пор как существуют просветленные люди, непросветленные всегда задавали этот вопрос.

Посмотрите... Иисус сказал что вера может сдвинуть горы, но сам умер на кресте. Он не мог сдвинуть креста. Вы или кто-либо вроде вас должно быть присутствовали при этом, ожидая. Ученики ждали потому что они знали Иисуса, а он говорил много раз что вера может сдвинуть горы. Поэтому они ожидали свершения какого-то чуда - а Иисус просто умер на кресте. Но в том-то и было чудо, он мог быть свидетелем своей собственной смерти. А момент свидетельствования своей собственной смерти это величайший момент пребывания живым.

Будда умер от пищевого отравления. Он страдал непрерывно, в течении шести месяцев и при этом было много учеников ждавших что он сотворит чудо. Но он тихо страдал и тихо умер. Он принял смерть. Были ученики пытавшиеся вылечить его, ему давали много лекарств. Великий врач тех дней, Дживака, был личным врачом Будды. Он обычно сопровождал его куда бы тот ни шел. Люди, должно быть, спрашивали много раз, "Почему с вами ходит этот Дживака?" Но то было по собственной привязанности Дживаки. Дживака шел с Буддой по причине своей собственной привязанности, и ученики пытавшиеся помочь телу Будды остаться дольше живым в этом мире, хотя бы еще на несколько дней, также были привязаны. Для самого Будды, болезнь и здоровье были одним и тем же.

Это не значит что болезнь не причиняет боли. Причиняет! Боль это физическое явление, она случится. Но она не потревожит внутреннего сознания. Внутреннее сознание останется непотревоженным, оно останется таким же уравновешенным как всегда. Тело будет страдать, но внутренняя сущность будет оставаться лишь свидетелем всего этого страдания. Не будет никакого отождествления - и это то что я называю чудом. Это возможно с помощью веры. И нет горы большей чем отождествление - запомните. Гималаи ничто, ваше отождествление со своим телом является большей горой. Можно сдвигать или не сдвигать Гималаи с помощью веры, это не существенно, но ваше отождествление может быть разрушено. Но мы не можем представить себе ничего из того чего не знаем, мы можем думать только в соответствии с нашими умами. Мы думаем в соответствии с тем где мы находимся, образ мыслей остается прежним. Иногда болеет мое тело, и люди приходят ко мне и говорят, "Почему вы болеете? Вы не должны болеть, просветленный человек не должен болеть." Но кто сказал вам что это так? Я никогда не слышал ни о каком просветленном человеке который не был бы болен. Болезнь принадлежит телу. Она не имеет отношения к вашему сознанию или к тому являетесь вы просветленным или нет. И порой случается так что просветленные люди болеют больше чем непросветленные. На то есть причины. Теперь, когда они не принадлежат телу, они не сотрудничают с телом, глубоко внутри они оторвали себя от тела. Таким образом тело остается, но привязанность и мост разорваны. Многие болезни происходят по причине случившегося разделения. Они пребывают в теле но больше с ним не сотрудничают. Вот почему мы говорим что просветленный человек больше никогда не родится - потому что теперь он уже не может провести моста ни к какому телу. Мост сломан. Еще пребывая в теле, он уже на самом деле мертв.

Будда достиг просветления когда ему было около сорока. Он умер когда ему было восемьдесят, таким образом он прожил еще сорок лет. В день его смерти, Ананда заплакал и сказал, "Что с нами станет? Без тебя мы упадем во тьму. Ты умираешь а мы еще не стали просветленными. Наш собственный свет еще не зажегся а ты умираешь. Не покидай нас!" Говорят что Будда сказал ему, "Что? О чем это ты, Ананда? Я умер сорок лет назад. Это существование было лишь призрачным существованием, существованием тени. Оно продолжалось каким-то образом, но в нем не было силы. Это было лишь инерцией из прошлого." Если вы крутите педали велосипеда, а потом прекращаете их крутить, никоим образом не сотрудничаете с велосипедом, то одно время он будет продолжать двигаться просто по инерции, на той энергии которую вы дали ему в прошлом.

В тот момент когда кто-то становится просветленным сотрудничество прервано. Теперь тело пойдет своим чередом. Оно обладает инерцией. Оно получило толчок от многих прошлых жизней. Оно имеет свою собственную продолжительность жизни которая закончится, но сейчас, так как в нем больше нет внутренней силы, тело склонно болеть больше обычного. Рамакришна умер от рака, Рамана умер от рака. Для учеников это было большим потрясением, но из-за своего невежества они не смогли этого понять.

Нужно понять еще одну вещь. Когда человек становится просветленным, это будет его последняя жизнь. Поэтому все прошлые кармы и вся их протяженность должны быть реализованы в этой жизни. Страдание - если ему есть за что страдать - станет интенсивным. Для вас никакой спешки нет, ваше страдание будет распределено на многие жизни. Но для такого как Рамана эта жизнь последняя. Все что есть из прошлого должно быть завершено. Будет интенсивно все, все кармы. Эта жизнь станет сконденсированной жизнью. Трудно понять но иногда за один миг можно выстрадать страдания многих жизней. В одно мгновение интенсивность становится такой... потому что время можно сконденсировать или растянуть.

Вы уже знаете что бывает так что вы спите и видите сон, а когда просыпаетесь снова то знаете что вы проспали всего несколько секунд. Но вы видели такой длинный сон. В одном единственном сне можно увидеть даже целую жизнь. Что случилось? За столь короткий промежуток времени как могли вы увидеть такой длинный сон? Существует не только один пласт времени как мы обычно понимаем, есть много пластов времени. Время сна обладает собственным существованием. Даже в часы бодрствования время продолжает меняться. Оно может не меняться в соответствии с часами потому что часы вещь механическая, но психологическое время продолжает меняться. Когда вы счастливы, время течет быстро. Когда вы несчастны, время замедляет ход. Одна единственная ночь может быть вечностью если вы страдаете, и вся жизнь может стать одним мгновением если вы счастливы и блаженны.

Когда человек становится просветленным, все должно быть завершено, это время закрытия. Многие миллионы жизней должны быть завершены и все счета должны быть оплачены потому что больше не будет никакого шанса. После своего просветления просветленный человек живет в абсолютно другом времени и что бы с ним ни случилось оно качественно различно. Но он остается свидетелем. Махавира умер от боли в желудке, нечто вроде язвы - он страдал долгие годы. Его ученики должно быть были в затруднении потому что они создали вокруг этого историю. Они не могли понять почему Махавира должен страдать, поэтому они сочинили историю которая говорит нечто об учениках, не о Махавире. Они говорят что один человек, Гошалак, обладавший очень злым духом, был причиной страданий Махавиры. Он бросил свою злую силу на Махавиру, а Махавира поглотил ее только из сострадания - вот почему он страдал. Это не говорит ничего о Махавире, но кое-что о том затруднении в котором оказались его ученики. Они не могут представить себе страдающего Махавиру, поэтому они должны были найти причину где-либо в другом месте. Однажды я страдал от простуды - это моя постоянная спутница. Кто-то пришел ко мне и сказал, "Вы должно быть взяли на себя чужую простуду." Это ничего не говорит обо мне, это говорит нечто о нем. Ему тяжело представить меня страдающим. Поэтому он сказал, "У вас наверное чужая простуда." Я попытался разубедить его, но разубедить учеников невозможно. Чем больше вы стараетесь их разубедить, тем больше они верят в то что они правы. Под конец он сказал мне, "Что бы вы ни говорили, я не собираюсь слушать. Я знаю. Вы взяли на себя чужую болезнь."

Что делать? Здоровье и недуг тела это его собственное дело. Если вы хотите кое что предпринять на этот счет, то вы все еще привязаны к нему. Оно пойдет своим чередом, вам не нужно слишком о нем беспокоиться. Я только свидетель. Тело родилось, тело умрет, будет только свидетельствование. Оно останется навсегда. Только свидетельствование есть нечто абсолютно вечное - все остальное продолжает меняться, все остальное - поток.

От медицины к медитации

Вступление

Выступление в Медицинской Ассоциации Ахмедабада, Гуджарат

Мои возлюбленные,

Человек - это болезнь. Болезни приходят к человеку, но и сам он также является болезнью. В этом его проблема, но в этом и его уникальность. В этом его счастье, но и несчастье тоже. Ни одно другое животное на Земле не является таким комплексом проблем, тревог, напряжений, недомоганий и болезней, как человек. И все же именно это состояние сделало возможным для человека весь его рост, всю его эволюцию, ведь «болезнь» означает, что человек не может довольствоваться своим положением, не может принять себя таким, каков он есть. Все это придало человеку динамичность и сделало его беспокойным, но в то же время это же и его несчастье, потому что он перевозбужден, несчастен и страдает.

Ни одно животное, кроме человека, не может сойти с ума. Если только человек не доведет какое-нибудь животное до ненормальности, оно не сходит с ума само по себе, не становится неврастеником. Животные не сходят с ума в джунглях, они становятся ненормальными в цирках. В джунглях животное не ведет извращенный образ жизни, извращенным оно становится в зоопарке. Ни одно животное не кончает жизнь самоубийством, на это способен лишь человек.

Понять и излечить болезнь, называемую человеком, пытались при помощи двух методов. Одним из них была медицина, вторым - медитация. И оба они применяются для лечения одной и той же болезни. Неплохо было бы понять, что медицина рассматривает каждую болезнь человека в отдельности - такой подход основан на анализе частного. Медитация рассматривает самого человека как болезнь, медитация рассматривает саму личность человека как болезнь. Медицина считает, что болезни приходят к человеку и покидают его, что они являются чем-то чуждым человеку. Но постепенно эти расхождения сгладились, и медицинская наука тоже стала говорить: «Лечите не болезнь, лечите пациента».

Это очень важное утверждение, и оно означает, что болезнь есть не что иное, как образ жизни, который ведет человек. Все люди болеют по-разному. И у болезней тоже есть собственная индивидуальность, собственная личность. Если я болею туберкулезом и вы болеете туберкулезом, это не значит, что мы будем одинаковыми больными. И даже туберкулез, которым мы больны, проявится в двух различных формах, потому что мы - две разные индивидуальности. И может случиться так, что курс лечения, который излечит мой туберкулез, не принесет облегчения вам. Потому что, если смотреть в глубину проблемы, причина коренится в больном, а не в болезни.

Медицина борется с человеческими болезнями очень поверхностно. Медитация затрагивает человека глубоко изнутри. Другими словами, можно сказать, что медицина пытается принести человеку здоровье снаружи, тогда как медитация стремится поддерживать здоровье в его внутреннем существе. Ни наука медитации не может быть полной без медицины, ни медицинская наука не может быть полной без медитации, поскольку человек является как телом, так и душой. Фактически, говорить об этих двух частях человека - лингвистическая ошибка.

Тысячи лет люди считали, что тело и душа человека - нечто отдельно существующее. Такой образ мысли привел к двум очень опасным результатам. Одним из этих результатов было то, что некоторые люди считали человека только душой и пренебрегали телом. Эти люди способствовали развитию медитации, но не медицины - медицина не могла стать наукой, так как совершенно упускалось из виду тело. И наоборот, некоторые люди считали человека только лишь телом и отрицали существование души.

Они провели большие исследования и способствовали развитию медицины, но не предприняли никаких шагов к медитации.

Но человек - это одновременно и то, и другое. Я также говорю, что и это лингвистическая ошибка. Когда мы называем его «одновременно и тем, и другим», создается впечатление, что есть две вещи, как-то связанные между собой. Но, фактически, тело и душа человека - это два конца одного и того же шеста. Если рассматривать его под правильным углом, нельзя сказать, что человек - это душа плюс тело. Это будет неверно. Человек психосоматичен или соматопсихичен. Человек - это «умотело» или «телоум».

Насколько это вижу я, часть души, находящаяся в пределах досягаемости наших чувств, является телом, а часть тела, находящаяся за пределами досягаемости наших чувств, является душой. Невидимое тело есть душа, видимая душа есть тело. Это не две отдельные вещи, это не две отдельные сущности; это два различных состояния вибраций одной и той же сущности.

На самом деле, это понятие двойственности принесло человечеству большой вред. Мы всегда мыслим в терминах «двух», и это приводит к проблемам. Сначала мы думали в терминах материи и энергии, теперь мы так уже не думаем. Сейчас мы уже не можем давать, что материя и энергия отдельны. Сейчас мы говорим, что материя является энергией. Реальность в том, что устаревший язык создает трудности. Неправильно было бы даже сказать, .что материя является энергией. Имеется нечто, - назовем его «X», - то, что мы видим с одной стороны как материю и с другой стороны - как энергию; их не две. Это две различные формы одной и той же сущности.

Подобным образом, тело и душа - это две стороны одной и той же сущности. Болезнь может начаться с любой стороны. Она может начаться с тела и достичь души - фактически, что бы ни было сообщено телу, душа ощутит эти вибрации. Вот почему случается так, что человек, тело которого уже излечено от болезни, по-прежнему продолжает чувствовать себя больным. Болезнь уже оставила тело, и врач говорит, что болезни уже нет, но пациент по-прежнему чувствует себя больным и отказывается верить, что не болен. Все исследования и анализы указывают на то, что симптомов болезни уже нет, но пациент продолжает утверждать, что он нездоров.

Такой тип больного доставлял врачам немало хлопот, потому что все возможные обследования указывают на то, что болезни нет. Но отсутствие болезни еще не значит, что вы здоровы. Здоровье позитивно. Отсутствие болезни является всего лишь негативным состоянием. Мы можем сказать, что отсутствует шип, но это не значит, что присутствует цветок, отсутствие шипа указывает лишь на отсутствие шипа. Но присутствие цветка - это совершенно другое дело.

До сих пор медицинская наука ничего не смогла достичь в направлении, называемом здоровьем. Вся ее работа развивалась в направлении того, что называется болезнью. Если вы спросите медицинскую науку о болезнях, она попытается дать вам определения, но, если вы спросите ее о том, что такое здоровье, она попытается вас обмануть. Она утверждает; то, что остается, когда нет болезни, и есть здоровье. Это обман, а не определение. Как можно определять здоровье болезнью? Это все равно что определять цветок шипами; все равно что определять жизнь смертью, свет - тьмой. Это все равно что определять мужчину женщиной - или наоборот.

Нет, медицинская наука пока не сумела сказать, что такое здоровье. Естественно, она может только сказать нам, что такое болезнь. И тому есть причина. Причина эта в том, что медицинская наука может воспринимать только извне, может воспринимать только телесные проявления - а извне можно понять только болезнь. Здоровье можно понять изнутри человека, из глубины его глубочайшего внутреннего ядра и души. В этом отношении действительно замечательно индийское слово свастхья. Английское слово «здоровье» не синонимично слову свастхья. «Здоровье» [Англ. health] происходит от «излечения» [Англ. healing], а с ним ассоциируется болезнь. Здоровый значит «исцеленный» - тот, кто выздоровел от болезни.

Смысл свастхьи другой; свастхья - это тот, кто достиг внутреннего спокойствия, тот, кто достиг самого себя. Свастхья - это тот, кто может находиться внутри себя, и поэтому свастхья - это не только здоровье. В действительности, ни в одном другом языке мира не существует слова, сравнимого со словом свастхья. Слова, существующие во всех других языках мира, - это синонимы либо болезни, либо отсутствия болезни. Сама наша концепция свастхьи заключается в не-болезни. Но отсутствия болезни недостаточно для свастхьи. Требуется что-то еще - нечто с другого конца шеста, нечто от нашей внутренней сущности. Даже если болезнь начинается снаружи, ее вибрации эхом отдаются на всем протяжении души.

Предположим, я бросаю камень в спокойное озеро: волнение возникнет только в том месте, где камень упадет в воду, но рябь достигнет берегов озера, куда камень не падал. Подобным образом все, что происходит с нашим телом, порождает рябь, которая достигает души. И если клиническая медицина лечит только наше тело, то что же произойдет с той рябью, которая распространилась до самых берегов? Если мы бросили камень в озеро и сосредоточиваемся только на том месте, куда упал камень и в котором вода успокоилась, то что же произойдет со всей рябью, которая теперь существует независимо от камня?

Когда человек заболевает, вибрации болезни проникают в душу, и поэтому болезнь продолжается даже после того, как тело прошло курс лечения и излечилось. Болезнь продолжается, потому что эхо ее вибраций резонирует внутри человека до самых глубин его существа, а на это у медицинской науки пока нет решения. Мы можем излечить болезнь, но не можем излечить больного. И, разумеется, в интересах врачей, чтобы больной не излечивался, а излечивалась только болезнь, ведь больной вынужден будет возвращаться к ним опять и опять!

Болезнь может также возникнуть и на другом конце. В Действительности, в том состоянии, в котором пребывает человек, болезнь уже присутствует. В состоянии, в котором пребывает человек, у него внутри много напряжения. Я уже говорил прежде, что ни одно другое животное не живет в таком болезненном состоянии, в таком беспокойстве, в таком напряжении - и для этого есть причина. Ни у одного другого животного в уме нет идеи о том, чтобы стать кем-то другим. Собака есть собака, ей не нужно становиться собакой. Но человеку только предстоит стать человеческим существом, он еще им не является. Вот почему мы не можем сказать собаке, что она немного меньше, чем собака. Все собаки в равной степени являются собаками. Но в случае человека мы можем вполне обоснованно сказать, что он немного меньше, чем человек. Человек никогда не рождается законченным.

Человек рождается в неполном состоянии; все остальные животные рождаются законченными. Но с человеком дело обстоит иначе. И есть некоторые вещи, которые он должен сделать, чтобы стать законченным. Это состояние незаконченности является его болезнью. Вот почему двадцать четыре часа в сутки он встревожен. Не из-за своей бедности беспокоится бедный - как мы обычно думаем. Мы не осознаем, что при достижении богатства изменяется только уровень беспокойства, а само беспокойство остается прежним.

Истина в том, что бедный никогда не испытывает такой тревоги, как богатый, потому что у бедного по крайней мере есть оправдание своим проблемам - он беден. У богатого нет даже этого оправдания. Он не может даже указать на причину своей тревоги. А когда тревога не имеет явной причины, она становится ужасной. Наличие причин приносит некоторое облегчение, некоторое утешение, ведь человек надеется, что ему удастся устранить эти причины. Но когда беспокойство возникает без всякой причины, все усложняется.

Бедные страны много страдали, но в тот день, когда они становятся богатыми, они осознают, что у богатых стран свой вид страдания.

Я бы предпочел, чтобы человечество избрало страдания богача, а не бедняка. Если вопрос в том, чтобы выбрать страдание, то лучше выбрать страдание богача. Но интенсивность беспокойства повысится.

Сегодня Америка сталкивается с таким сильным беспокойством и с такой тревогой, которых не испытывает ни одна другая страна в мире. И хотя ни одно

Когда вы думаете, что обманываете других, вы обманываете только себя. Ошо.

Когда вы больны, вызывайте врача. Но самое главное, зовите тех, кто вас любит, потому что нет лекарства более важного, чем любовь. Ошо.

Причины внутри нас самих, снаружи только оправдания… Ошо

Величайший в мире страх - это страх перед мнениями других. В то мгновение, когда ты не боишься толпы, ты больше не овца, ты становишься львом. Великий рев раздается в твоем сердце - рев свободы. Ошо.

Пока вы не можете сказать «нет», ваше «да» не будет иметь никакого смысла. Ошо

Единственным критерием для жизни является блаженство. Если вы не чувствуете, что жизнь - это блаженство, тогда знайте, что вы идёте в неправильном направлении. Ошо.

Ребёнок приходит чистым, на нём ничего не написано; нет никаких указаний на то, кем он должен быть, - ему открыты все измерения. И первое, что необходимо понять: ребёнок - это не вещь, ребёнок - существо. Ошо

Перед тем, как постучаться в нужную дверь, человек стучится в тысячи неверных дверей. Ошо.

Без тебя эта Вселенная лишится какой-то поэзии, какой-то красоты: будет не хватать песни, будет не хватать ноты, будет пустой промежуток. Ошо.

У меня нет никакой биографии. И все что считается биографией – абсолютно бессмысленно. Когда я родился, в какой стране я родился – не имеет значения. Ошо.

Просто наблюдай, почему ты создаешь проблему. Решение проблемы находится в самом её начале, когда ты её только создаешь, – не создавай её! У тебя нет никаких проблем – достаточно понять только это.

Перестань думать, как бы получить любовь, и начинай отдавать. Отдавая, ты получаешь. Иного пути нет… Ошо

Выйдите из головы и войдите в сердце. Меньше думайте и больше чувствуйте. Не привязывайтесь к мыслям, погрузитесь в ощущения… Тогда оживет и ваше сердце. Ошо

Учитесь больше смеяться. Смех так же свят, как и молитва. Ваш смех раскроет в вас тысячу и одну розу. Ошо.

Не беги от самого себя, ты не можешь быть никем другим. Ошо.

Если ты не умеешь говорить «Нет», твое «Да» тоже ничего не стоит. Ошо.

Сделай жизнь вокруг себя красивой. И пусть каждый человек почувствует, что встреча с тобой - это дар. Ошо.

Голова всегда думает о том, как больше получить; сердце всегда чувствует, как больше дать. Ошо.

Любовь терпелива, все остальное нетерпеливо. Страсть нетерпелива; любовь терпелива. Как только вы понимаете, что терпение значит любовь, вы понимаете все. Ошо.

Не принимайте жизнь как проблему, это мистерия потрясающей красоты. Пейте из неё, это чистое вино! Будьте полны ею! Ошо.

Не учите других, не старайтесь их изменить. Достаточно уже того, что вы изменитесь сами - это и будет вашим посланием. Ошо.

Если вы спокойны, весь мир становится спокойным для вас. Это как отражение. Всё, чем вы являетесь, отражается полностью. Каждый становится зеркалом. Ошо.

Только изредка, очень редко, ты позволяешь кому-то в себя войти. Именно это и есть любовь. Ошо.

Если вы солгали однажды, то вы будете вынуждены лгать тысячу и один раз, чтобы скрыть первую ложь. Ошо.

Грех, это когда вы не радуетесь жизни. Ошо.

Если не меняешься прямо сейчас, то никогда не изменишься. Не нужно бесконечных обещаний. Ты либо меняешься, либо нет, но будь честен. Ошо.

Внутри каждого пожилого человека есть молодой, недоумевающий о том, что случилось. Ошо.

Самый бесчеловечный акт, который может совершить человек - превратить кого-либо в вещь. Ошо.

Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет? Ошо.

Единственный человек на земле, которого мы в силах изменить, это мы сами Ошо.

Умереть за кого-либо, за что-либо - самая лёгкая вещь на свете. Жить для чего-либо - самая трудная вещь. Ошо.

Люди верят в бессмертие души не потому, что знают, но потому, что боятся. Чем трусливее человек, тем вероятнее, что он верит в бессмертие души - не потому, что он религиозен; он просто трус. Ошо.

Падать - часть Жизни, подниматься на ноги - ее Проживание. Быть Живым - это Подарок, а быть Счастливым - это ваш ВЫБОР. Ошо.

Что плохого в том, что кто-то смеется без причины? Зачем нужна причина, чтобы смеяться? Причина нужна, чтобы быть несчастным; чтобы быть счастливым, причина не нужна. Ошо.

Если вы можете ждать вечность, вам не нужно ждать совсем. Ошо.

Женщина, влюбленная в тебя, может вдохновить тебя на такие высоты, о которых ты даже и не мечтал. И она ничего не просит взамен. Ей просто нужна любовь. А это ее естественное право. Ошо.

«Человек — это болезнь» — говорит Ошо

Ошо, будда-хулиган, пришедший "разворошить этот спящий муравейник", уже более десяти лет назад ушел с Земли, но как же ясно слышен его голос с каждой страницы этой и других его книг...

Болезнь есть не что иное, как образ жизни, который ведет человек. Все люди болеют по-разному. И у болезней тоже есть собственная индивидуальность, собственная личность. Если я болею туберкулезом, и вы болеете туберкулезом, это не значит, что мы будем одинаковыми больными. И может случиться так, что курс лечения, который излечит мой туберкулез, не принесет облегчения вам. Потому что, если смотреть в глубину проблемы, причина коренится в больном, а не в болезни.

Как только человек начинает чувствовать, что движется к смерти, для болезней открываются все двери, и он начинает болеть. Даже если здоровый человек узнает, что завтра наверняка умрет, он тут же заболеет. Что произошло с этим человеком? Он открыл себя для всех видов болезней. Он перестал сопротивляться. И поскольку он уверен в смерти, он устранился из своего сознания, которое действовало как стена у него внутри и служило преградой на пути болезней. Теперь он приготовился к смерти — и стали приходить болезни.

Даже когда вы заболеете и будете лежать в постели, превращайте время, когда вы лежите в постели, во время, наполненное красотой и радостью, время расслабления и отдыха, время медитации, время, когда вы слушаете музыку или поэзию.

Когда вы больны, вызывайте врача. Но самое главное, зовите тех, кто вас любит, потому что нет лекарства более важного, чем любовь.

Слово «медитация» и слово «медицина» происходят из одного и того же корня. Медицина означает то, что лечит физическое, медитация означает то, что лечит духовное. Обе являются целительной силой.
Нужно запомнить еще вот что: слово «исцеление» и слово «целый» тоже происходят из одного корня. Быть исцеленным — просто означает быть целым, когда ничего не недостает.

Основная медитация заключается в том, что мы начинаем осознавать своё тело и себя. И если эта осознанность увеличится, страх смерти угаснет. А медицинская наука, которая не может освободить человека от страха смерти, никогда не сможет вылечить эту болезнь, которой является человек. Разумеется, медицинская наука старается изо всех сил; она старается увеличить продолжительность жизни. Но увеличить продолжительность жизни - значит всего лишь растянуть ожидание смерти, ничего больше.

Чем глубже вы погружаетесь в жизнь, тем больше вы сознаёте бессмертие внутри вас. Вы уходите от смерти, и наступит момент, когда вы сможете понять, что смерть - это всего лишь смена одежды, обмен дома, изменение внешнего вида - ничто не умирает, ничто не может умереть.

Уважайте своё тело так же, как вы уважаете свою душу. Ваше тело так же священно, как ваша душа. В жизни всё священно, потому что во всём бьётся сердце божественного...

Идея в том, что людей необходимо научить тому как подружиться со своим телом. Будет лучше если терапевтом будет женщина, которая может помочь людям почувствовать где у них напряжение или боль. Потом она должна научить их как разговаривать с телом, сказать телу, "Я был отстранен от тебя религиями. Я хочу приблизиться и быть другом, а не врагом. Я чувствую себя виноватым в том, что никогда не думал об этом - о том что ты работало на меня все эти годы, а я ни разу не поблагодарил тебя." Сначала разговаривайте со всем телом, "Послушай меня, вот проблемы - пожалуйста, пусть они исчезнут." В ваших силах сделать это. Потом разговаривайте с определенными частями, где находится боль.

Живи мгновением, живи безоглядно, не оставляй ничего про запас. Живи в здесь-и-сейчас, словно каждое мгновение — последнее в твоей жизни.

Так должен жить человек: каждое мгновение — словно последнее мгновение. Зачем жить вполсилы? Возможно, следующего мгновения не будет, почему же тогда не вложить всего себя в настоящее? Кто может знать, что случится с тобой в следующую секунду?

Бог любит нас — это так близко, и об этом так легко забыть. Между этим и нами нет никакого промежутка, и всё-таки мы не видим это. О том, чего не видишь, легко забыть. Бог любит нас — об этом нужно постоянно вспоминать; когда об этом вспоминаешь, отчуждённость исчезает. Тёмная туча исчезает, и всё вокруг озаряется солнечным светом. Бытие становится радостью — оно наш дом, и мы в нём не случайно. Мы в нём необходимы. Мы служим великой цели — той цели, которая неизмеримо больше, чем мы, неизмеримо выше, чем мы.

Но люди умирают бессознательно. Хорошо, что есть предсказуемые болезни. Рак означает, что вы знаете заранее за семь дней или семь месяцев - что с каждым мгновением приближается смерть. Эти семь дней не даются каждому. Я не говорю, что все те, кто умирают от рака являются просветленными существами, но им легче стать просветленными, чем кому-либо другому, потому что другие продолжают жить с иллюзией что они будут жить, зачем спешить. Медитацию можно отложить на завтра, послезавтра. Зачем спешить? - ведь есть более срочные дела, которые нужно сделать сегодня. Медитация никогда не неотложна, потому что смерть никогда не неотложна. Для человека, который узнает, что через семь дней его сразит рак, все в жизни становится бессмысленным. Все срочные дела исчезают. То, что случится после него, не имеет значения - ему осталось жить только семь дней. Если он будет хоть немного бдителен в эти семь дней, он сможет прожить семьдесят лет, семьсот лет или целую вечность - потому что сейчас медитация становится приоритетом…

Когда ты болен, в депрессии, в страдании, друзья приходят тебя навестить, успокоить, утешить. Когда ты счастлив, те же самые друзья начинают тебе завидовать. Если же ты по-настоящему счастлив, то найдёшь, что весь мир обернулся против тебя.

Помните это: никто другой не может решать за вас. Все чужие заповеди, все приказы, все морали только искалечат вас. Вы должны решать за себя сами, вы должны взять свою жизнь в собственные руки. Иначе жизнь будет продолжать стучаться в двери, а вас никогда не будет дома - вы всегда будете где-то в другом месте.

Парацельс имел обыкновение говорить: «Пока мы не познаем состояние нашей внутренней гармонии, мы, в лучшем случае, можем освободить вас от вашей болезни, потому что ваша внутренняя гармония является источником вашего здоровья. Но, когда мы освободим вас от болезни, вы сразу заболеете другой болезнью, потому что по отношению к вашей внутренней гармонии ничего сделано не было. Суть вопроса в том, что следует поддерживать вашу внутреннюю гармонию».

Даже если жизнь не имеет смысле, человек должен продолжать жить. Может быть, он страдает, он парализован, он сумасшедший. Может быть, он бесполезен для всех остальных, он в тягость самому себе, и каждое мгновение жизни проводит в уродливом страдании, но все равно он должен жить, словно жизни свойственна какая-то ценность. Люди носят в умах эту идею: смерть является табу. Но для меня это не так. Для меня красивы и жизнь, и смерть; это два аспекта одной и той же энергии.

Моментально сознала, что он очень близок мне почти во всех взглядах. Эврика! Я нашла своего философа. Это как встретить своего единомышленника, друга и учителя, но уже на страницах его книг.

Жаль, что я не могу лично с ним поговорить, задать свои вопросы, услышать его мнение или глубокую мысль. Для меня доступны его мысли только в книгах, которые создали его последователи на основе его лекций.

Поэтому я очень хотела при возможности купить себе еще несколько его книг. И тут неожиданно Надя передала мне в подарок из России книгу Ошо «О здоровье». Из всех его возможных книг, для меня выбрали именно эту.

Уже с первых страниц нужно перестраивать и расширять свое сознание для восприятия новой информации. Но это того, естественно, стоит. Мне всегда не хватало той глубины и осознанности мысли, которая присуща Ошо. И читая его книги, осознаю всю свою поверхностность, пусть даже и в правильном направлении.

Казалось бы, что еще в наш век можно сказать о здоровье? Уже и без того написано столько книг, статей, проведено множество исследований, но большинство даже так и не приблизились к состоянию истинного здоровья. Аптеки открываются на каждом углу, и я не преувеличиваю. Эта тенденция должна пугать каждого, а не только меня. Что же продают в аптеках, что мы снова и снова в них идем, а здоровье так и не приблизилось ни на йоту?

Но проблема даже не в аптеках, медицине, а в нашем понимании здоровья. Мы позволили нашему мозгу разделить душу и тело, которые являются непросто одним целым, а единым. Тело является видимой частью проявления энергетической материи души. Поэтому запад активно развивает медицину, лечащую тело, а восток продолжает практиковать духовные практики и медитации, несущие покой и здоровье душе, энергетическому источнику, формирующей наше тело.

А что если объединить в единое целое телесную медицину и духовную медитацию? Эффект будет просто потрясающим. Мы наконец-то сможем воссоединить воедино разделенные нами тела и постигнуть суть истинного здоровья.

В своей книге «О здоровье» Ошо уделяет внимание всем аспектами и причинам, влияющим на здоровье: от безболезненных родов до осознанной смерти. И со всем этим я полностью согласна, все это возможно и достижимо, как в нашем понимании, так и в создании новых привычек и образа жизни, нового качественного восприятия жизни и здоровья.

Но я бы хотела поговорить о предпоследней главе книги, которая меня возмутила до предела и я несколько дней, ходила и переваривала ее. Возможно, я еще не постигла глубину всех мыслей и глобального видения будущего через призму мировоззрения Ошо. И если бы за главой о «будущем» не последовала главы о «Смехе», то у меня от книги остались бы самые прескверные впечатления.

Но вернемся к тому, как Ошо видит наше будущее, а точнее продолжение рода. По его мнению, сейчас человечество занимается серийным производством детей, путем зачатия и родов. Это ли не массовое и серийное производство?

В будущем автор предполагает искусственное выведение людей из пробирок с заданными качествами и характеристиками. Хотите гения – получите, хотите ученого – заберите, хотите музыканта – да ради Бога, сделаем. По его мнению, это поможет в будущем людям заниматься сексом только ради удовольствия, избавиться от ревности партнеров, поскольку заранее будет известно происхождение ребенка, и получить потомство согласно «техническим» требованиям родителей.

Казалось бы, что в этом почти идеальном будущем может возмущать? После прочтения всей книги, у меня закралось сомнение, что мысли принадлежать автору, так как они полностью противоречат всей его теории. Может ученики добавили что-то от себя? Люблю во всем разбираться по порядку.

Итак, начнем с того, что есть духовная составляющая любого процесса, в том числе и секса. Это одна из мыслей Ошо, проходящая через все его книги красной нитью. Это, во-первых.

Во-вторых, человечество избавится от ревности только тогда, когда перестанет считать друг друга своей собственностью и распоряжаться другими людьми по своему усмотрению. А по мне это очень долгий эволюционный процесс, и наличие пробирочных детей это не ускорит, скорее осложнит. Доступность безграничных физических удовольствий без «побочных» последствий – больше секса, больше смены партнеров, больше хаоса. Ревность неизбежна.

В-третьих, заказ «пробирочных» детей. То есть каждый родитель хочет, что бы его ребенок был как минимум талантлив, и как максимум гением. % гениев на квадратный метр будет зашкаливать, а что влечет за собой очередной виток проблем.

В-четвертых, кто вам сказал, что генетически созданный гений лучше обычного? Каждый ребенок уже рождается талантливым и гениальным, но не каждая семья способна вовремя распознать и культивировать задатки ребенка. В обычных семьях погибает больше гениев, чем солдат в войну. И если обычным родителям дать на воспитание «созданного» гения, то как вы думаете сможет ли он сохранить и развить свою гениальность, или скорее всего по правилу среднего, его и его таланты поглотит окружающая среда.

В-пятых. У каждого такого ребенка будет создан клон для резервной пересадки органов в случае непредвиденных жизненных обстоятельств. Это полный ужас. Только представьте полную лабораторию людей в коме, которые ждут своего звездного часа для восполнения недостатков своих двойников.

С одной стороны хорошо иметь такую возможность, а с другой я не могу представить себя на место запасного двойника. Если его создали, вырастили – он уже человек, уже осознанное и духовное существо. В таком случае – это хладнокровное убийство. Разве Ошо мог так мыслить или такое написать? Я в шоке.

В итоге, я пришла к выводу, что если кто-то обладает такими технологиями генной инженерии, то сама жизнь теряет свою ценность, уникальность, чудо… Любого человека с любым набором качеств и талантов можно создать из базы ДНКа. За одно-два поколения обычные люди больше не понадобятся, их с легкостью можно заменить более послушным и удобными субъектами.

Врят ли такой глубокий и осмысленный человек, как Ошо не мог не предвидеть этих последствий, и написать эту главу, полностью противоречащей всем его взглядам. Или это проверка на осознанность? И это вкратце, не вдаваясь в более глубокие размышления, а лишь рассматривая факты на поверхности.

Мне безумно хочется узнать ваше мнение по этому поводу. Пиши мне в любом удобном для вас формате.

просмотров