Медный духовой инструмент мягким тембром. Медные духовые инструменты симфонического оркестра

Медный духовой инструмент мягким тембром. Медные духовые инструменты симфонического оркестра

(ит.— согпо, фр.— сог, нем.— Waldhorn, Horn, англ.— french horn)

Валторна ведет свое происхождение от охотничьего рога (нем.— Waldhorn — лесной рог). В конце XVII в. во Франции в результате усовершенствования инструмент получил цилиндрическую форму с конусообразным расширением в нижней части, оканчивающимся широким раструбом.

На нем можно было извлекать 16-17 натуральных звуков, обладающих красивым, мягким тембром. Фактически это была уже валторна. В 1681 г. она появилась в Чехии, а вскоре - в Германии.

Ограниченный звукоряд валторны явился причиной создания различных по величине инструментов. В начале XVIII в. в оркестрах использовались валторны следующих строев: си-бемоль (басовая), до, ре, ми-бемоль, ми, фа, соль, ля, си- бемоль (альтовая). Инструменты низких строев были громоздки и обладали слабым звуком. Инструменты высоких строев, наоборот, отличались неприятным резким звучанием. Наиболее выразительно звучали инструменты строя ми-бемоль, ми, фа, соль.

Главным направлением в усовершенствовании валторны было стремление к ее хроматизации. В 1750 г. дрезденский валторнист А. Й. Хампель предложил применение закрытых звуков на валторне с помощью особого положения руки исполнителя в раструбе инструмента: вставляя в раструб на разную глубину сложенные вместе пальцы правой руки, можно было добиться понижения натуральных звуков на полутон или тон. В качестве эффекта этот прием используется и в настоящее время. Немецкое его обозначение — stopfen (заткнуть), английское — stopping (остановка). Использование этого приема в процессе игры потребовало изменения положения инструмента по отношению к исполнителю: валторну нужно было повернуть вправо и вниз, в результате чего значительно смягчился ее тембр.

К этому же времени относится подключение к валторнам переменных кронов. Между мундштуком и началом трубки вставлялись кольцеобразные трубки (кроны) различной длины. Благодаря этому количество строев натуральных валторн увеличилось до 16. С помощью переменных кронов можно было производить смену различных строев валторны в процессе исполнения. Затем Хампель вместо кронов ввел инвенции — дугообразные разновеликие трубки. Изобретение переменных кронов и применение закрытых звуков явились важнейшими вехами на пути создания хроматической валторны.

В 1760 г. валторнист петербургского придворного оркестра Ф. Кёльбель сконструировал хроматическую валторну из сигнального охотничьего рога с помощью системы клапанов. Но этот инструмент, обладая преимуществами в технике, уступал натуральному по качеству звука и чистоте интонирования.

В 1814 г. немецкие музыкальные мастера Ф. Блюмель и Г. Штельцель изобрели двухвентильную валторну. Вентильный механизм значительно обогатил звукоряд инструмента, однако получить полный хроматический звукоряд на нем было невозможно. Полностью хроматическим инструментом стала трехвентильная валторна, изобретенная в конце 20-х годов XIX в. Однако из-за недостатков в конструкции вентильного инструмента по чистоте интонации и качеству звука его превосходила натуральная валторна. Поэтому композиторы очень осторожно использовали хроматическую валторну в симфоническом оркестре. Позже в результате дальнейшего усовершенствования хроматическая валторна постепенно вытесняла натуральную.

Из многочисленных строев хроматических валторн к концу XIX в. выделилась валторна среднего строя — фа. В состав духового оркестра хроматическая валторна вошла с момента ее изобретения. Применялся инструмент строя ми-бемоль, который в настоящее время почти полностью также вытеснила валторна строя фа.

Валторна современная имеет длинный (3,74 м), узкий, дважды уложенный в форму круга цилиндрический ствол, переходящий вблизи широкого раструба в конический. Глубокий и узкий мундштук имеет воронкообразную форму. В отличие от остальных медных духовых инструментов на валторне играют левой рукой. Правая рука поддерживает инструмент, а также используется для извлечения закрытых звуков.

Валторна строя фа является инструментом транспонирующим. Ее партии записываются обычно в скрипичном ключе и звучат чистой квинтой ниже. Звуки нижнего регистра инструмента могут быть записаны в басовом ключе. В этом случае звучат они чистой квартой выше. Но в симфонических партитурах (а чаще в педагогической литературе) встречаются партии валторны, записанные в басовом ключе чистой квинтой выше реального звучания (как в скрипичном). Применяемая иногда в духовом оркестре валторна строя ми-бемоль транспонирует на большую сексту вниз.

В начале XX в. появилась двойная валторна. Этот инструмент имеет двойной ряд кронов и квартвентиль, с помощью которого инструмент строя фа перестраивается в строй си-бемоль. Квартвентиль валторны отличается от квартвентилей тромбона, баритона и тубы тем, что посредством его включения длина общей трубки инструмента не увеличивается, а уменьшается. Это изобретение значительно облегчило извлечение звуков верхнего регистра. Вместе с тем, переключение валторны в строй си-бемоль расширило диапазон инструмента в нижнем регистре — от основного тона натурального звукоряда (си-бемоль контроктавы по звучанию) появилась возможность получить еще несколько педальных звуков в контроктаве.

Однако наличие двух независимых систем кронов двойной валторны сделало инструмент более громоздким, поэтому продолжалось его конструктивное усовершенствование. В результате появилась комбинированная валторна, которая имеет также два ряда кронов меньшего размера, которые в процессе игры действуют взаимосвязанно. При игре в строе фа струя воздуха проходит и через малые, и через большие (дополнительные) кроны. При игре в строе си-бемоль (с квартвентилем) струя воздуха проходит лишь через большие кроны. На некоторых современных инструментах имеется пятый вентиль, переключающий валторну строя фа в строй ми, а валторну строя си-бемоль (с квартвентилем) — в строй ля. Он служит главным образом для извлечения закрытых звуков без транспонирования.

Из всех медных духовых инструментов валторна отличается наиболее широким диапазоном. При наличии узкой мензуры и длинной трубки инструмент обладает натуральным звукорядом от второго до шестнадцатого (иногда до восемнадцатого) обертона. Вентильный механизм позволяет заполнить все интервалы между обертонами, а также дает возможность получить интонационно более чистые 7, 11, 13 и 14-й обертоны. Полный диапазон и аппликатура двойной валторны (см. пример 90).

Конструктивные особенности инструмента значительно повлияли на его тембр и динамику. По богатству тембровых и динамических красок с валторной не может сравниться ни один из медных духовых инструментов. Ее звучание может быть и мягким, и блестящим. Применение закрытых звуков создает эффектную смену тембров. В нижнем регистре (до до первой октавы) инструмент звучит мягко, нежно, но самые низкие звуки грубоваты и по тембру несколько напоминают тромбон. Более высокие звуки нижнего регистра (от соль малой октавы и выше) имеют светлый, выразительный характер. Но наиболее ярко и выразительно валторна звучит в среднем регистре (до первой — ре второй октавы), звукоизвлечение возможно в широком динамическом диапазоне — от рр до ff. Верхний регистр инструмента характеризуется яркостью и конкретностью, но по мере повышения звук приобретает напряженный характер. Самые высокие звуки (от ля-бемоль второй октавы и выше) затруднительны на р, резки на f и ff.

Валторна обладает большими техническими возможностями. На этом инструменте возможны различные диатонические и хроматические пассажи в быстром темпе, скачки (удачнее всего на интервалы не более октавы), двойное, тройное стаккато, губные трели в верхнем регистре (вентильные трели звучат менее отчетливо) . Однако наиболее характерным для валторны является спокойное, певучее звучание.

Сурдины на валторне применяются редко, т. к. тембр закрытых звуков сходен со звучанием засурдиненного инструмента. Разновидностью закрытого звука является застопоренный звук, извлекаемый посредством sforzando с одновременным введением кисти руки в раструб. В результате получается резкое, звенящее звучание. Для создания яркого, мощного звучания на валторне употребляется эффект игры раструбом вверх (ит.— campana in aria, фр.— pavilion en Fair, нем.— Schal- ltrichter in die Hohe).

Большой диапазон инструмента полностью не используется не только в оркестре, но и сольной практике, за редким исключением. Как правило, в симфоническом оркестре объем инструмента распределяется между четырьмя (иногда шестью) партиями валторн. При этом первой, третьей и пятой партиям поручают более высокие звуки, а второй, четвертой и шестой — более низкие.

Основные сведения Труба (итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) - духовой медный музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины


Основные сведения Маримба - клавиатурный ударный музыкальный инструмент, состоящий из укрепленных на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками, родственник ксилофона. Маримба отличается от ксилофона тем, что звук, издаваемый каждым бруском, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой. Маримба обладает богатым, мягким и глубоким тембром, позволяющим добиваться выразительного звучания. Возникла маримба в


Основные сведения Сенсерро (кампана) - латиноамериканский ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания из семейства идеофонов: металлический колокольчик без языка, на котором играют деревянной палочкой. Другое его название - кампана. Современные сенсерро имеют форму несколько сплющенного с обеих сторон раструба. Появление сенсерро в латиноамериканской музыке связывают с ритуальными колокольчиками экон конголезских религиозных культов. Считается, что в


Основные сведения Бубен - ударный музыкальный инструмент, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент. Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов


Основные сведения Банджо - струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от 4 до 9 жильных струн. Род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан). Томас Джефферсон упоминает о банджо в 1784 году - вероятно, инструмент был завезен в Америку черными


Основные сведения Орган (лат. organum) - самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух. Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган


Основные сведения Бандонеон - духовой язычковый музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Назван так по имени его изобретателя - Генриха Банда. Поначалу бандонеон использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает


Основные сведения Туба (итал. tuba - труба) - широкомензурный духовой медный музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром, звук тубы трудно интонируемый. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно


Основные сведения Тромбон (итал. trombone - большая труба) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и


Основные сведения Серпент (франц. serpent — змея) - старинный духовой медный музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Свое название получил благодаря изогнутой форме. Устройство Ствол серпента с коническим каналом без раструба, обычно с 6 пальцевыми отверстиями, обтянут кожей. Изготовлялся серпент из разнообразных материалов: дерево, медь, цинк. Имел мундштук, очень похожий на мундштуки современных медных


Основные сведения Флюгельгорн (нем. flugelhorn, от flugel - крыло и horn - рог, рожок) - духовой медный музыкальный инструмент. Внешне флюгельгорн очень напоминает трубу или корнет-а-пистон, но отличается от них более широкой мензурой и коническим каналом ствола, начинающимся сразу от мундштучной части трубки. Имеет 3 или 4 вентиля. Флюгельгорн используется в джазовых ансамблях, иногда в


Основные сведения Корнет (итал. cornetto - рожок) или корнет-а-пистон (фр. cornet a pistons - рожок с пистонами) - духовой медный музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Устройство, применение Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы - от e (ми малой октавы) до c3


Основные сведения Горн (от нем. horn - рог) - духовой медный музыкальный инструмент, родоначальник всех медных духовых инструментов. Устройство Горн напоминает трубу, но в нём отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительные возможности резко ограничены: горн может воспроизводить ноты только в пределах гармонических созвуков. Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра.


Основные сведения, применение Торама - древний духовой деревянный музыкальный инструмент, труба в традиционной культуре народов эрзя и мокша, символ надежды. Зов торамы — призыв к объединению перед лицом врага и в этом качестве торама фигурирует в преданиях о мордовских вождях - тюштях. Торама - древний военный и пастуший сигнальный инструмент имеющий два типа. Пастухи-эрзяне трубили


Основные сведения Свирель - древний русский духовой деревянный музыкальный инструмент типа продольной флеты. Происхождение, история свирели Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады


Основные сведения Мабу - традиционный духовой деревянный музыкальный инструмент жителей Соломоновых островов. Мабу представляет собой деревянную трубу с раструбом, выдалбливаемую из отрезка ствола дерева. К верхнему концу прикреплялась половинка кокосового ореха, в которой проделывалось игровое отверстие. Крупные экземпляры мабу могли достигать до метра в длину при ширине раструба около 15 см и толщине стенок около


Основные сведения Шалмей (шаум) (от лат. calamus - труба) - средневековый духовой деревянный двухсекционный музыкальный инструмент. Шалмей пришел со Среднего Востока и является предшественником гобоя. Иногда шалмей называют гобоем эрохи Ренессанса. От шалмея произошли кроммхорны, итальянские чиарамеллы и пиффери, испанские дульсаины и грайли, французские бомбарды и «гобои Пуату», а также многие другие инструменты. Шалмей изготавливался


Основные сведения Саксофон (Sax - фамилия изобретателя, phone - звук) - духовой деревянный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент


Основные сведения Рожок русский - духовой деревянный музыкальный инструмент. Русский рожок имеет разные названия: помимо «русский» — «пастушеский«, «песенный«, «владимирский«. Название «владимирский» рожок приобрёл сравнительно недавно, в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные,

Дмитрий Низяев

Тембры 57-61 списка General MIDI посвящены медным духовым инструментам.

Пара слов о принципе их действия.

Вы не раз видели, да и сами воспроизводили в детстве этот способ: выдувать воздух через сомкнутые, но не напряженные губы. Губы беспорядочно вибрируют, и получается не совсем пристойный звук, помните? Главная деталь медного инструмента - мундштук - представляет собой конус, или, скорее, чашечку с утолщенными и закругленными краями. Если эту чашечку приставить к губам, и снова пробовать выдувать в нее воздух, то колебаться будут только те участки Ваших губ, которые заключены в кольце мундштука - строго фиксированный участок. Звук при этом получается немногим музыкальнее, да еще и гораздо глуше, так как на выходе мундштука довольно узенькая трубка. Так что от плотности или полноты, или длины губ, как видите, мало, что зависит. Губы в паре с мундштуком - это лишь генератор колебаний. Вся красота и точная музыкальная высота создаются уже дальше. А дальше дрожащая струя воздуха попадает в саму трубу. Строго говоря, медные инструменты - даже и не трубы, а конусы - диаметр плавно возрастает от мундштука к раструбу. И как бы замыстовато этот конус ни был свернут и закручен, с точки зрения воздуха это все равно конус. Конкретной длины, конкретного объема. А воздух - штука очень упругая, как известно. И любое упругое тело имеет свойство свободно колебаться. Толкнешь его - и оно совершает по инерции несколько колебаний. Их частота напрямую зависит от объема или длины тела, верно? Так вот, когда губы, которые своей частоты не имеют, оказываются на одном из концов точно очерченного столба воздуха, то их колебания возбуждают в этом столбе резонанс, определенную обратную связь. Этот резонанс, в свою очередь, вынуждает их колебаться с той частотой, которая является самой "удобной" для данного воздушного объема. Таким образом Ваши неточные губы плюс кольцо мундштука и плюс точно заданный объем колеблемого воздуха в совокупности дают стабильный звук, уверенно удерживающийся на заданной высоте, или частоте. Это понятно?

Но это - только начало! Это еще мало чем отличается от органной трубы. Все ж таки губы - не стальные язычки, это невероятно чуткий и тонко управляемый инструмент.

Мы уже прочно знаем, что любое упругое тело может в более или менее свободной степени излучать не только свой основной тон, определяемый его физическими параметрами, но и множество кратных частот. Тот же воздушный столб способен войти в резонанс, "раскачку", и на удвоенной частоте, когда в его длине помещается две целиковых звуковых волны, и утроенной, и так далее. Эти кратные частоты называются обертонами. Чтобы заставить воздух колебаться так, а не иначе, музыкант поступает очень просто: он растягивает губы в подобии улыбки. Они становятся тоньше, натягиваются, упругость их повышается. И они готовы колебаться чаще, быстрее. И вступают в резонанс с одним из обертонов данного воздушного бъема, данной трубы. Можно провести такой опыт: издавать тот самый "непристойный" звук на мундштуке, вынутом из инструмента - звук неопределенный, плавает, как хочет, сипит и хрипит. А потом, не переставая дуть, плавно ввести кончик мундштука в инструмент - и звук не только наполнится тембром, не только освободится от сипения, но и неожиданно стабилизируется на той ноте, что окажется ближе всего среди обертонов данного инструмента. Вы почувствуете, будто нечто аккуратно "потянуло" Вас за губы, вынудило их колебаться ровно и четко. Если мы хотим перейти на другую ноту, повыше, то начинаем растягивать колеблющиеся губы. Звук напрягается, немного завышается, но никак не хочет покинуть "насиженный" резонанс. Будто нечто, похожее на резинку, не отпускает Вас с этой ноты. А когда Вам это удастся, это "нечто" поведет себя, как переключатель, который никак не желает задержаться на полпути - Вас просто насильно "перещелкнет" на другую ноту. Будто триггеры во рту тикают - очень приятное ощущение!

Вспомните, как располагаются ноты обертонов на шкале частот. Например, если "до" принять за единицу, то получится:
2 = "до" октавой выше
3 = "соль" еще выше
4 = 2*2 = снова "до"
5 = "ми"
6 = 3*2 = "соль" еще выше
7 = "си-бемоль"
8 = 2*2*2 = опять "до" ------

Потом будут следовать "ре", "ми", "фа", "фа-диез", "соль"... Как видите, чем выше номер, тем теснее располагаются нотки. Очень скоро наступает момент, когда соседние обертоны отличаются менее, чем полутоном, что в условиях привычного нам музыкального строя звучит грязно, фальшиво. Уже где-то 12й - 13й обертоны заметно фальшивят.

Так вот, имея простую трубу с мундштуком, без всяких клапанов и других наворотов, Вы можете извлечь добрый десяток стабильных нот одним лишь управлением своей "улыбкой". Большинство медных инструментов имеют в качестве основного тона ноту "си-бемоль" (или "В" по латинким обозначениям). Так их и называют "труба in B". На такой трубе можно извлечь описанный выше набор нот, только начинающийся от си-бемоля, и совсем не прикасаясь к клапанам.

Но и это еще не все. Ведь этот принцип позволяет извлечь только выборочные ноты и имеет пропуски, "дыры" в звукоряде, особенно в нижней его части. Для покрытия этих "дыр" и существуют клапаны. Их называют еще "вентилями" или "помпами", в зависимости от конструкции, но принцип их действия одинаков: при нажатии на клавишу или кнопку воздушный канал инструмента разрывается, и в этот разрыв включается дополнительный отрезок трубки, который удлиняет воздушный столб инструмента на заданную величину. При этом, естественно, частота свободных колебаний столба снижается. Таков механизм трубы, валторны, тубы и их родственников: баритона, корнета, геликона и прочих. Три одинаковых вентиля. Первый из них, под указательным пальцем - самый удобный и часто нажимаемый - понижает весь строй инструмента ровно на тон. Играя "си-бемоль" и нажав на эту клавишу, мы получаем мгновенное переключение на "ля-бемоль". Играя "фа" - получаем "ми-бемоль" и так далее. Второй вентиль дает понижение на пол-тона - его трубка немножко короче. Нажав оба вентиля, мы снизим весь звукоряд на малую терцию. И третий вентиль понижает сразу на полтора тона. Комбинируя эти три механизма и управляя "улыбкой", можно полностью покрыть все "пустоты" в звукоряде и сыграть полноценную хроматическую гамму длиной в несколько октав. Конечно, это не так просто запомнить и выучить, как клавиши фортепиано, но и не так уж трудно все-таки. Уже через неделю корпения Вы смогли бы подобрать любую мелодию в умеренном темпе. Иногда добавляется еще и четвертый, квартовый вентиль, но это уже инструмент "хай-фай", из дорогих.

Тромбон отличается от остальных медных инструментов в корне. Только способ генерации коле- баний у него обычный: губы плюс мундштук. А вот понижение, перестройка его звукоряда достиается не вентилями, а кулисой - телескопической трубкой, позволяющей бесступенчато менять длину столба воздуха. Диапазон действия кулисы такой же - интервал тритона, как бы все три вентиля нажаты. Больше ничем принципиальным эти инструменты друг от друга не отличаются - только длиной канала и диаметром мундштука.

Принятый в симфоническом оркестре ансамбль медных духовых состоит из тех же четырех голосов, которые есть и в других группах оркестра, и которые аналогичны партиям хора: Сопрано - труба, альт - валторна, тенор - тромбон, бас - туба. Конечно, это весьма условная параллель, но она действует. Вы можете таким составом исполнить без переделок хоровую партитуру или ноты для струнного квартета - проблем с высотными диапазонами не возникнет. Проблем можно будет ожидать только тех, что связаны с техническими возможностями инструментов или штриховыми средствами - все же у них совершенно особенная природа.

Круг образов для медных духовых довольно широк. Для трубы самый выигрышный образ - это призыв (пример). Акценты, высокие сигналы, активность, бодрость. Конечно, почти все мелодии маршей написаны именно для нее. Но это то, что первым приходит на ум - военная сфера. Кстати, обратите внимание на партию трубы в этом примере. Она состоит только из тоники и квинты, видите? В лучшем случае, когда дело происходит в мажорном ладу, можно еще использовать большую терцию. Таким умышленным ограничением во все времена имитировали военные или пионерские горны - то есть, трубы, лишенные помп (клапанов) ради походной надежности. На них можно извлечь только чистый набор обертонов.

В оркестровой же трубе скрыты удивительные выразительные возможности. Конечно, лучше всего ей удаются мелодии исполненные сильного чувства - отчаяния, ужаса, ликования, страсти. В верхней части своего диапазона труба проявляет совершенно незаменимые краски - серебристый острый блеск, способный "пробить" любую толщу посторонних звуков. Вспомните пример из позапрошлого урока - адажио из "Щелкунчика" (пример). На фоне самого тяжеловесного оркестра даже одинокая труба будто парит, не правда ли? Но если Вы напишете партию аккордами для трех-четырех труб, то тембр окажется слишком резким для подобных откровений. Таким ансамблем можно отлично украсить композицию для большого джазового бэнда

Труба - очень техничный инструмент, ей можно поручать быстрые мелодии, запутанные ритмы, острое стаккато и тягучее легато. Вспомните всем известную "Неаполитанскую песенку" П.Чайковского (пример). Видите, с каким сдержанным достоинством и светлым танцевальным шармом труба объединяет острое стаккато с плавностью и певучестью...

Другой яркий образ для трубы - "фейерверочный", как я называю. Очень широко эту краску применял Бах, который олицетворяет для большинства из нас стройность и роскошность эпохи барокко. В его время была распространена труба "in D" - ее строй на терцию выше нынешнего. Современные трубачи считают поэтому оркестровую музыку Баха трудоемкой для их инструмента - очень уж высоко приходится играть, губы быстро устают и лишаются чувствительности - а попробуй-ка часа полтора пробыть на сцене в таком состоянии! Зато какое праздничное сверкание придают трубы "in D" оркестру, просто-таки ликование всего мира! (пример) Для дотошных читателей: прошу простить, если в партитурах моих иллюстраций Вы найдете неточности - я писал их по памяти, экспромтом, только ради примера...

Должен оговориться, что эффект резонанса, помогающий играть чисто, все же не настолько строг к исполнителю и позволяет немного "перетягивать" или "недотягивать" ноты губами. Поэтому мы можем не только ощутимо вибрировать звуком, но и выполнять "подъезжания" к ноте снизу. Этим широко пользуются джазовые музыканты для придания своему соло юмористической "манерности" или для "одушевления" мелодии, придания ей черт человеческого пения. Я Вам уже не раз рекомендовал стараться подражать в музыке интонациям речи окружающих людей - вот Вам прекрасный инструмент для таких опытов.

Валторна имеет заметно большую длину воздушного канала, естественно, ниже и звучит. Более низкие участки частотной шкалы занимает и спектральная характеристика ее звука. Говоря человеческим языком - ее тембр мягче и теплее. Видимо, тут сказывается то, что трубка валторны свернута по ровной окружности, без резких перегибов. Мое мнение такое, во всяком случае. Воздушным волнам не приходится преодолевать препятствий, поэтому к ним примешивается меньше производных частот. Тембр валторны наводит на ассоциации с дальними далями, с охотничьим рогом, с огромной витой раковиной, в которую трубил когда-то Ихтиандр. То есть, тут тоже образ зовущий, но в нем нет ни сверкания, ни агрессии.

Одно странное свойство имеет мощность валторны. Она тоже ясно прослушивается на фоне любого грохота, ее звук летит далеко, за километры (это не преувеличение!). Но Вы можете буквально засунуть ухо в ее раструб - Вас не оглушит. Вы даже стоя вплотную, будете слышать "зов издалека", очень мягкий, ласковый. Как будто звук слабый, но совершенно не затухает с расстоянием - вот какая странность.

В оркестре выгоднее всего использовать "хор валторн" - ансамбль из трех-четырех инструментов, играющих аккордами, абсолютно слаженно. Но, если солирующая валторна может петь так же гибко, как и человек, то в таком ансамбле не следует применять вибрато. Только абсолютная чистота и стройность, никаких вольностей (пример). Вся прелесть валторнового ансамбля именно в этом. Между прочим, дирижеры духовых оркестров едва ли не бо льшую часть своих усилий затрачивают на борьбу с фальшью. Вы можете практически безошибочно определить класс, уровень мастерства оркестра по двум-трем его аккордам, по чистоте их взятия.

Кроме того, истинно валторновым является образ фанфар "Слушайте все!" - или что-нибудь в таком духе. Величественное вступление к главной теме произведения, кульминационная точка какого-нибудь гимна, trio (средняя часть) марша. Любые торжественные моменты, где Вам нужно подтянуть подбородок вверх, смотреть на знамя, и т.п. - вводите хор валторн, ничего точнее не потребуется, сам тембр сделает за Вас художественную работу.

Тромбон - прекрасный тембр для длинных мужественных соло. Его звук прочен и устойчив, поэтому удерживает на себе внимание. Вот, к примеру, я пытался изобразить начало церковной службы, литургии, где батюшка поет: "Мии-иром Господу помо-о-олимся!". А ему тенором отвечает дьяк. И наконец, мужское трио из хора вставляет свой рефрен: "Господи, поми-и-луй!". Это сделано тромбоновыми тембрами (пример). Слышите, можно уловить солидное "кивание" головой настоятеля храма, и торопливый говорок дьяка. Легко получается угрожающее крещендо на длинных нотах, очень ярко контрастируют разные реверберации "близко-далеко". Слышите? В сольных тромбоновых партиях можно как угодно использовать "глиссандо" (это Pitch Bend, плавные подъемы-опускания высоты), можно выставлять на максимум Modulation. Также обратите внимание, что управление Volume и Velocity дает разные результаты: увеличение Velocity приводит к появлению в тембре тромбона резких, звенящих оттенков, как и в жизни. Значит - не увеличивая громкости, Вы можете изменять эмоцию, накал, настойчивость звука. А увеличение Volume просто делает звук громче, ближе. Если при этом еще и убирать Reverberation, то будет очень сильный эффект физического приближения исполнителя к Вам. То есть, красок в Вашем распоряжении - море.

Применение тромбона в аккомпанирующих слоях партитуры также придает ей яркость, какой-то сильный тонус, энергетически насыщает воздух. В этой пьесе почти постоянно звучит хор тромбонов - плотные, тесные созвучия (пример). На мой взгляд, это помогает музыке как бы крепче держаться за землю, придает ей певучую - как бы это сказать - непререкаемость, основательность.

Тромбон имеет несколько ограниченную технику мелких длительностей. Согласитесь, двигать кулису сложновато с той же скоростью, как ставить пальцы на гриф скрипки. Например, знаменитый "Полет шмеля" на тромбоне звучит немного смазанно, размыто, приблизительно. У этого инструмента другие достоинства: яркий звук, богатый красками - от нежного любовного монолога до оглушительной атаки; и совершенно неограниченная интонационная свобода. При соответствующем мастерстве музыканта тромбон способен выразить все мельчайшие тонкости и оттенки живой речи или пения, ведь его козырь - плавное управление высотой, тембром и громкостью звука. Здесь он ничем не уступает скрипке, да еще имеет несравненно большую мощность.

Как правило, для изображения в MIDI интонационной свободы тромбона не хватает диапазона регулятора Weel - всего плюс-минус тон. Чтобы иметь больше простора, Вы можете этот диапазон расширить. Для этого с помощью любого редактора, способного показать MIDI-файл в виде списка команд, введите в начале файла три события: контроллеру 101 пошлите значение 0, потом такое же значение установите контроллеру 100, и наконец, контроллеру 6 дайте цифру, которая будет означать количество полутонов, которое Вы хотите охватить одним полным поворотом колеса Weel. Хоть несколько октав. В конце файла не забудьте вернуть прежнее значение, иначе следующее задание для MIDI-проигрывателя может прозвучать совсем безобразно... Кстати, после таких команд можно вообще нажать одну бесконечную ноту или клавишу и дальше всю пьесу "пропеть" с помощью Weel, ни разу ноту не прерывая. Это очень необычно, совсем не похоже на звучание MIDI и может с успехом заменить Вам практически вокальное соло. Этим, и другими приемами нестандартного подхода мы займемся чуть позже.

Туба играет роль, обычную для баса. Иногда она дублирует другие басовые партии оркестра, В маршевой, танцевальной и другой ритмичной музыке туба ведет традиционную политику баса: "шагание" сильными долями по примам и квинтам аккордов. Иногда, в средних частях этих пьес, ей поручается соло. Часто, кстати, параллельно ей подключается и тромбон. Тембр у тубы мягкий и теплый. Но все-таки она живет в самом низу, на "дне" оркестра, и когда Вам нужно провести ее голосом главную мелодию, то ее тембру на фоне мощных и высоких инструментов, часто недостает какой-то резкости, "трескучести". Вот в таких случаях полезно удвоить партию тубы тромбоном. Пример на поверхности: "прощание славянки". В главной теме - туба дует свои привычные "бух-бух" (пример), а в припеве - ведет мелодию в паре с томбоном (пример). В жанрах более художественных и драматичных все целиком зависит от замысла композитора, то есть, от Вас. Просто соблюдайте основы акустики: если в басу оказывается главная тема, то остальные партии должны освободить ей простор, "уйти" на второй план. Если мелодия ведется комбинированным тембром, например, невероятным сочетанием тубы в флейтой, то аккомпанемент нужно совсем свести к минимуму, к одному-двум голосам. Если туба играет обычные басовые "шаги", то делайте ее ноты возможно короче, именно так это играется в жизни. Представьте себе, что берете дыхание после каждой ноты - прозвучит очень натурально. В моменты цезур у мелодии туба может на такт-другой "вылезти" на передний план со своим отыгрышем, связкой, и затем снова отступить на свои позиции.

Ну, и для тех, кто хочет добиваться натуральности во всем: медным духовым инструментам далеко не в любой тональности одинаково удобно играть. Поскольку у большинства из них главная нота - "си-бемоль", то самые удобные ноты (то есть те, ради которых приходится меньше работать клапанами) располагаются в звукорядах бемольных тональностей. То есть, тональностей, у которых при ключе один-два бемоля, понимаете? Чем дальше от этого "центра" тональность по количеству ключевых знаков, тем труднее играть музыкантам, и тем, в общем, труднее избегать фальши. Вспомните, что я говорил об обертонах: чем выше номер, тем грязнее звучит звукоряд, помните? Конечно, нас, миди-писателей, это мало волнует, но вдруг кто-то хочет быть совсем уж реалистичным...

Список их будет дан в данной статье. Также здесь содержится информация о видах духовых инструментов и принципе извлечения из них звука.

Духовые инструменты

Это трубы, которые могут быть выполнены из дерева, металла или любого другого материала. Они имеют различную форму и издают разные по тембру музыкальные звуки, которые извлекаются посредством воздушного потока. Тембр «голоса» духового инструмента зависит от его размеров. Чем он больше, тем больше воздуха через него проходит, от чего частота его колебания меньше, а издаваемый звук - низкий.

Существует два способа для изменения издаваемого инструментом данного типа:

  • регулировка объёма воздуха пальцами, при помощи кулисы, клапанов, вентилей и так далее, в зависимости от типа инструмента;
  • увеличение силы вдувания воздушного столба в трубу.

Звук полностью зависит от потока воздуха, отсюда и название - духовые инструменты. Список их будет дан ниже.

Разновидности духовых инструментов

Существует два основных вида - медные и деревянные. Изначально классифицированы они были таким образом в зависимости от того, из какого материала изготавливались. Сейчас в большей степени тип инструмента зависит от способа, которым из него извлекается звук. Например, флейта считается деревянным духовым инструментом. При этом изготовлена она может быть из дерева, металла или стекла. Саксофон всегда выпускается только металлическим, но относится к классу деревянных духовых. Медные инструменты могут быть изготовлены из различных металлов: медь, серебро, латунь и так далее. Существует особая разновидность - клавишные духовые инструменты. Список их не так велик. К ним относятся фисгармония, орган, аккордеон, мелодика, баян. Воздух в них поступает благодаря специальным мехам.

Какие инструменты относятся к духовым

Перечислим духовые инструменты. Список их таков:

  • труба;
  • кларнет;
  • тромбон;
  • баян;
  • флейта;
  • саксофон;
  • орган;
  • зурна;
  • гобой;
  • фисгармония;
  • балабан;
  • аккордеон;
  • валторна;
  • фагот;
  • туба;
  • волынка;
  • дудук;
  • губная гармошка;
  • македонская гайда;
  • сякухати;
  • окарина;
  • серпент;
  • рожок;
  • геликон;
  • диджериду;
  • курай;
  • трембита.

Можно назвать и некоторые другие подобные инструменты.

Медные духовые

Духовые медные музыкальные инструменты, как уже было сказано выше, изготавливаются из различных металлов, хотя в Средние века были и такие, которые делали из дерева. Звук из них извлекается путём усиления или ослабления вдуваемого воздуха, а также посредством изменения положения губ музыканта. Изначально медные духовые воспроизводили только В 30-е годы 19 века на них появились вентили. Это позволило таким инструментам воспроизводить хроматический звукоряд. У тромбона для этих целей служит выдвижная кулиса.

Медно-духовые инструменты (список):

  • труба;
  • тромбон;
  • валторна;
  • туба;
  • серпент;
  • геликон.

Деревянные духовые

Музыкальные инструменты этого типа изначально изготавливать исключительно из дерева. На сегодняшний день этот материал практически не применяется для их производства. Название отражает принцип извлечения звука - внутри трубки находится деревянная трость. Данные музыкальные инструменты снабжены отверстиями на корпусе, расположенными на строго определённом расстоянии друг от друга. Музыкант во время игры пальцами открывает и закрывает их. Благодаря этому получается определённый звук. По такому принципу звучат деревянные духовые инструменты. Названия (список), входящих в эту группу, таковы:

  • кларнет;
  • зурна;
  • гобой;
  • балабан;
  • флейта;
  • фагот.

Язычковые музыкальные инструменты

Существует ещё одна разновидность духовых - язычковые. Звучат они благодаря гибкой вибрирующей пластине (язычку), находящейся внутри. Звук извлекается путём воздействия на него воздухом, либо оттягиванием и защипыванием. По этому признаку можно составить отдельный список инструментов. Духовые язычковые делятся на несколько типов. Классифицируются они по способу извлечения звука. Он зависит от типа язычка, который может быть металлическим (например, как в трубах органа), свободно проскакивающим (как у варгана и гармоник), либо бьющим, или тростниковым, как в тростевых деревянных духовых.

Список инструментов данного типа:

  • губная гармоника;
  • варган;
  • кларнет;
  • баян;
  • фагот;
  • саксофон;
  • калимба;
  • гармонь;
  • гобой;
  • хулусы.

К духовым инструментам со свободно проскакивающим язычком относятся: баян, губная В них воздух нагнетается при помощи вдувания ртом музыканта, либо же мехами. Воздушный поток приводит к колебаниям язычков и таким образом из инструмента извлекается звук. К этому типу относится также варган. Но его язычок колеблется не под воздействием воздушного столба, а при помощи рук музыканта, посредством его защипывания и оттягивания. Гобой, фагот, саксофон и кларнет относятся к другому типу. В них язычок - бьющий, и называется он тростью. Музыкант вдувает воздух в инструмент. В результате этого язычок колеблется и извлекается звук.

Где используются духовые инструменты

Духовые инструменты, список которых был представлен в данной статье, используются в различных по составу оркестрах. Например: военный, духовой, симфонический, эстрадный, джазовый. А также изредка они могут выступать в составе камерного ансамбля. Крайне редко они бывают солирующими.

Флейта

Это Список относящихся к этому был дан выше.

Флейта - один из древнейших музыкальных инструментов. В ней не используется язычок, как в других деревянных духовых. Здесь воздух рассекается о грань самого инструмента, за счёт чего и образуется звук. Существует несколько разновидностей флейт.

Сиринга - одноствольный либо многоствольный инструмент Древней Греции. Название её происходит от наименования птичьего голосового органа. Многоствольная сиринга в последствии стала называться флейтой Пана. На этом инструменте в античные времена играли крестьяне и пастухи. В Древнем Риме сиринга сопровождала представления на сцене.

Блокфлейта - деревянный инструмент, относящийся к семейству свистковых. К ней близки сопилка, свирель и вистл. Отличие её от других деревянных духовых в том, что на её тыльной стороне присутствует октавный клапан, то есть отверстие для закрывания пальцем, от которого зависит высота остальных звуков. Они извлекаются путём вдувания воздуха и закрывания пальцами музыканта 7 отверстий, находящихся на лицевой стороне. Этот вид флейты был самым популярным в период с 16 по 18 века. Её тембр мягкий, певучий, тёплый, но при этом его возможности ограничены. Во многих своих произведениях использовали блокфлейту такие великие композиторы, как Антонии Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и другие. Звук этого инструмента слабый, и постепенно его популярность снизилась. Произошло это после того, как появилась поперечная флейта, которая на сегодняшний день является самой используемой. В наше время блокфлейта применяется в основном как учебный инструмент. Начинающие флейтисты осваивают сначала её, только потом переходят к продольной.

Флейта-пикколо - разновидность поперечной. У неё самый высокий из всех духовых инструментов тембр. Звук её свистящий и пронзительный. Пикколо в два раза короче обычной Её диапазон - от «ре» второй до «до» пятой.

Другие виды флейт: поперечная, панфлейта, ди, ирландская, кена, свирель, пыжатка, вистл, окарина.

Тромбон

Это медный духовой инструмент (список входящих в данное семейство был представлен в данной статье выше). Слово «тромбон» переводится с итальянского как «большая труба». Существует с 15 века. От других инструментов данной группы тромбон отличается тем, что имеет кулису - трубку, при помощи которой музыкант извлекает звуки, изменяя объём воздушного потока внутри инструмента. Существует несколько разновидностей тромбона: теноровый (самый распространённый), басовый и альтовый (применяются реже), контрабасовый и сопрановый (практически не используются).

Хулусы

Это китайский духовой язычковый инструмент, имеющий дополнительные трубки. Другое его название - биландао. Всего трубок у него три или четыре - одна основная (мелодическая) и несколько бурдонных (низко звучащих). Звучание этого инструмента мягкое, мелодичное. Чаще всего хулусы используются для исполнения соло, очень редко - в ансамбле. Традиционно на этом инструменте играли мужчины, объясняясь в любви женщине.

Труба это духовой музыкальный инструмент из семейства мундштучных (амбушюрных) инструментов, альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.

В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.

Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров - Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.

Разновидности трубы

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы - от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Еs, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.

Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и которая предназначена для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов - Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.

Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне - инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.

Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе - Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.

Баритон:

Тенор:

Корнет:

Устройство трубы

Трубы делают из латуни или меди, реже - из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

По сути своей труба представляет длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт, как длины самой трубки, так и степени расширения раструба - это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

Труба - правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.

просмотров