Презентация "опасное электричество". Анализ опасности поражения электрическим током Пороговые значения силы тока

Презентация "опасное электричество". Анализ опасности поражения электрическим током Пороговые значения силы тока



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок построения системы знаний

Вид урока: интегрированный – связь физики с ОБЖ.

Цель урока :

  1. В нетрадиционной занимательной форме повторить и актуализировать изученный материал.
  2. Научить применять знания в новой ситуации.
  3. Сформировать представление об опасности электрического тока.
  4. Сформировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.
  5. Развивать интерес, стремление проникнуть в сущность явлений, видение значимости изученного материала.

Задачи урока :

  • Образовательные : повторить и закрепить основные законы, сформировать навык решения качественных и экспериментальных задач.
  • Развивающие : развитие познавательной мотивации, логического мышления, развитие регулирующей сферы на основе самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Воспитательные : воспитание личностных качеств: активность, увлечённость, сообразительность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять полученные знания на практике, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.

Ресурсы: учебник, тетрадь, источник тока, амперметр, вольтметр, лампочка, провода, ключ.

Оборудование: компьютер, смарт-доска, классная доска.

Организация пространства: фронтальная работа, групповая, работа в парах

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности .

Сегодня будет интересно,
Совсем не скучно, совсем не пресно!
В чём же интереса вашего исток?
Тема важная: «Электрический ток»

II. Актуализация знаний. Демонстрация слайдов.

«Молния», «ЛЭП»

– Скажите, ребята, что объединяет эти слайды?

– Электрический ток

III. Постановка темы урока .

Электричество везде
И на суше и в воде.
Даже в космосе бывает!
А атмосфере «громыхает»!
О пользе электричества все знают,
Но про опасность забывают!

– Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока

– «Полезный и опасный электрический ток»

– Кто может сформулировать основную цель нашего урока?

– Выяснить, в чём проявляется польза и опасность электрического тока.

IV. Повторени е.

1. Что такое электрический ток?

– Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц.

2. Условия существования эл. тока в цепи?

– Наличие источника тока, наличие заряженных частиц.

3. Где вырабатывается эл. ток?

– На ТЭС, ГЭС, АЭС, нетрадиционные электростанции

4. Основные законы электрического тока?

– Закон Ома, закон Джоуля-Ленца, законы последовательного и параллельного соединения проводников.

5. Какие приборы измеряют силу тока и напряжение?

– Амперметр, вольтметр

6. Где используется электрическая энергия?

– В быту, на транспорте, в промышленности

7. Какой прибор позволяет нам определить количество потребляемой энергии?

– Электрический счётчик

V. Проверка домашнего задания.

– Ребята, а теперь проверим ваше домашнее задание.

1. Как по счётчику вы определили расход и стоимость электрической энергии в вашей квартире за 5 дней?

Учитель проверяет письменную домашнюю работу. Вместе с учениками обсуждает, кто экономно расходует энергию.

2. Ребята, у вас было задание: найти в дополнительной литературе способы экономии электроэнергии. Давайте вместе будем обсуждать, размышлять.

VI. Применение полученных знаний в новой ситуации (презентация: «Экономим электроэнергию») .

Сейчас я буду показывать слайды с советами юного физика, и мы будем обсуждать эти советы и составлять памятку по экономии электрической энергии.

Советы юного физика
1. Уходя, гасите свет.
Вот экономии секрет!
1. Это всем понятно.
2. Двухтарифный счётчик
В квартире поставь!
Экономить энергию
Домочадцев заставь!
2. В ночные часы (с 23-7) тариф в 4 раза меньше, чем в дневное время.
3. Протрите лампочки от пыли,
Чтобы они ярче светили!
3. Известно, что хорошо протёртая лампочка светит на 10% ярче!
4. Лампы накаливания
На энергосберегающие заменили,
Чтобы они не грели,
А больше светили.
4. Энергосберегающая лампа на 12 Вт даёт столько света, сколько лампа на 60 Вт.
Эта лампа тратит энергию на свет, а не на тепло. Она потребляет энергии в 4-5 раз меньше.
5. Режим ожидания
Приборов отключи!
Экономить энергию
Всех научи!
5. Приборы в режиме ожидания тоже потребляют энергию.
6. Электротехнику
класса «А» покупайте
Она экономней
Это вы знайте!
6. Дополнительный расход энергии на устаревшую технику составляет 50%. Техника класса «А» современнее и лучше по всем характеристикам.
7. Холодильник
в холодное место поставь.
Экономно работать
Его заставь!
7. Не устанавливайте холодильник рядом с плитой или радиатором отопления, это увеличивает расход энергии на 20%.
8. Экономьте энергию!
Накипь снимите,
В чистом чайнике
Чай кипятите!
8. Слой накипи ухудшает теплопроводность стенок чайника.
9. Крышки к кастрюлям
Вы подберите.
С закрытой крышкой
Пищу варите!
9. Если посуда без крышки, быстрое испарение воды, увеличивает время готовки, а значит и расход энергии.
Без крышки тратится в три раза больше энергии.

Основные правила по экономии электроэнергии

  1. Установите двухтарифный счётчик.
  2. Замените лампы накаливания на энергосберегающие, протирайте чаще лампочки от пыли.
  3. Уходя – гасите свет.
  4. Отключайте устройства, находящиеся в режиме ожидания.
  5. Применяйте электротехнику класса «А».
  6. Ставьте холодильник в самое холодное место.
  7. Плита должна быть исправной. Посуда должна быть с крышкой и плотно прилегать к нагревательным элементам.
  8. Кипятите воду в чистом без накипи чайнике

– Мы знаем, что электричество служит человеку и поэтому мы должны экономить электроэнергию. Электрический ток представляет и большую опасность для человека

Советы юного физика Ученики обсуждают и составляют памятку
1. Розетки сами не чините,
Специалисту поручите!
1. При ремонте розетки можно получить короткое замыкание.
2. К опорам ЛЭП не прикасайся,
Тока утечки всегда опасайся!
2. Всегда есть ток утечки. В дождливую и пыльную погоду он увеличивается.
3. Ты с удочкой под ЛЭП
Никогда не гуляй!
Зацепишь провода
Убьёт, так и знай!
3. При приближении предмета к проводам ЛЭП на 1м может наступить пробой воздушного промежутка. Если удочкой зацепить провод, ток пройдёт через удочку и тело человека
4. К оборванным и провисшим
Проводам не подходи!
Здоровью своему не навреди!
Из зоны обрыва проводов уходи,
Но не большими шагами,
«гусиными» иди!
4. При обрыве провода электрический ток будет растекаться по обширной области вокруг места касания провода земли. Когда человек попадает в это место, то между ступнями возникает шаговое напряжение.
Чем больше шаг, тем больше напряжение.
5. Во время грозы опасно купаться,
В стогу сена от дождя укрываться!
5. Вода является проводником электрического тока. Молния бьёт в токопроводящий участок.
6. Едешь в машине остановись!
Наружу не выходи,
Конца грозы дождись!
6. При ударе молнии разряд идёт по поверхности металла. Не следует касаться металлических предметов в машине. Отключите магнитолу, сложите антенну.
7. Под одинокое дерево
Опасно садиться,
Молния ударит.
Можешь жизни лишиться!
7. Одинокое дерево хороший молниеотвод.
8. Рядом с металлом не находись,
Подальше уйди,
За металл не держись!
8. Существует вероятность перемещения электрического разряда по коммуникациям.
9. Электроприборы ты в сеть не включай,
Даже если захочешь ты чай!
9. Необходимо отключить в сильную грозу все электроприборы. Особенно в сельской местности, где нет заземления.
10. Зонты, телефоны в грозу опасны.
Знать это все должны прекрасно!
10. Зонты имеют металлические детали, телефоны тоже представляют опасность. В случае разряда молнии, ток по телефонным проводам достигает и вашего телефона.

Решение экспериментальных задач

Ребята мы с вами обсуждали правила безопасного обращения с электрическим током. Давайте проведём эксперименты с измерительными приборами и будем включать их в электрическую цепь, нарушая правила.

Каждая группа получает задание и оборудование. Ученики выполняют эксперимент, делают выводы, записывают, отвечают.

Задание 1.

Ученик при измерении силы тока в лампочке по ошибке включил вольтметр вместо амперметра. Что при этом произошло?

Ответ: лампочка не загорелась, почти всё напряжение оказалось на вольтметре, у которого сопротивление большое

Задание 2

Ученик при измерении напряжения на лампочке по ошибке включил амперметр вместо вольтметра. Что при этом произошло?

Ответ: возник очень большой ток, который может привести к порче амперметра, поэтому необходимо быстро отключить амперметр (практически произошло короткое замыкание, так как сопротивление амперметра мало).

Подведение итогов урока : учитель даёт оценку работы класса и отдельных учеников, учащиеся отвечают, что узнали на уроке.

  1. Узнали правила экономии энергии.
  2. Правила безопасного обращения с электричеством на улице и дома.
  3. Правила поведения во время грозы.
  4. Повторили основные формулы.
  5. Решили качественные задачи.
  6. Выполнили экспериментальную работу.

VII. Информация о домашнем задании .

обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания

VIII. Рефлексия .

На доске ученики наклеивают зелёный листочек, если поняли тему; если не поняли – красный; если недостаточно поняли – жёлтый.

1 слайд

Анализ опасности поражения электрическим током Схемы электрических сетей ЗНТ ИНТ ЗНТ - сеть с заземлённой нейтральной точкой трансформатора; ИНТ - сеть с изолированной нейтральной точкой (НТ); (0 - 0) - нулевой защитный проводник; R0 - рабочее заземление НТ; Rи - сопротивление изоляции фазы относительно земли; С -ёмкость; Uл- линейное напряжение (380В); Uф- фазное напряжение (220В).

2 слайд

Опасные ситуации поражения током 1. Случайное двухфазное или однофазное прикосновение к токоведущим частям. 2. Приближение человека на опасное расстояние к шинам высокого напряжения (по нормативам минимальное расстояние - 0,7 м.) 3. Прикосновение к металлическим нетоковедущим частям оборудования, которые могут оказаться под напряжением, из-за повреждения изоляции или ошибочных действий персонала. 4. Попадание под шаговое напряжение при передвижении человека по зоне растекания тока от упавшего на землю провода или замыкания токоведущих частей на землю.

3 слайд

Двухфазное прикосновение к токоведущим частям Наиболее опасным случаем является прикосновение к двум фазным проводам (а) и к фазному и нулевому проводу (б). Ток Iч, проходящий через человека, и напряжение прикос- новения Uпр (В) при сопротивлении человека Rч (Ом): Напряжение прикосновения - это разность потенциалов двух точек цепи, которых касается человек поверхностью кожи. Путь тока - «рука-рука»

4 слайд

Однофазное прикосновение к сети с ЗНТ Этот случай менее опасен, чем двухфазное прикосновение, так как в цепь поражения включается сопротивление обуви Rоб и пола Rп. R = Rч+ Rоб+ Rп Цепь поражения: Сети с ЗНТ применяются на предприятиях, в городах, на селе. Путь тока - «рука-нога»

5 слайд

Однофазное прикосновение к сети с ИНТ Этот случай менее опасен, чем для сети с ЗНТ при нормальном сопротивлении изоляции Rи (Ом), но опасность для сети большой протяжённости может возрасти из-за наличия ёмкостного тока. При одинаковом Rи каждой фазы суммарное сопротив- ление изоляции равно: Сети с ИНТ применяют при небольшой протяжённости линий. Они требуют постоянного контроля Rи. Путь тока - «рука-нога»

Данная презентация знакомит учащихся с правилами безопасности в обращении с электричеством, электроприборами, предостерегает от несчастных случаев в быту.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по ОБЖ.Селиванова»

Занятие по ОБЖ

Селиванова Светлана Анатольевна

Начальные классы

«Электричество»

Цель:

Ознакомление учащихся, воспитанников с правилами пользования электроприборами.

Задачи:

    Расширить знания учащихся о многообразии электроприборов, используемых в быту.

    Познакомить с правилами пользования электроприборами.

    Развивать логическое мышление.

    Формировать навыки работы с информацией.

Ход занятия

Проведение опыта.

Если потереть карандаш о кусок шерстяной ткани, затем поднести к мелким бумажкам, положенным на стол, увидим …. Что это за явление?

(действие электричества)

Сообщение темы.

Слово «Электричество» - греческое слово и означает янтарь. Еще в древности греческий математик Фалес имел представление об электричестве. Потерев янтарную палочку о шерсть, он как бы заряжал ее статическим электричеством. Поднесенная к голове, эта палочка притягивала волосы. Подобное электричество мы получили сами.

Но это электричество называется статическим, потому что оно только накапливается в различных предметах. Его нельзя передавать на расстояние и использовать в осветительных приборах.

Позже ученые установили, что электричество – поток мельчайших заряженных частиц- электронов. Каждый электрон несет небольшой заряд энергии. Но, когда электронов очень много, заряд становится большим и возникает электрическое напряжение. Вот почему электрический ток может перемещаться по проводам на большое расстояние.

Самостоятельная работа в группах. Найти ответ на вопрос:

Как электричество приходит к тебе домой?

Рассказ (раздатка на столах)

Чтобы передать электричество туда, куда нужно, строят линии электропередач. Вы, конечно, видели за населенным пунктом высокие столбы - опоры, к которым подвешены провода. По этим проводам электричество от электростанций приходит в разные города и поселки.

По проводам электричество течет под очень высоким напряжением, достигающим сотни тысяч вольт.

Чтобы никто даже случайно не мог дотронуться до проводов, их и подвешивают высоко в небе на специальных опорах. А чтобы в провода не ударила молния, над ними вешают специальный провод - громоотвод.

Вы можете увидеть его на самом верху опоры.

Когда электричество по проводам приходит в город, оно попадает на электроподстанцию. Там стоит особая машина – трансформатор .

Никогда не дотрагивайтесь до кабеля, который торчит из земли, потому что он может находиться под высоким напряжением!

По кабелям электричество приходит в трансформаторную будку, которую стоит около домов в вашем населенном пункте. Маленький трансформатор, находящийся в ней, еще сильнее понижает напряжение, так, что теперь электричество может использоваться в различных приборах, которые находятся в вашем доме.

Как электричество приходит к тебе домой?

Почему опоры делают такими высокими?

С каким правилом вы познакомились, читая рассказ?

(Обсуждение.)

В каких приборах, которые находятся в вашем доме, может использоваться электричество?

Кроссворд «Электроприборы»

    Только я, только я,

Я на кухне главная.

Без меня, как не трудитесь,

Без обеда насидитесь. (электроплита)

    Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, не чихает. (пылесос)

    На столе, в колпаке,

Да в стеклянном пузырьке

Поселился дружок –

Развеселый огонек. (лампа)

    Посмотри на мой бочок,

Во мне вертится волчок,

Никого он не бьет,

Быстро крем вам собьет. (миксер)

    Друг от друга тянут сами

      Не радио, а говорит,

    Не театр, а показывает. (телевизор)

    Какое ключевое слово получилось? (опасно)

    Когда вы нажмете на выключатель лампы или какого-нибудь прибора, то электрический ток, пришедший от генератора, начинает течь по проводам и прибор начинает действовать, а лампочка – светиться.

    При неисправности проводов электроэнергия становится опасной. Человек может случайно тронуть оголенный провод, и его ударит током. Провода могут соединяться, и произойдет короткое замыкание или даже пожар.

    Поэтому, если вы увидели оголенный провод или неисправный выключатель, розетку – сразу скажите об этом взрослым.

    Все, что работает на электричестве, должно быть исправным!

    Если из телевизора или пылесоса пахнет горелым, если видны искры – надо немедленно выдернуть из розетки провод. Такой прибор необходимо починить.

    Можно самим ремонтировать неисправные электроприборы?

    Обращаться с электричеством надо уметь!

    Чего ни в коем случае нельзя делать?

      Помните, электричество не любит соседства с водой.

    Обсуждение картинок на слайдах. (Выводы делаем самостоятельно)

    На столе несколько электроприборов.

    Рассмотрите их внимательно и определите, которыми электроприборами пользоваться нельзя.

    (обсуждение)

    Итог.

    Давайте еще раз повторим, с какими правилами пользования электроприборами.

    Что мы узнали об электричестве?

    Чем оно опасно? Как избежать беды при взаимодействии с электричеством?

    Рефлексия

    Сегодня на занятии я(мне) ….

    Просмотр содержимого презентации
    «электричество.Селиванова»

    МС(К)ОУ «Б-Усинская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида»

    Начальные классы

    С.А.Селиванова


    Как работают электрические приборы?

    По тропинкам я бегу, Без тропинки не могу. Где меня ребята нет, Не зажжется в доме свет К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Светлое величество Это ЭЛЕКТРИЧЕСТВО!

    Журчащая вода в реке течет,

    Ток электрический по проводам идет.

    Идет, бежит, летит на помощь к нам

    Сварить обед, пропылесосить пол, диван.


    Электричество поступает к электроприборам с помощью розетки и вилки


    УТЮГ

    Гладит все, чего касается,

    А дотронешься - кусается.

    Очень нужный в жизни друг –

    Электрический утюг!


    Сушит ветер-суховей Кудри мамочки моей.


    ХОЛОДИЛЬНИК

    Полюбуйся, посмотри:

    Полюс Северный внутри,

    Там сверкает снег и лед,

    Там сама зима живет.

    Навсегда нам эту зиму

    Привезли из магазина.


    ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЧАЙНИК

    Закипает изнутри И пускает пузыри.

    Наслаждайтесь вечерком Вкусно заваренным чайком!


    ТЕЛЕФОН

    Он бежит по проводам, -

    Скажешь тут,

    А слышно там.


    ТЕЛЕВИЗОР

    Смотрю я на экран в квартире, И вижу, что творится в мире.

    Погода, новости, кино,

    Про спорт узнаю заодно.


    СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА

    Предмет необходимый

    есть у нас, Работает нешумно,

    радует он глаз. Он сэкономит время

    и руки сбережет - Стиральная машина

    нас избавит от забот!


    ПЫЛЕСОС

    Есть у нас в квартире робот, -

    У него огромный хобот.

    Любит робот чистоту,

    И гудит, как лайнер: «Туу-у».

    С охотой пыль глотает,

    Но не болеет, не чихает.


    ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПЛИТА

    Четыре красных солнца

    Есть у меня на кухне

    Четыре красных солнца

    Горели и потухли.

    Готовы борщ, пирог, блины.

    До завтра солнца не нужны.


    МИКРОВОЛНОВАЯ ПЕЧЬ

    Готовить быстро, ловко –

    Нужна микроволновка. Дзынь! Вот и вкусная еда

    Готовим быстро, без труда!


    МАГНИТОФОН

    Мой друг со мною

    рядышком живет.

    Нажмешь на кнопку –

    и он песенку споёт.


    ВЕНТИЛЯТОР

    С пропеллером быстрым этим Он дарит нам свежий ветер! И воздух станет посвежей Для всех людей, для всех детей!


    Разгадай кроссворд


    Электричество не любит:

    МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ

    ПРЕДМЕТЫ





    • Рассмотри внимательно рисунок.
    • Сделай вывод.


    • Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.
    • Нельзя самим ремонтировать, разбирать электроприборы.
    • Нельзя ковырять в розетке ни пальцем, ни другими предметами.
    • Нельзя включать электроприборы мокрыми руками.
    • Нельзя трогать оголенные провода.

    • Сегодня на занятии я(мне) ….

    Цель урока: 1.Выяснить, чем может быть опасен электрический ток для человека 2. Сформировать у ребят навыки безопасного обращения с бытовыми приборами 3. Дать представление об опасности, исходящей от неправильного пользования электричеством. Что такое электричество? Откуда оно приходит к нам в дом? Как правильно с ним обращаться?


    На электростанциях специальная машина (генератор) производит электричество. Генераторы бывают разные. Бывают очень маленькие – их электроэнергии хватает только на освещение одной комнаты. Бывают генераторы – гиганты, которые дают электроэнергию большому городу. Как в наш дом приходит электричество?


    Что сделано в 2013 г. На территории Свердловской области установлено и распространено: более 690 брошюр по электробезопасности порядка 80 тыс. информационных листовок для школьников, в которых в которых в доступной форме изложены основные правила электробезопасности более 190 выходов в печатных СМИ информации по профилактике электротравматизма и соблюдению правил охранных зон электрических сетей более 1000 плакатов на местах пересечения линий электропередачи с водоемами; порядка 120 информационных стендов в садоводческих товариществах 3000 листовок для рыбаков Затраты на реализацию программы в 2013 г. составили более 5 млн руб. От генератора электричество передается по специальным линиям электропередачи. К высоким столбам – опорам прикреплены провода, по которым ток течет под очень большим напряжением. Как в наш дом приходит электричество?






    Дальше электрический ток идет по кабелям под землей или по воздушной линии над землей. По этим проводам электричество подходит к дому и попадает в трансформаторную подстанцию, где напряжение понижается еще раз. Только после этого электричество можно использовать в различных бытовых электроприборах у нас дома. Как в наш дом приходит электричество?


    Правила обращения с электричеством на улице 1. СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО касаться оборванных висящих или лежащих на земле проводов или даже приближаться к ним. Удар током можно получить и в нескольких метрах от провода за счет шагового напряжения 2. СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО влезать на опоры высоковольтных линий электропередачи, играть под ними, разводить костры, разбивать изоляторы на опорах, делать на провода набросы проволоки и других предметов, запускать под провода­ми воздушных змеев.


    Правила обращения с электричеством на улице 3. СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО открывать лестничные электрощиты, находящиеся в подъездах домов, влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, заходить в трансформаторные будки, электрощитовые и другие электротехнические помещения, трогать руками электрооборудование, провода. 4. СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО останавливаться на отдых вблизи воздушных линий электропередачи, либо подстанций и рыбачить под проводами линии электропередачи.


    Необходимо всегда обращать внимание на предупреждающие знаки: «Стой! Напряжение!», «Не влезай! Убьет!», «Высокое напряжение - опасно для жизни», которые размещены на опорах воздушных линий, ограждениях и дверях электроустановок. Они предупреждают об опасности! Предупреждающие знаки


    Правила поведения с электричеством в быту 1. НЕЛЬЗЯ пользоваться электроприборами без разрешения взрослых. 2. НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными электроприборами, а также самим чинить и разбирать их. 3. НЕЛЬЗЯ играть с электрическими розетками (если ты увидел неисправную розетку, выключатель, оголенный провод, ничего НЕ трогай и сразу расскажи об этом взрослым!). 4. НЕЛЬЗЯ касаться включенных электроприборов мокрыми руками или протирать электроприборы влажной тряпкой.


    Уважаемые ребята! Электроэнергия - наш незаменимый помощник. Но для тех, кто не знает или пренебрегает правилами электробезопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами, нарушает правила поведения вблизи энергообъектов, электроэнергия таит в себе смертельную опасность!!! Ребята, будьте осторожны! Берегите свою жизнь и жизнь своих друзей!


    Спасибо за внимание! Адрес: , Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мамина- Сибиряка, 140 Телефон: (343) , факс: (343) Единый телефон Центра поддержки клиентов ОАО «МРСК Урала» (звонок бесплатный) www. mrsk-ural.ru

    2.8. Электрический ток. Анализ опасности поражения током1
    2.8. Электрический ток.
    Анализ опасности поражения током
    Схемы электрических сетей
    ЗНТ
    НТ Uл
    0
    ИНТ

    0
    R0 = 2-8 Ом
    U л 3 Uф
    С

    ЗНТ - сеть с заземлённой нейтральной точкой трансформатора;
    Анв
    ИНТ - сеть с изолированной нейтральной точкой (НТ);
    (0 - 0) - нулевой защитный проводник; R0 - рабочее заземление НТ;
    Rи - сопротивление изоляции фазы относительно земли; С -ёмкость;
    Uл- линейное напряжение (380В); Uф- фазное напряжение (220В).

    Опасные ситуации поражения током

    2
    Опасные ситуации поражения током
    1. Случайное двухфазное или однофазное прикосновение к
    токоведущим частям.
    2. Приближение человека на опасное расстояние к шинам высокого
    напряжения (по нормативам минимальное расстояние - 0,7 м.)
    3. Прикосновение к металлическим нетоковедущим частям
    оборудования, которые могут оказаться под напряжением, из-за
    повреждения изоляции или ошибочных действий персонала.
    4. Попадание под шаговое напряжение при передвижении человека
    по зоне растекания тока от упавшего на землю провода или
    замыкания токоведущих частей на землю.
    Анв

    Двухфазное прикосновение к токоведущим частям

    3
    Двухфазное прикосновение к
    токоведущим частям
    Наиболее опасным случаем является прикосновение к двум
    фазным проводам (а) и к фазному и нулевому проводу (б).
    а)
    б)

    А Ток Iч, проходящий
    В через человека, и
    напряжение прикосС
    новения Uпр (В) при
    сопротивлении

    человека Rч (Ом):
    Путь тока «рука-рука»
    а)
    I ч U л / Rч, U пр I ч Rч U л 380 В
    б) I ч U ф / Rч, U пр I ч Rч U ф 220 В
    Напряжение прикосновения - это разность потенциалов двух
    точек цепи, которых касается человек поверхностью кожи.
    Анв

    Однофазное прикосновение к сети с ЗНТ

    4
    Однофазное прикосновение к сети с ЗНТ
    Этот случай менее опасен, чем двухфазное прикосновение, так
    как в цепь поражения включается сопротивление обуви Rоб и
    пола Rп.


    А

    В
    R0 R
    R
    С
    U пр
    R
    R0
    U ф Rч
    R = Rч+ Rоб+ Rп
    Цепь поражения:
    Фаза С

    Rоб
    Rп
    R0
    R
    Путь тока «рука-нога»
    Фаза С
    Сети с ЗНТ применяются на предприятиях, в городах, на селе.
    Анв

    Однофазное прикосновение к сети с ИНТ

    5
    Однофазное прикосновение к сети с ИНТ
    Этот случай менее опасен, чем для сети с ЗНТ при нормальном
    сопротивлении изоляции Rи (Ом), но опасность для сети большой
    протяжённости может возрасти из-за наличия ёмкостного тока.
    А
    В
    С
    При одинаковом Rи каждой
    фазы суммарное сопротивление изоляции равно:

    Путь тока R и Rи / 3 ,
    «рука-нога»
    т. к. 1 / Rи 1 / RиА 1 / RиВ 1 / RиС


    R Rи / 3
    Сети с ИНТ применяют при небольшой
    протяжённости линий, на судах. Они
    требуют постоянного контроля Rи. Анв

    6
    Рис. 42 Опасные ситуации поражения током
    в бытовой сфере.
    2.16. Воздействие тока на человека
    Анв

    Воздействие тока на человека

    1
    Воздействие тока на человека
    Электрические травмы
    1. Ожоги - токовые и дуговые.
    2. Электрические знаки - это метки тока, возникающие в месте
    входа тока или по пути прохождения тока (разводы и тёмные пятна)
    3. Металлизация кожи - это проникновение брызг расплавленного
    металла от дуги в кожу.
    4. Механические повреждения от судорожных сокращений мышц.
    5. Электроофтальмия - это повреждение роговицы глаз от
    электрической дуги (например, при сварке).
    Анв

    Электрические удары

    2
    Электрические удары
    При включении человека в электрическую сеть образуется
    замкнутая «цепь поражения» и ток, проходящий через человека
    Iч (А), будет определять степень опасности.

    U пр

    ,
    где Uпр - напряжение прикосновения, В;
    Rч - сопротивление тела человека, Ом.
    Электрические удары имеют разные последствия:
    1. Человек может самостоятельно оторваться от проводника,
    жизнедеятельность сохраняется, но затем могут быть
    Анв
    неблагоприятные отклонения в состоянии здоровья.
    2. Человек не может самостоятельно оторваться от проводника и
    длительное время находится под действием тока. В результате
    этого возможно шоковое состояние, паралич органов дыхания,
    фибрилляция сердца (беспорядочное сокращение волокон
    сердечной мышцы, что часто приводит к летальному исходу).

    Факторы, влияющие на опасность поражения током

    3
    Факторы, влияющие на опасность
    поражения током
    1. Сила тока, время и путь его прохождения через человека
    (наиболее опасные пути - «рука-рука», «рука- нога», «левая руканоги»).
    2. Род и частота тока (переменный ток считается более опасным,
    чем постоянный, причем с повышением частоты опасность тока
    снижается.)
    3. Вид электрической сети (обычно сети с ЗНТ более опасны, чем
    сети с ИНТ).
    4. Сопротивление тела человека, которое лежит в пределах 0,3 -100
    кОм, но обычно составляет 2000 - 10000 Ом, причём сопротивление
    внутренних органов человека равно 300 - 500 Ом.
    При расчётах сопротивление человека Rч принимается 1000 Ом.
    Rч зависит от: состояния кожи (сухая, влажная, повреждённая);
    состояния здоровья, психофизиологических
    Анв
    особенностей, фактора «внимания».

    Пороговые значения силы тока. Предельный ток

    4
    Пороговые значения силы тока.
    Предельный ток
    Для переменного тока частотой 50 Гц установлены пороги:
    Ощутимый ток (1 - 3 мА)
    Неотпускающий ток (10 - 15 мА).
    Ток, вызывающий паралич дыхательных мышц (60 - 80мА).
    Фибрилляционный (смертельный) ток (100 мА при t > 0,5 c).
    Безопасная для человека сила тока составляет 0,3 мА.
    Предельная
    сила тока при времени воздействия
    1 секунда составляет 50 мА, а при времени 3 с. - 6 мА.
    2.17. Средства электробезопасности
    Анв

    Средства электробезопасности

    1
    Средства электробезопасности
    Средства электробезопасности делят на технические и защитные.

    1. Выбор электрооборудования соответствующего исполнения в
    зависимости
    от
    условий
    эксплуатации
    (защищённое,
    брызгозащищённое, взрывозащищённое и др.)
    2. Изоляция токоведущих частей, которая является первой и
    основной ступенью защиты. Допустимое сопротивление изоляции
    для отдельных участков сети составляет 0,3 - 1 МОм. Изоляцию
    делят на рабочую, двойную и усиленную.
    3. Защита от случайного прикосновения к токоведущим частям:
    - ограждения, блокировки;
    - расположение токоведущих частей на недоступной высоте;
    - защитное отключение, реагирующее на прикосновение челоАнв
    века к токоведущим частям.

    Технические средства электробезопасности (продолжение)

    2
    Технические средства электробезопасности
    (продолжение)
    4. Применение малых напряжений (12 - 42 В) в особо опасных
    помещениях.
    5. Средства уменьшения ёмкостного тока: включение индуктивной
    катушки между нейтральной точкой и землёй, разделение
    протяжённых сетей на отдельные участки с меньшей ёмкостью.
    6. Средства защиты от пробоя фазы на корпус оборудования:
    Защитное заземление
    Зануление
    0
    Защитное отключение
    Анв

    Защитное заземление

    3
    Защитное заземление
    Защитное заземление - это соединение корпуса оборудования с
    землёй через малое по величине сопротивление (4 - 10 Ом). При
    пробое фазы на корпус сравниваются потенциалы оборудования φоб
    и основания φосн, а Uпр и ток через человека становятся меньше.
    Применяется в основном в сетях с ИНТ до 1000 В.
    U пр об осн




    В параллельных ветвях токи обратно пропорциональны сопротивлениям.

    Iч I з
    ,
    R
    где R - суммарное сопротивление человека, обуви
    и пола, Ом.
    Анв

    Зануление

    4
    Зануление
    Зануление - это соединение корпуса оборудования с нулевым
    защитным проводником. При пробое фазы на корпус возникает
    большой ток короткого замыкания, срабатывают автоматические
    выключатели (АВ) или сгорают плавкие вставки предохранителей
    (ПР) и установка отключается. Применяется в сетях с ЗНТ до 1000В
    Условие срабатывания
    защиты:
    0
    Iкз
    АВ (Пр)
    0
    I кз I ном К,
    где Iном - номинальный ток срабатывания
    защиты; К - коэффициент кратности тока.
    Анв

    Устройство защитного отключения (УЗО)

    5
    Устройство защитного отключения (УЗО)
    УЗО - это быстродействующая защита, реагирующая на замыкание
    фазы на корпус, на землю, на прикосновение человека.
    Характеристики УЗО: уставка и время срабатывания (0,05 - 0,2 с.).
    Применяется как самостоятельное средство защиты и в комплексе с
    заземлением или занулением.
    Схема УЗО, реагирующая на изменение
    напряжения корпуса относительно земли
    К
    РН
    При пробое фазы на корпус
    срабатывает реле напряжения
    (РН), настроенное на определённую уставку, и установка
    отключается контактором (К).
    Анв

    Электрозащитные средства

    6
    Электрозащитные средства
    Их делят на основные (позволяют работать на токоведущих частях)
    и дополнительные (усиливают действие основных).
    а - изолирующая
    штанга;
    б - изолирующие
    клещи;
    в - измерительные
    клещи;
    г - измеритель напряжения > 1000 В;
    д - то же < 1000 В;
    е - диэлектрические
    перчатки, галоши;
    ж -коврики, подставки
    з- переносное заземлеРис. 43
    ние.
    Анв

    Первая помощь пострадавшим от электрического тока

    1
    Первая помощь пострадавшим
    от электрического тока

    Главное это быстрота
    действий, так как, чем
    больше времени человек
    находится под током, тем
    меньше шансов на его
    спасение.
    Прежде всего
    необходимо отключить
    установку с помощью
    рубильника,
    штепсельного разъёма
    или вывернуть пробку.
    Рис. 44
    Анв

    Освобождение пострадавшего от тока (продолжение 1)

    2
    Освобождение пострадавшего от тока
    (продолжение 1)
    Если отключить электропитание нет возможности, действия
    по спасению человека должны выбираться в зависимости от
    напряжения: обычные сети (до 1000 В) или высоковольтные
    сети (более 1000 В).
    Сети до 1000 В
    Для отделения пострадавшего от провода можно
    использовать одежду, канат, палку, доску. Эти предметы
    должны быть обязательно сухими. Не следует прикасаться к
    ногам пострадавшего, так как обувь может быть сырой. Для
    изоляции рук спасающего используют резиновые перчатки,
    шарф, рукав, сухую материю. Можно встать на сухую доску
    или подстилку. Для прерывания тока необходимо подсунуть
    под пострадавшего сухую доску, перерубить провод
    Анв
    топором с деревянной сухой ручкой.

    Освобождение пострадавшего от тока (продолжение 2)

    3
    Освобождение пострадавшего от тока
    (продолжение 2)
    Рис. 45
    Анв

    Освобождение пострадавшего от тока (продолжение 3)

    4
    Освобождение пострадавшего от тока
    (продолжение 3)
    Сети более 1000 В
    В таких сетях для отделения пострадавшего от тока
    необходимо обязательно использовать электрозащитные
    средства: изолирующие боты, диэлектрические перчатки, а
    действовать надо изолирующей штангой.
    Определение состояния пострадавшего
    1. Немедленно уложить пострадавшего на спину.
    2. Расстегнуть стесняющую дыхание одежду.
    3. Проверить по движению грудной клетки наличие дыхания.
    4. Проверить наличие пульса.
    5. Проверить состояние зрачка (узкий или широкий).
    6. Обеспечить покой пострадавшему до прибытия врача.
    В случае редкого дыхания или при отсутствии признаков жизни
    необходимо делать искусственное дыхание и непрямой массаж
    сердца.
    2.19. Процессы горения; опасности пожара
    просмотров