Майнкрафт хорошая игра или плохая. Вредны ли игры для детей? — Разбираемся на примере Minecraft

Майнкрафт хорошая игра или плохая. Вредны ли игры для детей? — Разбираемся на примере Minecraft

«С какого возраста можно играть в Майнкрафт?» - этот вопрос возникает у родителей, которые решают стоит ли разрешать играть в Майнкрафт своим детям.

Чтобы ответить на этот вопрос можно, для начала, обратиться к официальным рейтингам игры. Европейская система рейтингов видео игр обозначила игру как приемлимую для детей от 7 лет и старше.

Ограничение по возрасту обосновано: «Нереалистичная жестокость по отношению к выдуманным персонажам. Изображение или звуки, который могут испугать детей. Нереалистично выглядящая жестокоcть по отношению к персонажам, которые похожи на людей (но не детализированы)».

Переводя на понятный, это означает, что игра в общем-то безобидная, но в ней присутствует оружие (мечи и лук), а также на игрока нападают «монстры» - пауки, зомби, скелеты, и т.п. Учитывая, саму стилистику игры, все эти существа выглядят как нагромождение прямоугольников, с натянутой текстурой, и естественно тут нет никакой детализации - крови и т.п. Убили свинку - она упала, а потом исчезла растворившись в облачке дыма. В тоже время в игре присутствуют неожиданные элементы и неожиданное появление паука (или какого-то другого существа), сопровождающееся соответствующим звуком, можно напугать ребёнка. Как любое неожиданное событие.

При этом нужно не забывать, что как и большинство современных игр, данная игра обладает возможностью игры по сети. И в этом случае возникают дополнительные риски, связанные с общением с другими людьми. Ребёнок может стать жертвой кибер-буллинга, столкнуться с недобросовестной коммерцией на игровых серверах и вообще выучить много новых слов (которым ещё не успели научить в школе).

Хорошей альтернативой игре на серверах может стать сервис Realms. Он хорош тем, что позволяет без особых хитростей получить в распоряжение игровой сервер, на который можно пригласить только тех кого хотите - родственников и друзей, например.

В общем, особых причин ограничивать ребёнка от игры именно в Майнкрафт не существует. Тем более, что в отличии от многих других игр, Minecraft может оказаться стимулом в развитии творческого потенциала:

  • Строительство из блоков развивает пространственное мышление, а постройки, которые получаются у некоторых игроков - это настоящие шедевры виртуальной архитектуры. Некоторые игроки увлекаются строительством определённых вещей: моделей кораблей, самолётов, поездов…
  • В игре есть своеобразный прообраз электроники - редстоун. Конечно, диплом инженера-схемотехника не получить, но потом будет проще понимать то как работают те или иные электронные устройства и электрические приборы.
  • Кто-то находит себя в программировании: Java, php, C# - вот языки программирования, которые может изучить человек всерьёз увлёкшийся Майнкрафтом.

Кроме того, не забывайте и о вопросе . Если игру не приобрести, а переложить этот вопрос на плечи ребёнка, то велика вероятность того, что он станет либо жертвой мошенников и просто потеряет деньги, либо обзаведётся пиратской версией, которая будет содержать какой-то вредоносный код.

Работая детским психологом вот уже 20 лет, я наблюдаю, как сменяют друг друга увлечения какими-либо играми или персонажами фильмов. Так, эпоха супергероев в виде Человека-паука или черепашек-ниндзя перетекла в увлечение бакуганами, а за ними пришла эпидемия «зомби апокалипсис» для мальчиков и серии кукол-монстров для девочек. И вот уже два года на гребне новой волны – игра «Майнкрафт».

Это повальное увлечение, и взрослые должны знать о нём. Во-первых, эта эпидемия охватила и детей, и подростков – от 6 до 16 лет. Во-вторых, это игра доступна и на компьютере, и на планшете, и на смартфоне, то есть с ней можно не расставаться сутками. В игре ты сам как будто идёшь, поворачиваешь или поднимаешь голову, как во многих бродилках и стрелялках. Но основное отличие в графике: всё пиксельное, как из мелких кубиков. Что же такого в этой игре? Чем она привлекает детей разного возраста? Взрослым важно понять, что отпрыски ищут и находят в «Майнкрафте»?

Как бы выйти погулять?

В этой игре можно много всего собирать. Что-то из собранного используется для строительства дома (деревни, дворца), что-то – для изготовления оружия или ещё чего-нибудь полезного. Для любителей битв по миру ходит много различных персонажей, с которыми можно сражаться. Можно завести домашнее животное. То есть игра универсальна – на любой вкус. Созидай, разрушай, заботься, ощущай себя значимым, выпускай пар! А также, благодаря этой самой необычной графике, атмо-сфера в игре чем-то напоминает детское восприятие мира: как бы живешь здесь и сейчас. Какие-то персонажи возникают непонятно откуда и уходят непонятно куда. В ночном режиме страшно, а в дневном – спокойно. Мир непостижим: как только ты отворачиваешься от объекта, он перестаёт существовать, и если далеко уйти от облюбованной поляны, то потом можно и не найти свой дом. А если и найдёшь, то мало ли кого там можешь застать.

Твори, выдумывай, пробуй

В игре можно ходить друг к другу в гости, делиться запасами, обороняться от врагов. Есть множество сопутствующих направлений, где начинается простор для творчества и популярности. Можно сделать свой клип, используя персонажей игры, и выложить его тут же на сайте в ожидании лайков. Или написать рассказ по мотивам игры или персонажей.

В этом пространстве есть очень популярные люди, которые регулярно выкладывают что-нибудь новенькое, неизменно пользующееся успехом. Есть свои мифы и легенды: например, если соберёшь больше тысячи подписчиков на своё творчество, то тебе якобы будут платить какую-то сумму за каждого. Также можно освоить программирование в стиле «Майнкрафт» и создавать свои игры, клипы, вселенные.

Конечно, многие начинают играть, так сказать, «за компанию». Все в классе увлекаются – и я тоже не отстаю от коллектива. Но если начали – задерживаются надолго.

Так что давайте посмотрим, что же ощущают дети, зашедшие в это пространство. Прежде всего, успешность и собственную важность: ты что-то создаёшь, защищаешь, можешь продемонстрировать свои достижения. Есть о чём поговорить с другими детьми. Опять же, можно стать востребованным и популярным. А это снова успешность. Есть простор для творческой самореализации. Ведь создание клипа и написание рассказа – то самовыражение, за которое не поставят 4 и 5, но которое кому-то точно понравится. И вот наши дети уходят в мир, где они значимы, и нет взрослых, а есть ориентиры на старших жителей этого мира. Правда ведь, чем-то напоминает детство прежних времён с его дворовой жизнью, в которой были и общение, и испытания, и враги, и интриги? Разница – только в виртуальности происходящего.

Реальность против виртуальности… или вместо?

Я не знаю, хорошо это или плохо. Мир, связанный с жизнью в компьютере, – наша реальность вот уже лет пятнадцать. Появляется множество новых профессий, связанных именно с этой деятельностью. И с этой точки зрения наши дети – в тренде общемировых изменений. И в то же время уже были эксперименты, когда у ребёнка отбирали на сутки планшет – и видели грустную картину: без гаджета не с кем поговорить, да и не о чем, поскольку навык коммуникации лицом к лицу без помощника не выработан. Ощущение успешности пропадает тут же, поскольку в реальной жизни наши дети часто мало где приобретают опыт самостоятельности и значимости. Только если мы специально это организовываем. Но как?

  1. Отдаём их в секции и кружки. Спортивные достижения, овладение инструментом, создание творческих поделок и т. п. дают ощущение успешности и самореализации, которые зависят только от тебя.
  2. Отпускаем в тематические лагеря, походы. Дети получают жизненный опыт, когда нужно самостоятельно заботиться о себе, общаться со сверстниками, договариваться о создании какого-либо проекта, играть не только в компьютерные, но и в настольные и подвижные игры. Также в лагерях постоянно происходит какое-либо творческое самовыражение: выступление на сцене, ролевые игры, придумывание сценариев…
  3. Поручаем что-либо важное в помощи по хозяйству. И если ребёнок не сразу справляется – отмечаем его даже незначительные успехи и подчёркиваем, какой важный вклад он вносит в семью.
  4. Организовываем учёбу так, чтобы дети действительно сами решали, когда и как делать домашнюю работу, и контролировали свой процесс учёбы самостоятельно.
  5. Отпускаем пообщаться с друзьями. Если общение происходит на вашей территории – вводим ограничения на общение с помощью компьютера и других гаджетов. Освободившееся время можно занять настольными играми. Их сейчас огромное количество, ярких и интересных. Иногда достаточно один раз помочь разобраться с правилами.

Тогда есть шанс, что радость и успешность виртуальной жизни станет для детей лишь одним из источников позитивных эмоций.

Ребенок пытается продемонстрировать вам новые достижения в своем мире Майнкрафт, а вы дежурно хвалите и добавляете: «Лучше бы ты в школе так занимался». Только не говорите, что у вас такого не бывает. В Майнкрафт играет почти половина детей в мире. И это им действительно интереснее, чем .

Компания Microsoft придумала, как использовать любовь детей к Майнкрафт с выгодой для учебы. Образовательная версия игры Minecraft for Education в Украине будет доступна уже с сентября этого года.

Какие предметы можно будет изучать с помощью любимой игрушки, и готовы ли к таким переменам учителя украинских школ, сайт рассказал Руководитель программы «Партнерство в образовании» в Microsoft in Education Роман Рудюк.

Современные дети родились и растут в цифровом мире. У них другой образ мышления, скорость восприятия. Контактировать с миром через экран планшета для них естественно.

В компьютерах и интернете эти дети разбираются, иногда, лучше родителей. В два-три года они сами себе находят и закачивают мультики, снимают пароли с родительских смартфонов и играют в игры.

Это не удивительно, учитывая, с какими темпами развиваются технологии. Удивительно другое: школа этих детей до сих пор пытается учить по старым принципам и схемам.

Планшет, смартфон в школе воспринимают как помеху учебе. Общение ребенка с компьютером стараются пресекать, сокращать до минимума. Обсуждают вред компьютерных игр, советуют, как отучить ребенка от компьютера. Если и позволяют — то как игрушку, как поощрение за хорошее поведение.

Но почему не попытаться обучать и воспитывать с помощью гаджетов? Ведь планшеты и игры — прекрасный инструментарий, и детям он ближе и понятнее, чем учебники и записи на доске.

Два года назад, когда Microsoft выкупил права на Майнкрафт, никто не понимал, зачем это. А они с помощью игры решили внедрять геймификацию в образовательную систему.

Почему Майнкрафт?

Потому что дети его любят, и потому что он открывает огромные просторы для творчества. Базовый элемент игры — кубики. Совершенно универсальная штука, из которой можно создавать любые объекты, задавать и решать любые задачи. При этом дети не пассивно воспринимают информацию, а активно участвуют в процессе. Это облегчает и понимание темы, и запоминание.

Математика, биология, история: где еще очевидна польза игры Майнкрафт

Minecraft for Education — это не сборник готовых схем и уроков. Это платформа, которую учителя могут использовать для создания уроков. Он не заменяет традиционную программу обучения, а дополняет ее, визуализирует и наполняет творчеством.

Программа работает для любого школьного предмета, потому что в ней можно реализовать любую идею.

География

Одно дело — увидеть египетскую пирамиду в учебнике на картинке с парой абзацев текста. Другое дело — переместиться внутрь строения, осмотреть ее в реальном размере, побродить внутри, увидеть, из чего она состоит, как расположены гробницы, и тд.

Или создать пирамиду из кубиков самостоятельно — вначале детально изучить тему, а потом перенести эти знания в мир Майнкрафт.

Из кубиков можно строить ландшафты, изучать строение земной коры — не рассматривать пыльные гипсовые макеты из шкафа, а самостоятельно создавать проекты.

Или контурные карты. Не карандашиком в тетрадке закрашивать, а построить в Майнкрафт, так, как в этом уроке.

История

Вместо зазубривания дат и имен, отстраиваем, например, деревянные крепости, раздаем участникам роли исторических персонажей и отыгрываем в рамках занятия, например, историю крещения Киевской Руси.

Это же касается любого исторического события. Майнкрафт позволяет создавать мир со всеми нюансами изучаемого времени: архитектура, ландшафт, и тд.

Математика

Уравнения в тетради — скучно. А если задать уравнения прямо в игре, а решения этих уравнений будут координатами точки на карте, в которой скрыт клад, решать их станет гораздо интереснее.

Биология

Построить из кубиков скелет динозавра? Запросто! Или модель человеческого организма. Интересно ведь, из чего мы состоим.

На этом уроке ребята путешествуют внутри живой клетки и изучают, как работают ее органеллы.

Химия

Здесь можно не ограничиваться постройкой макета молекулы. Химия лежит в самой основе Майнкрафта. Начав игру, персонаж добывает полезные ископаемые и крафтит из них нужные материалы и предметы.

Идею синтеза можно использовать в ходе занятий, чтобы дети разобрались, как вещества взаимодействуют, и что из этого получается.

Физика

Учитель объясняет поведение вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Все участники имеют собственных персонажей, а свойства материи в Майнкрафт позволяют отобразить реальные физические процессы на Земле.

Что еще

Компьютерные игры в обучении используются часто. Но они обычно шаблонны, сюжеты и возможности решений в них ограничены.

Minecraft for Education не ограничивается рамками одного предмета. Это конструктор, благодаря которому явления можно изучать с разных сторон.

Учитель создал задание: нужно построить отель. Каждому игровому ресурсу он назначил цену, а дети получили в свое распоряжение определенный бюджет.

Дети приступили к заданию. Они размышляют, как построить удобнее и выгоднее. Просчитывают затраты, выбирают материалы, продумывают расположение комнат, начиная от автоматического открытия дверей и расположения выключателя, заканчивая цветами на балконе и туалетом.

Этот сложный объект вначале возникает у них в голове, а потом переносится в пространство Майнкрафта.

Они ищут информацию, считают, обсуждают. Учатся аргументировать и отстаивать свое мнение, работать в команде. Разве можно отнести такой проект к какому-то конкретному предмету? Или оценить его пользу только в рамках школьной программы?

Minecraft for Education помогает рассматривать мир, не разделяя его на предметы, а комплексно. Понять и воссоздать механизмы и процессы, которые в нем работают. Ребенок понимает, что хлеб начинается не с теста. Нужно посадить зерна, вырастить, убрать, размолоть, а потом уже готовить тесто и печь.

И ложка на его столе — это руда, которую добыли, расплавили, очистили, превратили в металл и сделали из него нужный предмет. Он осознает это без объяснений и зубрежки — просто такие процессы идут в его игре.

Minecraft и Minecraft for Education: в чем разница

В игровой версии Майнкрафт есть множество материалов и явлений, которых не в живой природе. Например, есть драконы, есть несуществующие материалы и химические элементы. В игре это интересно, но в обучающей версии только мешает.

В Minecraft for Education нет возможности добавлять фантастические моды (модификации). Там есть только реалистичные процессы, которые существуют в жизни.

Вторая особенность — техническая. В игровой версии, чтобы поиграть с друзьями, нужно искать сервер, подключаться к нему. Нет гарантии, что туда не придут посторонние игроки и не разрушат постройки — дети любят похулиганить.

В Minecraft for Education не нужны сервера. Учитель создает веб-класс, ученики подключаются к нему через свои учетные записи, и можно начинать игру. Подключиться можно с любого компьютера, и дома, и в школе.

Для учителя создан богатый инструментарий: он может создавать задания, распределять зоны для постройки, руководить процессом.
Как создавать обучающие миры, как давать задания — для всего есть понятные инструкции.

Компьютерные игры в обучении: что думают о Minecraft for Education учителя

Есть новость плохая, и есть хорошая.

Из минусов: большинству учителей сложно перестроиться, согласиться, что привычные методы преподавания с современными детьми работают плохо. Не все готовы использовать игровой инструментарий.

Что говорить об играх, если даже с интернетом далеко не все учителя знакомы достаточно плотно, чтобы использовать его в работе.

Из плюсов: есть много молодых преподавателей, которые готовы учить по-новому и ищут прогрессивные методы. С сентября этого года около ста школ в Украине планируют ввести компьютерную игру в обучение. Возможно, их будет и больше, это зависит от инициативы директоров и преподавателей.

Пока что это сложно: кроме стремления к новому, на этом этапе учителю нужно еще и знание английского. Волонтеры во время бета-тестирования уже создали свои уроки, которыми можно пользоваться, как примером. Правда, это пока только англоязычный материал. В июне доступ к бета-тестированию получили и украинские преподаватели. Так что, готовых уроков в доступе будет достаточно много.

Для учителей, которые хотят говорить с детьми на понятном и интересном им языке игры, Microsoft проводит встречи и обучение. Готовит тренеров, которые передают знания коллегам.

В Украине уже сейчас есть порядка 150 учителей, которые учатся пользоваться новыми технологиями, и сразу применяют это в работе.

Microsoft не создает уроки или курсы по предметам. Он дает общее владение программой, общее направление. И каждый учитель или родитель, который захочет учить ребенка интересно, сможет создавать свои собственные уроки, реализовывать собственные идеи.

1. Врага надо знать в лицо. Постарайтесь вникнуть в суть этой игры, определитесь, чем именно она вам не нравится и почему опасна для вашего ребенка. Выясните, что его привлекает в "Майнкрафт", так вам будет легче предлагать альтернативы. Главное здесь - самим не втянуться в мир Стива, квадратных свиней и кубических коров.

2. Пусть процесс "отлучения" происходит постепенно. "Майнкрафт" имеет несколько режимов. Для начала договоритесь с ребенком играть только в режиме "Креатив", где можно строить парки, здания, самолеты, корабли и нет никакого насилия и жестокости.

3. Договоритесь о времени, которое ребенок может посвятить игре. Заведите на компьютере отдельный аккаунт, который будет отключаться через 1-2 часа после начала сеанса.

4. Если ребенку нравится строительство в виртуальном мире, перенесите его увлечение в реальность. Купите конструктор Lego Minecraft и стройте вместе: покажите, что и в нашем трехмерном пространстве можно создать много всего интересного.

5. Если в компьютерной игре ребенка привлекают приключения, интересные задания и поиски, устройте ему квест в реальности. Организуйте семейный поход на природу, в горы, придумайте задания, заранее спрячьте "сокровища", подключите к игре всех членов семьи.

6. Закажите на ebay костюмы героев "Майнкрафта" для своего ребенка и его друзей и предложите им перенести действие игры на ближайшую игровую площадку. Пусть подключат фантазию и хоть немного побегают во дворе.

7. Составляйте распорядок дня таким образом, чтобы у ребенка оставалось меньше времени на компьютерные игры вообще и на "Майнкрафт" в частности. Если после школы и домашних заданий у него все еще остается много свободного времени, запишите его на спортивную секцию или в какой-нибудь кружок.

8. Самое важное - не упустить тот момент, когда ребенок еще готов оторваться от гаджетов и пойти с вами на прогулку в парк, в кино, отправиться в гости и предаться другим радостям реального мира.

Согласно данным исследования, которое было проведено компаниями Octoloy и Newzoo, только в течение одного марта месяца вышеуказанная игра собрала около 4 миллиардов просмотров.

Указанная цифра вряд ли удивит многих родителей, безнадежно пытающихся оттащить своих чад от экранов. Ни футбол, ни велосипед, ни пикник в лесу не способны отвлечь юных геймеров от просмотра роликов, где люди строят из маленьких зеленых кирпичиков.

Эту увлеченность родители называют по-разному: одни называют это одержимостью, другие - зависимостью. Однако и те, и другие очень ею обеспокоены.

Мнения расходятся.

В многочисленных статьях и сообщениях онлайн родители жалуются, что Minecraft завладела жизнью их чад, они пренебрегают домашними делами и школьными заданиями, раздражены, когда им запрещают играть. Как результат, многим родителям приходится запрещать эту игру вообще либо строго ограничить время за компьютером. Один отец так пояснил свое решение ограничить время: «Minecraft, как и иные игры, вызывающие зависимость, безгранична, а детство детей - нет. Я бы хотел, чтобы они познавали не виртуальный, а реальный мир».

Другие родители в этой игре большой беды не видят. Как отмечает отец двух мальчиков, его дети часами смотрят видео с разными версиями Minecraft. «В настоящее время они смотрят YouTube намного больше, нежели обычный телевизор. Против ли я? Наверное, немного - да, однако, я полностью осознаю, какое место в жизни моих детей и их сверстников занимает эта игра. Запретить ее - это значит отделить своих детей от друзей», - говорит он.

Интерес к игре имеет также и благоприятные последствия, так как дети хорошо освоили программу, научились создавать свои режимы игры, управлять собственным игровым сервером, создавать и редактировать видео и вести на YouTube свой собственный канал.

Minecraft на YouTube - это безбрежный океан материалов, - это почти 42 миллиона роликов. Minecraft посвящены сотни каналов, из которых самые популярные - SkyDoesMinecraft и Yogscast. Некоторые каналы Minecraft стали самыми настоящими сенсациями. Канал YouTube Stampy с котом-модератором имеет 5,6 миллиона подписчиков и около 3,4 миллиарда просмотров. В минувшем году этот канал был четвертым по популярности на YouTube.

Существуют и каналы для родителей, такие как, к примеру, MineMum, который создан педагогом Бек Оукли, и цель которого заключается в том, чтобы помочь родителям преодолеть минное поле Minecraft. «YouTube является телевидением нового поколения. Он позволяет детям учиться, делиться знаниями. Он развлекает детей. Когда они смотрят на игру других, то получают новый опыт игры, а также могут им делиться с другими», - отмечает она. - Контента неограниченное количество. Он чрезвычайно интересный, обучающий и полезный».

Согласно мнению Оукли, такое увлечение не является серьезной проблемой. Она подчеркивает, что привлекать внимание нужно ко времени, которое проводится детьми за игрой, а также влиянию на их настроение и здоровье. «Очень важно, чтобы родители учили своих детей наслаждаться игрой, при этом не нанося вреда здоровому образу жизни. Родителям нужно научить детей «здоровому» геймерству, которое предполагает, прежде всего, умение вовремя остановиться. Родителям нужно установить правила безвредной игры, а также вознаграждение за выполнение этих правил», - отмечает она.

Стоит отметить, что Minecraft является творением шведского гейм-дизайнера и программиста Маркуса Перссона, который также известен как Notch. Изначально игра не рассчитывалась на юных игроков. Перссона вдохновили такие игры как Dwarf Fortress, и Dungeon Keeper.

Спустя некоторое время программист основал компанию Mojang, выпускавшей в течение некоторого времени игру, а в прошедшем году она была продана Microsoft.

Как игры влияют на мозг человека.

Существует множество исследований относительно влияния на человеческий мозг. Некоторые из них достаточно противоречивы. Исследователи из Китая при помощи МРТ вели наблюдения за мозгом восемнадцати студентов, которые проводили около десяти часов онлайн, в основном играя в игры, такие как World of Warcraft. В сравнении с контрольной группой студентов, которые в день проводили за компьютером не более двух часов, в мозгах геймеров обнаружили меньше серого вещества, которое отвечает за умение рассуждать.

В начале девяностых ученые предупреждали, что учитывая то, что стимулируют только те отделы мозга человека, которые отвечают за движение и зрение, иные части, ответственные за эмоции, обучение и поведение, могут быть недоразвитыми.

Относительно исследований, посвященных игре Minecraft, в статье Роберта Пейзонау и психолога Юна Ли, опубликованной изданием «Quartz», отмечается, что она кажется не такой и творческой, как полагают некоторые родители. «На самом деле, креативность игры заложена в саму программу - это огромное количество комбинаций, материалов и инструментов. А игрокам остается единственная задача - создавать более сложные конструкции. Несмотря на то, что на первый взгляд игра кажется творческой, в действительности это достаточно монотонная деятельность. Большинство детей, которых мы исследовали, испытывали раздражительность после длительного периода игры».

просмотров