Композитная стеклопластиковая арматура. Преимущества и недостатки, технические характеристики и применение стеклопластиковой арматуры (СПА) Стеклопластиковая арматура пруток

Композитная стеклопластиковая арматура. Преимущества и недостатки, технические характеристики и применение стеклопластиковой арматуры (СПА) Стеклопластиковая арматура пруток

Стеклопластиковая арматура берет начало своей истории в 60-х годах прошлого столетия. Именно тогда, в СССР и в США начались работы по её созданию. В 70-х годах в СССР было построено несколько десятков зданий, сооружений и прочих объектов с использованием стеклопластиковой арматуры в качестве армирующего элемента. К сожалению, в СССР внедрение стеклопластиковой арматуры шло достаточно медленно, а с распадом СССР вообще остановилось на многие годы. При этом за пределами нашей страны исследование свойств и внедрение данной арматуры шло полным ходом. Так, в США в середине 70-х годов было начато серийное производство стеклопластиковой арматуры. Вот только некоторые из американских производителей неметаллической арматуры:

  • Компания «Marshall Vega Corporation», США, штат Арканзас. Производит арматуру с 1974 года;
  • Компания «Hughes Brothers, Inc», США, штат Небраска. Производит арматуру с 1984 года;
  • Компания «Pultrall, Inc», Канада, г.Квебек. Производит арматуру с 1987 года;
  • Компания «TillCo», США, штат Арканзас. Производит арматуру с 1996 года.

Стеклопластиковая арматура появилась раньше других видов композитной арматуры благодаря тому, что на момент её появления стекловолокно было наиболее доступным из всех видов неметаллических волокон. По мере развития технического прогресса начали появляться новые виды неметаллической арматуры на основе других типов волокон: углеродных, базальтовых, арамидных и т.д. После этого, все виды подобной неметаллической арматуры были названы одним общим термином: КОМПОЗИТНАЯ АРМАТУРА .

Производители, сертификаты, патенты и качество.

Первые Российские производители стеклопластиковой арматуры были вынуждены самостоятельно разрабатывать и изготавливать оборудование для её производства, далее на Российском рынке появились предложения от Китайских производителей. Оборудования Европейского и Американского производства на рынке не было, как нет и сейчас. Начиная с 2010 года количество производителей стеклопластиковой арматуры в России начало расти лавинообразно. В это время появился реальный спрос на оборудование для производства композитной арматуры, но компании-производители арматуры, способные изготовить подобное оборудование, имеющие не просто опыт в его изготовлении, но и знающие все тонкости и нюансы (по собственному опыту работы на нём) — обычно отказывали потенциальным заказчикам по причине нежелания плодить конкурентов. В результате, в сложившейся ситуации, на рынке можно было приобрести далеко не лучшее оборудование, изготовленное кустарно людьми, ничего не понимающими в тонкостях производства композитной арматуры, либо первые «сырые» образцы оборудования Китайского производства, не отличающиеся надежностью, производительностью, возможностью масштабирования для выпуска арматуры больших диаметров. Про сервисное обслуживание и наличие запасных частей на такое оборудование — вообще говорить не приходилось.

Позже на рынке стало появляться оборудование, произведенное в России. Оно напоминало первые Китайские образцы — ненадежное, низкого качества, с низкой производительностью, непродуманное, обычно изготовленное довольно кустарно, компаниями, которые мало что понимали в производстве композитной арматуры. И, как это обычно и бывает, — самые отвратительные образцы наиболее активно предлагались в данном сегменте рынка.

Сегодня в России стеклопластиковую арматуру не производит только ленивый. Складывается ощущение, что её изготавливают в каждом подвале. Это бизнесмены-однодневки, портящие жизнь нормальным производителям, друг другу, себе и порочащие представление покупателей о композитной арматуре. Как это происходит? Очень просто — очередного «бизнесмена» вдруг посещает «гениальная идея» и он, (при этом, как правило) ничего не понимающий ни в химии, ни в станкостроении, ни в строительстве, ни в экономике, — решает, что нашел «золотую жилу!» Он видит рекламный баннер в интернете, предлагающий купить «мало б/у линию для производства композитной арматуры, к которой в подарок прилагается бизнес план». Читает данный план, в котором ему предлагают сравнить стоимость сырья с рыночной стоимостью композитной арматуры. Безусловно, в данном «гениальном» бизнес плане потенциальному «промышленнику» никто не скажет о том, что композитная арматура — продукт сезонный, что зимой арматура не продаётся, а персоналу всё равно надо платить зарплату, что надо платить за аренду, что себестоимость метра арматуры напрямую зависит от производительности линии, что большинство линий ненадежны и к ним нет запасных частей, что линии потребляют немало электроэнергии, что приведенные цены на сырьё достижимы лишь в случае закупки контейнерными нормами, что рыночная цена падает ежегодно и норма прибыли стремится к нулю, так как рынок наполняется производителями-однодневками у которых мозгов хватает лишь на один способ конкуренции — ДЕМПИНГ. В результате, наш новоиспеченный предприниматель приобретает низкокачественную, малопроизводительную б/у линию, покупает то сырьё, которое ему рекомендовал человек, продавший линию и ничего не понимая ни в чём, начинает гнать некачественную арматуру как большинство таких же как он. Через месяц он уже весь в долгах, арматура не продаётся потому как на её качество невозможно смотреть без слез и он начинает снижать на неё цены. К концу осени арматуру не только перестают покупать, но ею даже интересоваться перестают. Его деньги заморожены в виде кучи произведенной им, некачественной, никому не нужной арматуры. Начинается зима, денег на аренду нет, денег на зарплаты нет и т. д. И уже начиная с января он даёт объявление о продаже «гениального бизнеса» в виде «мало б/у линии и бизнес плана в подарок». Эдакое поле чудес в стране дураков. Проблема в том, что количество этих производителей однодневок не уменьшается, — они просто сменяют друг друга. То, что они страдают сами, это ещё пол беды. Хуже другое — они обрушивают рыночные цены своим демпингом, от чего страдают и нормальные крупные производители, так как покупатель не понимает, что «не все йогурты одинаково полезны». Более того, продавая свою некачественную композитную арматуру, они подрывают доверие всего рынка к композитной арматуре в целом!

Сертификаты на композитную арматуру

К сожалению современная Российская реальность такова, что наличие у производителя композитной арматуры сертификата — отнюдь не гарантирует качества его продукции. Сегодня в России эти сертификаты можно просто купить примерно за 30 000 рублей. Причем речь идёт не о покупке поддельного сертификата, а о покупке «честного» сертификата. Сертификация уже давно стала в России обычным нечестным бизнесом. На рынке услуг по сертификации существует огромное количество лицензированных компаний, имеющих право проводить сертификацию, которые не только не имеют собственных лабораторий, но и не желают обращаться в сторонние лаборатории для проведения необходимых испытаний сертифицируемой ими продукции. Эти компании просто выставляют счет, заполняют бланк и продают заполненный бланк. Зачастую они даже ни разу не видели ту продукцию, на которую выдают сертификат. А ведь любой сертификат качества на композитную арматуру должен выдаваться лишь на основе положительного результата испытаний, проведенных в соответствующей, аккредитованной лаборатории.

Тем не менее, если Вы склонны верить различным бумажкам с печатями, то мы можем рассказать, какими вообще могут быть сертификаты соответствия. «Сертификат соответствия», как и следует из названия, это документ, подтверждающий то, что качество продукции (на которую он выдан) соответствует чему-либо…. А теперь внимание… ! Почитайте, что именно написано в сертификате — чему именно соответствует качество продукции. Вариантов может быть ДВА:

  • … соответствует ТУ …
  • … соответствует ГОСТ 31938 …

ТУ это сокращение от «Технические Условия». Технические условия выпускаются самим производителем и соответственно все качественные характеристики производитель указывает сам на своё усмотрение. Соответственно требования к качеству в ТУ могут быть заданы «ниже уровня плинтуса». Ещё одна проблема в том, что скорее всего Вы не найдете данных ТУ в интернете, да и продавец Вам их тоже не предоставит, соответственно Вы вообще не сможете узнать какие требования к качеству в них указаны (если они там вообще указаны).

ГОСТ это уже официальный документ, который Вы сможете найти в Интернете и прочитать. Требования, указанные в нём — равны для всех производителей. Поэтому сертификат на соответствие требованиям ГОСТ это уже намного лучше, чем сертификат на соответствие требованиям ТУ. Однако эти сертификаты точно так же продаются за деньги без проведения всяких испытаний. Реально, чтобы получить на композитную стеклопластиковую арматуру сертификат соответствия требованиям ГОСТ 31938, — необходимо провести довольно большое количество различных испытаний (их перечень и порядок проведения указан в самом данном ГОСТе). Эта серия испытаний очень дорогостоящая. По результатам проведения данных испытаний в аккредитованной лаборатории, — производителю выдаются протоколы (отдельно по результатам каждого из видов испытаний).

Исходя из сказанного, можно более менее поверить в правдивость предоставляемого сертификата на композитную арматуру в том случае если Вам предоставят следующее:

  • сертификат соответствия качества композитной арматуры требованиям ГОСТ 31938 ;
  • протоколы испытаний (ОТДЕЛЬНЫЙ ПО КАЖДОМУ ИЗ ДИАМЕТРОВ ВЫПУСКАЕМОЙ АРМАТУРЫ!!!) композитной арматуры (неотъемлемая часть любого сертификата) , заверенные печатью аккредитованной лаборатории. КАЖДЫЙ из протоколов испытаний должен содержать следующую информацию:
    • Внешний вид
    • Геометрические размеры:
      • наружный диаметр
      • номинальный диаметр
      • длина
    • Предел прочности при растяжении
    • Модуль упругости при растяжении
    • Предел прочности при сжатии
    • Предел прочности при поперечном срезе
    • Предел прочности сцепления с бетоном
    • Снижение предела прочности при растяжении после выдержки в щелочной среде
    • Предел прочности сцепления с бетоном после выдержки в щелочной среде
    • Предельная температура эксплуатации
  • копия свидетельства о аккредитации лаборатории, выдавшей протоколы испытаний арматуры ;
  • соответствие названия производителя, указанного в сертификате — названию производителя, указанному на бирках на самой арматуре

Патенты на композитную арматуру

Сегодня патенты на композитную арматуру в нашей стране — это пыль в глаза покупателя. Дело в том, что наличие патента на композитную арматуру не имеет абсолютно никакого отношения к качеству продукции! Более того, если продавец вообще сообщает Вам о том, что у него есть патент и в этом его конкурентное преимущество, а все остальные производители, не имеющие патента, выпускают контрафакт — бегите от такого продавца, потому он уже врет Вам! Если Вам интересно получить развернутое пояснение данного утверждения — почитайте эту статью: «Патентное право в России – не более, чем средство нечестной конкуренции» . Это не просто статья на тему патентного права, эта статья как раз полностью посвящена патентам на композитную арматуру. Запомните — наличие у производителя патентов на стеклопластиковую композитную арматуру не только никак не влияет и не подтверждает качества выпускаемой им арматуры, но и зачастую характеризует производителя (владеющего данными патентами) как нечестного, использующего патентное право в качестве средства нечестной конкуренции. Поверьте, если Вы почитаете содержимое большинства этих патентов, — Вы просто будете плакать от смеха. Так, в одном патенте, в качестве «гениальной» идеи патентуется правое направление намотки, а в другом, «не менее гениальном изобретении», — левое направление намотки и т. д. Но самое смешное не в этом, а в том, что в некоторых патентах, в качестве формулы изобретения, запатентовано то, что вообще физически получить невозможно!

Качественная и некачественная стеклопластиковая арматура — как отличить?

Расскажем о том, можно ли отличить качественную стеклопластиковую арматуру от некачественной «на глаз». Да, в некоторых случаях это возможно. Дело в том, что существует несколько характерных признаков некачественной арматуры, которые можно легко определить визуально. Как только Вы заметите хоть один из перечисленных ниже признаков — знайте, что перед Вами некачественная арматура и арматуру этого продавца или производителя покупать нельзя. Визуальные признаки некачественной композитной стеклопластиковой арматуры, иллюстрированные фотографиями, предоставленными с сайта о композитной стеклопластиковой арматуре www.alientechnologies.ru :

  • Вся арматура должна иметь одинаковый цвет (речь о цвете тела стержней арматуры, а не о цвете спиральной навивки). Если это стеклопластиковая арматура, то её цвет должнен быть равномерный, светло-желтый (а не коричневый). Значительные отличия в цвете стержней арматуры свидетельствуют о неравномерности температурного режима. Чем темнее арматура — тем сильнее она была подвержена тепловому воздействию, что приводит к потере прочности и ухудшению остальных свойств арматуры. Обычно такое происходит, когда на производственной линии по какой-либо причине совершается остановка и какой-то участок арматуры останавливается внутри печи и, как следствие, — перегревается там (простыми словами: «подгорает»).

  • Не допускается продольное и поперечное растрескивание или расслаивание стержней! Согласно ГОСТ 31938, такое растрескивание или расслаивание однозначно считается браком!


  • Шаг навивки должен быть абсолютно равномерным не только в пределах одного стержня или бухты арматуры, но и между разными стержнями/бухтами!


  • Порывов, отслаиваний намотки не допускается! Не допускается связывание узлами порывов внешней намотки (которые присутствуют на фото ниже)!



  • Если Вы видите, что в бухте стеклопластиковой арматуры есть переломы — это однозначно некачественная арматура. Обычно такая арматура переламывается находясь в смотанном состоянии (напряженном) под воздействием нагрева. Такой нагрев может произойти при нахождении бухты с арматурой под лучами солнца, особенно в тех случаях, если бухта с арматурой ещё и накрыта чем-нибудь.

Согласно ГОСТ 31938:

Плюсы и минусы стеклопластиковой арматуры

Основными плюсами стеклопластиковой арматуры являются следующие:

  • Стеклопластиковая арматура имеет примерно в 2,5 - 3,0 раза бoльшую прочность на разрыв, чем стальная при равном диаметре. По этой причине введено понятие «равнопрочностной замены», при которой стальная арматура заменяется на композитную с меньшим диаметром, но той же прочностью на разрыв;
  • Малый вес. Композитная стеклопластиковая арматура весит в 12 раз меньше, чем «равнопрочная» стальная;
  • Стеклопластиковая арматура имеет намного более низкую цену, чем у стальной арматуры. Более того, цены на стальную арматуру в 2016 году поднялись в 2 раза за первые 4 месяца 2016 года, в то время, как цена на композитную арматуру не изменилась.
  • Композитную арматуру можно свернуть в бухты. Обычно композитная стеклопластиковая арматура так и продаётся — скрученной в бухты по 100- 200 метров. В таком виде и с учетом её малого веса, её запросто можно перевезти в багажнике легкового автомобиля.

  • То, что арматура сматывается в бухты длинными, непрерывными прутками по 100 и более метров — даёт возможность сократить количество отходов так как Вы отрезаете от бухты куски ровно той длины, которая Вам нужна и у Вас не будет образовываться обрезков.

Но, нужно помнить, что у композитной арматуры есть и существенные минусы. Большинство Российских производителей не афишируют эти минусы, хотя любой инженер-строитель может заметить их самостоятельно. Основными минусами любой композитной арматуры являются следующие:

  • модуль упругости композитной арматуры почти в 4 раза ниже, чем у стальной даже при равном диаметре. По этой причине её применение требует дополнительных расчетов;
  • при нагреве до температуры в 90-100 °С, компаунд, связывающий волокна арматуры, размягчается и арматура полностью теряет свою упругость, становясь хрупкой. Для увеличения устойчивости конструкции к огню в случае пожара - требуется предпринимать дополнительные меры по теплозащите конструкций, в которых используется композитная арматура;
  • композитную арматуру, в отличие от стальной, - невозможно сваривать электросваркой. Решение - установка на концы арматурных стержней стальных трубок (в заводских условиях) к которым уже можно будет применять электросварку;
  • такой арматуре невозможно придать изгиб непосредственно на строительной площадке. Решение - изготовление арматурных стержней требуемой формы ещё на производстве по чертежам заказчика;

Стеклопластиковая арматура или стальная? Цена за метр.

Цена на стеклопластиковую арматуру стала наиболее привлекательна после того, как курс рубля по отношению к иностранным валютам рухнул в два раза в 2015 году. Сразу за этим последовал двухкратный рост рублевых цен на стальную арматуру в начале 2016 года. Причина очень проста. Дело в том, что Российские заводы имеют два рынка сбыта — внутренний, где арматура продаётся за рубли и внешний, где арматура продаётся за валюту. Средняя стоимость металла на зарубежном рынке, выраженная в долларах, довольно стабильна и составляет примерно 1 000 USD за 1 тонну. Следовательно когда курс рубля по отношению к доллару США составлял 30 рублей за 1 доллар, — тонна стальной арматуры стоила 30 000 рублей, что было эквивалентно 1000 USD. Но теперь курс рубля по отношению к доллару США рухнул и составил 66 рублей за 1 доллар, следовательно заводам стало невыгодно продавать стальную арматуру и прочий металлопрокат на внутренний Российский рынок по старой цене в 30 000 рублей за тонну, так как долларовый эквивалент этой суммы теперь составляет 454,54 USD. Ситуация сложилась таким образом, что стальную арматуру стало выгоднее продавать на экспорт за границу по старой цене в 1000 USD/тонну. Для сохранения прибыли, продажи внутри страны нужно либо вообще прекратить, либо поднять отпускные рублевые цены до 66 000 руб/тонну.

Надеюсь Вы не станете негодовать и возмущаться этим фактом, приводя в качестве аргументов то, что это нечестно, так как Российские производители используют Российскую железную руду и потребляют отечественную электроэнергию, цены на которые не выросли ни в 2 раза, ни в 1,5 раза. Да и зарплаты в России тоже отнюдь не выросли ни в два раза, ни в полтора, а зачастую и снизились на многих предприятиях. Это просто бизнес плюс банальная жадность, которую не замечает ни ФАС ни правительство России, но это уже не относится к теме данной статьи.

Текущее соотношение цен между композитной арматурой и стальной — явно склоняется в пользу композитной. Сегодня уже становится возможным за одну и туже цену приобрести стальную и композитную арматуру равных диаметров а иногда даже композитную арматуру с большим диаметром, чем у стальной. В этом случае Вы получаете композитную стеклопластиковую арматуру с большим перевесом прочностных характеристик.

Стеклопластиковая арматура — особенности применения.

Как перевозить стеклопластиковую арматуру?

Если Вы решите перевозить стеклопластиковую арматуру в салоне или в багажнике своего автомобиля, то примите в внимание тот факт, что данная арматура производится из пучка стекловолокон, каждое из которых имеет толщину, сравнимую с толщиной человеческого волоса. Арматура может быть покрыта этими, почти незаметными для глаз «занозами». Поэтому если Вы решили перевозить её в салоне автомобиля, то заранее позаботьтесь о том, чтобы что-то постелить на сиденья.

Как резать стеклопластиковую арматуру?

Если говорить просто о всех возможных вариантах, то композитную стеклопластиковую арматуру можно резать разными способами:

  • Перекусывать;
  • Перерубать;
  • Перепиливать ножовкой по металлу;
  • Резать «болгаркой».

Но самым правильным вариантом из всех, перечисленных выше, является применение «болгарки» с обычным абразивным или с алмазным кругом. Дело в том, что первые два способа оказывают сильное механическое воздействие на прилегающие области арматурного стержня, приводящие к его деформации, выкрашиванию и расщеплению в этих областях. Таким образом, прилегающие концы арматурного стержня окажутся сильно расщепленными, примерно, как это изображено на фото ниже. Не пугайтесь, на самом деле на данном фото изображен отрезок композитной арматуры, разрушенной в результате проведение теста на сжатие, однако характер разрушения края в виде продольного растрескивания носит тот же характер, что и при перекусывании композитной арматуры болторезом или перерубания топором. Такое расщепление крайне нежелательно, так как образовавшиеся трещины могут быть незаметны невооруженным глазом, но идти довольно глубоко в тело арматурного стержня. Такие трещины в теле стержня композитной арматуры будут являться капиллярными каналами для попадания внутрь стержня воды, щелочи при заливке бетоном. В первом случае возникает опасность дальнейшего развития трещин вследствие циклов замораживания и оттаивания. Во втором случае усугубляется деструктивное воздействие щелочной среды бетона на арматурный стержень (теперь это воздействие оказывается не только снаружи, но и изнутри).

Обращаем Ваше внимание, что прежде, чем резать стеклопластиковую арматуру, - позаботьтесь о защите глаз, рук и органов дыхания. Причем последнему уделите особое внимание! Не забывайте, что вы собираетесь резать стеклянные или базальтовые волокна и образовавшаяся пыль будет совсем ненужным гостем в ваших легких! Защититься от этой пыли можно используя респиратор.

Для защиты рук от тонких, почти невидимых заноз в виде стеклянных или базальтовых волокон, имеющих толщину, сравнимую с толщиной человеческого волоса, использовать обычные х/б перчатки не годится! Вам понадобятся так называемые «спилковые» перчатки или хотя бы х/б перчатки с нанесенным на их внутреннюю сторону сплошным слоем ПВХ или латекса.

Чем вязать стеклопластиковую арматуру?

Нас часто спрашивают, обязательно ли вязать стеклопластиковую арматуру пластиковыми хомутами? Нет, конечно нет! Дело в том, что целью вязки арматуры является фиксация пространственного арматурного каркаса для последующей его заливки бетоном и до момента полного застывания этого бетона. После того, как бетон застынет, уже совершенно неважно, связан каркас или нет. Другими словами, даже если бы после застывания бетона, вся вязальная проволока (которой Вы связывали арматурный каркас) испарилась - ничего бы с готовой конструкцией уже не произошло!

Композитную стеклопластиковую арматуру вяжут так же, как и традиционную металлическую арматуру. Обычно вяжут отожженной вязальной проволокой. Ну а в целом - любым из этих способов:

  • Традиционной стальной отожженной вязальной проволокой;
  • Пластиковыми хомутами (разрешено согласно ГОСТ 31938-2011 АРМАТУРА КОМПОЗИТНАЯ ПОЛИМЕРНАЯ ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ БЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ);
  • При помощи пистолетов для вязки арматуры (на фото ниже);





Стеклопластиковая арматура — отзывы

В интернете Вы сможете найти как положительные, так и отрицательные отзывы о стеклопластиковой арматуре. Действительно у неё есть и плюсы и минусы. Мы знаем большое количество объектов (включая неотапливаемые дома на плитных фундаментах, армированных стеклопластиковой арматурой), построенных с использованием композитной стеклопластиковой арматуры, которые простояли уже более 6-ти лет и с которыми ничего не произошло — никаких растрескиваний! В то же время мы знаем немалое количество объектов, построенных с использованием стальной арматуры, которые растрескались за 1 год. На эту тему есть шутка, которая отчасти поясняет ситуацию: «Техника в руках дикаря — груда металлолома!»

На сегодняшний день во всем мире построено огромное количество объектов и сооружений, включая мосты с использованием композитной арматуры. Стеклопластиковая арматура и базальтопластиковая арматура применяются всё шире не только зарубежем, но и в нашей стране. С её использованием строят целые поселки и никаких проблем не возникает. Однако стоит помнить, что при несоблюдении строительных норм и правил, Вас не спасет никакая арматура! Так, например, если при устройстве плиты фундамента Вы нарушите все мыслимые и немыслимые правила и зальёте плиту фундамента прямо поверх слоя глины, то он треснет независимо от типа и диаметра применяемой в нём арматуры!

Во многих сферах металл уступает современным композитным сплавам. Он дорогой, тяжёлый и не такой долговечный, как, к примеру, стеклопластик. Стеклопластиковая арматура уже уверенно конкурирует с металлом в строительстве. В этом материале от HouseСhief.ru мы рассмотрим уникальные характеристики композитного строительного материала, практику его применения и алгоритм выбора.

Читайте в статье

Области применения стеклопластиковой арматуры

Композитные материалы нашли применение в разных направлениях строительства. Рассмотрим основные из них.

Область применения Особенности
Является равнопрочной заменой металлическим конструкциям, позволяет существенно экономить время на монтаж. Шаг армирования сохраняется, стыки производятся внахлест.
Экономическая выгода от замены металла на пластик в ленточных фундаментах – до 45%. осуществляется вязальной проволокой.
Бетонные полы Принципы армирования не отличаются от таковых при использовании металла, резка материала осуществляется .
Отмостка с использованием армирующего композитного материала отличается высокими антикоррозийными характеристиками, не страдает от растрескивания.
Армопояс Использование композитов в армировании и значительно повышает сейсмостойкость здания и защищает его от повреждений, связанных с неравномерной осадкой.
Для плит перекрытия рекомендуется комбинировать стеклопластик с традиционной металлической арматурой в нижнем слое. Стыки арматуры располагают в шахматном порядке.
Дорожное строительство Композитные материалы значительно повышают прочность и долговечность дорожных покрытий, мостов, арок и пешеходных .
Монолитное строительство Металлические детали в монолитных конструкциях так или иначе страдают от коррозии. Композитный материал увеличивает срок эксплуатации монолитного бетона в несколько раз, препятствует образованию в нем трещин и сколов.

Основы производства стеклопластиковой арматуры и её структура

Для производства композитного строительного материала в качестве сырья используют алюмоборосиликатное стекло. Его плавят при высокой температуре и специальным оборудованием растягивают в тончайшие нити.


Прочность достигается именно за счет многослойности материала. Основу составляет внутренний стержень, скрепленный полимерной смолой, а вокруг него навиваются волокна композитного состава. Для ускорения полимеризации арматура обжигается в туннельных печах, а затем остужается под проточной водой.

Свойства композитного материала

Что отличает стеклопластиковую арматуру от других армирующих материалов? Вот её основные эксплуатационные характеристики:

  • масса прутков меньше аналогичных металлических в 9 раз;
  • композитный состав невосприимчив к агрессивному воздействию влаги, щелочей и кислот;
  • теплопроводность стеклопластика намного меньше, чем у металла – это исключает возникновение в строительных конструкциях;
  • транспортировка стеклопластика значительно упрощена за счет его небольшого веса;
  • композитный материал не проводит электрический ток.

Стеклопластиковая арматура: размеры и виды

Значимыми параметрами этого материала являются вес погонного метра, шаг навивки и размер сечения стержня.

Самой востребованной в строительстве сегодня считается композитная арматура с 15-мм шагом навивки. Наружный диаметр стрежней может быть от 4 до 18 мм, вес погонного метра – от 0,02 до 0,42 кг.

Строители разделяют стеклопластиковую сетку на подвиды по области использования. Они делят её на рабочую, монтажную, распределительную и специальную.


Требования ГОСТ к композитной арматуре

Применение стеклопластиковых материалов в строительстве узаконено в 2014 году: ГОСТ № 31938-2012 о композитной полимерной арматуре. ГОСТ предъявляет к этому строительному материалу следующие требования:

  • армирующего наполнителя должно быть не менее 75%;
  • прочность на растяжение – не менее 800 МПа;
  • упругость при растяжении – не менее 50 ГПа;
  • прочность сцепления с бетоном – не менее 12 МПа.

Плюсы и минусы стеклопластиковой арматуры для частного строительства

А теперь о плюсах и минусах пластиковой арматуры в индивидуальном строительстве. Что можно положить в копилку преимуществ использования композитного материала для армирования? Прежде всего – его малый вес, который даёт возможность существенно снизить общий вес конструкции.

Ещё один важный положительный фактор – гибкость стеклопластика. Его пакуют в компактные бухты, что значительно облегчает проблему транспортировки. Кроме того, такая форма выпуска дает возможность уменьшать количество возможных отходов при раскройке.


А что говорят отзывы о недостатках стеклопластиковой арматуры? Или этот материал так хорош, что у него и недостатков нет? Это не так. И главный недостаток – цена. Несмотря на то, что технология изготовления стеклопластика не так уж сложна, изделия из него пока что дороги. Дело скорее всего в том, что спрос пока превышает предложение. Когда будет наоборот – цена пойдет вниз. На что еще стоит обратить ваше внимание – арматура из стеклопластика плохо выдерживает давление на излом.


Важные моменты в выборе композитной стеклопластиковой арматуры

Как обезопасить себя от некачественного товара? Есть несколько опасных моментов, которые могут попытаться скрыть от вас нечестные продавцы:

  • неточные сведения о диаметре арматуры – нужно присутствовать при отгрузке товара и лично проверить заявленные размеры товара;
  • товар пережжен в печи – проверьте, чтобы цвет стеклопластика был однородным в каждой бухте;
  • изделие пережато в процессе изготовления – арматура не должна иметь выпуклых частей между анкеровочными ребрами;
  • другие нарушения процесса производства – не покупайте товар от малоизвестных производителей.

Мнения и отзывы профессиональных строителей об использовании композитной арматуры в фундаменте

Использование композитного армирования ничем не отличается от процедуры металлической укладки. Отзывы специалистов об использовании стеклопластиковой арматуры для свидетельствуют, что композитный материал можно использовать для любого типа основания. Такое армирование прослужит не меньше 80 лет. Допустимо внешнее и внутреннее армирование. Внешнее, по отзывам строителей, необходимо в ситуациях, когда вокруг фундамента находится неблагоприятная среда, к примеру – .


Дискретное армирование подразумевает закладку стеклопластиковых сеток внутрь конструкции. Можно использовать как дополнительное армирование или комбинировать эти два метода укрепления фундамента.

Если стоит выбор: какая арматура лучше, металлическая или стеклопластиковая?

Как уже было сказано, отзывы строителей о пластиковой арматуре уверенно подвигают металл по многим позициям. Тепловодность стекловолокна – 0,35 против 46 Вт/м у металла. Изделия из стеклопластика превосходят металл по упругости и пластичности, а прочнее они почти втрое. Так можно ли использовать стеклопластиковую арматуру для как единственный укрепляющий материал?


Однако, сталь пока еще не сдается окончательно. Сравнение стеклопластиковой и металлической арматуры говорит о том, что сталь более устойчива к изгибанию, то есть не ломается при предельной нагрузке. Это делает её незаменимой при производстве плит перекрытия и других подверженных деформации объектов. Так что не стоит списывать стальные изделия со счетов.


Цена композитной арматуры от известных производителей

Стоимость пластиковой арматуры отталкивается от её диаметра и измеряется в погонных метрах:

  • продукция известной своим качеством марки «АрмаПласт» диаметром 6 мм обойдется в 6-7 рублей за погонный метр;
  • цена стеклопластиковой арматуры 8 мм – 10-12 рублей;
  • стеклопластиковая арматура 10 мм, цена за метр – 14-16 рублей;
  • арматура стеклопластиковая 12 мм, цена за метр – 18-20 рублей.

Стеклопластиковая арматура АрмаПласт

Указаны цены производителя – имейте в виду, что у розничных продавцов будет дополнительная наценка.

Что мы получаем в итоге? Без сомнений, композитные материалы – это будущее строительства. Отзывы специалистов об арматуре из стекловолокна свидетельствуют о том, что этот материал продлевает сроки эксплуатации конструкций, обладает множеством отличных характеристик, и превосходит по ним обычную сталь.


Стеклопластиковая арматура широко используется в строительстве на западе, тогда как в отечественной промышленности ее применение слабо распространено. Однако в последнее время популярность данного материала растет, причиной тому является множество эксплуатационных преимущества, в сравнении с традиционным металлопрокатом.

В данной статье представлена стеклопластиковая арматура (АСП). Мы рассмотрим технические характеристики, преимущества и недостатки, типоразмеры и применение композитной арматуры.

1 Сортамент и ГОСТы

Неметаллическая композитная арматура разрабатывалась еще в СССР в 60-х годах, однако серийное производство материала так и не было налажено ввиду тогдашней дороговизны стеклопластика. Тем не менее, при строительстве нескольких крупных объектов композитная арматура использовалась, среди которых — линии электропередач в Батуми, Москве и мосты в Хабаровске.

На сегодняшний день не существует стандарта ГОСТ с техническими требованиями к данному материалу (проект находится в разработке). Основным нормативным актом является СНиП №52-01-2003 «Композитная арматура» , согласно которому стекловолоконные изделия можно использовать в строительстве в качестве замены металлопрокату. Каждый из производителей имеет ТУ на свою продукцию, вместе с которой поставляются протоколы испытаний и сертификаты допуска.

Композитная арматура производится в диапазоне диаметров 4-20 мм. Профиль стержней может быть рифленым либо гладким. В зависимости от материала изготовления выделяют следующие виды неметаллических изделий:

  • АСП — стеклопластиковая арматура, производится из стекловолокна, связанного слоем синтетической смолы;
  • АБП — базальтопластиковые изделия, в который стекловолоконная сердцевина заменена расплавом из базальтовых волокон;
  • АСПЭТ — изделия из стекловолокна и полимерного термопласта;
  • АУП — углепластиковая арматура.

Наиболее распространены в строительстве АСП и АБП, углепластиковая арматура используется реже из-за меньшей механической прочности материала.

1.1 Сферы применения

Применение с.п. арматуры в строительстве практикуется при возведении жилых, общественных и промышленных сооружений, а также малоэтажных зданий, где АСП используется для:

  • армирования железобетонных конструкций (стен и плит перекрытия);
  • ремонта поверхностей объектов из кирпича и железобетона;
  • послойной кладки стен по технологии гибких связей;
  • всех типов (плитных, ленточных, столбчатых);
  • укрепления стен и газобетонных блоков и монтаж монолитных армопоясов.

Распространено применение с.п. арматуры и в сфере дорожного и железнодорожного строительства, в которых АСП применяется:

  • при обустройстве насыпей и дорожных покрытий;
  • при укреплении откосов дорог;
  • при строительстве мостов;
  • при укреплении береговых линий.

Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций отличается полной устойчивостью к коррозии и химически агрессивным веществам, что значительно расширяет сферу ее применения.

1.2 Преимущества АСП

Композитная арматура имеет следующие эксплуатационные преимущества:


Недостатки с.п. арматуры - низкий модуль упругости (в 4 раза меньше, чем у стальной), что ограничивает возможность ее применения при вертикальном армировании, склонность к потере прочности при нагреве выше 600 градусов. Учитывайте, что композитная арматура не подлежит гибке в условиях строительной площадки — при необходимости использования гнутых элементов необходимо заказывать их отдельно у производителя.

2 Сравнение АСП и металлических аналогов

Предлагаем вашему внимание сравнение технических характеристик композитной и стальной арматуры.

Тип арматуры Металлическая Стеклопластиковая (АСП)
Материал изготовления Сталь марки 25Г2С либо 35 ГС Стекловолокно, соединенное синтетической смолой
Вес 7.9 кг/м 3 1.9 кг/м 3
360 1200
Модуль упругости (МПа) 200 000 55 000
Относительное удлинение (%) 24 2.3
Зависимость «напряжение-деформация» Кривая линия с площадкой текучести Прямая линия с упруголинейной зависимостью вплоть до разрушения
Линейное расширение (мм/м) 14-15 9-11
Устойчивость к коррозийным средам Низкая, подвержена ржавчине Высокая, не ржавеет
Теплопроводность материалов (Вт/мК) 47 0.46
Электропроводность Присутствует Диэлектрик
Диаметры 6-80 мм 4-20 мм
Мерная длина 6-12 м Произвольная длина по требованию заказчика

Рассмотрим сравнение взаимозаменяемых диаметров композитных и металлических изделий на примере стержней :

  • А3 6 мм — АСП 4 мм;
  • А3 8 мм — АСП 6 мм;
  • А3 10 мм — АСП 8 мм;
  • А3 12 мм — АСП 8 мм;
  • А3 14 мм — АСП 10 мм;
  • А3 16 мм — АСП 12 мм.

2.1 Обзор стеклопластиковой арматуры (видео)


3 Технология производства композитных изделий

Стеклопластиковая арматура производится из ровинга (волокон исходного сырья), связующего материала — полимерной смолы, отвердителя и ускорителя твердения. Конкретное соотношение материалов зависит от температурного режима и влажности внутри производственного помещения.

Читайте также: чем отличается арматура , и каковы ее параметры?

Производственная линия включает следующее оборудование:

  1. Нагревательный бункер — в нем волокна прогреваются для повышения адгезии со смолой.
  2. Ванна пропитки — ровинг пропитывается смесью из смолы и отвердителей.
  3. Обмотчик — продавливает сырье через фильеры, при прохождении которых формируются стержни заданного диаметра.
  4. Оборудование для нанесение песка, где гранулы песка равномерно распределяются по поверхности прутка, а излишки удаляются воздушным потоком.
  5. Печь полимеризации, где происходит набор прутками проектной прочности.
  6. Оборудование для охлаждения изделий, представляет собой линию длиной 3-5 метров, расположенную на выходе из печи полимеризации.
  7. Протяжное оборудование, отрезной механизм и установка для смотки бухт — готовая стеклопластиковая арматура нарезается на участки требуемой длины либо сматывается в товарные бухты длиной 50-100 м.

На рынке представлено множество типовых решений , включающих все необходимое оборудование. Стоимость новой линии варьируется в пределах 3-5 млн рублей .

Оборудование средней продуктивности способно производить до 15 000 м арматуры в течении рабочего дня.

Армирование – неотъемлемый процесс создания железобетонных конструкций или изделий. В некоторых случаях сталь противопоказана, поэтому в середине прошлого века была разработана замена – композитная арматура.

Бетон – прочный, но абсолютно непластичный материал. Он превосходно противостоит нагрузкам на сжатие и не выдерживает давление на растяжение. Поэтому неправильно сформированный фундамент начинает быстро трескаться, крошиться, требует реставрационных работ. Для усиления и упрочнения конструкции используется скелет из армирующих стержней, который равномерно распределяет нагрузки и увеличивает срок службы остова.

Стекловолоконная композитная арматура для фундамента производится из смеси:

1. армирующего компонента – стеклянного штапельного волокна, которое принимает на себя механические воздействия;

2. полимерных связующих, обеспечивающих хорошее сцепление с бетоном, равномерное распределение давления и защиту от внешней агрессивной среды. Чаще всего это многокомпонентная эпоксидная смола со специальными присадками, отвердителями и ускорителями.

Соотношение элементов композита составляет примерно 75:25. Единые стандарты на производство и применение этого вида изделий практически отсутствуют, равно как и поэтому каждое предприятие разрабатывает собственную рецептуру и рекомендации о том, как лучше рассчитать минимально необходимое количество стекловолокна на фундамент, стены, колонны, плиты и так далее.

Выпускается 2 типа стекловолоконной арматуры:

  • Периодический профиль, напоминающий спиральную обмотку. Достигается путем наматывания прутка из стекловолокна на основной стержень. Сверху изделие покрывается слоем связующего, которое защищает армирующий компонент от внешних воздействий.
  • Условно-гладкая. Поверхность присыпана мелкофракционным песком, который способствует лучшей адгезии материала с бетоном или другим типом раствора. Стоимость этого вида изделий выше рифленого аналога примерно на 15-18%.

Арматура выпускается прутками диаметром 4-18 мм. Ее можно купить упакованную в бухты по 50-100 погонных метров либо стержнями длиной по 6 м.

Схема формирования пространственного каркаса аналогична металлическому. Задача – укрепить фундамент, пол или плиту в наиболее уязвимых областях. Поэтому горизонтальные ряды располагаются ближе к поверхности с минимальным интервалом между ними до 50 см, а поперечные распределительные и вертикальные опорные элементы устанавливаются в виде рамки с шагом 30-80 см.

Применение арматуры не ограничивается только опорными конструкциями, такими как фундамент, колонны, опоры линий электропередач, освещения и тому подобное. Стекловолокно используют:

  • Для строительства септиков, дорог, тротуаров.
  • В производстве фасонных изделий.
  • При формировании промышленных полов, настилов, ограждений, мостовых конструкций.
  • При возведении многослойной кирпичной кладки или монолитных стен, перегородок, перекрытий.

Стекловолоконная продукция используется даже при строительстве срубовых домов из оцилиндрованных или окоренных бревен. Дело в том, что при некоторых ошибках (сырой лес, изменение конструкции без согласования с архитектором) в местах наибольших нагрузок строение начинает проседать или изгибаться. Применение металлических изделий внутри помещений нежелательно, поэтому на помощь приходит арматура из композита.

Плюсы и минусы стекловолокна

Вес композитной армирующей продукции меньше стального аналога почти в 4 раза. Фундамент будет весить существенно меньше, а значит, снизится нагрузка на грунт. Помимо этого арматура обладает следующими достоинствами:

1. Почти полная инертность к агрессивным средам, включая щелочь, выделяемую бетоном, растворители, морскую воду и тому подобное. Благодаря этому свойству стекловолокно можно использовать при возведении заграждений гидроэлектростанций, причалов, молов и других объектов.

2. Полная радиопрозрачность и абсолютная инертность к магнитным полям. Композитная арматура прекрасно подходит для строительства зданий (фундамент, стены и перекрытия), в которых предполагается размещение лабораторий, помещений особого назначения и тому подобное.

3. Индекс терморасширения близок к аналогичному показателю бетона, поэтому проблем при изменениях температуры не будет.

4. Простота транспортировки. Арматуру можно перевозить даже в багажнике легкового автомобиля.

Недобросовестные продавцы пытаются приписать к достоинствам своей продукции еще и стоимость, однако это скорее минус. Цена металлопроката в диаметре 8 мм составляет 8 рублей/погонный метр, а стекловолокна того же сечения – 18.

Цена стеклокомпозита в Москве и Московской области:

Из недостатков также отметим:

1. Неустойчивость стеклокомпозитной арматуры к высоким температурам.

2. При нагрузке прут начинает растягиваться, хотя должен, наоборот, сдерживать деформационный процесс. Для сравнения: индекс упругости стали составляет 200000 МПа, аналогичный показатель стекловолокна – 55000.

3. При заливке бетона в опалубку композитный материал прогибается, деформируется. Из-за этого сложно сформировать ровный фундамент.

4. Для связки используется проволока или пластиковый хомут, сварка не разрешается.

5. Криволинейные конструкции, а также углы, области вывода колонн приходится формировать при помощи металлической арматуры, стеклокомпозитная категорически не подходит.

6. Единый пакет нормативных документов и стандартов отсутствует, поэтому покупателям трудно выбрать действительно качественный продукт. Еще сложнее приходится проектировщикам, которые должны производить пересчет нагрузок.

Из-за большого количества недостатков композит не получил широкого распространения в строительстве, как промышленного, так и гражданского назначения.

Отзывы людей

«На рынке рядом предлагается стальная и композитная арматура. Продавец дал почитать брошюры и флаеры по последней. Решил взять на пробу для фундамента под каркасную баню. Очень пожалел, что не поискал дополнительную информацию об этом товаре, не прочитал отзывы. Основание простояло пару месяцев, потом пошли трещины, во весь рост встал вопрос о его ремонте. Буду укреплять металлическими полосами и надеяться, что дальше не будет хуже».

Виктор, Самара.

«Продавцы утверждают, что стеклокомпозит помогает сэкономить. На своем опыте убедился, что врут. Во-первых, приходится делать пересчет: если требуется металлическая арматура диаметром 8 мм, то стекловолокно нужно брать сечением 14 или 16 мм, а ее цена в 2 раза выше. Пластиковые хомуты, которые идут в комплекте для связок, вообще не внушают доверие».

Егор, Казань.

«Строил дом из керамзитобетонных блоков с готовой лицевой отделкой. По технологии через каждые 4 ряда нужно прокладывать арматурный пояс. На рынке купил 3 бухты стекловолокна для этих целей и отвез на стройку на своей машине, так как груз компактный и мало весит, к тому же не ржавеет».

Владимир Воронцов, Калуга.

«Использовал стеклокомпозитные прутья для укрепления стен из пенопблоков. С ней легко и работать, и нарезать, и крепить. Удобная в перевозке, хотя обошлась дороговато».

Павел Калинин, Ростов-на-Дону.

Стеклопластиковое или композитное армирование является альтернативой стальным изделиям и используется для укрепления бетона в случаях, когда к их физическим и химическим свойствам предъявляются особые требования. Стеклопластик не портится от влаги, его масса в 9 раз меньше массы стали той же прочности. Показатели теплопроводности позволяют снизить потери тепла, а температурный диапазон составляет от -70 до 120 градусов. Этот материал используют для армирования бетонных емкостей на химических предприятиях, опор мостов и фундаментов. Он подходит для связки многослойных кладок стен и укрепления полов и стяжек. Стеклопластик применяют в дорожном строительстве при сооружении насыпей и покрытий.

Технология изготовления

Основными составляющими стеклопластиковых стержней являются стекловолокно и эпоксидная смола. Сначала нити пропитываются клеящим веществом, а затем проходят процесс полимеризации. Для этого их протягивают через фильеры нужного диаметра. На заключительном этапе на гладкую поверхность наносят рельеф с помощью прокатки между вальцами, которые имеют соответствующее рифление. Таким образом, получают стержни светло-желтого цвета, обладающие оптимальным сцеплением с бетоном. Продукция имеет диаметр от 4 мм до 2 см. Помимо стекловолокна в производстве используют базальтовые, углеродные и арамидные волокна. В этом случае изделия отличаются по цвету и могут иметь продольное оребрение. Для получения конструкций из арматуры стеклопластик связывают с помощью пластиковых элементов.

Преимущества и недостатки стеклопластиковой продукции

Стеклопластиковая продукция отличается повышенной прочностью на разрыв и по этому показателю превосходит стальную арматуру в три раза. Плотность стеклопластика значительно меньше, чем у металла, соответственно вес также намного легче, что позволяет облегчить бетонную конструкцию. Существенным преимуществом является и то, что пластик не поддается ржавлению, даже если контактирует с водой, в том числе, и с морской водой. Материал не реагирует на воздействие щелочей, кислот и других активных химических веществ. Он не разрушается на морозе и может перенести неограниченное количество циклов замерзания/оттаивания. Стеклопластики имеют низкую теплопроводность, что способствует улучшению этой характеристики у бетонных изделий с композитным армированием. Помимо этого композиты и бетон имеют примерно одинаковый коэффициент теплового расширения, поэтому такие конструкции не подвержены растрескиванию. Арматура является диэлектриком и не создает помех радиоволнам. Она может производиться любой мерной длины. Благодаря особенным свойствам эпоксидной смолы длинномерные изделия могут сматываться в бухты, а после восстанавливать первоначальное прямое состояние, сохраняя при этом целостность и все свои прочностные характеристики.

Стеклопластик значительно уступает стали в упругости, то есть довольно легко изгибается. По этой причине использование ее в перекрытиях должно сопровождаться тщательными расчетами. Материал является пожаробезопасным, но при температуре около 600 градусов размягчается и теряет свои механические свойства. На опасных производствах необходимо обеспечивать теплозащиту конструкций с таким армированием. Прочность соединений композитов при создании решетки оставляет желать лучшего. Как вариант, на концы стеклопластика крепят стальные стержни и сваривают их. При изготовлении конструкций особой формы приходится заказывать арматуру с определенным изгибом, так как придать ей необходимый вид на месте не получится.

просмотров