Способы создания образов творческого воображения. Приемы стимулирования творческого воображения

Способы создания образов творческого воображения. Приемы стимулирования творческого воображения

Мастер-класс « Способы и приемы создания образов воображения ».

Теоретическая часть

Сложные и часто меняющиеся обстоятельства жизни любого человека нашего общества в последнее время требуют от людей умения быстро реагировать на изменяющиеся условия. На это способна только творческая личность, потому что для неё характерна самостоятельность мышления, осознанный подход к деятельности и стремление найти эффективный способ достижения цели. Поэтому так важно начать формировать уже с дошкольного возраста у ребенка творческие способности.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с предрасположенностью к развитию творческих способностей. Но творческими людьми вырастают только те дети, воспитание у которых позволило начать развивать эти способности как можно раньше.

Эта задача ставиться нашими педагогами при проведении различных видов занятий. С 2004 года введен предмет «Развитие творчества». С тех пор в нашем отделе проводятся занятия по программе «Развитие творчества» с детьми 5-7 лет. При планировании этой работы с детьми в рамках этого предмета мы используем различные технологии: ТРИЗ, РТВ, методика Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли

Целью данной программы является: формирование творчески развитого и инициативного, раскрепощенного человека, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

Мы понимаем, что развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации процессов мышления и воображения. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует её освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. С пятилетнего возраста, начинается сенситивный период развития воображения. Развитое воображение помогает освободиться от инерции мышления.

На наших занятиях у детей формируется умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представление памяти, обеспечивающие, в конечном счете, создание нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях: учить смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.

Воображение ребенка-дошкольника сильно меняется в старшем дошкольном возрасте и большой скачок в его развитии обеспечивает игра. Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые мы используем для развития творческого воображения в процессе своих занятий.

Практическая часть

    игры «Рассказ по картинкам»

Цели:

    Развитие воображения и вербальной оригинальности;

    Развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков

Основное задание: Рассмотреть имеющиеся рисунки. Предложить придумать истории.

  1. Проведение с участниками семинара игры «Магическая дверь»

Цели:

    Формирование умений планирования;

    Развитие способности к детальной разработке выбранной темы.

Основное задание:

Предложить нарисовать и, если это возможно, описать сказочную волшебную страну, придуманную самостоятельно. Представить возможность обмениваться своими идеями и другой полезной информацией о магических мирах.

    Проведение с участниками семинара игры « Придумай животное»

Цели:

    Развитие воображения и образного мышления;

    Развитие умения создавать необычные образы через комбинирование различных деталей

Материалы и инструменты :

Ножницы, клей, бумага

Основное задание:

Предложить детям вырезать различные детали и скомбинировать на чистом листе бумаги так, как они считают нужным. Понравившуюся комбинацию дети должны наклеить на этот лист.

Предварительно на нем можно что-нибудь нарисовать (например, туловище или голову). Возможно также дорисовать что-то необходимое после приклеивания.

Предложить детям раскрасить своих животных, дать им названия и рассказать истории о них.

Обсудить со всей группой детей получившихся животных.

Заключительная часть

Педагог демонстрирует рисунки детей как продукты их творчества

Психологические приемы создания образов воображения.

Мечта - образ желаемого будущего, мотив деятельности, крайне важно е условие претворения в жизнь творческих сил человека.

Воссоздающим принято называть то воображение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ воссоздает образы по описанию, на базе текста͵ рассказа, на базе ранее воспринимавшихся образов.

При творческом воображении происходит самостоятельное создание новых образов .

По характеру образов воображение должна быть конкретным и абстрактным .

Конкретное оперирует единичными, вещными, с деталями образами.

Абстрактное оперирует образами в виде обобщенных схем, символов.

Но эти два вида нельзя противопоставить, т. к. между ними существует множество взаимопереходов.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. В случае если преобладает творческое воображение, реализуемое в деятельности, то это говорит о высоком уровне развития личности.

Одним из высших видов творческого воображения является мечта.

В этой связи мечта человека - одна из его содержательных характеристик. В мечте отражаются направленность личности и степень ее активности.

Процесс воображения не является чисто произвольным, он имеет свои механизмы. Важно заметить, что для создания образов фантазии человек пользуется достаточно ограниченным количеством приемов.

1. Комбинирование - сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (обычно это не случайный набор, а подбор определœенных черт). Этот способ очень распространен и применяется в науке, техническом изобретательстве, искусстве, художественном творчестве. Частным случаем комбинирования является агглютинация - ʼʼсклеиваниеʼʼ различных деталей, свойств, не соединимых в реальной жизни.

Примерами агглютинации могут служить сказочные и фантастические образы - избушки на курьих ножках, ковра-самолета͵ русалки, кентавра, человека-амфибии и т. п.

2. Гиперболизация - преувеличёние предмета; изменение количества частей предмета и их смещение - драконы, многорукие богини, Змей-Горыныч и т. п.

3. Акцентуирование - выделœение, подчёркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. Акцентирование активно используется писателями-сатириками, художниками при создании дружеских шаржей, выразительных образов.

4. Типизация - специфическое обобщение, для которого характерно выделœение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация широко используется в искусстве, художественной литературе. К примеру, образ ʼʼГероя нашего времениʼʼ М.Ю. Лермонтов создавал, объединив типичные черты современников, образ Наташи Ростовой, по воспоминаниям Л.Н. Толстого, включает типичные черты его собственного идеала женщины.

Помимо указанных приемов воображение пользуется и другими преобразованиями:

‣‣‣ иносказаниями (аллегория, метафора и т. д.)

‣‣‣символами , в которых происходит слияние образа и значения.

// Прокомментируйте следующий пример с позиций психологии воображения.

Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова ʼʼУтесʼʼ: ʼʼТучка - это мимолетная радость, посœетившая человека. Она согрела его, оставила хорошее воспоминание и улетела. И данный человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество...ʼʼ

Назовите приемы создания образов воображения в, следующих примерах:

ʼʼ... за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный я гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукотʼʼ (А.С. Пушкин ʼʼЕвгений Онегинʼʼ: сон Татьяны).

ʼʼ... старый старичок: худой как зайцы зимние. Весь бел и шапка белая, высокая с околышем из красного сукна. Нос клювом как у ястреба, усы седые, длинные. И разные глаза...ʼʼ (Н.А. Некрасов ʼʼКому на Руси жить хорошоʼʼ).

ʼʼЕще страшней, еще чуднее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трещит и машетʼʼ (А.С. Пушкин ʼʼЕвгений Онегинʼʼ: сон Татьяны).

ʼʼА то свищет соловей, да по-соловьиному. Он кричит - злодей, разбойник - по-звериному. И от его ли-то от посвисту соловьего. И от его ли-то от покрику звериного. То всœе травушки-муравушки уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаютсяʼʼ... (былина ʼʼИлья Муромец и Соловей-разбойникʼʼ).

Психологические приемы создания образов воображения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психологические приемы создания образов воображения." 2017, 2018.

Малюченко Н.Л.

Развитие творческого воображения

в процессе обучения младших школьников

Современные социально-экономические условия функционирования общества побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию качеств творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.

Воображение в широком смысле слова – это любой процесс, протекающий в образах (С.Л.Рубинштейн). Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывать новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией .

Никто сегодня не спорит с тем, что фантазия играет огромную роль в любой творческой деятельности. Но признание величайшей ценности фантазии до недавнего времени не сопровождалось систематическими усилиями ее развития. Делались лишь робкие и случайные попытки использовать некоторые приемы развития воображения. Так, великий живописец Леонардо да Винчи советовал молодым художникам начинать с такого простого упражнения, как разглядывание трещина стенах, случайных пятен, луж и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следуя советам итальянского художника, развивать детскую наблюдательность и фантазию можно спонтанно, используя любой удобный случай: во время прогулок рассматривать и сравнивать трещины на асфальте, плывущие по небу облака, листья деревьев и т. д.

До недавнего времени одним из наиболее доступных методов тренировки фантазии было искусство. Настоящая музыка, живопись, поэзия всегда будят фантазию, однако есть вид искусства, который сам основан на развитом воображении и, более того, служит его развитию – научно-фантастическая литература. Поэтому с целью развития творческого воображения младшим школьникам рекомендуется читать как можно больше научно-фантастической литературы.

Можно назвать несколько психологических качеств , лежащих в основе фантазирования:

    четкое и ясное представление образа предмета;

    хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

    способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

    способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.

Фантазия младшего школьника еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. К примеру, если ребенку рассказать сказку о докторе, который, уходя к больному, попросил чернильницу посторожить дом, то ребенок с этим соглашается, так как в сказке вещь может выполнять разные функции. Однако, ребенок начинает активно возражать, если ему сказать, что когда пришли разбойники, то чернильница залаяла. Это не соотносится с реальными свойствами чернильницы.

Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Все, что нас окружает, создано природой и фантазией человека. Фантазия – способность к творческому воображению. Воображение – способность человека мысленно представить себе объекты и процессы, не воспринимаемые им в данный момент или несуществующие.

Без умения мечтать, фантазировать, нельзя было бы создать ничего нового.

В процессе обучения и воспитания младших школьников можно использовать следующие приемы фантазирования:

1. Прием фантазирования «Оживление».

Детям предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете, находящемся в портфеле (линейка, карандаш и т.д.).

2. Прием «Бином-фантазия» описан в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии». Бином создается из двух слов так, чтобы эти слова разделяла известная дистанция; чтобы одно слово было чуждым другому; чтобы соседство их было необычным. Только тогда воображение вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое.

Если вы встретили такие слова, как «обезьяна – насос», то это – Бином, потому что между двумя словами существует смысловая дистанция. Ведь в обычной жизни обезьянки не пользуются насосом. И поэтому при столкновении таких слов происходит «вспышка» ассоциативного мышления. Теперь нужно помочь ученику начать сказку. Можно ее начать с того, что обезьяна нашла насос. Вот какая сказка получилась у детей.

«Обезьянка Тутти нашла на пальме насос. Ни обезьянка, ни другие африканские звери и птицы не знали, что с этим насосом делать. Удав решить отобрать у обезьян насос и утащить к себе. Он ухватился за шланг, а обезьянка от неожиданности стала поднимать и опускать ручку насоса. Через несколько минут удав раздулся и превратился в шар. Он не смог удержаться, скатился с пальмы и, как огромный футбольный мяч, понесся к Крокодиловой реке».

3. Построение моделей сказок и сочинение их с использованием ресурсов.

Моделирование сказок поможет ребенку лучше ориентироваться в реальной жизни. Минимальная модель сказки – треугольник, только сказочный, состоящий из обычного героя (ОГ), сказочного героя (СГ) и волшебства (В)

ОГ СГ

(Емеля) (Щука)

В качестве сказочного героя можно предложить объект, который необходимо изучить. Дети начинают сочинять сказки с поиска ресурсов будущего сказочного героя и выявление его свойств.

Одним из вариантов моделирования и сочинения сказок является использование модели сказки, в которой обычный герой – сам ребенок.

4. Прием сочинения сказок «Наизнанку».

Детям предлагается придумать сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый.

5. Придумать сказку с данными персонажами

В зоопарке жил лев, попугай и собачка. Однажды…

На опушке леса жил маленький гномик. Он жил один в своем маленьком домике. Однажды…

6. Прием «Фантастические гипотезы».

Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:

Из крана на кухни полился апельсиновый сок;

Из тучи вместо дождя стал падать изюм;

Люди придумали таблетку от сна.

Рассмотрим приемы фантазирования на русской народной сказке «Колобок». Как известно, конец данной сказки печальный – Лиса проглатывает Колобка. Детям предлагается придумать другой конец сказки, начиная с критической ситуации: Колобок сидит на носу у Лисы.

Приводим варианты окончания сказки «Колобок».

1. Использование приема фантазирования «инверсия» (сделать наоборот) позволяет изменить качества или свойства предмета на противоположный. Имеют место следующие варианты:

Колобок вкусный, а наоборот – невкусный, так как в тесто добавили горчицу, перец, аджику…

Колобок румяный, а наоборот – страшный, так как его покрасили черной, коричневой, зеленой краской. Такого Колобка никто не съест.

Можно и сам факт съедения Колобка изменить на противоположный. Например, Колобок так широко открывал при пении рот, что не заметил, как проглотил Лису.

2. Прием «Увеличение-уменьшение объекта (факта)»

При использовании приема «Увеличение объекта» получается следующий вариант окончания сказки: «Колобок стал набирать много воздуха, чтобы громко спеть песню, раздулся, как воздушный шар и улетел от порыва ветра». И наоборот, «Колобок сильно испугался, съежился и стал таким маленьким, что Лиса его не увидела»

3. Прием «Ускорение – замедление действия (факта)»

При использовании приема «Ускорение действия» получился следующий вариант окончания сказки: «Колобок так быстро запел, что Лиса, не поняв его песенку, решила, что Колобок испортился, и не стала его есть». И наоборот: «Колобок медленно и мелодично запел свою песенку. Лиса сладко зевнула и заснула, а Колобок покатился дальше».

4. Прием «Динамичность – статичность».

При использовании приема «Динамичность» получился следующий вариант окончания сказки: «От радости, что его песенку похвалили, Колобок стал прыгать на носу у Лисы. Как ни пыталась Лиса его проглотить, ничего не получилось» И наоборот, «Колобок был такой тяжелый, что Лиса, проглотив его, не смогла сдвинуться с места, и с трудом выкатила его обратно».

5. Прием «Дробление-объединение».

При использовании приема «Дробление» получился такой конец сказки: «Колобок был сделан из песочного теста. Когда Лиса его надкусила, то он рассыпался на мелкие Колобки. На земле Колобки обмазались глиной, слиплись, и покатился Колобок дальше». При использовании приема «Объединение» получилось следующее: «Тесто в животе у Лисы стало разбухать, и Лиса стала похожа на шар. Она покатилась по дорожке, напевая песенку Колобка».

6. Использование приема «Универсализация – ограничение» позволяет сделать объект универсальным, чтобы его действия распространялись на большой класс явлений и наоборот.

Использование приема «Универсальность» позволило получить следующий конец сказки: «Колобок был как жевательная резинка, прилип к зубам, поэтому Лиса не смогла его проглотить», а при использовании приема «Разграничения» получилась следующая картина: «Колобок был велик и застрял в пасти у Лисы»

Использование данных приемов позволило сформировать умения применять приемы фантазирования на практике, зрительно и в действии представлять фантастические объекты.

Литература

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., «Союз», 1997.

    Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., Педагогика, 1989

    Страунинг А., Страунинг М. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари. – Ростов-на-Дону, 1992.

    Шустерман З.Г. Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких. – М., 1993

С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всœего, связан процесс художественного творчества. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом человека не устраивает. Выделяют следующие способы создания образов воображения:

Агглютинация – «склеивание» различных в повсœедневной жизни несоединимых качеств, частей. Примером агглютинации являются многие сказочные и мифические герои: русалка (женщина с рыбьим хвостом), кентавр (конь с головой мужчины) и др.

Гиперболизация – характеризуется увеличением или уменьшением реально существующего предмета͵ а также изменением количества его отдельных частей и создание на этой основе нового фантастического образа. К примеру, многорукие богини, циклопы в мифических сказаниях; трёх, шести, девятиголовые драконы, мальчик-с-пальчик, великаны в русских народных сказках.

Схематизация – состоит по сути в том, что при создании образа воображения отдельное представление сливается, различия сглаживаются, черты сходства выступают четко. На приёме схематизации строятся основные мотивы искусства русских народных промыслов: хохломы, гжели, Городецкой росписи. Схематизация воплотилась в создании образов исторических этнических народных костюмов: русских, чукотских, узбекских, грузинских, шотландских, испанских и др.

Заострение - ϶ᴛᴏ подчеркивание, акцентирование, каких-либо отдельных признаков. Дружеские шаржи, карикатуры, пасквили раскрывают сущность приёма заострения. Как правило, в литературных произведениях, киноискусстве и театральных постановках заострение используется для создания художественного образа «злодея» или, наоборот, положительного «героя».

Типизация - ϶ᴛᴏ выделœение существенного повторяющегося в однородных образах. Очень часто данный приём творческого воображения используется в литературных художественных произведениях для создания образа героя того исторического периода, который описывается в книге. Наташа Ростова, Евгений Онегин - ϶ᴛᴏ собирательные образы типичных представителœей молодых людей дворянского сословия той эпохи. Образ Иванушки-дурочка в русских народных сказках - ϶ᴛᴏ отражение типичного характера русского народа: ловкость, смекалка и находчивость, леность, доброта͵ смелость и пр.

Вопросы и задания

1. Что такое воображение? В чём состоят особенности процесса воображения?

2. Перечислите основные функции воображения. Приведите примеры из жизни.

3. Охарактеризуйте виды воображения. В чём состоят особенности образов мечты, как вида воображения?

4. Назовите способы создания образов воображения в процессе художественного творчества. Приведите примеры агглютинации, гиперболизации, схематизации, заострения и типизации в художественном творчестве.

Глава 12. Речь и общение

Краткое содержание

Понятие о речи и языке. Понятие о речи. Понятие о языке. Естественные и искусственные языки. Мертвые языки. Речь как способность и умение пользоваться языком.

Виды и функции речи. Виды речи: внешняя речь – устная, письменная, аффективная; внутренняя речь Внутренняя речь как основное средствоо человеческого мышления.

Функции речи. З наковая (сигнификативная) функция. Функция обобщения. Интеллектуальная функция. Коммуникативная функция. Три стороны коммуникативной функции: информационная, выразительная, волеизлиятельная.

Понятие общения. Функции общения. В процессе общения формируют­ся, проявляются и реализуются меж­личностные взаимоотношения. Проблема отношений в работах В. Н. Мясищева. Эффективность труда педагога и искусство общения.

Структура общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения (по Г.М. Андреевой). Модель коммуникативного процесса (по Лаосуэлу)

Виды и средства общения. Принципы классификации видов общения.Неформальное общение. Социально-ориентированное общение.Групповое предметно-ориенти­рованное общение.Личностно ориентированное об­щение. Речь и неречевые средства общения. Вербальная речевая и невербальная коммуникация.

Стили общения и их характеристика. Педагогическое общение и его эффективность. Стили педагогического общения: демократический, авторитарный, либеральный.

просмотров